Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 11 страница



Если вы будете сидеть сбоку от пациента, бок о бок с ним, то это позволит вам выйти из поля зрения пациента, но однако и пациент выйдет из вашего полей зрения, и вы не сможете ка­либровать его изменения, что бывает очень важно в ходе транса. Поэтому описанная позиция лицом к нему и сбоку от него, слева или справа, может быть слегка впереди, является, возможно, оптимальной, поскольку позволяет и хорошо видеть пациента и в то же время делать так, чтобы он не видел вас.

Вы можете обратить внимание на интересное свойство, ко­торому случается проявляться при подобном позиционирова­нии. Очень часто для человека положение другого, справа или слева от него, может иметь совершенно различный смысл и различную степень безопасности. Например, пациент может легко переносить ваше присутствие справа на достаточно близ­ком расстоянии, но попытка приблизиться к нему слева на та­кое же расстояние приводит к реакции напряжения и испуга. Как правило, подобную неравномерность в личном простран­стве пациента можно определить только опытным путем, и она присутствует далеко не у всех. Однако, если вы заметили это, то это может быть еще одной терапевтической находкой и, уви­дев такую особенность, в дальнейшем вы можете сделать ее пе­реработку одной из частей терапевтического процесса. По­скольку, как правило, это говорит о каком-то далеком травма­тическом переживании человека, когда он подвергся психичес­кой травме и опасность подошла к нему именно с этой стороны, с которой сейчас он старается не подпускать.

В ходе работы мы называем клиента обычно на «вы». Это имеет значение именно в русском языке, поскольку в большин­стве работ на английском языке это не описано, так как в анг­лийском языке нет разницы между местоимениями «ты» и «вы». Как правило, в работе с пациентом мы используем местоиме­ние «вы», подчеркивая уважение к пациенту. Местоимение «ты» может быть использовано только в работе с подростками и то, опираясь не на неуважение к подростку, а на то, что использо­вание местоимения «вы» для него непривычно и будет выби­вать из канвы транса. Со взрослыми местоимение «ты» может быть использовано на глубине погружения при индицирова-

нии возрастной регрессии, и тогда это может помочь нам, что, когда мы обращаемся к пациенту на «вы», мы говорим с его взрослой частью, когда обращаемся на «ты», мы говорим с под­ростком, с внутренним ребенком.

В ряде случаев при наличии перед вами тревожного клиента желательно проговорить его собственную технику безопаснос­ти. Самым важным моментом является то, что при необходимо­сти он всегда может прервать транс самостоятельно, чтобы вер­нуться обратно в бодрствующее состояние. Мы можем расска­зать ему теорию И. П. Павлова о том, что, несмотря на глубину погружения, всегда существует «сторожевой очаг» в головном мозге, который контролирует то, что происходит вокруг, кото­рый держит связь с терапевтом и который, при необходимости, может быстро разбудить «дремлющий» мозг. Мы можем предло­жить пациенту, если ему будет интересно, сможет ли он себя про­будить в один из моментов транса, мы можем разрешить ему по­пробовать это сделать и пробудить себя. Даже если он последует нашим рекомендациям и сделает так, это удовлетворяет его лю­бопытство и в последующем погружении он уже не задерживает себя, а идет смело и намного глубже.

Диссоциация сознания и бессознательного

В момент гипнотической индукции, когда мы помогаем погружаться пациенту в транс, одним из важных навыков, ко­торый способствует как погружению в транс, так и гипноти­ческой работе, являются фразы, направленные на диссоциацию сознания и бессознательного. Это фразы, которые могут вклю­чать в себя упоминание частей личности, например: «В то вре­мя, как одна ваша часть слушает меня, другая интересуется, насколько глубоко в познании себя она сможет отправиться».

Возможны внушения, которые направлены на диссоциацию частей тела, например: «В то время, как одна ваша рука остает­ся спокойно лежать на коленях, другая рука может начать под­ниматься».

Ряд предложений может быть направлен на пространствен­ную диссоциацию, например: «И, находясь здесь, вы можете

одновременно осознавать себя совсем в другом месте, светлом и теплом, добром и уютном».

Фразы, направленные на временную диссоциацию: «Вы можете поискать и найти другое время, когда было хорошо, и войти в него, и почувствовать, как это хорошо, и вы можете быть и здесь и сейчас и в другом времени, в котором тоже мо­жете быть здесь и сейчас».

Внушения, направленные на диссоциацию сознания и бес­сознательного, стимулируют размывание контроля сознания за различными процессами, организуют пробуждение бессозна­тельного и освобождение его от контроля сознания. Подобная диссоциация помогает человеку уйти от нересурсного проблем­ного состояния, забрав с собой самую мощную часть собствен­ной психики — бессознательное, которая выходит из-под конт­роля сознания и способна в данный момент начать работать. Мы сосредотачиваем жизнеспособные силы в каком-то месте или времени и начинаем их работу над тем, что заботит человека.

Диссоциация сознания и бессознательного, как правило, помогает не найти какое-то воспоминание или какое-то пред­положение о состоянии, а создать непосредственно состояние, которое характеризуется и самочувствием, и возможностями, и собственной субъективной реальностью. Это очень важный и в то же время очень сложный для понимания феномен, кото­рый до конца не описан, и пути и механизмы его развития до сих пор остаются неизученными.

Утилизация звуков

Важным навыком для облегчения перехода в гипнотичес­кое состояние является утилизация звуков. Мы работаем не в безвоздушном пространстве, и, безусловно, наша комната на­полнена совершенно различными звуками: это могут быть и сигналы транспорта, и голоса других людей, и шорохи, и по­сторонние шумы. Все это может выбивать человека из трансо-вого состояния и поэтому может мешать нам. Звуки следует утилизировать, т. е. использовать или с их помощью даже об­легчить погружение в транс. Утилизация звуков предполагает

использование звуков данного мира в трансовой реальности пациента. В одном из трансов Эриксон говорил: «Мой голос останется с вами, и вы можете превратить его в голоса друзей, шум листвы, в стук колес повозки, уезжающей вдаль по пыль­ной дороге и во многое другое». Т. е. идея утилизации звуков состоит в том, что звуки мира внешнего мы можем превратить в звуки другой реальности, которая в данный момент сформи­ровалась в мире внутреннем.

Кроме того, звуки можно использовать еще по меньшей мере двумя способами. Во-первых, при погружении в транс можно дать пациенту внушение, что, уходя в гипнотическое состояние, он будто бы отталкивается от звуков этого места, уходит от них, и они затихают от него вдалеке, и только ваш голос остается с ним. Другой способ предлагает, наоборот, вхож­дение в звук, движение в нем, движение за ним в мир внешний. Идя в звук, пациент может отрываться от реальности, двигаясь за звуком, который остался за окном, который раздался там и, затихая, уносится. Таким образом, внимание клиента вместе с ним как бы уходит от его настоящего состояния, и это тоже облегчает наступление транса.

Утилизация звуков позволяет усилить эмоциональное пе­реживание пациента ситуаций, возникающих в бессознатель­ном, поскольку она добавляет им энергетики, добавляет досто­верности происходящему во внутренней субъективной реаль­ности, а также способствует погружению в транс и одному из самых важных феноменов — диссоциации сознания и бессоз­нательного. В случае успешной утилизации звуков для ее под­держания пациент должен усиливать данную диссоциацию.

Утилизацию звуков имеет смысл проводить тогда, когда вы предполагаете, что действительно в вашем кабинете могут быть посторонние шумы. Если она не была произведена, а подоб­ный шум возник, и вы заметили, что это выводит клиента из транса, уменьшает глубину погружения, а вам сейчас нужна достаточная глубина либо вы беспокоитесь, что клиент может окончательно выйти из транса, тогда вам следует среди других использовать внушение, которое будет направлено на утилиза­цию звуков. Напомню, что суть подобного внушения состоит в

следующем: все звуки мира внешнего могут быть трансформи­рованы в звуки внутреннего мира, в звуки внутренней реаль­ности, подтверждая и усиливая ее.

Утилизация звуков особенно важна в первых сеансах, когда пациент не опытен в гипнотических погружениях. В последую­щем, когда он уже имеет навык подобной утилизации, об этом можно не упоминать, поскольку велика вероятность того, что пациент сделает это сам, причем на уровне внутреннего автома­тизма. Однако никогда не мешает перестраховаться и использо­вать в наведении транса фразу, связанную с утилизацией звуков.

Обратная связь

Для получения информации в ходе транса очень важным является установление или выявление обратной связи. Обрат­ная связь от пациента может быть двоякой. Первая и основная обратная связь — это спонтанное движение, изменение мими­ки, цвета лица, жесты или что-то другое, что происходит само. И наша задача как психотерапевта — по возможности оценить и прежде всего заметить данные изменения, потому что они мо­гут быть очень незначительными. Незначительность измене­ний связана с изменением тонуса мышц, со снижением внеш­ней активности пациента, поэтому любое проявление внешне­го изменения в теле, в лице, в движениях на самом деле являет­ся значительной работой для бессознательного. При этом внешне движения могут быть достаточно небольшими и мало­заметными.

В отдельную группу выделяются такие движения, которые называются сигналингом. Речь идет о быстрых мелких подра­гиваниях мышц тела в ответ на какие-то слова психотерапевта, которые вызывают внутренний резонанс. Сигналинг может служить показателем процессов, происходящих в глубине пси­хики субъекта. Это действительно ответ от бессознательного, поскольку сознательно такие движения практически невозмож­но создать и продемонстрировать. Чаще всего сигналинг про­является в движениях пальцев: это мелкое и очень быстрое под­рагивание пальцев, кажется палец мгновенно взлетает и тут же

падает, чаще это серия движений, реже оно одиночно. Созна­тельно такое движение сделать практически невозможно, со­знательные движения пальцев происходят обычно намного медленнее. Случаются вздрагивания других мышц, например: мышц на лице, подрагивание век ( характерная локализация сигналинга) и реже бывают вздрагивания достаточно крупных мышц: подергивание руки, иногда, крайне редко, бывает вздра­гивание всем телом.

Сигналинг является естественным показателем глубинных процессов, и поэтому в тот момент, когда мы видим сигналинг, во-первых, мы можем судить о достаточно глубоком трансе и, во-вторых, о происходящей работе. Однако мы не можем ин­терпретировать сигналинг, и единственное, что мы делаем, как и со всеми феноменами, это поддерживаем, ратифицируем его.

Для получения более достоверной информации мы можем сами установить сигналы, которые субъект будет подавать по нашему требованию. Как правило, сигналы пациент будет да­вать нам движениями, чаще всего это движения пальцев или движение головы, реже мы вступаем в разговор с пациентом, при этом особенно важна диссоциация, когда он может нахо­диться и в трансе и в то же время разговаривать с нами. Каче­ственная диссоциация сознания и бессознательного помогает данному процессу.

Установка сигнала проводится следующим образом. В ходе работы у психотерапевта может возникнуть потребность в бе­седе с пациентом. Если такую потребность он предполагает еще до работы, он может установить сигнал до погружения пациен­та в транс, однако перед началом вопросов он должен повто­рить предложение о сигнале. Чаще имеет смысл настаивать на сигналах пальцами. Это удобнее по следующим причинам. Во-первых, пальцами пациенту двинуть во время транса намного легче, нежели головой или какой другой частью тела. Палец имеет достаточно небольшую массу, и для его движения нужно приведение в действие очень незначительного числа мышц, намного меньшего, нежели если пациент хочет кивнуть голо­вой. Можно четко разделить полярность ответов, когда паци­ент двигает пальцами обеих рук, например, пальцем правой руки

он будет говорить «да», пальцем левой руки будет говорить «нет». Это важно, потому что в ходе транса мышцы начинают приобретать собственные идеомоторные движения, даже го­лова может начать двигаться самопроизвольно, и уже непо­нятно, что можно считать кивком или его отсутствием. Поэто­му вы сразу можете предложить движениями пальцев, но если пациент настаивает на использовании кивков головы, то вам ничего не остается делать, как согласиться с ним. Хотя по воз­можности следует разубедить его.

Каким образом, можно договориться о сигналах, если это происходит во время сеанса. В ходе транса вы говорите паци­енту: «Я буду задавать вам вопросы и прошу отвечать мне дви­жением пальцев рук. Покажите, пожалуйста, каким пальцем какой руки вы будете отвечать мне «да»», — и внимательно сле­дите за движением пальцев пациента. Когда вы увидели подъем пальца, задайте другой вопрос: «Движением какого пальца ка­кой руки вы будете отвечать мне «нет»? » Очень часто это указа­тельные пальцы обеих рук. Для того чтобы проверить увиден­ное вами, вы можете сразу же задать первый вопрос: «Правиль­но л и я понял, что движением указательного пальца правой руки вы будете отвечать мне «да», а движением указательного паль­ца левой руки вы будете отвечать мне «нет»? » — и смотрите за подъемом указательного пальца правой руки.

Задавая вопросы, вы должны следить за тем, чтобы они пред­полагали только два варианта ответа: «да» или «нет». Напри­мер, вопрос «Насколько хорошо вам в трансе? » задавать нельзя, поскольку он предполагает широкий ответ. «Хорошо ли вам в трансе? » — такой вопрос предполагает либо ответ «да», либо ответ «нет», и на такой вопрос пациент в состоянии дать ответ движением пальца руки.

Другой, более простой вариант с использованием движений пальцев чаще всего связан с определением каких-то промежу­точных пунктов внутри транса, когда пациент подает сигнал в ответ на достижение им какого-то промежуточного результата. Например: «И когда вы найдете уголок природы, в котором вам приятно и уютно находиться, вы сможете подать мне сигнал подъемом пальца руки». При этом клиент сам выбирает палец,

предварительно вы не договариваетесь. Затем, видя подъем пальца, вы понимаете, что пациент решил поставленную перед ним задачу, и можете идти на следующий этап транса, ставя пе­ред ним следующую задачу, предлагая ее решение совместить со следующим подъемом пальца. Привычка поднимать палец может стать хорошим навыком; достаточно часто при последу­ющем углублении транса это стимулированное движение при­обретает характер идеомоторного и может проявляться дальше как сигналинг или даже стимулировать руку на левитацию.

Еще один способ получения обратной связи — это разговор с пациентом во время транса. Такое предложение, безусловно, удивит пациента и может привести к уменьшению глубины транса. Поэтому перед тем, как спрашивать у пациента вербаль­ные ответы, мы должны провести дополнительную диссоциа­цию. Мы можем сказать, например: «Вы, ваше тело, часть ва­ших мыслей, которые сейчас находятся в поиске решений, мо­гут оставаться на той же глубине своих раздумий или погру­зиться еще глубже. В то время, как частица вас, привыкшая говорить, может разбудить органы речи и отвечать мне на мои вопросы, рассказывать мне о том, что происходит с вами». Воз­можно даже углубление диссоциации с помощью предшеству­ющей каталепсии или левитации.

Задавая вопросы пациенту в этом случае, вы можете рассчи­тывать на более информативный ответ, хотя, как правило, че­ловеку требуется дать время, чтобы он собрал силы мышц рта, гортани, голосовых связок, и относительно членораздельно произнес какие-то фразы в ответ на ваши вопросы. Имеет смысл ограничиться небольшим набором фраз, которые вы хотите получить от пациента. Как бы мы не рассчитывали на диссоци­ацию, как правило, транс незначительно повышается в любом случае при использовании голосовых ответов, как и при дру­гих видах индуцированной обратной связи. Когда мы получи­ли необходимую информацию, мы можем предложить паци­енту замолчать и погрузиться еще глубже, что он, как правило, делает с видимым облегчением.

В ряде случаев мы беседуем с пациентом почти в течение всего транса, однако распространенность таких подходов огра-

ничсна, и обычно они связаны с необходимостью получения ежесекундной информации, например, в случае терапии пост­травматических стрессовых расстройств.

Приемом получения обратной связи пользуются нечасто, поскольку обычно эриксоновский терапевт умеет получать об­ратную связь по невербальным признакам и довольствоваться этим.

Ратификация

Ратификация — это лингвистический прием одобрения па­циента в его гипнотической работе. Как правило, это формула согласия, подбадривания, принятия. Ими терапевт дает пациен­ту обратную связь от себя, показывая, что он видит процессы, происходящие в человеке, признает их, принимает и одобряет.

Формулами ратификации могут быть фразы: «Это правиль­но», «Это хорошо», «Хорошо все, что происходит с вами», «Это важно», «Побудьте с этим» и т. д. Как правило, эти формулы неспецифичны, поскольку по невербальным признакам мы можем понять, что нечто происходит с пациентом, ему стала доступна какая-то новая информация, но, как правило, мы ничего не знаем о характере подобной информации и можем только догадываться о ней и поэтому ограничиваемся неспе­цифичным указанием.

Ратификация — прием, который поддерживает раппорт меж­ду психотерапевтом и клиентом, позволяет клиенту ощущать себя в относительной безопасности, поскольку терапевт сле­дит за происходящими процессами, и ощутить поддержку пси­хотерапевта. Ее желательно использовать на все замеченные вами изменения, особенно если они сопровождаются прояв­лениями эмоциональной реакции. Ратификацию можно отне­сти к фразам присоединения, которые вкрапляются в сеанс.

Амнезия

Амнезия — это естественное свойство трансов средней и значительной глубины, которые происходят самопроизвольно после выведения клиентов из трансов. На явление амнезии ча-

сто ^опираются при определении глубины гипнотического по­гружения. Мы можем проводить дополнительную амнезию, давая внушение, связанное с забыванием того, что было в трансе.

Установка на амнезию дается с целью разрешить бессозна­тельному самому разбираться с выявленным материалом, не допуская туда сознание. Как правило, установка на амнезию делается несколькими способами.

Первый способ — это конкретное внушение забывать то, что должно быть забыто. Использование этого способа ограниче­но в эриксоновском гипнозе.

Второй способ — давать внушение на амнезию через мета­фору. Это должна быть метафора исчезновения, ухода, раство­рения и т. д. Это может быть река, уносящая что-либо, ветер, срывающий ненужные листья с деревьев, и пр. Одновременно и с рекой, и с ветром может быть также связана и метафора привнесения чего-либо взамен, т. е. в совокупности можно ска­зать, что они демонстрирует, помимо метафоры забывания, и метафору изменений. Применимы метафора закапывания, ос­тавления и рассказы о пропадающих вещах, мыслях.

Третий способ — амнезии легко добиться еще одним инте­ресным подходом ко всему трансу. Например, непосредствен­но перед наведением транса терапевт обращает внимание на какой-либо факт, например, на движение стрелок часов, на предмет, находящийся в его кабинете, на факт жизни субъекта или что-либо еще. Сразу после выхода из транса, не давая воз­можности пациенту прийти в себя и осознать, что происходи­ло, он повторно обращает внимание на этот предмет, часы, факт жизни или что-то другое. У психики человека есть интересное свойство: из разных фактов она стремится собрать нечто це­лое, подбирая факты по их подобию, и так два напоминания об одном предмете, событии соединяются и то, что остается меж­ду ними, как бы пропадает для сознания, т. е. остается на откуп бессознательному. Бывает важно сделать это достаточно быст­ро после выведения пациента из транса, чтобы сознание не ус­пело, проснувшись, захватить информацию, которая в данный момент находится в бессознательном.

Очень часто для транса характерна амнезия, похожая н& за­бывание после сна, когда человек просыпается и пытается вспомнить свои сновидения. Он может быть достаточно успе­шен в своих попытках сразу после пробуждения, когда снови­дения еще ярки и свежи. Но если он не записал и не запомнил то, что было в сновидении, как правило, в течение нескольких минут сновидения тускнеют, быстро теряют детали, а затем и общий смысл, и человек, пытаясь вспомнить, уже не может это­го сделать. Приблизительно такова же динамика воспомина­ния того, что происходило в трансе, поэтому бывает полезно отвлечь внимание пациента в момент пробуждения его от транса. Возможно, это связано с невозможностью через опре­деленный промежуток времени установить определенные ас­социативные связи между тем, что было внутри транса, что ве­дет к разрозненности фактов или соответственно к их нелогич­ности и определенной нецелесообразности.

Обычно подобные косвенные приемы гораздо более эффек­тивны, нежели прямое внушение забыть, потому что слово «за­быть», наоборот, вызывает ассоциации с тем, что должно за­быться и, как правило, может приводить к достаточно устойчи­вой памяти. Примером может служить Герострат, который под­жег одно из чудес света — храм Артемиды, за что эфесский суд приговорил его к забвению, узнав, что это чудо света было унич­тожено как раз с целью прославиться. Может быть, поступок Герострата и был бы забыт, если бы суд не постановил «забыть Герострата», благодаря чему, его и помнят до сих пор.

Гипнотическая амнезия не означает, что пациент полнос­тью забывает то, что происходило с ним. Забывает его созна­ние, которое не успело установить ассоциативные связи. Как правило, подобные связи внутри бессознательного сохраняют­ся, и при погружении в транс человек легко может вспомнить то, что было создано в предыдущем трансе. Этот феномен, воз­можно, мы используем в тех случаях, когда с помощью транса ищем доступ к подавленным воспоминаниям пациента. Пред­ставляется возможным, что эти воспоминания подавлены имен­но для сознания, поскольку в тот момент пациент находился в состоянии, подобном трансу. И при погружении человека в

транс) он достаточно легко может найти собственные подав­ленные воспоминания.

Углубление и повышение транса

Для углубления транса применяются следующие приемы: множественная диссоциация с использованием диссоциации сознания и бессознательного, диссоциации частей тела, вре­менная и пространственная диссоциация. Как правило, необ­ходимость держать такое большое количество элементов во вни­мании приводит к перегрузке сознания и его отключению. На­пример, вводя человека в транс, мы предлагаем ему находиться здесь и сейчас и в то же время вспомнить и ощутить себя в ка­ком-то событии прошлого, в одном, в другом, в третьем. Мы можем останавливаться в одном событии или двигаться по раз­личным воспоминаниям, перескакивая из одного в другое, при этом возможно давать внушение на разницу ощущения в ру­ках, на движения рук, движения пальцев. Таким образом, дос­тигается разбросанность сознания, что приводит к большему погружению клиента в транс.

Еще один способ, гораздо более простой, — это использо­вание внушений на углубление транса, даже иногда на засыпа­ние, использование метафор погружения, метафор ухода от чего-то, например, когда мы уходим от звуков, остающихся да­леко-далеко. Слыша подобные внушения, бессознательное па­циента воспринимает их как буквальную команду.

Целям углубления транса служат также гипнотические фе­номены, например, индуцированной возрастной регрессии, попытка каталепсии или левитации. Ценные сами по себе, по­мимо всего прочего, они служат показателями и стимулятора­ми углубления транса.

Для наведения и углубления транса может активно исполь­зоваться прием заскучивания. Он опирается на характерную реакцию, которую можно наблюдать в поведении людей, когда они находятся под воздействием достаточно длительного мо­нотонного раздражителя, которым может являться надоедли­вая музыка, скучный голос, однообразная дорога. Человек утом-

12 Гордеев                                                                                                                                     177

ляется воспринимать одно и то же явление, отвлекается от него, погружаясь в себя. Часто это совпадает с мышечным оце­пенением, фиксацией взгляда и иными признаками транса. Иначе говоря, человек начинает погружаться в транс, т. к. в данный момент ему не интересно восприятие окружающего мира, поскольку внешний мир скучен. Это дает возможность его мыслям плыть свободно и скучную ситуацию сделать толь­ко фоном, причем фоном незначимым.

Подобный эффект можно использовать при наведении транса, когда вы говорите достаточно монотонным голосом о вещах, которые могут не очень сильно интересовать клиента, которые он может считать само собой разумеющимися. Он не знает, что вы можете использовать трюизмы, аналогии, слож-носоставные и иные внушения. С его точки зрения, вы говори­те об очевидных скучных вещах. Внешний мир становится ему не интересен, и он обращается в глубину себя, ловит оттуда сиг­налы и, интересуясь ими, начинает погружаться в размышле­ния, то есть входить в состояние транса.

Техника заскучивания может быть реализована на двух уров­нях: на уровне темы, которая обсуждается в наведении транса, и на уровне тона голоса, который может являться просто мо­нотонным раздражителем, способствующим вхождению в транс. Также активно с этой целью используется замешатель­ство пациента.

Замешательство может быть основано на неожиданности, причем это могут быть неожиданные слова психотерапевта, неожиданное поведение, которое не соответствует представле­ниям клиента и разрушает те ментальные установки, с которы­ми он пришел к психотерапевту. Чтобы понять, что произошло и как поступить дальше, он погружается в транс. Для терапевта это время провести нужные внушения, на основе которых па­циент может создать новую карту своего внутреннего мира.

За замешательством стоит невозможность быстро понять смысл того, что произошло. Чаще в эриксоновском гипнозе ис­пользуется замешательство на уровне слов, а не на уровне дей­ствий. Когда неожиданные вербальные конструкции делают кли­ента неподготовленным к точке зрения, с которой предложил

ему взглянуть на событие психотерапевт, неподготовленным к повороту событий, к быстроте смены декораций, он вынужден остановиться для того, чтобы попробовать осмыслить происхо­дящее. Он останавливает сознательное функционирование, пы­таясь бессознательно добиться ясности и стройности.

Умение вызывать замешательство — важный навык эриксо­новского терапевта, поскольку оно может иметь два направле­ния, две цели. Во-первых, вызов замешательства приводит к возникновению и углублению транса, во-вторых, дает пациен­ту возможность посмотреть на событие с иной точки зрения, сменить свои мыслительные установки, трансформировать их, приблизиться к гармонии, снимая сознательные и бессозна­тельные ограничивающие барьеры.

В работе с замешательством, возможно, должна быть некая таинственность, неопределенность, почему гипнотерапевт со­вершает подобные действия и произносит определенные фра­зы. Техника, индуцирующая замешательство, должна произво­диться с серьезным лицом, уверенно и без каких-либо объяс­нений, похожих на извинения. Такая уверенность психотера­певта в себе показывает клиенту значимость, происходящего с ним, и заставляет его отказаться от попытки получить объяс­нение.

Замешательство может создаваться неожиданным словес­ным оборотом, путанием форм глаголов, существительных, неожиданным изменением скорости речи, ритма, причем эта неожиданность должна быть неожиданностью именно для дан­ного конкретного человека, то есть поведение психотерапевта, наведение ли это транса или создание домашнего задания, дол­жно идти вразрез со стереотипами человека, заставляя его транс­формировать собственные привычки. Смена стереотипов не может происходить быстро, и тогда это способ углубления транса. Даже часто используемое в быту выражение «я в трансе» означает определенное замешательство, вызванное каким-то событием вовне.

Возможности психотерапевта использовать собственный словарный запас, создавая игру слов, является важным навы­ком при углублении уже существующего транса, поскольку в

данном случае замешательство для сознания можно создать, как раз используя многозначность слов и неожиданность ассо­циаций.

Часто пациент, находящийся в замешательстве, старается найти логику в словах терапевта, подсказки, обрести новые сте­реотипы. Если после замешательства терапевт дает достаточно четкое и конкретное внушение, оно воспринимается радостно и охотно, так, как утопающий хватается за соломинку.

Замешательство заставляет пациента стимулировать соб­ственное бессознательное в поисках какого-либо решения, от­вета, объяснения, что, в свою очередь, запускает бессознатель­ные поисковые реакции, что является особенно важным для нас в психотерапевтическом процессе.

Углубление транса нужно нам для целей проведения более интенсивных внушений, для достижения вытесненного трав­матического опыта, который имеет достаточно давнюю исто­рию и хорошую сознательную защиту.

Ряд клиентов охотно демонстрируют нам глубокий транс, и иногда нам нужно бывает даже повысить уровень транса, т. е. приблизить его к бодрствующему состоянию. Для повышения уровня транса также существуют отдельные приемы. Во-пер­вых, мы можем сделать свой голос громче, четче, мы можем использовать внушение, связанное с подъемом, с приближе­нием к чему-либо, с пробуждением. В ходе транса мы можем говорить о том, что ждет человека в окружающем мире, мы мо­жем говорить о сегодняшнем дне, о себе, т. е. о гипнотерапевте. Фраза, сказанная о том, от чего клиент ушел в транс, как пра­вило, возвращает его внимание к миру окружающему и приво­дит к повышению транса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.