Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 13 страница



Идея импринта основана на феномене обучения, когда в результате травматической ситуации, произошедшей в доста­точно раннем возрасте, молодой организм учится реагировать в подобных ситуациях именно таким образом. Человек не знает, что подобная реакция будет источником проблем в будущем, поскольку такое решение принимается бессознательным с це­лью уберечь пациента от последующих подобных переживаний. Слепо выполняя функцию защиты, бессознательное провожа­ет нас к каждому подобному событию в нашей жизни с соответ­ствующей симптоматикой, как бы предупреждая, что если мы все-таки войдем в него, то нам будет очень плохо. И по мере приближения к подобному состоянию, к подобному возмож­ному переживанию симптоматика усиливается, и это не что иное, как функция защиты. Безусловно, защита избыточна, она сама по себе начинает тяготить человека, когда по русской по­словице: «Обжегшись на молоке, человек начинает дуть на воду».

После окончания работы с возрастной регрессией при воз­вращении человека обратно обязательно следует дать ему вну-

шение на состояние обычного возраста, обычное течение вре­мени, чтобы подобная самостоятельная переориентация не за­няла у него много сил. А главное, для того, чтобы сознание опять не вмешалось в то, что является компетенцией бессознатель­ного, и не попыталось внести свой вклад в психотерапевтичес­кую работу.

Каталепсия

Каталепсия, как и левитация, является показателем доста­точно глубокого транса. Каталепсия в переводе с греческого означает «восковидная гибкость». Как правило, в эриксоновс­ком гипнозе, который производится в положении сидя, мы го­ворим о каталепсии руки. Однако, если гипноз проводится лежа, то можно получить и каталепсию ноги, очень часто в ходе ра­боты мы наблюдаем каталепсию головы и шеи.

Внешне каталепсия представляет собой замирание части тела в неудобной позе. Для руки это чаще всего ее подъем, ког­да поднятая терапевтом рука застывает в воздухе и может дер­жаться так достаточно долго. Подобное состояние говорит о том, что в руке идут какие-то собственные процессы, которые позволяют ей не уставать и не пытаться опуститься. Если вни­мательно приглядеться, то очень часто можно заметить, что все тело пациента имеет состояние, похожее на каталепсию, осо­бенно это заметно на положении головы, когда она может быть приподнята от подголовника кресла и также находиться в не­удобном положении, что напоминает достаточно известный в психиатрии феномен «воздушной подушки».

Обычно наведение каталепсии начинается на фоне уже раз­вившегося транса, когда терапевт, глядя на руки пациента и на самого пациента, может отметить достаточно глубокий уровень погружения. Существуют приемы формирования транса, начи­ная с неудобного положения рук, чтобы зафиксировать кото­рое пациент вынужден погрузиться в глубокий транс.

Признаками, по которым можно видеть готовность руки к каталепсии, являются побледнение руки, уплощение ее, под­рагивание пальцев, иногда синюшность руки. Они говорят, что

в руках идут отличные от тела процессы и мы в состоянии сей­час на фоне движения руки утвердить диссоциацию сознания и бессознательного, а затем продолжать работу с бессознатель­ным на фоне руки как индикатора подобной работы.

Технически для каталепсии следует выполнить некоторые условия. Терапевт предупреждает пациента о том, что сейчас он дотронется до руки. Сразу же после этого он касается руки, при­чем делает это, как правило, только двумя пальцами, берет руку пациента за запястье и начинает поднимать ее. Лучше сопро­вождать этот подъем внушениями на углубление транса, гово­ря, что по мере того, как рука поднимается, транс становится все более глубоким, либо соотнося движение руки с поиском проблемы, поиском решения проблемы, т. е. с каким-либо пси­хотерапевтическим процессом. Поднимая руку, терапевт дол­жен оценить, насколько велики ее шансы остаться в воздухе, поскольку всегда возможен вариант ошибки при оценке готов­ности руки к подъему. Часто рука поднимается терапевтом до уровня груди субъекта и затем специалист может проверить, на­сколько рука готова зависнуть. Для этого он незначительно опускает свою руку, как бы взвешивая руку пациента. Если рука пациента старается остаться в воздухе, это хороший признак, и тогда можно убирать свои пальцы. Могут убираются сразу оба пальца. Если терапевт сомневается, то он может убрать вначале один палец, а затем другой. Когда рука остается лежать на од­ном пальце, можно считать данный момент точкой выбора, и терапевт должен решить, опустится ли рука или останется в воз­духе.

Если специалист продолжает сомневаться, он может дать внушение на выбор. Например, сказать: «Если глубокая часть вас захочет продолжать свою работу, то она может оставить руку в воздухе. А если она хочет работу завершить, то рука опустит­ся, и тогда, по мере опускания руки, вы можете выходить из транса». После этого наблюдайте за движением руки — она по­кажет вам, какое решение пациент посчитает правильным. Даже если человек находится в глубоком трансе, но работать не на­строен, рука медленно будет опускаться. Если работа должна продолжаться, рука будет оставаться в воздухе.

В дальнейшем, если вы будете предлагать пациенту какие-то способы иной работы, то рука может служить показателем того, как они выполняются. Вы должны связывать терапевти­ческие этапы работы с подъемом, опусканием руки, движени­ем к лицу или другими путями изменения ее положения. И за­тем, когда вы предложите пациенту выходить из транса, свя­жите скорость выхода с опусканием руки. Достаточно часто рука опускается рывками, что напоминает феномен «зубчатого ко­леса», т. е. она то застывает, то рывком движется вниз, то вновь застывает, и эти циклы чередуются до того момента, пока рука не опускается на колено или на подлокотник кресла и замира­ет. Иногда опустившись, она еще какое-то время находится в определенном тонусе и только затем расслабляется. Как пра­вило, это сигнал к повышению транса и к выходу из него.

Левитация

Говоря о левитации, мы обычно подразумеваем левитацию руки. Это связано с тем, что рука — автономная часть тела, с небольшой массой, намного меньше, например, чем нога че­ловека. Хотя в ряде случаев, особенно при проведении гипноза в положении лежа, возможна и левитация ноги. Левитация от­личается от каталепсии тем, что рука начинает подниматься самостоятельно, без физической помощи терапевта, реагируя на его внушения. В ряде случаев левитация бывает спонтанной (т. е. терапевт не предполагал индуцировать ее) и является про­явлением глубокого транса. Если мы видим поднятие руки, то можем использовать это.

При различных психотерапевтических ситуациях психоте­рапевту может быть интересно стимулировать левитацию руки. Целью может служить желание создать условия для глубокого транса, а левитация сама по себе углубляет транс пациента. Воз­можно, терапевтом будет руководить желание показать паци­енту уникальность состояния, в котором он находится. Такое стремление вполне оправданно, поскольку неожиданный подъем руки доказывает человеку, что он подвержен гипноти­ческому влиянию, и все, происходящее с ним, является нео-

бычным. В результате усиливается доверие субъекта к процес­сам изменения, происходящим в нем.

С движением руки при каталепсии, как и при левитации, можно соотнести различные факторы и этапы психотерапев­тической работы. Например, с подъемом руки можно связать углубление транса, поиск источника проблемы, выявление ис­тории проблемы или поиск ее решения.

В ряде случаев руки поднимаются одновременно или одна за другой. Как правило, для того, чтобы получить левитацию руки, необходимо сочетание нескольких факторов. Первым фактором является знание пациента о возможных неожиданных реакциях и движениях. Как правило, если пациент это знает, поднимаю­щаяся рука не вызывает у него удивления, а главное, ужаса. И желание руки подняться не приводит к моментальному включе­нию сознания с тем, чтобы затормозить этот процесс.

Для левитации требуется достаточно глубокий транс, в ко­тором реально проводится диссоциация между рукой и телом, а часто между ощущениями и состоянием обеих рук. Для этого в ходе наведения транса мы используем диссоциативное вну­шение, которое помогает как погрузить человека в более глу­бокий транс, так и запустить идеомоторные движения в руках. Достаточно часто для стимуляции подъема руки необходимы внушения на легкость, движение, подъем, используются мета­форы облака, ветерка, который поднимает листья, воздушного шарика, который тянет руку вверх, и многое другое. Случается, что использование метафор крыльев птицы, например, приво­дит к содружественному подъему обеих рук.

Задачей психотерапевта является индукция мелких идеомо-торных движений в пальцах и кисти и затем увеличение их ам­плитуды и генерализация — распространение на всю руку. На­много проще пойти на левитацию руки, которая демонстриру­ет сигналинг или которая реагирует подъемом пальцев в ответ на ваши вопросы. Бывает достаточно попросить усилить эти движения, дать метафору легкости, движения вверх, и на этом фоне возможна индукция левитации.

Достаточно часто рука не поднимается вначале целиком, а может подниматься либо один палец, либо область лучезапяст-

ного сустава, но это является большим успехом. Когда вы заме­тили движение, можете усилить начавшуюся идеомоторную реакцию, и это намного проще, нежели давать внушение не­подвижной руке.

При стимуляции левитации голос терапевта становится выше, фразы звучат более часто. Желательно, в отличие от дру­гих ситуаций, говорить на вдохе пациента, поскольку наша за­дача состоит в том, чтобы стимулировать активность в данной руке, а фразы, услышанные на вдохе, — стимулируют. Когда иде-омоторная активность становится заметной, ее надо поддер­жать, усилить, добившись поднятия руки.

Левитация не является самоцелью, поскольку даже если вас постигла неудача и рука не поднялась, следует отметить, что в данный момент внимание пациента было приковано к руке, и вы выполнили одну из основных задач наведения гипнотичес­кого транса — отвлечение внимания сознания, в данном случае привлечением его к руке.

Вы можете задавать вопросы, которые будут носить харак­тер внушений: какая из рук легче, в какой из рук появляются движения, какая из них готова начать движение вверх. В ряде случаев левитация может быть связана с возрастной регресси­ей, и тогда возможно появится метафора воздушного шарика, который тянет руку вверх, что было в жизни каждого человека. Пробуждая подобный опыт, мы одновременно можем дать че­ловеку и ресурсное воспоминание и ощущение детства. Если рука начала подниматься, то, стимулируя подъем, мы должны внимательно смотреть, до какого уровня рука готова дойти. Достаточно часто рука поднимается до уровня груди, хотя в ряде случаев ее подъем очень незначителен, и, приподнявшись на несколько сантиметров, рука опускается обратно. Такая леви­тация также является удачей и может быть использована.

Если рука поднялась до уровня груди, можно предложить руке двинуться к лицу и связать с этим, например, поиск реше­ния проблемы или воспоминания, связанного с проблемой. Редко, когда рука поднимается выше головы, что может гово­рить либо о глубоком гипнозе, либо о значительной истери­ческой акцентуации личности пациента. С движениями руки

можно связывать бессознательный выбор, например, вы мо­жете предложить поиск источника проблемы, связав его с пе­ремещением руки к лицу, а опускание руки с нежеланием ис­кать подобную причину, или с желанием получить приятные ресурсные ощущения, или выйти из транса. Наблюдая за ру­кой, в зависимости от направления ее движения, вы можете определить, каково решение пациента. С опусканием руки можно связать выход из транса, однако с этим же движением можно соотнести и поиск бессознательного решения пробле­мы и разрешения внутреннего конфликта.

Достаточно часто по внешнему виду руки можно предпо­ложить, что она сможет подняться, при этом ее изменения ана­логичны изменениям, описанным в части, посвященной ка­талепсии. Если, несмотря на ваши внушения, рука не стала подниматься, вы можете попробовать пойти на каталепсию, то есть поднять руку собственными усилиями. Бывает, что па­циент как будто только и ждет этого, и небольшая помощь сти­мулирует подъем руки, дальнейшее ее движение идет уже са­мостоятельно. Каталепсию необходимо выполнить, как это описано выше. Какая из рук поднимется, никак не связано с тем, человек — правша или левша. По наблюдениям следует сказать, что у одного и того же человека в разных трансах могут подниматься разные руки.

Если клиент продемонстрировал левитацию, это можно счи­тать показателем готовности клиента к глубокой гипнотичес­кой работе. Левитация говорит о том, что он достаточно озна­комился со спецификой гипноза и умеет погружаться в глубо­кий транс, где возможно применение более директивных, бо­лее точных внушений, где возможна работа без участия сознания.

Глава 17.

МЕТАФОРЫ В ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ

Для бессознательного характерен язык образов, звуков, ощущений, язык целостных картин и событий. Бессознатель­ное умеет улавливать все происходящее целиком, не пытаясь дробить, делить. Предполагается, что функцией сознания яв­ляется контроль, анализ, выяснение причин, следствий. Фун­кцией бессознательного, наоборот, является синтез, целостное восприятие окружающего мира. Поэтому метафоры, которые являются законченными историями с многозначным сюжетом, играют важную роль в эриксоновской терапии. Метафорой на­зывается вид косвенного внушения, в котором иносказатель­но дается подобие проблемы человека, пути и способы ее раз­решения.

Популярная идея о разности функций двух полушарий го­ловного мозга помогает описать взаимодействие сознания и бессознательного. У правшей левое полушарие является доми­нантным, и оно считается прибежищем сознания. Оно облада­ет логической функцией, отвечает за повседневную жизнь че­ловека, за его поступки, убеждения, ценности и многое другое.

Правое полушарие является недоминантным, и его счита­ют зоной бессознательного. Оно характерно своей образнос­тью, ассоциативными связями, иногда отмечается детский ха­рактер его. Полушарие охотно воспринимает мир целиком. Это свойство действительно похоже на взгляд ребенка, который открыт всему миру и у которого нет ограничивающих шор.

За счет создания целостной истории метафора попадает непосредственно в правое полушарие, где встречается с бес­сознательным, для которого она создавалась. Метафора мно-

гозначна, поскольку никогда нельзя определить, сколько зна­чений вкладывается в одну терапевтическую историю. Паци­ент находит в ней тот смысл, то значение, которое близко ему и которое психотерапевт, может быть, даже не вкладывал в нее. Создание метафор, безусловно, является искусством, однако существуют принципы их создания, каждый психотерапевт может иметь свои заготовки и излюбленные подходы. Однако следует сказать, что любая заготовка в конкретном случае дол­жна быть изменена, дополнена, метафора создается непосред­ственно для данного человека. Как бы часто психотерапевт не использовал свою заготовку, каждый раз у него будет полу­чаться новая история. Метафоры играют роль психологичес­ких субстратов, с помощью которых мы зондируем бессозна­тельное пациента, пытаемся дать ему необходимые идеи и про­будить его ресурсы.

В эриксоновском гипнозе можно использовать несколько видов метафор.

Метафоры сравнения

В ходе беседы, гипнотического транса, обсуждения домаш­него задания мы сравниваем сегодняшнее состояние клиента с предыдущим, сравниваем его понятия с чем-то, что он может дать нам в качестве образца. Мы можем соотнести его состоя­ние с тем, что было раньше в его жизни, можем сравнивать его с будущим самочувствием, как он может себе представить, с каким-то явлением природы, с человеком, животным, расте­нием. Подобная метафора сравнения может затем служить ис­точником для создания терапевтической метафоры. Возмож­но, человеку проще сказать, что он ощущает себя сейчас как сломанный росток, и это будет значить гораздо больше, неже­ли чем он описал бы свое состояние в терминах ощущений.

Метафоры сравнений могут являться лингвистическим при­емом, употребляемым терапевтом для облегчения самочувствия и самоощущения пациента. Используя приемы рефрейминга — находя элементы положительного смысла в заботах человека, придумывая возможные жизненные события, где его недостат-

ки превратятся в достоинства, психотерапевт начинает неза­метную работу по «разрыхлению» проблемного состояния.

Встроенная метафора (двойная, тройная спираль)

Встроенная метафора часто используется в эриксоновском гипнозе. Она может использоваться как с метафорой сравнения, так и с терапевтической метафорой, сочетаясь с ней и дополняя ее. Когда речь идет о встроенной метафоре, фактически мы го­ворим о форме подачи метафорического материала. Встроенная метафора состоит из нескольких ступеней, обычно из двух или трех. Она представляет собой историю-матрешку, когда один сю­жет вкладывается в другой, а тот — в третий.

Обычно первым этапом встроенной метафоры является ме­тафора изменений. Предположим, мы обращаем внимание субъекта на явление природы, например, на зиму, когда деревья спят за окном, их стволы покрыты белым снегом. Белым снегом покрыты дороги, ветви, листьев давно уже нет... Примерно на середине повествования, хотя точное деление метафоры на ров­ные половины вовсе не обязательно, мы прерываем первый рас­сказ и начинаем повествование другой метафоры.

I                                         I

II

Желательно делать перерыв достаточно заметным, чтобы отделить содержание одной метафоры от другой. В этот момент частицы внимания пациента начинают стараться сохранить элементы первой метафоры и затем пытаются зафиксировать то, что мы будем говорить во второй метафоре. В ней, напри­мер, мы будем говорить о доме, который стоит среди снежного леса, и о часах на его стене, о стрелках, которые идут, одна до­гоняет другую. Самая важная стрелка, маленькая, движется медленно, а стрелка менее важная, минутная, большая, движет­ся намного быстрее, но, несмотря на это, за каждым ее движе-

нием стоит намного меньшее, чем за движением часовой стрел­ки... Мы продолжаем эту метафору до того момента, пока не дадим необходимое внушение, связывая каким-то образом стрелки этих часов с жизнью пациента.

В двойной спирали вторая метафора будет основной, и за­тем, когда мы ее завершим, мы снова вернемся к зиме. К зиме, которая царствует за окном, когда одинокие снежинки могут кружиться в призрачном лунном свете, падая вниз и образуя белый пушистый ковер, который укрывает землю, который со­храняет в ней все те зерна, что упали в нее. Он сохраняет их до того момента, когда придет весна и солнце пригреет и растопит снег, растопит лед. И снег и лед, которые, с одной стороны, мешали семенам, а с другой стороны, сохраняли их, теперь по­служат питательной водой, которая напоит землю, и семена прорастут... И так мы продолжаем, создавая метафору измене­ний и завершая первую метафору.

Психика человека обладает удивительным свойством — из многих компонентов создать единое целое. Элементы первой метафоры, которую мы специально разделили, она соединяет, а то, что было между двумя частями, то есть вторая метафора, уходит от контроля сознания на уровень бессознательного, по­могая ему работать именно с главной метафорой, закрывая его от наблюдения сознания как снег закрывает зерна.

Подобным образом строится и трехкомпонентная метафо­ра, когда есть не две матрешки, а три, встроенные одна в дру­гую. Сначала рассказывается первая история, она договарива­ется примерно до середины, затем начинается вторая, которая также обрывается примерно на середине, затем полностью рас­сказывается третья история, затем завершается вторая, и самой последней заканчивается первая метафора.

I

I

II

II

III

II

Средняя метафора является основной, и, разумеется, она находится под двойным покровом защиты, что еще вернее от­правляет ее на рассмотрение только бессознательному, закры­вая от сознания.

Метафора — важный компонент гипнотического внушения, и умение создавать такие метафоры является значимым навы­ком психотерапевта. У него могут быть припасены готовые ме­тафоры и идеи, очень важно скомпоновать их так, чтобы они, с одной стороны, отражали жизнь пациента, а с другой стороны, вносили необходимые внушения, советы, дополнения, реко­мендации.

Метафора не может готовиться заранее, поскольку человек приходит к нам каждый раз в особом эмоциональном состоя­нии, со специфическим на данный сеанс запросом. Есть об­щая канва, которую представляет собой жизнь пациента, ясны общие мотивы, приведшие его к нам. Но для гипнотерапевта важно уметь быстро отреагировать, создав как красивую, легко и хорошо воспринимаемую метафору, так и встроив в нее те внушения, которые в данный момент могут являться важными для пациента.

При переходе от одной части метафоры к другой происхо­дит автоматическое углубление транса, поскольку внимание сознания разделяется, однако в эти моменты можно дать еще и внушение на углубление транса. При завершении встроенной метафоры, несмотря на то, что сама ее идея предполагает амне­зию, желательно дополнительно дать установку на амнезию для облегчения передачи метафорического материала на раздумья бессознательному.

В работе с метафорой не следует опасаться того, что паци­ент отследит канву метафоры, усвоит ее, запомнит. Бессозна­тельное пациента, которое внимательно следит за метафорой, если она задела его, заинтересовала, будет вести себя совершен­но по-другому, нежели сознание. Происходящее в метафоре является для бессознательного такой же реальностью, как и те воспоминания, которые записаны в нем. Оно соотносит услы­шанное и увиденное в пробужденных метафорой образах с тем, что уже есть в его закромах, кладовых, и как бы встраивает ус-

лышанную метафору в свой внутренний личный опыт, допол­няя его, встраивая терапевтическую историю в свою внутрен­нюю мозаику как недостающий в ней элемент.

Поскольку метафора воспринимается в трансе, реальность ее для бессознательного значительно увеличивается. Если ис­ходить из предположения, что бессознательное клиента похо­же на ребенка, можно вспомнить, каким образом дети воспри­нимают, сказки. Для них сказочный мир является частью ре­альности. Они только и ждут, чтобы вырасти и превратиться в принцев, принцесс. Метафора, возможно, порождает такие же ассоциации, когда пациент ждет сигнала, чтобы реализовать то, что она дает ему. Собственная психотерапия и является подоб­ным сигналом для субъекта, своего рода инициацией, симво­лом, что он достаточно зрел для новой жизни.

Способность подобных многослойных метафор вызывать более глубокое состояние транса похожа на действие фракци­онного гипноза, только в данном случае каждый из последую­щих слоев метафоры как бы отталкивается от предыдущего и погружает пациента еще глубже.

В восприятии метафор проявляется элемент возрастной рег­рессии, ее ресурсного компонента, потому что сказка нужна детям для пробуждения внутренних резервов, и, возможно, ме­тафора находит в человеке внутреннего ребенка, а во внутрен­нем ребенке пробуждает его силу. Метафора в трансе воспри­нимается намного легче и адекватнее, нежели вне транса. Взрос­лый человек, услышав метафору, может хмыкнуть и пожать пле­чами. Но в трансе он воспринимает метафору открыто, готов согласиться с ней и ей следовать.

Для составления терапевтической истории бывает важно использовать богатый язык, насыщенный различными под­робностями, описаниями. Чем красочнее метафора, тем луч­ше она воспринимается и тем больше у нее шансов заворо­жить пациента, заставить его любоваться ею, больше шансов отвлечь его сознание и быть радостно принятой бессознатель-ч ным. Иногда кажется, что пациент приходит к нам для того, чтобы мы проводили его в сказку, которую он уже отчаялся найти. Он благодарен нам за эту встречу с мечтой, чувствует

себя отдохнувшим, набравшимся сил для своей привычной ежедневной жизни.

Срединная метафора может содержать даже прямые внуше­ния, но их лучше завуалировать. Прямые внушения могут выс­тупать в виде фраз, написанных на камне в каком-то лабирин­те, куда мы завели своего пациента, они могут быть в виде слов, сказанных одним героем другому. При таких условиях прямые внушения за счет буквализма бессознательного и за счет его большей свободы принимаются легко и охотно исполняются. В метафоре можно давать некоторые внушения и инструкции достаточно определенно и конкретно.

Иногда вместо точки или восклицательного знака в конце своей фразы мы ставим многоточие, говоря, например: «Я не знаю, каким образом поступил герой, но после этого ему все удавалось». Понимание того, что герой нашел способ решения и этот путь оказался удачным, можно ввести вместо конкрет­ного указания на определенное действие. Терапевт дает воз­можность пациенту додумать самому, каким образом это дей­ствие завершилось, какую дорогу герой нашел к исполнению своих желаний.

Внутри метафоры важно показать ее логичность и неизбеж­ность. Это успокаивает пациента и направляет его мысли в сто­рону будущего. Интерес к встроенной метафоре и к каждому его компоненту в отдельности бывает полезен еще тем, что про­буждает к ней эстетическое влечение, похожее на желание уз­нать, что же там впереди. Оно похоже на желание, которое дви­гает человеком, заставляя его в детстве дочитывать книгу с фо­нариком под одеялом.

Пробуждение в пациенте внутреннего ребенка может быть важ­но тем, что у детей мало социальных страхов. Они могут бояться сил природы, они могут опасаться недовольства родителей, но они намного лучше находят контакт друг с другом, у них меньше ус­ловностей, признаков социального неравенства и многого друго­го. Если бы взрослый человек так легко завязывал социальные контакты, как ребенок, у людей никогда бы не было нереализо­ванной потребности в друзьях, никогда бы не было жалоб на оди­ночество, непонимание. Это прерогатива взрослого возраста.

14 Гордеев                                                                                                                                      209

В детском возрасте человек, как и через метафору, получал опыт, обучаясь на примерах героев. Сейчас мы предлагаем паци­енту такое же легкое и приятное обретение опыта, который он может принести в свою повседневную жизнь, научиться его ис­пользовать. Когда ребенок входит в большой мир, он не знает его, и сказки, рассказанные ему родителями, помогают ему в нем адаптироваться. Именно на них строятся его убеждения, ценно­сти, верования. Когда дети взрослеют и приходят во взрослый мир, они сталкиваются с его реальностью и иногда жестокос­тью. Они претерпевают трансформацию, что-то уходит и забы­вается, что-то приходит снова, и сейчас мы с помощью метафор стараемся подтвердить, использовать эту дорогу еще раз.

Мы прекрасно понимаем, что те убеждения и ценности, которые мы стараемся принести человеку своими метафорами, подвергнутся жесточайшей критике окружающего мира, но, возможно, они созвучны прежним убеждениям, которые были отодвинуты на задний план под воздействием повседневного быта и суеты. Тогда есть шанс, что произойдет резонанс между словом терапевта и незаслуженно забытым пониманием кли­ента. Ни одно внушение не будет принято, если для него нет почвы, и такой почвой для наших метафор будут являться пре­жние идеалы, мысли человека. Для него визиты к психотера­певту похожи на еще один способ войти в жизнь, как он когда-то входил в нее подростком.

Можно предположить, что метафоры внутри транса воспри­нимаются особенно эффективно за счет особого ожидания па­циента, который пришел на психотерапевтический сеанс. На­верно, он собирался к вам давно. Ему внутренне сложно было договориться о встрече, но он пришел и начинает говорить о наболевшем. И вот он прошел эти этапы и ждет ваших слов, он ждет того, что вы будете делать для избавления его от пробле­мы. Заручившись его сотрудничеством и оценив его мотива­цию, мы начинаем работать с ним, и в данном случае примене­ние многогранной метафоры в сочетании с избыточным ожи­данием пациента позволяет ему воспринимать на всех уровнях своего психического существования и находить в ней смысл и подтексты.

Метафора, попавшая в бессознательное, продолжает в нем работать и тогда, когда сеанс окончен, за счет своей многослой-ности. Выход из транса с метафорами неуловимо похож на вы­ход из сна, когда человек может запомнить самое последнее сновидение намного легче, чем предыдущие. Поскольку пос­ледним сном в данной метафоре является первая история, ко­торая под собой носит контекст изменений и во многом спе­циально представляется сознанию, то нет ничего предосуди­тельного в том, чтобы пациент запомнил эту часть.

Средняя метафора может быть либо самой короткой, пото­му что, чем короче метафора, тем легче она забывается. Она будет носить характер ударной идеи, которая направлена на­прямую в центр проблемы пациента. В других случаях средняя метафора может представляться терапевтической метафорой со всеми ее компонентами, ролями, связями. Она будет много­гранной и наиболее подобной проблеме пациента, но за счет своей величины, вероятно, она будет помниться сознанием. Два подобных подхода всегда в запасе у психотерапевта, который может выбирать, что же он должен использовать в середине именно у данного человека, что, с точки зрения его мысли и опыта, показано пациенту.

Встроенная метафора может также даваться вне транса, но чаще это место для терапевтической метафоры.

Техника вставленных сообщений

Техника вставленных сообщений предполагает в работе с пациентом одну из новинок, которую внес в гипнотерапию Милтон Эриксон, — гипноз наяву или гипноз без гипноза. Она заключается в том, что психотерапевт в беседе с пациентом выясняет, что для него является важным и интересующим в жизни. Подобный характер может иметь хобби человека, его работа, интерес к детям и многое другое. Основное качество — человека задевает за живое беседа на эту тему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.