Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема занятия: «Осенний букет».



 

 

Методическая разработка на тему: «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

 

Учитель-логопед: Кремнева Ю. С

 

2019 г

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

 

Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом и логопедом.

В нашей школе систематизирована комплексная работа коррекционного воздействия. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога.

Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.

На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, психофизическое расслабление.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика.

Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения оказываются общими. В школе всегда есть дети, нуждающиеся в помощи обоих специалистов.

Работа логопеда заключается:

* в развитии звуковой стороны речи;

* в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

* в формировании связной речи;

* в формировании полноценных учебных умений.

Работа психолога заключается:

* в развитии и коррекции высших психических функций;

* в активизации познавательных процессов.

Основные направления, определяющие индивидуальную и групповую деятельность логопеда и психолога:
- Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз рука и др.
- Расширение кругозора и развитие связной речи до уровня, позволяющего учащимся включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.

Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Задачи работы педагога-психолога:

*Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

* Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

*Совершенствование мелкой моторики.

* Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

* Развитие зрительно-моторной координации.

* Активизация изученных лексических тем.

* Снятие тревожности у детей при выполнении логопедических заданий.

Задачи работы учителя-логопеда:

*Обследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

*Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.

*Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

 

Интегрированные занятия поддерживают, направляют и корректируют развитие ребенка.

В результате взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности стимулируются речевое, познавательное и индивидуальное развитие ученика.

Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают помощь и положительное влияние на психическое развитие ребенка.

Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации.

 

Вид занятия: групповое занятие, 1 класс

Продолжительность занятия: 35 минут

Тема занятия: «Осенний букет».

Тип занятия: обобщение полученных знаний.

Вид занятия: нетрадиционный, интегрированный по содержанию, с включением этно – экологического компонента.

Цель: обобщить знания и представления об основных изменениях в природе осенью, полученные на предыдущих занятиях недели.

Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию активного словаря,

- способствовать развитию высших психических процессов: внимания, памяти, воображения.

Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие навыков слогового анализа;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- расширение словаря и развитие связной речи;

- формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, акустический, вибрационный контроль.
Воспитательные:
- способствовать успешной адаптации к обучению в школе детей – ханты через применение на занятиях этно – экологического компонента;

- воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По взаимодействию учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа в парах.
  3. По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.
  4. Методы стимулирования и мотивации на занятии: введение этно – экологического компонента, создание ситуации успеха.
  5. Методы контроля и самоконтроля: фронтальный контроль, индивидуальный контроль и взаимоконтроль с опорой на органы артикуляции, тактильные ощущения, оральный, вибрационный, акустический самоконтроль, рефлексия.

Оборудование на занятии:

1. Информационные учебно – наглядные пособия:
- презентация к занятию для учащихся по теме «Осенний букет», выполненная в программе OpenOffice – PowerPoint.

2. Учебно – наглядные пособия для выполнения практических заданий:

- зеркала для индивидуальной работы,

- раздаточный материал: ветки с осенними листьями, демострационный стол, мелкие игрушки.

Ход занятия:

№/п Название этапа, количество времени, кем проводится Задачи этапа Содержание этапа
1. Мотивационный этап (3 мин. ) Проводится психологом Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Психолог настраивает детей на предстоящую работу. Дети при проговаривании стихотворных строк загибают пальчики, сжимают и разжимают кулачки. Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листья черемухи, Листья осины мы соберем, Маме осенний букет отнесем. - Кому еще вы можете подарить осенний букет? Скаким настроение вы будете дарить свой букет? Покажите свое настроение. Почему важно дарить букет с хорошим настроением? Вот с таким настроением мы будем работать на сегодняшнем занятии.
2. Целевой этап. (3 мин) Проводится логопедом Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. Логопед организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний: - Сегодня на занятии мы будем делать букет из осенних листьев. Наш букет будет необычным. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать осеннюю веточку. В конце нашего занятия мы посмотрим, чей букет пышнее и красивее.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастики (5 мин. ) Проводится логопедом Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата Дети выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами, каждое упражнение сопровождается демонстрацией фотографий по презентации «Осень в Югре»
  1. Дети шли, шли и брусничку нашли.
Сели, поели, дальше пошли. - Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус. Какие они? Правильно, кислые. Изобразите мимикой вкус ягод. А теперь собираем голубику, чернику. Какие на вкус эти ягоды. Изобразите мимикой.
  1. Упражнение «У берлоги»
Дети шли, шли, к мишкиной берлоге подошли. Давайте широко откроем рот. Покажем, как медведю хочется спать осенью. Раскрыть и закрыть рот В конце задания дети оценивают работу друг друга и определяют, кому надо дать веточки для осеннего букета.
4. Практический этап (9 мин. ) Проводится логопедом Способствовать развитию лексико – грамматического строя и связной речи
  1. Толкование крылатых выражений:
- «Как грибы после дождя». «Льет как из ведра».
  1. Подбор слов –значений:
Лист березы (березовый), лист осины, рябины, калины, брусники, клюквы, черники.
  1. Сделайте слоговой разбор слов: береза, осина, клюква.
В конце дети снова оценивают работу друг друга, выдаются веточки для букета.
5. Рефлексия. (3 мин. ) Проводится психологом Способствовать снятию напряжения. Развитие речевого дыхания Включается музыка со звуками леса. Дети представляют картинки леса. Далее «вдыхается аромат леса»: вдох носом на счет «Раз-два-три», пауза «Раз-два-три», выдох». Раз-два-три».
6. Практический этап (9 мин) Проводится логопедом и психологом Обеспечить применение знаний на практике. Способствовать развитию связной речи, фантазии, воображению, умению работать коллективно Логопед предлагает поработать коллективно. Выставляется демонстрационный стол, заполненный мхом (Серия дидактических игр «Кладовая солнца»). Расставляются веточки осенних деревьев. Логопед начинает. - Ребята, в наш волшебный лес пришла волшебница Осень. Она перекрасила все деревья в яркие цвета (дети помогают связать название дерева с его цветом осенью). У вас у каждого в руках маленькая фигурка животного. Пофантазируйте и опишите, как себя чувствовали эти животные в осеннем лесу. Дети с помощью наводящих вопросов психолога дают свои ответы. В конце работы оценивают, кому надо выдать веточки для букета.
Рефлексивно-оценочный этап (3 мин. ) Проводится психологом Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата. Излагают суждения в устной форме. -Оцените свои букеты. Кому вы их подарите? Стал ли ты все больше замечать подробностей о своих одноклассниках? Стал ли ты более внимательным и любознательным? Что больше всего тебе было интереснее делать на занятии? Что у тебя не получилось?

 

 

Осень 2019г



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.