|
|||
М. Н. Гордеев 12 страницаВ ряде случаев для повышения транса есть еще один способ, который обычно не используется, — физическое прикосновение. Как правило, это способ экстренного вывода человека из транса, когда, например, он нашел травматические переживания, они захлестывают его, и вы чувствуете, что теряете раппорт с клиентом, несмотря на то, что сейчас как раз и требуется хорошая обратная связь для разрешения найденной проблемы. Тогда и можно прибегнуть к прикосновению, обычно это прикосновение пальцами к кисти человека. Поскольку это сигнал из внешнего мира, более того, сигнал, указывающий на вторжение внешнего окружения в личный мир пациента, подобное прикосновение приводит к заметному повышению транса, а иногда и к выходу клиента из транса. Подобный способ может считаться неэкологичным, но напомню, он используется в экстренных случаях. Транс пациента имеет собственную внутреннюю динамику, он не находится стабильно на одном уровне. Клиент может самопроизвольно, без наших усилий и внушений подниматься и опускаться внутри транса. Следует использовать подобную динамику в своих целях. Очень важно откалибровать признаки транса, которые мы видим у пациента, чтобы отнести транс к той или иной глубине и, в зависимости от этого, проводить соответствующие виды внушений. Завершение транса Начинающего психотерапевта может беспокоить, какую длительность должен иметь транс. Самый простой и в то же время сложный ответ заключается в том, что транс следует заканчивать тогда, когда проведены необходимые терапевтические внушения и проделана необходимая терапевтическая работа. Некоторые трансы могут длиться несколько минут, но возможен транс, который длится и более часа. Как правило, продолжительность транса в среднем составляет 20 — 30 минут. Однако у разных терапевтов она может быть больше или меньше. Завершение транса является логической концовкой того, что было до него, и того, что происходило на фоне погружения в транс. Достаточно часто переживание транса, особенно ресурсного, приводит пациента к нежеланию выходить из него, поскольку пациент внутри транса испытывает положительные эмоции, которых, возможно, он уже не испытывал давно в реальной жизни. Это могут быть ощущения спокойствия, уверенности, комфорта, внутреннего счастья и умиротворения. Подобный эффект приводит к тому, что пациент не хочет вы- ходить из транса. Попытка вывести его может вызвать неудовольствие психотерапевтом, а иногда даже и определенную агрессивность. Чаще это проявляется тем, что, несмотря на внушение психотерапевта на выход из транса, пациент остается в нем и демонстрирует сохранение всех признаков транса. Для решения подобных трудностей существует несколько приемов, которые я опишу ниже. Важно отметить, что завершение транса подводит итог психотерапевтической работе и может как нивелировать неудачи внутри транса, так и испортить впечатление от хорошо проведенного транса. Обычно завершение транса не должно быть быстрым, поскольку для переориентации из мира внутреннего в мир внешний, для пробуждения мышечной и сознательной активности требуется время. Поэтому психотерапевт, который закончил давать необходимые внушения, закончил основную работу внутри транса, может постепенно переводить свой голос на обычное звучание. Его дыхание в ходе работы синхронизировалось с дыханием пациента, теперь он может учащать дыхание, делая его более глубоким, сопровождая такой процесс внушениями на ощущения бодрости, активности, увеличение мышечного тонуса, осознание звуков в окружающем пространстве. Процесс выведения из транса напоминает процесс погружения в транс, произведенный в обратном порядке, но обычно он происходит даже быстрее. Внушения на активность и ощущение силы в теле важны, поскольку иногда следствием ошибки терапевта, не сделавшего подобных внушений, является состояние пациента, при котором он открыл глаза, но тело его остается обездвиженным, т. е. спит. Вид пациента демонстрирует феномен диссоциации тела и сознания, т. е. феномен диссоциации сознания и бессознательного, чему мы радуемся, когда подобный феномен виден в ходе транса, но он огорчает нас, когда мы наблюдаем это уже после выхода из транса. Обычными являются внушения на ощущения комфорта, уверенности, умение почувствовать себя отдохнувшим. Эти и другие внушения можно отнести к постгипнотическим, т. е. к тем ощущениям, действиям, пожеланиям, которые мы рекомен- дуем пациенту на период после гипноза. Мы можем внушать сохранение приятных ощущений в течение какого-либо периода времени, продолжение бессознательной работы даже после открывания глаз и при более активном функционировании сознания, даем внушения, которые должны привести пациента к амнезии того, что проходило внутри транса. В момент, когда пациент открыл глаза и может начать с нами говорить, на самом деле он еще не полностью вышел из транса. Это очень благоприятное для психотерапевта время, поскольку оно характеризуется повышенной внушаемостью, активной работой бессознательного, но при этом пациент считает, что работа закончилась, и поэтому он снимает активный контроль сознания, давая себе и своему сознанию передышку от контролирующих функций. В этот момент мы можем обсудить то, что он ощущает в данный момент и дать внушение, корригирующее состояние. Например, если пациент ощущает головную боль, мы можем дать ему внушение на легкость, расслабленность, уверенность, гармонизацию, иногда даже пройдут прямые внушения, когда психотерапевт говорит: «Это нормально. В течение минуты ваша голова научится испытывать приятные ощущения». В это время удобно давать домашнее задание, при этом они могут также носить на самом деле характер постгипнотических внушений. Терапевт может сказать: «Через некоторое время вы отправитесь домой, в вас будут происходить изменения, они происходят в каждом, но у кого-то они начинаются сразу, а у кого-то проявляются через некоторое время. Я попрошу вас отметить, когда у вас начнутся изменения и как быстро они будут распространяться и усиливаться». Формально это некое предположение, на самом деле это не что иное, как постгипнотическое внушение, которое будет определять дальнейшую жизнь пациента до следующей встречи. Внушения могут быть разными и зависят от запроса пациента, который он принес на встречу с психотерапевтом. В таком состоянии, в зависимости от глубины и длительности предшествующего транса, пациент может находиться до 20 минут, а в ряде случае и больше. Помимо необходимости использования такого состояния, важно помнить, что в нем пациент не полностью адаптирован к реальному миру. Если мы считаем, что пациент недостаточно включен в режим внешнего функционирования, а это может быть заметно по частичному погружению снова в транс, когда взгляд пациента фиксируется, он обездвиживается и как бы уходит от нас и через несколько секунд возвращается. Это говорит о том, что у пациента продолжается внутренняя работа, она не завершена, а сознание еще не приобрело значимой доминанты. В таком состоянии пациента нежелательно отпускать, особенно если он пойдет по оживленной улице или поедет домой за рулем собственного автомобиля. Подобное отключение может грозить ему серьезными неприятностями. Поэтому, в первую очередь, мы должны усилить и ускорить выведение пациента из транса. Иногда имеет смысл задержать его в нашем кабинете или недалеко от него, заботясь о безопасности человека. Важным приемом бывает похвала психотерапевтом пациента за погружение в транс и за его работу. Поощрение психотерапевта носит стимулирующий характер для всей терапевтической работы и для последующего транса, а также укрепляет доверие пациента к психотерапевту. Когда пациент отказывается выходить из транса, могут быть применены несколько приемом. Если вы склонны к директивному стилю, то можете попробовать способы выведения из транса, используемые в классическом гипнозе, на счет от одного до любимого вами числа (3, 5, 10) или на какой-нибудь другой знак, предъявляемый вами, например, на прикосновение или на щелчок. Однако если весь сеанс проводился не в директивном тоне, то подобное директивное выведение может смазать эффект от транса. Поэтому желательны более косвенные, хитрые способы выведения. Описанный в руководствах способ, направленный на жадность пациента: терапевт говорит, что с данной минуты стоимость транса удваивается, утраивается, по опыту эффекта не приносит. Зато эффективен другой способ, описанный Эриксоном, когда он предлагает пациенту остаться в этом приятном состоянии и надеется лишь на то, что пациенту не захочется в туалет. Этот прием приводит к внутреннему раздумью, хочется или не хочется субъекту в туа-
лет, и в конце концов пациент понимает, что хочется, и выходит из транса. Еще один способ связывает нежелание пациента выходить из транса с последующей невозможностью войти в транс снова: «И то, что вы не выходите из этого состояния, может означать только то, что вам уже никогда не удастся войти в него еще раз». И все-таки наиболее используемым является способ более настойчивого приглашения к выходу и предоставление времени для этого. Обычно дисциплинированность клиента играет нам на руку, нужно пригласить к выходу из транса повторно через несколько минут от первого приглашения, сочетая слова с собственной активизацией, повышением тоном голоса, иногда с наклоном в его сторону. Глава 15. РЕСУРСНЫЙ ТРАНС Под ресурсным трансом в эриксоновском гипнозе подразумевается диссоциация пациента в ресурсное место или в ресурсное время с пробуждением внутренних сил и возможностей, ассоциирующихся с данным временем и местом. Это два вида ресурсной диссоциации, которые могут сочетаться. Следует также помнить о возможности создания ресурсных терапевтических метафор, где главной задачей будет предложение человеку создания ресурсных состояний через метафоры. О принципах создания подобных метафор мы поговорим ниже. Ресурсный транс нужен для того, чтобы человек, обессиленный в борьбе со своей проблемой, смог путем гипнотической диссоциации переместиться в некое иное место или время, где он не столь связан с проблемой, где он может быть более свободен, более открыт новым впечатлениям, где он может поверить в доступность для себя различных ресурсных состояний. С ресурсного транса можно начинать любую психотерапию, поскольку, как правило, пациент приходит к нам с достаточно низким энергетическим потенциалом. Большую часть своих ресурсов он уже использовал в борьбе с проблемой и, по-видимому, безуспешно. Эти ресурсы помогали находиться ему в определенном работоспособном состоянии, но в настоящий момент они, как правило, приходят к нулю. Для того чтобы человек поверил в себя, свои силы, получил достаточный запас внутренней энергии для борьбы с собственными проблемами, и используется ресурсный транс. В понятие ресурсного транса включается переориентация в гипнотическое состояние, поиск ресурсного места или ресурсного времени, ассоциация с этим местом или временем, ощущение и осознание собственных сил и возможностей, сохра- нение их при возвращении обратно в реальную жизнь и распространение их в своей жизни. Иногда подобных ресурсных трансов должно быть много, поскольку личность клиента похожа на высушенную землю, которая ждет дождя, и когда у нее появляются ресурсы, вначале кажется, что они могут бесследно исчезать в жизни клиента. На самом деле идет процесс раз-давания каких-то внутренних долгов и в определенный момент ресурсов становится достаточно много, чтобы человек мог их оставлять про запас. Путешествие в ресурсное место предполагает наличие подобного ресурсного места, которое человек находит либо перед сеансом, либо непосредственно в ходе гипнотического сеанса. Каким образом это может происходить? Перед сеансом психотерапевт спрашивает своего пациента о том месте или местах, где ему было приятно, комфортно находиться. Желательно указать, что это должны быть уголки природы. Природу удобно использовать, во-первых, по причине, что она не имеет принадлежности другому человеку, и соответственно, наш пациент может считать этот уголок природы своей собственностью, предполагая, что ни кто другой на него прав не имеет. Желательно, чтобы это был даже незнакомый уголок природы или знакомый, но в котором не может быть каких-либо неприятных неожиданностей. Например, там не должно быть места для семейных ссор, скандалов, это не может быть место, где клиент горевал и отсиживался после очередного драматического события. Ресурсное место должно быть по возможности диким, неосвоенным и достаточно большим, поскольку большие массивы природы обладают свойством высокой энергетичности. Иногда неважно, что это — море, горы, берег реки, лес или что-то еще, но, как правило, чем больше и мощнее массив, тем большей энергетичностью он обладает. В некоторых ситуациях бывает важно подчеркнуть невозможность нахождения в данном месте других людей. Это способствует ощущению безопасности нашего клиента, поскольку, как правило, именно люди пугают его больше всего. С этой целью можно предложить место, может быть, даже знакомое, но которое отодвинуто либо на много тысяч лет назад, когда не было людей, либо оно перенесено на другую планету, в другую вселенную. Таким образом мы еще раз используем временную и пространственную диссоциацию, что снимает опасения субъекта. Если ресурсное место оговорено перед сеансом, т. е. пациент описал место, где ему приятно находиться, отдыхать, и, с точки зрения психотерапевта, это место не вызывает опасения из-за наложения на него каких-либо негативных впечатлений, в ходе наведения транса психотерапевт может попросить человека пойти именно в это место, увидеть его своими глазами, услышать, ощутить себя в нем. Таким образом в ходе гипнотического наведения производится ассоциация человека с данным местом, при этом месту делегируются те качества, которые пациент хотел получить: уверенность, спокойствие, надежность, отдых и многие другие, которые вплетаются во внушения, дающиеся пациенту. Человек может ассоциировать себя со всем местом либо с какой-то его частью: деревом, рекой, камнем или чем-то еще, что, с точки зрения психотерапевта и его пациента, может быть подходящим для олицетворения того или иного качества. На фоне ресурсного места, как и в любых других трансах, задачей психотерапевта является возможность дать метафору изменений, т. е. обратить внимание человека на те изменения, которые происходят в этом месте, на их безусловность и необратимость. Этот процесс можно показать, используя какие-то детали ресурсного места, например, течение реки, которая уносит свои воды, которая не может остановиться, смену времен года, смену времени дня и многое другое. Для качественного транса метафора изменений является обязательным компонентом. Во-первых, принимая, что наш пациент имеет необходимую мотивацию, во-вторых, сочетая это с погружением его в транс, где он общается с бессознательным, и, в-третьих, давая бессознательному метафору изменений, мы создаем необходимый задел для психотерапии. Указанные три компонента можно считать необходимыми и достаточными для внутренней психотерапевтической работы. Наиболее частой практикой являются попытки поиска ресурсного места не до транса, а во время погружения, т. е. нахождение ресурсного места является как бы целью наведения транса, и когда ресурсное место найдено, начинается основное психотерапевтическое вмешательство. Таким образом, при погружении в транс психотерапевт дает неспецифичные указания о том, что подобное место можно найти, о том, чтобы это желательно было место природы, и дает пациенту время на поиски этого места. Можно предложить пациенту пойти в несколько возможных мест и выбрать одно из них. Он может искать их, как бы перепрыгивая своими мыслями из одного в другое, но достаточно часто первое место, которое пришло пациенту в ходе погружения, и остается основным. При этом бывают случаи, даже когда место природы было определено перед трансом, в момент погружения в транс возникает совсем иное природное место, и тогда подготовка психотерапевта, когда он постарался обеспечить себе какую-то информацию об этом месте, оказывается неэффективной. Задача психотерапевта осложняется тем, что он продолжает говорить, например, о месте в лесу, о чем они как бы договорились с пациентом, а в этот момент пациент находится на берегу моря. Обычно это не вызывает сильного дискомфорта у субъекта, существует несколько возможных реакций пациента на ошибки психотерапевта, когда неточная информация пропускается как ненужная либо когда пациент достраивает ресурсное место или какое-то другое образование внутри транса, отталкиваясь от идей, выдвигаемых психотерапевтом. Например, пациент, находящийся на берегу моря и слышащий фразы про лес, может достроить вдалеке небольшую рощицу и вполне удовлетворить и слова, приходящие от психотерапевта, и свои образы. Когда мы наводим транс с поиском ресурсного места и предлагаем пациенту найти уютный уголок природы, возможны два способа реакции. Первый — мы ждем некоторое время и считаем безусловным, что пациент подходящее место нашел, и продолжаем транс на основе неспецифичных слов. Второй — мы просим пациента подать сигнал пальцем, когда он найдет под- ходящее ресурсное место. Если необходимо точное знание этого места, мы можем предложить пациенту сказать несколько слов, т. е. в двух последних случаях мы спрашиваем сигналы от пациента, вербальные и невербальные. Неспецифичное ведение предполагает, что наши слова могут характеризовать практически любое природное место и практически любое состояние, которое может возникнуть у пациента. Мы говорим о воздухе этого места, о красоте его, о силе, мы можем предположить дуновение ветерка, различные звуки, запахи и многое другое, что будет характерным для разных мест и в то же время будет показывать, что мы знаем, о чем говорим. После того как мы считаем, что все необходимые внушения даны, мы в качестве постгипнотических внушений даем пациенту рекомендацию взять все ощущения этого места, которые подходят для настоящей жизни пациента с собой, чтобы сохранить их в себе и перенести в реальную нормальную жизнь. Сопровождение в приятном воспоминании — это термин французской школы эриксоновского гипноза, который предполагает, что в ходе транса человек отправляется в приятное воспоминание, где он может найти качества, необходимые ему в сегодняшней жизни. Как правило, перед трансом мы разговариваем о прошлом человека, о тех приятных временах, днях, которые были в его жизни, о возможном желании вернуть те ощущения, которые были тогда. Мы заранее готовим направление мыслей пациента, и когда начинаем погружение в транс, мы предлагаем ему подумать о каком-то воспоминании, которое может прийти ему в связи с его сегодняшним запросом. Не обязательно следует говорить слово «проблема», оно навевает грустные размышления пациенту. Помимо прочего, это слово непривычно для нашего языка, несмотря на то, что в последнее время оно звучит со страниц газет и с экранов телевизоров. В зависимости от ранга проблемы следует подобрать синоним, может быть, «забота» или «печаль», «желание», «то, что волнует» и какие-либо другие слова и фразы. Мы просим поискать время, которое было хорошим и добрым, мы можем предложить вспомнить жизненные ситуации, которые могли быть в жизни каждого человека. Например, это попытка ребенка подниматься, держась за стенку, умение неловкими руками поймать мяч, ощущение праздника, новогодней елки, летних каникул, купание, загорание на солнце и многое другое, что было в прошлом и могло бы вызвать у человека приятные воспоминания. Как правило, этот транс хорош тем, что подобные воспоминания действительно были в жизни человека, это ни нечто специально выдуманное, а история человека; они действительно несут приятный заряд, и человеку даже в сознательном состоянии приятно вспоминать о хороших моментах своего прошлого. В бессознательном состоянии такие воспоминания еще больше растормаживают и приносят намного больше эмоций и приятных состояний. Более того, очень часто в ходе транса возникают воспоминания, которых давно не возникало, и эта приятная неожиданность бывает полезной для возрождения жизненных сил пациента. Мы также можем не останавливаться на одном воспоминании, а провести человека через многие воспоминания его жизни. При этом бывает важным само направление мысли, которое мы задаем, когда ищем именно приятные воспоминания и, найдя первое воспоминание приятным, человек как по цепочке находит по аналогии и другие. . Достаточно часто приятные воспоминания могут сопровождаться феноменом возрастной регрессии, когда человек ощущает себя намного моложе своего сегодняшнего возраста, достаточно часто это возраст детский, иногда младенческий. Работая с сопровождением в приятном воспоминании, мы как помогаем человеку обрести эти приятные воспоминания, так и мы даем ему возможность обрести необходимые чувства, ощущения, качества, которые он может сохранить и принести с собой в свой реальный мир. Ресурсные трансы рассчитаны на получение необходимых ресурсных состояний. Вполне возможно, что для пациента использование подобных трансов будет достаточным для разрешения его проблемы. Они приводят к подъему внутренних сил организма, в том числе и усилению психологических защит, которые ослабли под натиском проблемы, и в данный момент, укрепив эти психологические защиты, мы способствуем затуханию симптомов и прекращению проявлений проблемной симптоматики. Можно предположить, что для человека может быть два способа работы с проблемами. Если представить нахождение проблемы в психике человека как борьбу элемента деструктивного с защитными силами организма. Следовательно, когда проблема начинает осознаваться человеком, происходит ослабление защитных сил организма и прорыв проблемной симптоматики в сознание человека, а затем и в его тело с развитием психосоматических расстройств. И два подхода к проблеме могут заключаться в следующем: либо мы усиливаем защитные силы организма, что происходит при работе с ресурсными трансами, и тогда защитные силы получают новый стимул, новую мощность для борьбы с заботами пациента. Другой способ заключается в том, что мы находим проблему субъекта и работаем непосредственно с ней. Успешная работа позволяет проблему разрешить, и защитные силы для сдерживания этой проблемы уже не требуются. Человек ощущает прилив сил, которые освободились от сдерживания проблемы и дополнились радостью победы над проблемой. Первый способ, безусловно, более щадящий, более быстрый, однако менее радикальный, поскольку можно предположить, что в случае стечения благоприятных обстоятельств забота может возникнуть вновь и вновь потребуется работа над ней. Второй способ более радикальный, но, как правило, требует большего времени, большей интенсивности работы и приводит к гораздо большим перестановкам в психике человека. Оба эти подхода имеют право на жизнь и заслуживают внимания психотерапевта. Глава 16. ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ Для гипноза характерно появление особых форм физической и психической активности, которые не встречаются в бодрствующем состоянии у взрослых психически здоровых людей. Появление их в трансе говорит о необычном функционировании психики человека и относится к гипнотическим феноменам. Они способны служить нескольким целям, в том числе могут быть использованы для интенсификации терапевтического процесса. Возрастная регрессия Под возрастной регрессией понимается гипнотический феномен, когда в ходе погружения в транс целенаправленно или случайно клиент вводится в состояние, когда он ощущает себя намного более младшего возраста, соответствующего роста, уровня знаний и тому подобное. Возрастная регрессия может индуцироваться разными путями, обычно эти пути сходны с сопровождением в приятное воспоминание. Терапевт может задавать пациенту вопросы о его раннем возрасте, может говорить о детстве людей вообще, может что-либо рассказать о себе. Эриксон говорил: «Если вы хотите, чтобы человек рассказал вам о своем брате, расскажите ему о своем». Таким образом, мысли пациента уже заранее направлены на определенный возраст, и в ходе наведения транса можно предложить пациенту ощутить себя вот этим маленьким человеком. 13 Гордеев 193 Возрастная регрессия отличается от воспоминания одним особенным свойством: при воспоминании взрослый человек вспоминает свою жизнь, т. е. видит как диссоциированный наблюдатель со стороны, оценивая отголоски приятных чувств и ощущений. При возрастной регрессии человек действительно ощущает себя маленьким. При этом если он посмотрит вниз, то он увидит маленькие ноги, обутые в стоптанные сандалии, над ними шорты или короткую юбку, сбитые коленки, он увидит траву на высоте своего роста, рядом — больших взрослых, крупные предметы, высокие деревья. При этом очень часто проявляется характерная для детей острота новых ощущений и интенсивность переживаний. Это особенно важно учитывать, если вы работаете с проблемным трансом. Возрастная регрессия может быть связана с использованием положительных воспоминаний, и тогда она сходна с сопровождением в приятное воспоминание, только эти ощущения отличаются яркостью, свежестью, мощностью, и это помогает нам в психотерапевтическом процессе. Возрастная регрессия может также сопровождаться попаданием в травматический эпизод жизни, и тогда возможна аб-реакция. Абреакция — это резкое неконтролируемое изменение состояния субъекта, который находится в гипнотическом трансе. Когда мы разыскиваем источник сегодняшних проблем человека, мы фактически осознанно идем на поиск момента, который способен вызвать абреакцию. Однако все равно каждый раз она бывает неожиданной, и очень важно для психотерапевта вовремя и адекватно среагировать. Как правило, когда мы получаем подобную реакцию пациента, наша задача состоит в том, чтобы разными путями разделить интеллектуальные и эмоциональные компоненты переживания, потому что интеллектуально нам следует помочь пациенту переработать полученную информацию, эмоционально — ее пережить. В ряде случаев удается разрешить проблему, находясь в возрастной регрессии, в далеком детском возрасте, с использованием внушений, которые мы даем своему пациенту. Однако возможно более надежным способом и более защищающим пациента является способ диссоциации из проблемного возраста, из проблемного переживания в ресурсное состояние иного возраста, а иногда полезно даже выйти из транса для того, чтобы обсудить полученный материал на фоне бодрствующего состояния. Эти приемы направлены на ослабление эмоциональной реакции и на интеллектуальную проработку материала. Как правило, подобные приемы бывают обоснованы, поскольку в случае продолжения нахождения пациента в травматическом опыте эмоциональная составляющая настолько поглощает его, что даже может привести к потере раппорта с психотерапевтом. Пациент способен окунуться в свое горе и находиться в нем достаточно долго, теряя накопленные резервы. После того как в диссоциированном от травматического эпизода состоянии пациент находит подходящее решение и нужную идею для завершения травматического эпизода, он может снова с готовым решением, с запасенными ресурсами пойти в нужный возраст, чтобы разрешить эту проблему. Возможно, что подобной диссоциации не потребуется и терапевт, опираясь на информацию, которую может дать ему клиент, оставаясь в трансе, способен предложить набор внушений, который будет включать команды бессознательному найти нужное решение, подходящий ресурс для проработки возникшей информации. Еще один способ поиска травмирующей ситуации может быть также связан с возрастной регрессией. Как правило, любая проблема, которая есть у человека, включает в себя телесную симптоматику. Мы можем направить человека в транс и, опираясь на данную симптоматику, поискать какое-либо воспоминание, связанное с данным симптомом, с появлением этого симптома. При этом мы предлагаем бессознательному человека дать нам любое воспоминание, которое может быть связано тем или иным образом с телесными жалобами. Когда пациент находится в трансе, его бессознательное в состоянии дать нам совершенно неожиданные варианты переживаний. Лучше, если в таком трансе мы ведем диалог с пациентом, и каждое воспоминание в нескольких словах он нам описывает. Имеет 13* смысл не заставлять пациента подолгу задерживаться на том или ином воспоминании, а как только он прочувствовал его и сказал нам что-то, как по ниточке он должен пойти к еще более ранним воспоминаниям, погружаясь все глубже и глубже. Такой прием помогает нам одновременно и искать наиболее ранние воспоминания, соответствующие травматическому опыту, и в то же время углублять транс. Постепенно, а иногда быстро мы можем дойти до наиболее раннего воспоминания, которое по своим характеристикам явилось базовым импринтом, на котором основано последующее реагирование в более поздние возрасты жизни. Как правило, это воспоминание находится в возрасте до девяти лет, хотя в ряде ситуаций это может быть и более поздний возраст. Обычно оно характеризуется значительной интенсивностью и является для человека полной неожиданностью. Очень часто проработка именно данного первого травматического опыта, на основании которого человек сформировал свое состояние, свою привычку реагировать подобным образом, приводит к «эффекту домино», когда последующие эпизоды рушатся один за другим.
|
|||
|