Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 14 страница



Терапевт определяет то, что может привлечь в его рассказе внимание пациента. Затем, начиная говорить на эту тему, вы можете давать свое понимание этого вопроса, говорить о себе,

например, рассказывать о своем хобби или о том, как вы пони­маете воспитание детей, внимательно наблюдая, насколько внимание пациента привлечено к вашему рассказу. Если паци­ент безраздельно занят этим рассказом, то задачей психотера­певта является вкрапление в историю внушений, направлен­ных на работу с основной проблемой пациента. При этом вну­шения являются незаметными, они встраиваются в канву по­вествования, которое ведется на тему, интересующую клиента. Единственное, чем они выделяются, — это тоном голоса.

Рассказ является обширной терапевтической метафорой, которая интересна субъекту, привлекает его внимание к исто­рии и отвлекает от внушений, даваемых терапевтом, в то вре­мя, как внушения служат основной цели. За счет выделения голосом внушения представляют мозаику, из которой бессоз­нательное создает свою собственную картину, опознавая их и отправляя для своего собственного рассмотрения, функциони­рования.

Известен пример, когда Эриксон в ходе беседы с человеком, который не верил в психотерапию и страдал от жесточайших болей, связанных с онкологическим заболеванием, вел с ним разговор на тему, интересующую пациента, — о выращивании помидоров. И он сумел рассказать таким образом о жизни по­мидорного куста, найти в этой жизни настолько необычные грани, что заинтересовал этим пациента. И при этом опираясь на понимание жизни помидорного куста, он давал внушения, необходимые для работы с болью при серьезном онкологичес­ком заболевании.

«Джо, я хотел бы побеседовать с вами. Я знаю, вы цветовод и занимаетесь выращиванием цветов. Знаете, я сам вырос на ферме в Висконсине и тоже любил выращивать цветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел, чтобы вы сели в это уютное кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше, чем я. Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказывать о помидор-

ной рассаде. Вы, может быть, удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечко впитывает влагу, и это не очень трудно, потому что этому помогают дожди, несущие мир и покой... » (Епскзоп, 1966) (цит. по Дж. Зейгу).

Он давал внушение на надежду, покой и т. д. Тема была ин­тересной, время, которое провел пациент, слушая эту метафо­ру, пролетело незаметно, что позволило Эриксону быть доста­точно свободным в проведении суггестии и дать все внушения, которые он считал нужными. Эта работа принесла неожиданно значимый эффект для пациента, и пациент поверил в силу пси­хотерапии, возможности обезболивания, гипнотерапевта, ко­торый беседовал с ним. Понятно, что в случае неверия пациен­та в силы психотерапевта ни о каком гипнотическом наведе­нии обычно речь идти не может, и в данном случае Эриксон избрал единственно правильную стратегию внушения наяву с использованием техники вставленных сообщений.

Для создания подобного внушения, психотерапевту важно решить две принципиально важные задачи. Первое, он должен выделить тему для основной беседы, опираясь на потребности и интересы пациента. Рассказ должен обеспечить безусловный интерес пациента. При этом возможен как монолог, так и диа­лог, поскольку участие субъекта не возбраняется, и может быть даже полезным, т. к. показывает его интерес к данному вопро­су. Второе, что необходимо для данной техники, следует опре­делить, какие внушения, с точки зрения психотерапевта, будут способны помочь при данной проблеме. Количество внушений не ограничено, лучше дать их больше, нежели меньше, потому что внушения непонятные, неадекватные будут отсеяны и от­несены к словам, которыми психотерапевт хотел украсить свой рассказ, а важные нужные внушения будут восприняты и реа­лизованы как команды, движущие бессознательным.

Важным навыком для психотерапевта является достаточ­но умелое выделение основной темы рассказа. Специалист должен уметь завоевать доверие пациента с тем, чтобы он на-

I,

чал говорить с ним не о своей проблеме, а о своей жизни, при­чем открыто и откровенно. Терапевт должен быстро реагиро­вать на возможные слова и реплики пациента, умея как под­держать основную канву разговора, так и быстро найти необ­ходимое внушение в ответ на изменяющуюся ситуацию. По­добный подход требует достаточного опыта в наведении обычных трансов и навыка владеть языком, пользуясь много­значностью слов, умения менять высоту голоса, делать паузы и способности соединить два рассказа, при этом главный сю­жет растворяется в большем.

Атмосфера доверия и сотрудничества с пациентом, кото­рую создает терапевт, помогает бессознательным ресурсам па­циента раскрыться со всей их мощью. Терапевт должен стать для своего пациента собеседником, другом, но ни в коем слу­чае не врачом. Беседа на интересующую тему повышает вос­приимчивость пациента ко всему, сказанному терапевтом, от­крывает в нем состояние принятия, снимает цензорные конт­ролирующие функции, увеличивает доверие. Техника встав­ленных сообщений показывает доверие терапевта своему пациенту, восприятие его как личности, уважение к его инте­ресам и потребностям. Использование собственных слов, вы­ражений пациента, его опыта позволяет приблизиться к его пониманию проблемы, произвести более качественное при­соединение и, соответственно, более качественное ведение. Использование в этой технике выявленных мыслительных стратегий, поведенческих реакций, предъявленных субъектом, способствует более тонкому воздействию на уровне психоло­гических установок личности.

Терапевтические метафоры

Терапевтические метафоры — наиболее тщательно структу­рированный и в то же время творчески активный способ мета­фор, используемых для гипносуггестивной психотерапии. Те­рапевтические метафоры должны быть индивидуальными для каждого клиента, поскольку в них многое зависит от жизни, мыслей и действий пациента. Терапевтические метафоры об-

ладают многими свойствами описанных выше метафор и стро­ятся по своим, достаточно простым законам.

Основным правилом построения терапевтической метафо­ры является ее изоморфность (подобие) ситуации пациента. Это подобие не описанной пациентом проблемы, а более широкое понимание, включающее и прошлое пациента, его жизнь, его семью, работу, дороги, которые привели его к сегодняшнему дню, и будущее пациента, которое он, может быть, даже стес­няется предполагать или не разрешает себе этого.

Метафора, как и большинство техник эриксоновской гип­нотерапии, подразумевает также два основных этапа — присо­единение и ведение. Однако эти компоненты достаточно ус­ловны, поскольку каждая структура терапевтической метафо­ры в какой-то момент начинает жить своей собственной жиз­нью и из присоединения переходит в ведение, трансформируясь и уходя из попыток классификации.

Стержневой элемент терапевтической метафоры — герой. Он должен быть в чем-то похож на нашего пациента, возрастом, семьей, работой, может быть, цветом волос или глаз, но, ско­рее всего, своей жизнью. При этом героем не обязательно дол­жен быть человек. Им может быть и природное явление, дере­во, животное, сказочный персонаж и многое другое.

С одной стороны, герой должен быть похож на субъекта гип­нотического воздействия, с другой стороны, желательно, что­бы это сходство не было явным, чтобы пациент сразу не понял, что история рассказывается про него и служит, таким образом, абсолютно конкретным идеям внушения. Тогда он будет ждать эти фразы внушения, с интересом их обнаруживать, и главная задача психотерапевтической метафоры — дать работу бессоз­нательному не будет выполнена.

У героя могут быть похожие проблемы, сходный жизнен­ный путь, взгляды на будущее и многое другое. Герой обычно является позитивным субъектом, поскольку человеку свой­ственно себя сравнивать именно с положительными персона­жами, отрицательные черты его отталкивают.

Он живет среди других людей, зверей, растений и так да­лее, то есть у героя есть окружение. В окружении могут быть и

положительные персонажи, и отрицательные. Оно также со­ответствует критериям изоморфности, то есть оно подобно ок­ружению клиента. Однако, если говорить, что должно быть более подобно — герой или окружение, то, безусловно, более подобен должен быть герой. У окружающих главного персо­нажа людей и предметов также есть своя история, они разны­ми путями входили в жизнь героя или герой входил в их жизнь. Они могут любить друг друга, ссориться, мириться, горевать, злиться и делать многое другое.

От взаимодействия ролей в метафоре начинаются обучаю­щие ситуации. Они должны быть в значительной доле своей так­же узнаваемы. На основании их герой учится жить, приспосаб­ливаться к окружающей действительности, учится ее менять. Обучение проходит на двух уровнях. С одной стороны, эти обу­чающие ситуации (и здесь уже начинается ведение) приводят к бессознательным процессам, которые зарождаются в герое, про­текают в нем, ширятся и крепнут. С другой стороны, эти обуча­ющие ситуации складываются в цепочку внешних событий, которые меняют внешнюю жизнь героя, играют роль внешне­го стимула изменений.

Внешняя и внутренняя жизнь достаточно гармонично начи­нают трансформироваться. При этом вначале трансформация идет внутри героя, и она незаметна окружающим, которые могут в боль­шей своей части быть негативно настроены по отношению к ге­рою, хотя у него могут быть и союзники, которые помогают ему. В какой-то момент объем внутренних изменений оказывается на­столько велик, что он приводит к качественному изменению, внешней трансформации героя, когда эти изменения уже невоз­можно сдерживать внутри и они, наконец, прорываются наружу, кардинально меняя облик, поведение, состояние героя.

Он осознает и оценивает свое изменение, он радуется ему, возможно даже пугается, но в конце концов принимает. Это победа, обязательный элемент терапевтических метафор. Про­изошедшее качественное изменение показывает невозможность возврата к прежней жизни.

Однако за ощущением собственной силы, за ощущением победы может еще не стоять окончательное завершение мета-

фор. Как правило, для человека особенно важно признание этих изменений его окружением. И для этого в терапевтичес­кую метафору может вводиться еще один компонент — три­умф. Триумфом в Древнем Риме встречали победителей. Ког­да полководец одерживал победу на границах империи, это была его победа, она была одержана далеко от столицы, но когда победоносные войска возвращались в Рим, им устраи­вали пышную встречу, где полководца и войска чествовали жители Рима, и это было публичным признанием их заслуг перед империей.

Для нашего пациента очень важен триумф в жизни. Субъект приходит не с проблемами из-за отсутствия у него каких-либо качеств, а из-за своей неадаптивности в окружающем мире, в социальной среде. И очень важным элементом внушения яв­ляется демонстрация, как предложенные изменения помогают герою в его социальной среде, как он становится в ней триум­фатором. Это наиболее привлекательная часть терапевтической метафоры, и на ней метафора заканчивается.

Иногда бывает удобнее закончить метафору даже раньше, дав намек на положительное разрешение жизненной ситуации героя, но не разрешив ее конкретными указаниями. Это позво­ляет завершить метафору на какой-то особенной звенящей ноте, позволяющей задуматься, поискать собственный путь решения, будучи убежденным в правильности и в обязательности этого решения. Подобный прием предназначен для стимулирования осознания клиентом путей собственной жизни, для ускорения внутреннего бессознательного поиска возможных решений сходной проблемы.

По критериям терапевтической метафоры можно разобрать различные сказки вне зависимости от того, являются ли они народными или принадлежащими перу писателя. Наверное, единственное условие — это всегда сказки с добрым хорошим концом. Например, героиня сказки Шарля Перро «Золушка» является доброй, отзывчивой, работящей девушкой, у которой есть доброе сердце, умеющее любить, умелые руки, способные творить чудеса, звонкий голос, который может петь песни, и чистый завораживающий взгляд.

. 11!

Вокруг нее есть разные люди: и добрый, но безвольный отец, и принц, и его отец-король, мачеха Золушки, ее сводные сест­ры. Это разные характеры, которые вращаются вокруг главной героини, взаимодействуют с ней, создают различные ситуации. Это и желание Золушки помочь своим сестрам, которое может обратиться против нее, и жалость, обращенная на отца, и жела­ние, большое бессознательное желание попасть на бал, и обида на то, что «вредно не ездить на бал, когда ты этого заслужива­ешь».

Общение с разными окружающими ее персонажами помо­гает Золушке и горевать, и радоваться, и стремиться и создает различные обучающие ситуации, которые приводят ее сначала на бал. Празднество, которое могло бы стать победой и триум­фом, на самом деле оборачивается еще одной обучающей ситу­ацией, потому что трансформация Золушки здесь имеет огра­ниченный срок времени. Жизнь показывает ей, что она может научиться быть такой, и она начинает неистово верить в то, что ее счастье придет. С этого момента Золушка меняется. Может быть, внешне она остается прежней, но она начинает беречь вторую хрустальную туфельку как символ самой значимой в ее жизни обучающей ситуации, как символ новой жизни. Затем цепочка добрых и злых поступков других людей и ее участие в них приводят Золушку к окончательной победе, которую зна­менует появление на ее ножке снова хрустальной туфельки. За ней следует триумф. Триумф, когда Золушка становится невес­той принца, ей кланяются придворные и простые люди, даже мачеха и ее дочки становятся ее подчиненными. Вся сказка рас­писана по классической модели и нигде не возникает ощуще­ния незавершенности, недосказанности, задержки. Можно ра­зобрать и другие сказки, но дело не в этом.

Как быстро можно создать терапевтическую метафору? Обычно для создания качественной терапевтической метафо­ры нужна подготовка. При этом время для подготовки — это, как правило, время между сеансами, когда информацию о па­циенте, собранную нами в течение нескольких бесед, мы нако­нец суммируем для того, чтобы выстроить для себя его картину жизни, которая может начинаться еще до рождения, с жизни

его родителей, которая может переплетаться различными жиз­ненными коллизиями с другими людьми. К сегодняшнему дню субъект имеет ту проблему, которую он предъявил нам, а воз­можно, гораздо большую, потому что очень часто За предъяв­ленной проблемой стоит много других, более глобальных и су­щественных.

Мы можем сделать себе набросок, который основывается на предварительных заготовках для терапевтических метафор, а может быть, наш пациент сам дал заготовку для себя, сравнив себя с одиноким деревом, у которого молния расщепила крону, или с чем-то подобным. В таком случае более правильным бу­дет оттолкнуться именно от метафоры клиента. И мы, идя по элементам терапевтической метафоры, создаем и портреты ге­роя, и его окружения, думаем, как можно метафорически пред­ставить жизнь человека, трансформируя ее в обучающие ситуа­ции терапевтической метафоры. А самое главное, предполага­ем, какие внушения необходимы для того, чтобы привести на­шего героя к победе и к триумфу. Определяем, нужно ли делать метафору законченной или имеет смысл поставить многоточие.

Мы должны предполагать, что все то, что создано нами меж­ду сеансами, имеет только предварительный характер. Когда клиент вновь придет к нам и расскажет свою историю, а может, сделает конкретный запрос, нам, скорее всего, придется транс­формировать метафору, модифицировать ее с той точки зрения и под того человека, который пришел к нам в этот раз, поскольку клиент к нам каждый раз будет приходить немного новым. Окончательный вариант терапевтическая метафора сможет при­обрести только на сеансе.

Как правило, терапевтическая метафора дается на фоне транса, возможно, неглубокого, поскольку для нее вовсе не обя­зателен глубокий транс. В ряде случаев она может даваться со­всем на уровне бытового интереса в том самом виде гипноза, который называется гипнозом без гипноза. Такова, например, группа историй, которые мы уже упоминали — «мой друг Джо», названные так по метафоре, созданной Эриксоном. В ней он рассказывал пациенту о своем друге Джо, которого на самом деле не было. Этот Джо был похож на пациента, и семья Джо

была похожа на семью субъекта, была похожа его жизнь и мно­гое другое. А самое главное, у Джо была сходная забота, кото­рая беспокоила его, решение которой он пытался найти, пере­пробовав много способов, и в конце концов после совета пси­хотерапевта или по собственному наитию он нашел способ ре­шения, который привел к избавлению от мучившей его проблемы.

Подобная терапевтическая метафора проводится, как пра­вило, при полном сознании клиента, фокусирование внима­ния достигается за счет интереса клиента к данной проблеме, поскольку он начинает слышать историю человека, похожего на него. Особым интересом и достигается готовность принять внушение, встроенное в эту метафору, а также додумать ее ре­зультат, если метафора завершается только намеком на хоро­ший результат.

Достаточно часто терапевтическая метафора может входить в состав встроенной метафоры. Она является основной, то есть центральной метафорой. Напомню, часто терапевтическая ме­тафора бывает достаточно мощной, объемной, и какие-то эле­менты ее все-таки сознанием запоминаются. Мы говорили, что для того, чтобы облегчить работу бессознательного, бывает важ­но в момент выхода пациента из транса не дать возможности сознанию успеть запомнить то, что было в трансе, отвлекая его на разрешение каких-то других вопросов, может быть, совер­шенно несущественных.

Терапевтическая метафора обязательно должна быть красиво построена. Большое значение здесь имеет идеалистичность си­туации, которая стимулирует желание достичь этого идеала, которая привлекательна и зовуща. Возможно, что в терапевти­ческой метафоре внутренний ребенок пациента видит продол­жение своих детских сказок, которые он давно перестал слы­шать. И это обращение к детскому характеру бессознательного также дает стимул для пробуждения внутренних сил, не затер­тых взрослой жизнью, не испачканных и не использованных.

Глава 18. САМОГИПНОЗ

Под самогипнозом подразумевается самостоятельное вхож­дение пациента в транс. Самогипноз также может быть разде­лен на разные стадии по глубине погружения. Начальные ста­дии самогипноза представляют собой мышечную релаксацию, сопровождающуюся закрыванием глаз или фиксацией взгля­да. При гораздо более глубоких погружениях можно дойти до уровня возникновения гипнотических феноменов, например, каталепсии, возрастной регрессии и многих других.

Для вхождения в самогипноз человек должен знать ту до­рогу, которой он может идти в транс. Поэтому обычно обуче­ние самогипнозу начинается с гетерогипноза, когда психоте­рапевт наводит транс на пациента, а пациент учится не только решать свои проблемы, но и входить в транс, осознавая его этапы на собственном опыте. Чтобы научить пациента вхо­дить в самогипноз, важно дать ему навыки доверия собствен­ному бессознательному, умению отпускать себя, отпускать свои мысли, научиться не использовать силу воли, которая на самом деле является не чем иным, как контролем сознания.

Самым простым способом самогипноза является умение повторить то, что было на сеансе. Облегчая пациенту занятия с собой, терапевт может проводить сеанс под музыку, а затем дать кассету с музыкой человеку домой. Музыка как аудиаль-ный якорь включает те кинестетические состояния, которые сопутствовали ей и которые соответствовали погружению в транс.

Возможны повторения сеанса и без музыки, когда субъект, вспоминая и моделируя поэтапно возникавшие телесные и мыслительные состояния, нащупывает дорогу к трансу. Он дол­жен научиться в определенный момент отпускать себя, напри-

I:

мер, связав такое «отпускание» с одним из выдохов, сопровож­дающийся к тому же окончательным мышечным расслаблени­ем.

Для самогипноза человек должен выбрать подходящее вре­мя и место. Обычно нужно уютное, достаточно тихий уголок, где человек может свободно устроиться один, без свидетелей, домочадцев, принять удобную позу, возможно, такую, какую он принимал в сеансе, закрыть глаза или сфокусировать их на одной точке пространства, достигая мышечного расслабления и спонтанности мышления.

Человек может ставить заранее себе цель на сеанс. Она мо­жет быть конкретной, например: добиться расслабления, лег­кости ума, отдохнуть. Цель может быть неспецифичной: узнать что-то важное, искать решение накопившихся проблем, иссле­довать свои возможности в какой-то области. Важно помнить то, что инструкции может давать сознание, но значимым при самогипнозе, как и при гетерогипнозе является отключение сознание и включение бессознательного. Если инструкции, данные сознанием, действительно являются важными для субъекта, они будут выполнены, если же нет, бессознательное найдет свои собственные инструкции, которые будет выпол­нять. Возможно, терапевтически правильнее является не заду­мываться над тем, что нужно сделать в самогипнозе, однако, пожалуй, это противно человеческой природе, и наш субъект вряд ли будет мотивирован на занятия самогипнозом, если не будет знать, с какой целью они проводятся. Поведение внутри транса может быть разнообразным, поскольку разнообразны цели, с которыми человек идет.

Некоторые способы погружения в самогипноз

При обучении самогипнозу часто предлагаются способы вхождения в гетерогипнотическое состояние. Вариантов может быть столько, сколько людей, потому что у каждого желающе­го есть свой излюбленный способ или даже несколько, часто сконструированные самостоятельно.

Субъект предлагает себе визуализировать длинную лестни­цу, уходящую или вниз, или вверх, по его желанию. Движение по ней заставляет человека оставлять реальный мир в начале лестницы и шаг за шагом уходить от него. Шаги должны ощу­щаться на уровне тела, но не обязательно как физические шаги, а как движение от бодрствующего состояния, когда пациент может уходить как от ощущений в руках, в ногах, в теле, от мыслей, очищаясь от всего, что фиксирует его в настоящем со­стоянии. Он может ожидать, что на том конце лестницы его ждет какой-то сюрприз. Это могут быть и необычное ресурс­ное место, и воспоминание из прошлого, яркое и ассоцииро­ванное, и встреча с кем-то или с чем-то, и многое другое. В ряде случаев вместо лестницы удобнее использовать эскалатор, ко­торый уносит человека самопроизвольно, не требуя от него со­знательного продвижения вглубь транса.

Хорошим способом самогипноза является способ выделе­ния из многих звуков, окружающих человека даже в тихой ком­нате, за закрытыми глазами, одного, за которым он может пой­ти, продвигаясь по нему, как по ниточке, ведущей в иной мир, когда на другом конце звука его ждет какой-то образ (место, человек, событие), неожиданный и поэтому интересный. Вме­сте с этим образом могут прийти и другие звуки, и целая гамма чувств и ощущений. Полезные субъект может сохранить в себе и захватить с собой при возвращении.

Погружение можно начать с поэтапного мышечного расслаб­ления, когда с каждым выдохом человек «выдыхает» напряже­ние из определенных частей тела. Предъявляйте их последова­тельно, либо снизу вверх по телу, либо сверху вниз, чтобы на­пряжение уходило волной. Вы можете удалить напряжение сна­чала из лица, головы, шеи, со следующим выдохом — из плеч, рук, груди, затем с третьим выдохом расслабляются спина, пояс­ница, живот. Четвертый выдох приносит легкость в тазу, ногах, с пятым выдохом удаляется оставшееся напряжение из всего тела, и человек «отправляет» мысли в свободный полет.

Сигналом к возвращению из самогипноза может быть внут­реннее ощущение готовности сделать это, может быть, предва­рительная установка пробыть в трансе определенное количе-

ство времени. Перед этим человек может вспомнить те пост­гипнотические внушения, которые он сам себе заказал на этот транс или обычно привык себе давать. Как правило, постгип­нотические внушения достаточно просты: сохранить чувство отдыха, вернуться бодрым, активным. Они неспецифичны, что­бы быть подходящими для любого транса, каким бы ни было его содержание.

Самогипноз нужен человеку для улучшения собственного состояния и самочувствия, для того, чтобы он научился ходить по собственному трансу. Эриксон говорил, что для узнавания транса, для привыкания к нему необходимо, чтобы субъект про­вел в трансе 4-8 часов. Мы можем использовать самогипноз в домашних заданиях, и таким образом сокращая привыкание человека к трансу, делать транс близким и узнаваемым.

От транса к трансу человек погружается глубже, он меньше опасается гипноза, опознает собственные кинестетические пун­кты данного состояния, а дополнительно это помогает нам под­твердить мотивацию человека на психотерапевтическую рабо­ту. Если человек занимается самогипнозом, значит, он моти­вирован и не считает время, затраченное на самогипноз, поте­рянным впустую.

Когда вы даете самогипноз в качестве домашнего задания, желательно, чтобы ваши пациенты делали это по меньшей мере один раз в день в удобное для себя время и в удобном месте. Задачей самогипноза являются пробуждение внутренних резер­вов, получение благоприятных кинестетических ощущений и переживаний, не давайте заданий на самостоятельный поиск негативных переживаний, причин проблемного состояния — это работа, проводящаяся с психотерапевтом. Занятия само­гипнозом могут продолжаться в течение всей вашей психоте­рапевтической работы с клиентом и даже после вашего расста­вания с ним, он может практиковать самогипноз, особенно если убедился в его эффективности и полезности.

Самогипноз полезен также и для психотерапевта, развития его навыков, снятия напряжения. Терапевт, испытавший раз­личные внутритрансовые состояния, гораздо лучше понимает пациента, нежели теоретик.

Глава 19. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Сопротивление — естественная сознательная и бессозна­тельная реакция пациента на изменение его внешнего и внут­реннего мира. Подобная реакция в большой степени является защитной. Даже намеревающийся изменяться пациент втайне может испытывать тревогу перед трансформацией. Он знает, что у него есть на сегодняшний момент, он каким-то образом сжил­ся с проблемами, и то, что приходит взамен, каким бы интере­сующим и важным оно не было, может пугать его.

Каждый пациент имеет свою внутреннюю склонность к из­менениям, свою личную скорость, подходы. Изменения могут приходить на смену устоявшимся канонам личности, перетря­хивать их, и субъект в этот момент чувствует себя неуверенно. Особенно следует учесть то, что пациент — это человек, испы­тывающий определенные проблемы, сопровождаемые психи­ческими и социальными страхами, неадаптивный к окружаю­щему миру, находящийся с ним в постоянном конфликте, а при этом психотерапевт — это тоже часть окружающего мира.

За пациентом стоит система отношений, которая поддер­живает его способ функционирования в привычном мире. Это родные и близкие, определяющие его привычки и интересы. Чтобы система начала меняться, требуется определенное вре­мя и значительные усилия. Поскольку любая система стремит­ся к стабильности, для того, чтобы ее раскачать, нужно время. Это также может являться немаловажным фактором сопротив­ления.

Попытки ругать, клеймить своего оппонента — не самое лучшее поведение для психотерапевта, поскольку сопротив­ление следует принять как реальность, которая существует. Попытки противодействовать сопротивлению, пройти его,

15 Гордеев

сломать не являются полезными, поскольку это часть личнос­ти человека, и таким образом мы выступаем против нее. Нас может удивлять, пугать и обижать неизвестно откуда взявшее­ся поведение, эмоции пациента, которые нелогичны с нашей точки зрения. Даже пациент не может их объяснить, посколь­ку они продуцируются большей частью бессознательными процессами, которые, как надо помнить, стоят на защите лич­ности человека.

Если кажется, что внешняя тревожность, с которой паци­ент пришел к нам в первый раз, начинает уходить, на самом деле, возможно, что это лишь иллюзия, и она готова вернуться в любое время. Пациента устроило бы, если вы взмахнете вол­шебной палочкой, и все необходимое произойдет с ним быст­ро, одномоментно, и за процесс изменений будете отвечать вы, индуцируя их действием со стороны. Когда пациенты понима­ют, что им нужно изменить свою жизнь, а для этого поломать старую, естественно, что высокая эмоциональная значимость этого процесса пугает их. Психотерапия для него может быть страшным событием в длительной череде испугов, которые тя­нутся за человеком по жизни.

Возможно, сопротивление связано с тем, что пациент не может сознательно прояснить свою проблему без помощи пси­хотерапевта. Для пациента характерен достаточно узкий круг понимания, в котором он замыкается, уверенный в том, что здесь кроется вся проблема. Часто рассказ человека о своих за­ботах на первом сеансе радикально отличается от того, что про­является в ходе работы в течение многих встреч.

В ходе терапии достаточно часто проявляется удивительная двойственность подходов субъекта к ней. С одной стороны, па­циент настаивает на изменениях, он готов принять помощь, готов что-то делать для ее получения, и в то же время сохраня­ется часть его личности, которая боится всего, даже если она тщательно скрывается не только от терапевта, но и от самого субъекта. Отсутствие полной информации у психотерапевта о пациенте можно отнести как к досадным недостаткам ограни­ченного времени общения, так и к бессознательному сопротив­лению пациента, который утаивает часть информации и, воз-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.