Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  История с. Старый Мутабаш



 

        Почему – то всегда считалось, что население Старого Мутабаша основала свой населенный пункт, переселившись из Казанчи (Казанчино, как тогда именовали русские писцы эту деревню). До сих пор не утихают споры о принадлежности казанчинцев, а заодно и всего населения в округе, - башкиры они или татары? Что касается населения Казанчи, то с ними все ясно: они башкиры – вотчинники (асаба). Чтобы быть вотчинником (асаба) необходимо было принадлежать к определенному башкирскому племени и роду, которые издревле жили на землях своих предков, иметь наследственные юридические права на вотчинное владение землей, а также вести собственное хозяйство. Условиями вотчинного права башкир были уплата ежегодного налога – ясак и несение военной службы. Эта система сложилась еще со времен Золотой Орды, продолжалось в период Казанского и сибирского ханств, Ногайской орды.

        Деление на коренного и пришлого населения были прижиты у многих народов, в том числе и в античных. Из истории Древней Греции мы знаем, что коренное население Афин называли себя аристократами, а пришлое свободное население демосом. В Древ- нем Риме коренное население патрициями, а пришлое – плебеями. Такое деление наблюдалось и в историческом Башкортостане: соб- ственники земель (асаба – вотчинниками) и пришлые – припущен- никами или тептярами.

         Такое положение наблюдается и в истории деревни Мута- баш ( с середины 80-х гг. 19 – го века – Старый Мутабаш).

         В архивных документах никак не подтверждается, что Мутабашевцы когда-то жили в Казанчах, а потом переселились. Зато все ревизские сказки подтверждают, что мутабашевцы уже в первых лет переселения назывались тептярами. Тептяри – это те, которые оформляли письменно условия пользования башкирскими землями.

        Есть сведения, что основатели деревни приехали в 1731 году, составили договор припуска с Казанчинскими башкирами, основали деревню рядом с р. Кутмас на равнине между глубокими оврагами, которого и тогда, и сейчас называют Сабан – Ялан, или Саба – Ялан, по имени первого основателя деревни Саба – Саяф. А сам Саба – Саяф сбежал из своей родины Байлар Сабасы (современ- ный Татарстан) из – за политики царских властей насильственной христианизации. Он и его последователи построили семь дворов. Первое время деревня называлось не Мутабашем (а может быть, Саба – Яланом? ). Как бы то там не было, новый населенный пункт был основан в числе первых на Казанчинских вотчинах.

       Основатели деревни не смогли ужиться на этом месте, так-как там было очень много ящериц, ужей и гадюк. Решено было переселяться на новое место в пределах своей арендованной земли. И в 1740 году возник деревня на правым берегу р. Мута, и название деревня получила от этой реки – Мутабаш.

       Постепенно население деревни росло. Согласно ревизским сказкам (переписям), в 1795 году в деревне проживало 44 душ обо- его пола, в 1859 г. – 98, в 1895 – 176, в 1917 – 310, в 1920 – 438, 1959 – 359, 1979 – 308, 1989 – 291, в 2002 г. - 249, в 2010 – 254 чело- век.

       Жители занимались скотоводством и земледелием, лесными промыслами и охотой. Несмотря на имеющиеся хорошие условия пчеловодство большого распространения не нашло.

       В истории деревни отражены история страны. Например, погибший в Отечественной войне 1812 года Яхъя Ильясов является примером тому, что мутабашевцы участвовали и в этой войне. Да и по другому и было невозможно, так как мужское население Старого Мутабаша несла воинскую повинность наряду с другими жителями края, потому что в данное время в Башкортостане была кантонная система управления. Мутабаш входил до 1855 года в состав 25-й тептярской команды Мутабашевской юрты, а затем, до

упразднения кантонной системы управления в 1865 году, их отнесли к 15 –му башкирскому кантону 7-й команды этой же юрты.

       Из архива видно, что не совсем удачно сложилась судьба Бикбова (Бикбау) Егоферова (Ягафарова). В 1833 году отдали в рекруты его первого сына – Файруша, оставив в доме жену Диляфруз и двоих дочерей: Гафифу и Хатиру. В 1840 году был сослан в Сибирь второй сын – Файруз, вместе с ним уехала и его жена ­- Хуснизамал. Позже, в 1862 году сослали в Сибирь и третьего сына, Давлятшу, со своей семьей: женой Магрифой и двумя детьми.

      Деревня жила полноценной жизнью: с момента основания в деревне был построен молитвенный дом, а чуть позже и мечеть. В сведениях земской статистики к 1896 году в деревне проживали 350 человек, в том числе мужчин – 174, женщин – 176. Они проживали в 57 дворах, в деревне была мечеть, при мечети обучали детей (шакирдов) основам Корана, работали три торговых лавок. Об обу- чении девочек сведений нет.

     Спокойную жизнь сельчан взбудоражили события начала 20 века. Вести о русско – японской войне, революции 1905 – 1907 гг., вести о расстреле мирных жителей в столице докатились и до Старого Мутабаша. А вот революции и гражданская война и в полном смысле расшатывало установившиеся порядки и обычаи. Бедняки пошли против богатых, дети против родителей, население против властей. Впервые начали наблюдаться такие явления, как табакокурение и употребление спиртных напитков. Все поговаривали о скором приближении конца света. А уж тем более многим казалось, что он уже наступил, когда срубили минарет мечети.

     Первая советская школа открылась в 1920 году. Первым учителем был назначен Хазиев Фазыл Хазиуллинович. Здание школы было очень ветхим, однокомнатным. Оно же вечерами слу- жило клубом для молодежи, где смастерили разборную сцену. Здесь регулярно выступали с концертами и спектаклями. Учитель в то время был в деревне самым авторитетным человеком: он же был и артистом, и оратором, и даже священнослужителем. Первыми учениками стали Шарифьянов Султан, Низамутдинова Хадича и др., всего восемь человек. До военных лет учителя менялись очень часто. В 1948 году учителями начали работать Зульфакар Зиннуров и Фами Нуретдинов. Ф. Нуретдинова в 1950 году избирают председателем колхоза «Марс». Вместо него начинает работать Галим Абдиев из с. Старые Казанчи. Именно в эти годы стал приве- зенный из деревни Янаул здание мечети. Учителей было много, но среди них заслуженным уважением пользовались Хана Рахматья- новна Тимербаева, проработавшая 36 лет и Ахматнур Шарифгали- евич Шайхиев, педагогический стаж которого составил 42 года.

      С 1973 года школа становится восьмилетней. Его открытию способствовали рост числа детей и принципиальная инициатив- ность его первого директора Радика Фамиевича Нуретдинова. С тех пор прошло 37 лет, и с самого дня открытия здесь работает Радиф Шарифьянович Карамов, с 1974 года – автор этих строк, с 1976 года – Люция Гилимхановна Галимшина.

      30-е годы – годы коллективизации. В старом Мутабаше первый колхоз организуется под названием «Берек». Председателя- ми работали: до войны – Ахъям Гизетдинов, Карам Гизетдинов, Сафиулла Зиннатов. В военные годы председательствовал очень жестокий человек из д. Урманкуль Набиулла Давлятов. После него в послевоенные годы Глимьян Басыров из д. Башкортостан. До войны колхозы «Берек»и «Марс»(Тупралы) объединились в один колхоз. Позже к ним присоединился и колхоз «Байкал» (Новый Мутабаш), колхоз назывался «Марс». Впоследствии на базе этих колхозов и колхозов деревень Мута – Елга и Тульгузбаш образован колхоз «Дружба». Заметный след в улучшении экономики колхоза оставил Фами Нуретдинович Нуретдинов, при нем колхоз каждый хозяйственный год заканчивал рентабельным. Именно тогда впервые в Аскинском районе начали культивировать клевер, зерно которого продавали на сторону и получили очень хорошие прибыли. После него председателями колхоза были: Галин Гиндулла, Глимьян Зубаиров, Мавлитьян Саитов.

      В 1969 году с 1 января колхозы «Дружба» и «им. Азина» объединили и создали совхоз «Дружба». Надо признать, что до реорганизации колхозов в совхоз, колхоз имени Азина в производственных показателях очень сильно отставал. А колхоз «Дружба» к этому времени был экономически очень сильным: здесь было все необходимое для производства зерна и мяса, молока. Во всех бригадах имелись по 2 – 3 ферм различного направления производства, хорошо оборудованные зернотоки, в Старом Мутабаше был построен современный для своего времени и хорошо технически оснащенный, укомплектованный хорошими кадрами центральный ремонтный мастерской, многие фермы были оборудованы доильными аппаратами. Кроме этого силами колхоза под руководством бригадира строительной бригады Хабибьяна Ибрагимова были построены здание фельдшерско – акушерского пункта, новое большое здание сельского клуба (с 1971 года – СДК), новое здание школы и другие многие объекты социально – культурного и бытового назначения, которые и сегодня служат людям.

      К сожалению, при совхозе «Дружба», центр которого находился в с. Старые Казанчи, началось централизация всего: бухгалтерию, автомобильного и тракторного парка, были вывезены из села токарные станки, которыми пользовались до ликвидации совхоза и пользуются до сих пор в ООО «Казанчи», оборудования по ремонту топливных аппаратов и многое другое. В справедливости ради приходится констатировать, что совхоз для мутабашевцев играл губительную роль.                                                                                                    

      На войну деревня отправила 77 своих сыновей, из них вернулись только 38 человек. На сегодняшний день из них жив только один человек – Рафиков Файзулхан Рафикович, участник Парада Победы 1945 года в г. Москве.

      В отношении административно – территориального деления Старый Мутабаш до 1961 года входил Казанчинскому сельсовету.

19 декабря 1961 года состоится первая сессия, который декларирует об образовании Мутабашевского сельсовета депутатов трудящихся. Первым его председателем стал Галин Гиндулла Хабибуллинович.

Далее председателями сельского Совета и его исполнительного комитета, позднее главами администрации работали: Мухаматрахимов Заки Мухаматрахимович (Янкисяк), Галимьянов Мубаракзян Галимьянович (Янкисяк), Гизатова Файруза Акрамов- на, Тимербаева Хана Рахматьяновна (оба Старый Мутабаш), Галимшин Малик Галимьянович (Новый Мутабаш), Суфияров Радис Хабипович (Старые Казанчи), Нурисламов Илмир Хайрисламович (Старый Мутабаш), Гайнуллин Рафаэль миннегаянович, Ильясов Вадим Гатинович (Чад), Сафин Илдус Ваисович (Новый Мутабаш). По нескольку созывов секретарем исполкома сельского Совета работал Гизетдинов Илшат Нагимович, в последние десять лет незаменимым Управляющим Делами сельского поселения работает Марина Камильевна Зарифьянова. Более двадцати лет бухгалтером работает Аниса Рафкатовна Ахмадуллина. Начала свою трудовую деятельность в 1973 году Гарипова Фатхия Садыковна, уроженка д. Новый Мутабаш, и проработала на разных должностях до 2004 года в администрации сельского поселения.

       Самым уважаемым человеком был и остается, безусловно, Хабибуллин (Галин) Гиндулла Хабибуллинович. Везде, где его не попросили работать, он трудился всей своей энергией и полной самоотдачей. Где только не пришлось работать этому удивительному человеку: председателем колхоза, председателем сельского Совета, очень долгие годы, вплоть до ухода на пенсию он работал заведующим фермой. Везде он пользовался заслуженным уважением. И дети его пошли по стопам отца. Его старший сын Галин Набиулла Гиндуллович окончил высший медицинский вуз, работал главным врачом Старо – Казанчинской участковой больницы, затем перевели его в центральную районную больницу, он и там несколько лет работал главным врачом. Другой сын Галин Фаниль Гиндуллович выбрал профессию военного, очень долго работал военным комиссаром района. в настоящее время продолжает работать. Дочь Фатхуллина Равия Гиндулловна тоже медицинский работник, очень долгие годы работает в ЦРБ.

Нуретдинов Фанус Фамиевич, получив университетское образование, очень долгие годы работал директором Кшлау – Елгинской, Труновской средних школ, в начале 80-х гг. был избран секретарем партийного комитета колхоза «Ударник». Радик Фамиевич Нуретдинов, получив высшее образование, открыл в селе восьмилетнюю школу, был его первым директором. Затем учился в аспирантуре БГУ, начал заниматься творческой работой. Как продолжатели династической профессии, дети Тимербаевой Ханы Рахматьяновны выбрали профессию педагога: Ильмир, Резеда, Миляуша после окончании ВУЗов работают учителями в Аскинском и Бураевском районах. Сын Нурисламов Марсель Хайрисламович выбрал карьеру военного: окончив высшее военное училище долгое время служил в войсках связи, а теперь, будущи в отставке, продолжает трудиться начальником региональной службы МЧС в Месягутове. Получив высшее образование, нашли свой жизненный путь Гайнуллина Мунзиля Миннигаяновна, Байбурина Фатима Фазылбаковна, Султанова Ризала Нурихановна, Галимшина Чулпан Маликовна и др. Наш земляк, ученик Тимербаевой Х. Р. Анис Шарифьянов работал главным инженером в одном из отделений Министерства путей сообщения.

      Всю свою жизнь посвятила медицине Лутфуллина Занфира Лутфулловна. Сразу же после окончания медицинского училища она была направлена в с. Старый Мутабаш и до ухода на пенсию ра- ботала в одном месте. Она стала знатоком, профессионалом своего дела. Все его диагнозы оказывались точными, и благодаря этому многие ее пациенты вовремя получили лечение. И сейчас, будущи в пенсии, она никому в помощи не отказывает. Под стать ей и муж Шарифьянов Муллаян Мулланурович, лучший механизатор. Они в настоящее время не сидят сложа руки, приобрели колесный трактор, плуг, косилку, сеноуборочных агрегатов и даже бытовую электростанцию! Держат в хозяйстве постоянно до десяти голов КРС, овец, птиц разных видов. Таких семей в селе очень много.

       Сегодня деревня преобразуется в лучшую сторону. Строятся большие дома, благоустраиваются улицы, проложена асфальтная дорога через село, которая соединяет с районным центром и санаторием «Танып», проложен магистральный газопровод. Имеется надежная телефонная и сотовая связь, заканчиваются работы по проведению кабельного телевидения.

      Будущее порождает оптимизма.

 

 

                                           Галимшин Малик Галимьянович,

                                                  историк, краевед

        

          

     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.