Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НА КЛАРНЕТЕ



 

Хименец М. В., аспирант БГИИК

Туравец Н. Р., доктор педагогических наук профессор

БГИИК, член Союза композиторов России

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НА КЛАРНЕТЕ

Аннотация.   В статье рассматривается пути становления и развития кларнета, его совершенствование; деятельность первых педагогов-мастеров исполнительского искусства; роль и значение первых отечественных консерваторий в Петербурге и Москве; представлена издательская деятельность первых русских типографий, направленных на обогащение методики преподавания, репертуара отечественных исполнителей.

Ключевые слова: музыкальное искусство, деревянно-духовые инструменты, кларнет, консерватория, мастера-исполнители.

Современные историки считают, что развитие исполнительства на духовых инструментах насчитывает более четырех веков. Кларнет относится к группе деревянных  духовых инструментов, но можно констатировать, что сегодня отсутствую сведений о его появлении. Исследователи предполагают, что кларнет был создан в 1710 году Иоганном Христофом Деннером, который создавал духовые инструменты из дерева, и, модернизируя французскую свирель «шалюмо», создал новый инструмент с широким диапазоном и высокими исполнительскими качествами. В XIX веке появляются выдающиеся виртуозные  исполнители, педагоги-методисты которыми был заложен фундамент современной теории, методики и практики исполнительства на оркестровых духовых инструментах (Ф. Т. Блатт, Г. Э. Клозе и др. ).

В конце XVIII века и вплоть до конца XIX века кларнет как сольный и оркестровый инструмент широко использовался в концертной деятельности: композиторы, исполнители, педагоги высоко оценивали художественные и виртуозные возможности инструмента. Возросло число желающих обучаться игре на кларнете, и, как следствие, появляется большое количество классов игре на данном музыкальном инструменте. Постепенно расширяется репертуар с участием кларнета, чему в немалой степени способствовали появляющиеся учебно-методические пособия, материалы теоретико-методического и нотного содержания. Так, известный композитор, дирижер и профессор Парижской консерватории Матье Фредерик Блазиус подготовил и издал «Новую школу для кларнета» (1796 г. ), в которой были раскрыты особенности исполнения на усовершенствованной модели кларнета. Усовершенствованный кларнет с шестью клапанами, был разработан французским кларнетистом и композитором Жаном Ксавье Лефевром, широко представленный в дальнейшем, как в европейской исполнительской школе, так и в России.

В начале XIX века в Германии вышла «Школа игры на кларнете», изданная Жан Ксавье Лефевра, который был широко известен как солист оркестра Французской оперы, профессор Парижской консерватории, композитор, перу которого принадлежали концерты, симфонии, сонаты для кларнета и других духовых инструментов. Практически синхронно так же в Германии издана «Школа игры на кларнете и бассетгорне», которую издал педагог-композитор Иоганна Бакофена (Баккофена). В 1810 году немецкий исполнитель, конструктор-экспериментатор кларнета Иван Мюллер выпустил «Школу усовершенствованного кларнета». В данной работе представлены методические рекомендации, способствующие обучению игре на усовершенствованной разновидности кларнета. В Европе был популярен Французский композитор, кларнетист, профессор Парижской консерватории Гиацинт Элеонор Клозе, который в 1844 г. издал «Полную школу игры на кларнете». Данная «Школа» стала практически первым методическим пособием игре не только на кларнете, но и  на саксофоне.

В России профессиональное искусство игры на кларнете стало формироваться в конце XIX в., на базе открывшихся в 1862 году Санкт-Петербургской, а затем в 1866 году, и Московской консерватории. К моменту открытия первых русских консерваторий обучение игре на кларнете проходило на базе музыкальных училищ Императорского русского музыкального общества. Становлению данных учебных заведений способствовало активное участие в их деятельности русских композиторов П. И. Чайковского, Н. А. Римский-Корсакова и др. Этот период отмечен разработкой первых отечественных учебников, пособий, нотных сборников, которые по настоящий день востребованы и широко используются в практике  подготовки студент исполнителей на духовых инструментах.

Во второй половине XIX века в России появляются специально разработанные для исполнения на кларнете нотные издания и учебно-методические труды. Постепенно появляется и репертуар, основанных на русском мелосе. Композитор Константин Петрович Вильбоа издал несколько сборников русских народных песен в переложении для струнных инструментов, а в 1874 г. появилось «150 русских песен, записанных с народного напева и переложенных для кларнета» [1; 2; 3].

В 1888 г. в издательстве «П. И. Юргенсон» были изданы многочисленных нотные сборники для различных инструментов симфонического оркестров и для популярных в то время сольных музыкальных инструментах – гитаре, фортепиано. В этом же году была издана на русском языке «Школа для кларнета» Анри (Генри) Клинга, автора большого количества школ игры.  В 1889 г. в этом же издании  вышел фундаментальный труд профессора Парижской консерватории Франца Тадеуша Блатта – «Полная школа для кларнета», написанная еще в 1828 г. Данный труд Ф. Т. Блатта пособие в области кларнетового исполнительства стал настольной книгой не только его современников:  в ХХ веке данная работа стала практическим руководством для нескольких поколений педагогов и учащихся по классу кларнета в детских, средних и высших специальных учебных заведениях.

Уже в ХХ веке в г. Санкт-Петербурге издательством «Ю. Г. Циммерман» впервые было выпущено издание Роберта Китцера «Новая, полная, весьма понятная практическая школа для кларнета, удобная для самоучения, Ч. 1-2». Данный труд стал основой для освоения искусства исполнения с первых шагов.

В ХХ веке искусство исполнения на кларнете сопровождалось многочисленными изданиями, такими как: «Школа для кларнета. Этюды на каждый день» Карла Бермана (в пяти выпусках); «Школа игры на кларнете» кларнетиста, композитора и дирижера Бенджамин Дэвида Гудмена, в которой нашли отражение авторский опыт джаза и кларнетового исполнительства; в 1926 году подготовлены и выпущены «Транскрипции для кларнета с фортепиано» и «Упражнения для развития техники на кларнете» Сергея Васильевича Розанова [4], в которых обобщен многолетний концертный и педагогический опыт автора, а в 1940 г. был издан его фундаментальный учебно-методический труд «Школа игры на кларнете».

В середине ХХ века учеником С. В. Розанова Александром Владимировичем Володиным были изданы переложения для кларнета произведений европейских композиторов, разработаны упражнения для развития техники игры на кларнете с методическими указаниями (1968 г. ).

Вторая половина ХХ века отмечена большим количеством изданий нотного материала и кларнетовой педагогики. Это «Педагогический репертуар для кларнета в сопровождении фортепиано: Музыкальное училище» композитора Р. М. Глиэра;  «Трио для скрипки, кларнета и фагота» – композитора Э. В. Денисова; «Избранные этюды и оркестровые отрывки для кларнета»; переложения для кларнета произведений европейских и русских композиторов, сборники пьес для начинающих кларнетистов – Б. Ф. Прорвича; переложения для кларнета пьес русских и советских композиторов, хрестоматии для кларнета для детских музыкальных школ и училищ – профессора И. П. Мозговенко и др. В данный период времени появляются новые теоретико-методические исследования и материалы по изучению европейских кларнетовых педагогов и музыкантов-исполнителей: Д. Ваци (1955), Ж. Р. Груссена (1965), Ш. Емница (1966), Л. Дельбека ( 1968) и др.

В последние десятилетия кларнетовая педагогика постепенно обогащается новыми педагогическими идеями, методиками обучения: появляются разработки, связанные с многоуровневой системой подготовки исполнителей на кларнете, начиная с музыкальных школ и студий. Особое внимание уделено подготовке студентов класса кларнета в высших учебных заведениях страны. Появляются историко-музыковедческие исследования Р. А. Маслова – «Исполнительство на кларнете, XVIII – начале ХХ вв.: Источниковедение, историография» (1997), С. Е. Артемьева – «Кларнетовый концерт в европейской музыке XVIII: от Мольтера к Моцарту» (2007), педагогические исследования А. А. Хотенцева – «Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета» (2007), диссертационное исследование А. А. Степанова – «Особенности темброобразования кларнета» (1989).

В XXI веке интерес к проблеме исполнительства и педагогике на кларнете проявляется в работах молодых исследователей: Х. Фернандес-Ремирас [5], Ч. Хоу, М. Р. Черная [6].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что история становления и развития кларнетового искусства и образования насчитывает не одно столетие и свидетельствует о создании теоретико-методической и концертно-репертуарный базы, которые в XXI веке расширяется и обогащается новыми идеями и достижениями.

Литература:

1. История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах: тезисы докладов: – Ростов-на-Дону: РИО АОЗТ Цветная печать, 1997. – 159с.

2. Ливанова, Т. Н. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств /Т. Н. Ливанова. – М.: Музыка, 1977. – 528 с.

3. Маслов, Р. А. История исполнительства на кларнете (XIII начало XX в. в. ) / Р. А. Маслов. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. – 122с.

4. Розанов С. В. Школа игры на кларнете / С. В. Розанов. – М., 2012. – 134 с.

5. Фернандес-Ремирас Х. Духовое искусство и духовное развитие ребенка. Практический и методический аспекты обучения детей игре на кларнете // В сборнике: Актуальные вопросы реализации дополнительных продпрофессиональных общеобразовательных программ в детских школах искусств: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «АРТ-ЕКАТЕРИНБУРГ. – 2015. – С. 9-11.

6.  Хоу Ч., Черная М. Р. Историографический очерк о выдающихся китайских кларнетистах, педагогах-методистах и исполнителях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 42. – С. 83-90.

 

Jimenez M. V., postgraduate student of BGIIK

 Turovets, N. R., doctor of pedagogical Sciences Professor Of BGIIK, member of the Union of composers of Russia

 

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PERFORMANCE ON THE CLARINET

 

Annotation. The article considers the ways of formation and development of the clarinet, its improvement; the activities of the first teachers-masters of performing arts; the role and importance of the first national conservatories in St. Petersburg and Moscow; presents the publishing activities of the first Russian printing houses aimed at enriching teaching methods, repertoire of domestic artists.

Key words: musical art, woodwind instruments, clarinet, Conservatory, master performers.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.