Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 12 страница



В ряде случаев для повышения транса есть еще один спо­соб, который обычно не используется, — физическое прикос­новение. Как правило, это способ экстренного вывода челове­ка из транса, когда, например, он нашел травматические пере­живания, они захлестывают его, и вы чувствуете, что теряете раппорт с клиентом, несмотря на то, что сейчас как раз и тре­буется хорошая обратная связь для разрешения найденной про­блемы. Тогда и можно прибегнуть к прикосновению, обычно

это прикосновение пальцами к кисти человека. Поскольку это сигнал из внешнего мира, более того, сигнал, указывающий на вторжение внешнего окружения в личный мир пациента, по­добное прикосновение приводит к заметному повышению транса, а иногда и к выходу клиента из транса. Подобный спо­соб может считаться неэкологичным, но напомню, он исполь­зуется в экстренных случаях.

Транс пациента имеет собственную внутреннюю динамику, он не находится стабильно на одном уровне. Клиент может са­мопроизвольно, без наших усилий и внушений подниматься и опускаться внутри транса. Следует использовать подобную ди­намику в своих целях. Очень важно откалибровать признаки транса, которые мы видим у пациента, чтобы отнести транс к той или иной глубине и, в зависимости от этого, проводить со­ответствующие виды внушений.

Завершение транса

Начинающего психотерапевта может беспокоить, какую дли­тельность должен иметь транс. Самый простой и в то же время сложный ответ заключается в том, что транс следует заканчивать тогда, когда проведены необходимые терапевтические внушения и проделана необходимая терапевтическая работа. Некоторые трансы могут длиться несколько минут, но возможен транс, ко­торый длится и более часа. Как правило, продолжительность транса в среднем составляет 20 — 30 минут. Однако у разных те­рапевтов она может быть больше или меньше.

Завершение транса является логической концовкой того, что было до него, и того, что происходило на фоне погружения в транс.

Достаточно часто переживание транса, особенно ресурс­ного, приводит пациента к нежеланию выходить из него, по­скольку пациент внутри транса испытывает положительные эмоции, которых, возможно, он уже не испытывал давно в ре­альной жизни. Это могут быть ощущения спокойствия, уве­ренности, комфорта, внутреннего счастья и умиротворения. Подобный эффект приводит к тому, что пациент не хочет вы-

ходить из транса. Попытка вывести его может вызвать неудо­вольствие психотерапевтом, а иногда даже и определенную аг­рессивность. Чаще это проявляется тем, что, несмотря на вну­шение психотерапевта на выход из транса, пациент остается в нем и демонстрирует сохранение всех признаков транса. Для решения подобных трудностей существует несколько приемов, которые я опишу ниже.

Важно отметить, что завершение транса подводит итог пси­хотерапевтической работе и может как нивелировать неудачи внутри транса, так и испортить впечатление от хорошо прове­денного транса. Обычно завершение транса не должно быть быстрым, поскольку для переориентации из мира внутреннего в мир внешний, для пробуждения мышечной и сознательной активности требуется время. Поэтому психотерапевт, который закончил давать необходимые внушения, закончил основную работу внутри транса, может постепенно переводить свой го­лос на обычное звучание. Его дыхание в ходе работы синхро­низировалось с дыханием пациента, теперь он может учащать дыхание, делая его более глубоким, сопровождая такой процесс внушениями на ощущения бодрости, активности, увеличение мышечного тонуса, осознание звуков в окружающем простран­стве. Процесс выведения из транса напоминает процесс погру­жения в транс, произведенный в обратном порядке, но обычно он происходит даже быстрее.

Внушения на активность и ощущение силы в теле важны, поскольку иногда следствием ошибки терапевта, не сделавше­го подобных внушений, является состояние пациента, при ко­тором он открыл глаза, но тело его остается обездвиженным, т. е. спит. Вид пациента демонстрирует феномен диссоциации тела и сознания, т. е. феномен диссоциации сознания и бессозна­тельного, чему мы радуемся, когда подобный феномен виден в ходе транса, но он огорчает нас, когда мы наблюдаем это уже после выхода из транса.

Обычными являются внушения на ощущения комфорта, уверенности, умение почувствовать себя отдохнувшим. Эти и другие внушения можно отнести к постгипнотическим, т. е. к тем ощущениям, действиям, пожеланиям, которые мы рекомен-

дуем пациенту на период после гипноза. Мы можем внушать сохранение приятных ощущений в течение какого-либо пери­ода времени, продолжение бессознательной работы даже пос­ле открывания глаз и при более активном функционировании сознания, даем внушения, которые должны привести пациен­та к амнезии того, что проходило внутри транса.

В момент, когда пациент открыл глаза и может начать с нами говорить, на самом деле он еще не полностью вышел из транса. Это очень благоприятное для психотерапевта время, поскольку оно характеризуется повышенной внушаемостью, активной ра­ботой бессознательного, но при этом пациент считает, что рабо­та закончилась, и поэтому он снимает активный контроль со­знания, давая себе и своему сознанию передышку от контроли­рующих функций. В этот момент мы можем обсудить то, что он ощущает в данный момент и дать внушение, корригирующее состояние. Например, если пациент ощущает головную боль, мы можем дать ему внушение на легкость, расслабленность, уверен­ность, гармонизацию, иногда даже пройдут прямые внушения, когда психотерапевт говорит: «Это нормально. В течение мину­ты ваша голова научится испытывать приятные ощущения».

В это время удобно давать домашнее задание, при этом они могут также носить на самом деле характер постгипнотических внушений. Терапевт может сказать: «Через некоторое время вы отправитесь домой, в вас будут происходить изменения, они происходят в каждом, но у кого-то они начинаются сразу, а у кого-то проявляются через некоторое время. Я попрошу вас от­метить, когда у вас начнутся изменения и как быстро они будут распространяться и усиливаться». Формально это некое пред­положение, на самом деле это не что иное, как постгипноти­ческое внушение, которое будет определять дальнейшую жизнь пациента до следующей встречи. Внушения могут быть разны­ми и зависят от запроса пациента, который он принес на встре­чу с психотерапевтом. В таком состоянии, в зависимости от глубины и длительности предшествующего транса, пациент может находиться до 20 минут, а в ряде случае и больше.

Помимо необходимости использования такого состояния, важно помнить, что в нем пациент не полностью адаптирован

к реальному миру. Если мы считаем, что пациент недостаточ­но включен в режим внешнего функционирования, а это мо­жет быть заметно по частичному погружению снова в транс, когда взгляд пациента фиксируется, он обездвиживается и как бы уходит от нас и через несколько секунд возвращается. Это говорит о том, что у пациента продолжается внутренняя рабо­та, она не завершена, а сознание еще не приобрело значимой доминанты. В таком состоянии пациента нежелательно отпус­кать, особенно если он пойдет по оживленной улице или по­едет домой за рулем собственного автомобиля. Подобное от­ключение может грозить ему серьезными неприятностями. Поэтому, в первую очередь, мы должны усилить и ускорить выведение пациента из транса. Иногда имеет смысл задержать его в нашем кабинете или недалеко от него, заботясь о безо­пасности человека.

Важным приемом бывает похвала психотерапевтом паци­ента за погружение в транс и за его работу. Поощрение психо­терапевта носит стимулирующий характер для всей терапевти­ческой работы и для последующего транса, а также укрепляет доверие пациента к психотерапевту.

Когда пациент отказывается выходить из транса, могут быть применены несколько приемом. Если вы склонны к директив­ному стилю, то можете попробовать способы выведения из транса, используемые в классическом гипнозе, на счет от од­ного до любимого вами числа (3, 5, 10) или на какой-нибудь другой знак, предъявляемый вами, например, на прикоснове­ние или на щелчок. Однако если весь сеанс проводился не в директивном тоне, то подобное директивное выведение может смазать эффект от транса. Поэтому желательны более косвен­ные, хитрые способы выведения. Описанный в руководствах способ, направленный на жадность пациента: терапевт гово­рит, что с данной минуты стоимость транса удваивается, утраи­вается, по опыту эффекта не приносит. Зато эффективен дру­гой способ, описанный Эриксоном, когда он предлагает паци­енту остаться в этом приятном состоянии и надеется лишь на то, что пациенту не захочется в туалет. Этот прием приводит к внутреннему раздумью, хочется или не хочется субъекту в туа-

 

лет, и в конце концов пациент понимает, что хочется, и выхо­дит из транса.

Еще один способ связывает нежелание пациента выходить из транса с последующей невозможностью войти в транс сно­ва: «И то, что вы не выходите из этого состояния, может озна­чать только то, что вам уже никогда не удастся войти в него еще раз».

И все-таки наиболее используемым является способ более настойчивого приглашения к выходу и предоставление време­ни для этого. Обычно дисциплинированность клиента играет нам на руку, нужно пригласить к выходу из транса повторно через несколько минут от первого приглашения, сочетая слова с собственной активизацией, повышением тоном голоса, иног­да с наклоном в его сторону.

Глава 15. РЕСУРСНЫЙ ТРАНС

Под ресурсным трансом в эриксоновском гипнозе подра­зумевается диссоциация пациента в ресурсное место или в ре­сурсное время с пробуждением внутренних сил и возможнос­тей, ассоциирующихся с данным временем и местом. Это два вида ресурсной диссоциации, которые могут сочетаться. Сле­дует также помнить о возможности создания ресурсных тера­певтических метафор, где главной задачей будет предложение человеку создания ресурсных состояний через метафоры. О принципах создания подобных метафор мы поговорим ниже.

Ресурсный транс нужен для того, чтобы человек, обессилен­ный в борьбе со своей проблемой, смог путем гипнотической диссоциации переместиться в некое иное место или время, где он не столь связан с проблемой, где он может быть более сво­боден, более открыт новым впечатлениям, где он может пове­рить в доступность для себя различных ресурсных состояний.

С ресурсного транса можно начинать любую психотерапию, поскольку, как правило, пациент приходит к нам с достаточно низким энергетическим потенциалом. Большую часть своих ресурсов он уже использовал в борьбе с проблемой и, по-види­мому, безуспешно. Эти ресурсы помогали находиться ему в оп­ределенном работоспособном состоянии, но в настоящий мо­мент они, как правило, приходят к нулю. Для того чтобы чело­век поверил в себя, свои силы, получил достаточный запас внут­ренней энергии для борьбы с собственными проблемами, и используется ресурсный транс.

В понятие ресурсного транса включается переориентация в гипнотическое состояние, поиск ресурсного места или ресурс­ного времени, ассоциация с этим местом или временем, ощу­щение и осознание собственных сил и возможностей, сохра-

нение их при возвращении обратно в реальную жизнь и рас­пространение их в своей жизни. Иногда подобных ресурсных трансов должно быть много, поскольку личность клиента по­хожа на высушенную землю, которая ждет дождя, и когда у нее появляются ресурсы, вначале кажется, что они могут бесслед­но исчезать в жизни клиента. На самом деле идет процесс раз-давания каких-то внутренних долгов и в определенный момент ресурсов становится достаточно много, чтобы человек мог их оставлять про запас.

Путешествие в ресурсное место предполагает наличие по­добного ресурсного места, которое человек находит либо перед сеансом, либо непосредственно в ходе гипнотического сеанса. Каким образом это может происходить? Перед сеансом психо­терапевт спрашивает своего пациента о том месте или местах, где ему было приятно, комфортно находиться. Желательно ука­зать, что это должны быть уголки природы. Природу удобно использовать, во-первых, по причине, что она не имеет при­надлежности другому человеку, и соответственно, наш паци­ент может считать этот уголок природы своей собственностью, предполагая, что ни кто другой на него прав не имеет. Жела­тельно, чтобы это был даже незнакомый уголок природы или знакомый, но в котором не может быть каких-либо неприят­ных неожиданностей. Например, там не должно быть места для семейных ссор, скандалов, это не может быть место, где клиент горевал и отсиживался после очередного драматического со­бытия.

Ресурсное место должно быть по возможности диким, нео­своенным и достаточно большим, поскольку большие масси­вы природы обладают свойством высокой энергетичности. Иногда неважно, что это — море, горы, берег реки, лес или что-то еще, но, как правило, чем больше и мощнее массив, тем боль­шей энергетичностью он обладает.

В некоторых ситуациях бывает важно подчеркнуть невоз­можность нахождения в данном месте других людей. Это спо­собствует ощущению безопасности нашего клиента, посколь­ку, как правило, именно люди пугают его больше всего. С этой целью можно предложить место, может быть, даже знакомое,

но которое отодвинуто либо на много тысяч лет назад, когда не было людей, либо оно перенесено на другую планету, в дру­гую вселенную. Таким образом мы еще раз используем времен­ную и пространственную диссоциацию, что снимает опасе­ния субъекта.

Если ресурсное место оговорено перед сеансом, т. е. паци­ент описал место, где ему приятно находиться, отдыхать, и, с точки зрения психотерапевта, это место не вызывает опасения из-за наложения на него каких-либо негативных впечатлений, в ходе наведения транса психотерапевт может попросить чело­века пойти именно в это место, увидеть его своими глазами, услышать, ощутить себя в нем. Таким образом в ходе гипноти­ческого наведения производится ассоциация человека с дан­ным местом, при этом месту делегируются те качества, кото­рые пациент хотел получить: уверенность, спокойствие, надеж­ность, отдых и многие другие, которые вплетаются во внуше­ния, дающиеся пациенту. Человек может ассоциировать себя со всем местом либо с какой-то его частью: деревом, рекой, камнем или чем-то еще, что, с точки зрения психотерапевта и его пациента, может быть подходящим для олицетворения того или иного качества.

На фоне ресурсного места, как и в любых других трансах, задачей психотерапевта является возможность дать метафору изменений, т. е. обратить внимание человека на те изменения, которые происходят в этом месте, на их безусловность и нео­братимость. Этот процесс можно показать, используя какие-то детали ресурсного места, например, течение реки, которая уно­сит свои воды, которая не может остановиться, смену времен года, смену времени дня и многое другое.

Для качественного транса метафора изменений является обязательным компонентом. Во-первых, принимая, что наш пациент имеет необходимую мотивацию, во-вторых, сочетая это с погружением его в транс, где он общается с бессознательным, и, в-третьих, давая бессознательному метафору изменений, мы создаем необходимый задел для психотерапии. Указанные три компонента можно считать необходимыми и достаточными для внутренней психотерапевтической работы.

Наиболее частой практикой являются попытки поиска ре­сурсного места не до транса, а во время погружения, т. е. на­хождение ресурсного места является как бы целью наведения транса, и когда ресурсное место найдено, начинается основное психотерапевтическое вмешательство. Таким образом, при по­гружении в транс психотерапевт дает неспецифичные указания о том, что подобное место можно найти, о том, чтобы это жела­тельно было место природы, и дает пациенту время на поиски этого места.

Можно предложить пациенту пойти в несколько возмож­ных мест и выбрать одно из них. Он может искать их, как бы перепрыгивая своими мыслями из одного в другое, но доста­точно часто первое место, которое пришло пациенту в ходе по­гружения, и остается основным. При этом бывают случаи, даже когда место природы было определено перед трансом, в момент погружения в транс возникает совсем иное природное место, и тогда подготовка психотерапевта, когда он постарался обеспе­чить себе какую-то информацию об этом месте, оказывается неэффективной. Задача психотерапевта осложняется тем, что он продолжает говорить, например, о месте в лесу, о чем они как бы договорились с пациентом, а в этот момент пациент на­ходится на берегу моря. Обычно это не вызывает сильного дис­комфорта у субъекта, существует несколько возможных реак­ций пациента на ошибки психотерапевта, когда неточная ин­формация пропускается как ненужная либо когда пациент дос­траивает ресурсное место или какое-то другое образование внутри транса, отталкиваясь от идей, выдвигаемых психотера­певтом. Например, пациент, находящийся на берегу моря и слы­шащий фразы про лес, может достроить вдалеке небольшую рощицу и вполне удовлетворить и слова, приходящие от пси­хотерапевта, и свои образы.

Когда мы наводим транс с поиском ресурсного места и пред­лагаем пациенту найти уютный уголок природы, возможны два способа реакции. Первый — мы ждем некоторое время и счи­таем безусловным, что пациент подходящее место нашел, и про­должаем транс на основе неспецифичных слов. Второй — мы просим пациента подать сигнал пальцем, когда он найдет под-

ходящее ресурсное место. Если необходимо точное знание это­го места, мы можем предложить пациенту сказать несколько слов, т. е. в двух последних случаях мы спрашиваем сигналы от пациента, вербальные и невербальные.

Неспецифичное ведение предполагает, что наши слова мо­гут характеризовать практически любое природное место и практически любое состояние, которое может возникнуть у пациента. Мы говорим о воздухе этого места, о красоте его, о силе, мы можем предположить дуновение ветерка, различные звуки, запахи и многое другое, что будет характерным для раз­ных мест и в то же время будет показывать, что мы знаем, о чем говорим.

После того как мы считаем, что все необходимые внушения даны, мы в качестве постгипнотических внушений даем паци­енту рекомендацию взять все ощущения этого места, которые подходят для настоящей жизни пациента с собой, чтобы сохра­нить их в себе и перенести в реальную нормальную жизнь.

Сопровождение в приятном воспоминании — это термин французской школы эриксоновского гипноза, который пред­полагает, что в ходе транса человек отправляется в приятное воспоминание, где он может найти качества, необходимые ему в сегодняшней жизни. Как правило, перед трансом мы разго­вариваем о прошлом человека, о тех приятных временах, днях, которые были в его жизни, о возможном желании вернуть те ощущения, которые были тогда. Мы заранее готовим направ­ление мыслей пациента, и когда начинаем погружение в транс, мы предлагаем ему подумать о каком-то воспоминании, кото­рое может прийти ему в связи с его сегодняшним запросом.

Не обязательно следует говорить слово «проблема», оно навевает грустные размышления пациенту. Помимо прочего, это слово непривычно для нашего языка, несмотря на то, что в пос­леднее время оно звучит со страниц газет и с экранов телевизо­ров. В зависимости от ранга проблемы следует подобрать сино­ним, может быть, «забота» или «печаль», «желание», «то, что волнует» и какие-либо другие слова и фразы.

Мы просим поискать время, которое было хорошим и доб­рым, мы можем предложить вспомнить жизненные ситуации,

которые могли быть в жизни каждого человека. Например, это попытка ребенка подниматься, держась за стенку, умение не­ловкими руками поймать мяч, ощущение праздника, новогод­ней елки, летних каникул, купание, загорание на солнце и мно­гое другое, что было в прошлом и могло бы вызвать у человека приятные воспоминания. Как правило, этот транс хорош тем, что подобные воспоминания действительно были в жизни че­ловека, это ни нечто специально выдуманное, а история чело­века; они действительно несут приятный заряд, и человеку даже в сознательном состоянии приятно вспоминать о хороших мо­ментах своего прошлого. В бессознательном состоянии такие воспоминания еще больше растормаживают и приносят намно­го больше эмоций и приятных состояний. Более того, очень часто в ходе транса возникают воспоминания, которых давно не возникало, и эта приятная неожиданность бывает полезной для возрождения жизненных сил пациента.

Мы также можем не останавливаться на одном воспомина­нии, а провести человека через многие воспоминания его жиз­ни. При этом бывает важным само направление мысли, кото­рое мы задаем, когда ищем именно приятные воспоминания и, найдя первое воспоминание приятным, человек как по цепоч­ке находит по аналогии и другие.

. Достаточно часто приятные воспоминания могут сопровож­даться феноменом возрастной регрессии, когда человек ощу­щает себя намного моложе своего сегодняшнего возраста, дос­таточно часто это возраст детский, иногда младенческий. Ра­ботая с сопровождением в приятном воспоминании, мы как помогаем человеку обрести эти приятные воспоминания, так и мы даем ему возможность обрести необходимые чувства, ощу­щения, качества, которые он может сохранить и принести с собой в свой реальный мир.

Ресурсные трансы рассчитаны на получение необходимых ресурсных состояний. Вполне возможно, что для пациента ис­пользование подобных трансов будет достаточным для разре­шения его проблемы. Они приводят к подъему внутренних сил организма, в том числе и усилению психологических защит, которые ослабли под натиском проблемы, и в данный момент,

укрепив эти психологические защиты, мы способствуем зату­ханию симптомов и прекращению проявлений проблемной симптоматики.

Можно предположить, что для человека может быть два спо­соба работы с проблемами. Если представить нахождение про­блемы в психике человека как борьбу элемента деструктивного с защитными силами организма. Следовательно, когда пробле­ма начинает осознаваться человеком, происходит ослабление защитных сил организма и прорыв проблемной симптоматики в сознание человека, а затем и в его тело с развитием психосо­матических расстройств. И два подхода к проблеме могут зак­лючаться в следующем: либо мы усиливаем защитные силы организма, что происходит при работе с ресурсными трансами, и тогда защитные силы получают новый стимул, новую мощ­ность для борьбы с заботами пациента. Другой способ заклю­чается в том, что мы находим проблему субъекта и работаем непосредственно с ней. Успешная работа позволяет проблему разрешить, и защитные силы для сдерживания этой проблемы уже не требуются. Человек ощущает прилив сил, которые ос­вободились от сдерживания проблемы и дополнились радос­тью победы над проблемой.

Первый способ, безусловно, более щадящий, более быст­рый, однако менее радикальный, поскольку можно предполо­жить, что в случае стечения благоприятных обстоятельств за­бота может возникнуть вновь и вновь потребуется работа над ней.

Второй способ более радикальный, но, как правило, требу­ет большего времени, большей интенсивности работы и при­водит к гораздо большим перестановкам в психике человека.

Оба эти подхода имеют право на жизнь и заслуживают вни­мания психотерапевта.

Глава 16.

ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ

ФЕНОМЕНОВ

Для гипноза характерно появление особых форм физичес­кой и психической активности, которые не встречаются в бод­рствующем состоянии у взрослых психически здоровых людей. Появление их в трансе говорит о необычном функционирова­нии психики человека и относится к гипнотическим феноме­нам. Они способны служить нескольким целям, в том числе могут быть использованы для интенсификации терапевтичес­кого процесса.

Возрастная регрессия

Под возрастной регрессией понимается гипнотический фе­номен, когда в ходе погружения в транс целенаправленно или случайно клиент вводится в состояние, когда он ощущает себя намного более младшего возраста, соответствующего роста, уровня знаний и тому подобное.

Возрастная регрессия может индуцироваться разными пу­тями, обычно эти пути сходны с сопровождением в приятное воспоминание. Терапевт может задавать пациенту вопросы о его раннем возрасте, может говорить о детстве людей вообще, мо­жет что-либо рассказать о себе. Эриксон говорил: «Если вы хо­тите, чтобы человек рассказал вам о своем брате, расскажите ему о своем». Таким образом, мысли пациента уже заранее на­правлены на определенный возраст, и в ходе наведения транса можно предложить пациенту ощутить себя вот этим маленьким человеком.

13 Гордеев                                                                                                                                    193

Возрастная регрессия отличается от воспоминания одним особенным свойством: при воспоминании взрослый человек вспоминает свою жизнь, т. е. видит как диссоциированный на­блюдатель со стороны, оценивая отголоски приятных чувств и ощущений. При возрастной регрессии человек действительно ощущает себя маленьким. При этом если он посмотрит вниз, то он увидит маленькие ноги, обутые в стоптанные сандалии, над ними шорты или короткую юбку, сбитые коленки, он уви­дит траву на высоте своего роста, рядом — больших взрослых, крупные предметы, высокие деревья. При этом очень часто про­является характерная для детей острота новых ощущений и интенсивность переживаний. Это особенно важно учитывать, если вы работаете с проблемным трансом.

Возрастная регрессия может быть связана с использовани­ем положительных воспоминаний, и тогда она сходна с сопро­вождением в приятное воспоминание, только эти ощущения отличаются яркостью, свежестью, мощностью, и это помогает нам в психотерапевтическом процессе.

Возрастная регрессия может также сопровождаться попа­данием в травматический эпизод жизни, и тогда возможна аб-реакция. Абреакция — это резкое неконтролируемое изменение состояния субъекта, который находится в гипнотическом трансе. Когда мы разыскиваем источник сегодняшних проблем человека, мы фактически осознанно идем на поиск момента, который способен вызвать абреакцию. Однако все равно каж­дый раз она бывает неожиданной, и очень важно для психоте­рапевта вовремя и адекватно среагировать.

Как правило, когда мы получаем подобную реакцию паци­ента, наша задача состоит в том, чтобы разными путями разде­лить интеллектуальные и эмоциональные компоненты пережи­вания, потому что интеллектуально нам следует помочь паци­енту переработать полученную информацию, эмоционально — ее пережить.

В ряде случаев удается разрешить проблему, находясь в воз­растной регрессии, в далеком детском возрасте, с использова­нием внушений, которые мы даем своему пациенту. Однако возможно более надежным способом и более защищающим

пациента является способ диссоциации из проблемного воз­раста, из проблемного переживания в ресурсное состояние иного возраста, а иногда полезно даже выйти из транса для того, чтобы обсудить полученный материал на фоне бодрству­ющего состояния. Эти приемы направлены на ослабление эмо­циональной реакции и на интеллектуальную проработку ма­териала. Как правило, подобные приемы бывают обоснова­ны, поскольку в случае продолжения нахождения пациента в травматическом опыте эмоциональная составляющая настоль­ко поглощает его, что даже может привести к потере раппорта с психотерапевтом. Пациент способен окунуться в свое горе и находиться в нем достаточно долго, теряя накопленные ре­зервы.

После того как в диссоциированном от травматического эпизода состоянии пациент находит подходящее решение и нужную идею для завершения травматического эпизода, он может снова с готовым решением, с запасенными ресурсами пойти в нужный возраст, чтобы разрешить эту проблему. Воз­можно, что подобной диссоциации не потребуется и терапевт, опираясь на информацию, которую может дать ему клиент, ос­таваясь в трансе, способен предложить набор внушений, кото­рый будет включать команды бессознательному найти нужное решение, подходящий ресурс для проработки возникшей ин­формации.

Еще один способ поиска травмирующей ситуации может быть также связан с возрастной регрессией. Как правило, лю­бая проблема, которая есть у человека, включает в себя теле­сную симптоматику. Мы можем направить человека в транс и, опираясь на данную симптоматику, поискать какое-либо вос­поминание, связанное с данным симптомом, с появлением это­го симптома. При этом мы предлагаем бессознательному чело­века дать нам любое воспоминание, которое может быть связа­но тем или иным образом с телесными жалобами. Когда паци­ент находится в трансе, его бессознательное в состоянии дать нам совершенно неожиданные варианты переживаний. Лучше, если в таком трансе мы ведем диалог с пациентом, и каждое воспоминание в нескольких словах он нам описывает. Имеет

13*

смысл не заставлять пациента подолгу задерживаться на том или ином воспоминании, а как только он прочувствовал его и сказал нам что-то, как по ниточке он должен пойти к еще бо­лее ранним воспоминаниям, погружаясь все глубже и глубже. Такой прием помогает нам одновременно и искать наиболее ранние воспоминания, соответствующие травматическому опыту, и в то же время углублять транс.

Постепенно, а иногда быстро мы можем дойти до наиболее раннего воспоминания, которое по своим характеристикам яви­лось базовым импринтом, на котором основано последующее реагирование в более поздние возрасты жизни. Как правило, это воспоминание находится в возрасте до девяти лет, хотя в ряде ситуаций это может быть и более поздний возраст. Обычно оно характеризуется значительной интенсивностью и является для человека полной неожиданностью. Очень часто проработ­ка именно данного первого травматического опыта, на основа­нии которого человек сформировал свое состояние, свою при­вычку реагировать подобным образом, приводит к «эффекту домино», когда последующие эпизоды рушатся один за другим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.