|
|||
М. Н. Гордеев 11 страницаЕсли вы будете сидеть сбоку от пациента, бок о бок с ним, то это позволит вам выйти из поля зрения пациента, но однако и пациент выйдет из вашего полей зрения, и вы не сможете калибровать его изменения, что бывает очень важно в ходе транса. Поэтому описанная позиция лицом к нему и сбоку от него, слева или справа, может быть слегка впереди, является, возможно, оптимальной, поскольку позволяет и хорошо видеть пациента и в то же время делать так, чтобы он не видел вас. Вы можете обратить внимание на интересное свойство, которому случается проявляться при подобном позиционировании. Очень часто для человека положение другого, справа или слева от него, может иметь совершенно различный смысл и различную степень безопасности. Например, пациент может легко переносить ваше присутствие справа на достаточно близком расстоянии, но попытка приблизиться к нему слева на такое же расстояние приводит к реакции напряжения и испуга. Как правило, подобную неравномерность в личном пространстве пациента можно определить только опытным путем, и она присутствует далеко не у всех. Однако, если вы заметили это, то это может быть еще одной терапевтической находкой и, увидев такую особенность, в дальнейшем вы можете сделать ее переработку одной из частей терапевтического процесса. Поскольку, как правило, это говорит о каком-то далеком травматическом переживании человека, когда он подвергся психической травме и опасность подошла к нему именно с этой стороны, с которой сейчас он старается не подпускать. В ходе работы мы называем клиента обычно на «вы». Это имеет значение именно в русском языке, поскольку в большинстве работ на английском языке это не описано, так как в английском языке нет разницы между местоимениями «ты» и «вы». Как правило, в работе с пациентом мы используем местоимение «вы», подчеркивая уважение к пациенту. Местоимение «ты» может быть использовано только в работе с подростками и то, опираясь не на неуважение к подростку, а на то, что использование местоимения «вы» для него непривычно и будет выбивать из канвы транса. Со взрослыми местоимение «ты» может быть использовано на глубине погружения при индицирова- нии возрастной регрессии, и тогда это может помочь нам, что, когда мы обращаемся к пациенту на «вы», мы говорим с его взрослой частью, когда обращаемся на «ты», мы говорим с подростком, с внутренним ребенком. В ряде случаев при наличии перед вами тревожного клиента желательно проговорить его собственную технику безопасности. Самым важным моментом является то, что при необходимости он всегда может прервать транс самостоятельно, чтобы вернуться обратно в бодрствующее состояние. Мы можем рассказать ему теорию И. П. Павлова о том, что, несмотря на глубину погружения, всегда существует «сторожевой очаг» в головном мозге, который контролирует то, что происходит вокруг, который держит связь с терапевтом и который, при необходимости, может быстро разбудить «дремлющий» мозг. Мы можем предложить пациенту, если ему будет интересно, сможет ли он себя пробудить в один из моментов транса, мы можем разрешить ему попробовать это сделать и пробудить себя. Даже если он последует нашим рекомендациям и сделает так, это удовлетворяет его любопытство и в последующем погружении он уже не задерживает себя, а идет смело и намного глубже. Диссоциация сознания и бессознательного В момент гипнотической индукции, когда мы помогаем погружаться пациенту в транс, одним из важных навыков, который способствует как погружению в транс, так и гипнотической работе, являются фразы, направленные на диссоциацию сознания и бессознательного. Это фразы, которые могут включать в себя упоминание частей личности, например: «В то время, как одна ваша часть слушает меня, другая интересуется, насколько глубоко в познании себя она сможет отправиться». Возможны внушения, которые направлены на диссоциацию частей тела, например: «В то время, как одна ваша рука остается спокойно лежать на коленях, другая рука может начать подниматься». Ряд предложений может быть направлен на пространственную диссоциацию, например: «И, находясь здесь, вы можете одновременно осознавать себя совсем в другом месте, светлом и теплом, добром и уютном». Фразы, направленные на временную диссоциацию: «Вы можете поискать и найти другое время, когда было хорошо, и войти в него, и почувствовать, как это хорошо, и вы можете быть и здесь и сейчас и в другом времени, в котором тоже можете быть здесь и сейчас». Внушения, направленные на диссоциацию сознания и бессознательного, стимулируют размывание контроля сознания за различными процессами, организуют пробуждение бессознательного и освобождение его от контроля сознания. Подобная диссоциация помогает человеку уйти от нересурсного проблемного состояния, забрав с собой самую мощную часть собственной психики — бессознательное, которая выходит из-под контроля сознания и способна в данный момент начать работать. Мы сосредотачиваем жизнеспособные силы в каком-то месте или времени и начинаем их работу над тем, что заботит человека. Диссоциация сознания и бессознательного, как правило, помогает не найти какое-то воспоминание или какое-то предположение о состоянии, а создать непосредственно состояние, которое характеризуется и самочувствием, и возможностями, и собственной субъективной реальностью. Это очень важный и в то же время очень сложный для понимания феномен, который до конца не описан, и пути и механизмы его развития до сих пор остаются неизученными. Утилизация звуков Важным навыком для облегчения перехода в гипнотическое состояние является утилизация звуков. Мы работаем не в безвоздушном пространстве, и, безусловно, наша комната наполнена совершенно различными звуками: это могут быть и сигналы транспорта, и голоса других людей, и шорохи, и посторонние шумы. Все это может выбивать человека из трансо-вого состояния и поэтому может мешать нам. Звуки следует утилизировать, т. е. использовать или с их помощью даже облегчить погружение в транс. Утилизация звуков предполагает использование звуков данного мира в трансовой реальности пациента. В одном из трансов Эриксон говорил: «Мой голос останется с вами, и вы можете превратить его в голоса друзей, шум листвы, в стук колес повозки, уезжающей вдаль по пыльной дороге и во многое другое». Т. е. идея утилизации звуков состоит в том, что звуки мира внешнего мы можем превратить в звуки другой реальности, которая в данный момент сформировалась в мире внутреннем. Кроме того, звуки можно использовать еще по меньшей мере двумя способами. Во-первых, при погружении в транс можно дать пациенту внушение, что, уходя в гипнотическое состояние, он будто бы отталкивается от звуков этого места, уходит от них, и они затихают от него вдалеке, и только ваш голос остается с ним. Другой способ предлагает, наоборот, вхождение в звук, движение в нем, движение за ним в мир внешний. Идя в звук, пациент может отрываться от реальности, двигаясь за звуком, который остался за окном, который раздался там и, затихая, уносится. Таким образом, внимание клиента вместе с ним как бы уходит от его настоящего состояния, и это тоже облегчает наступление транса. Утилизация звуков позволяет усилить эмоциональное переживание пациента ситуаций, возникающих в бессознательном, поскольку она добавляет им энергетики, добавляет достоверности происходящему во внутренней субъективной реальности, а также способствует погружению в транс и одному из самых важных феноменов — диссоциации сознания и бессознательного. В случае успешной утилизации звуков для ее поддержания пациент должен усиливать данную диссоциацию. Утилизацию звуков имеет смысл проводить тогда, когда вы предполагаете, что действительно в вашем кабинете могут быть посторонние шумы. Если она не была произведена, а подобный шум возник, и вы заметили, что это выводит клиента из транса, уменьшает глубину погружения, а вам сейчас нужна достаточная глубина либо вы беспокоитесь, что клиент может окончательно выйти из транса, тогда вам следует среди других использовать внушение, которое будет направлено на утилизацию звуков. Напомню, что суть подобного внушения состоит в следующем: все звуки мира внешнего могут быть трансформированы в звуки внутреннего мира, в звуки внутренней реальности, подтверждая и усиливая ее. Утилизация звуков особенно важна в первых сеансах, когда пациент не опытен в гипнотических погружениях. В последующем, когда он уже имеет навык подобной утилизации, об этом можно не упоминать, поскольку велика вероятность того, что пациент сделает это сам, причем на уровне внутреннего автоматизма. Однако никогда не мешает перестраховаться и использовать в наведении транса фразу, связанную с утилизацией звуков. Обратная связь Для получения информации в ходе транса очень важным является установление или выявление обратной связи. Обратная связь от пациента может быть двоякой. Первая и основная обратная связь — это спонтанное движение, изменение мимики, цвета лица, жесты или что-то другое, что происходит само. И наша задача как психотерапевта — по возможности оценить и прежде всего заметить данные изменения, потому что они могут быть очень незначительными. Незначительность изменений связана с изменением тонуса мышц, со снижением внешней активности пациента, поэтому любое проявление внешнего изменения в теле, в лице, в движениях на самом деле является значительной работой для бессознательного. При этом внешне движения могут быть достаточно небольшими и малозаметными. В отдельную группу выделяются такие движения, которые называются сигналингом. Речь идет о быстрых мелких подрагиваниях мышц тела в ответ на какие-то слова психотерапевта, которые вызывают внутренний резонанс. Сигналинг может служить показателем процессов, происходящих в глубине психики субъекта. Это действительно ответ от бессознательного, поскольку сознательно такие движения практически невозможно создать и продемонстрировать. Чаще всего сигналинг проявляется в движениях пальцев: это мелкое и очень быстрое подрагивание пальцев, кажется палец мгновенно взлетает и тут же падает, чаще это серия движений, реже оно одиночно. Сознательно такое движение сделать практически невозможно, сознательные движения пальцев происходят обычно намного медленнее. Случаются вздрагивания других мышц, например: мышц на лице, подрагивание век ( характерная локализация сигналинга) и реже бывают вздрагивания достаточно крупных мышц: подергивание руки, иногда, крайне редко, бывает вздрагивание всем телом. Сигналинг является естественным показателем глубинных процессов, и поэтому в тот момент, когда мы видим сигналинг, во-первых, мы можем судить о достаточно глубоком трансе и, во-вторых, о происходящей работе. Однако мы не можем интерпретировать сигналинг, и единственное, что мы делаем, как и со всеми феноменами, это поддерживаем, ратифицируем его. Для получения более достоверной информации мы можем сами установить сигналы, которые субъект будет подавать по нашему требованию. Как правило, сигналы пациент будет давать нам движениями, чаще всего это движения пальцев или движение головы, реже мы вступаем в разговор с пациентом, при этом особенно важна диссоциация, когда он может находиться и в трансе и в то же время разговаривать с нами. Качественная диссоциация сознания и бессознательного помогает данному процессу. Установка сигнала проводится следующим образом. В ходе работы у психотерапевта может возникнуть потребность в беседе с пациентом. Если такую потребность он предполагает еще до работы, он может установить сигнал до погружения пациента в транс, однако перед началом вопросов он должен повторить предложение о сигнале. Чаще имеет смысл настаивать на сигналах пальцами. Это удобнее по следующим причинам. Во-первых, пальцами пациенту двинуть во время транса намного легче, нежели головой или какой другой частью тела. Палец имеет достаточно небольшую массу, и для его движения нужно приведение в действие очень незначительного числа мышц, намного меньшего, нежели если пациент хочет кивнуть головой. Можно четко разделить полярность ответов, когда пациент двигает пальцами обеих рук, например, пальцем правой руки он будет говорить «да», пальцем левой руки будет говорить «нет». Это важно, потому что в ходе транса мышцы начинают приобретать собственные идеомоторные движения, даже голова может начать двигаться самопроизвольно, и уже непонятно, что можно считать кивком или его отсутствием. Поэтому вы сразу можете предложить движениями пальцев, но если пациент настаивает на использовании кивков головы, то вам ничего не остается делать, как согласиться с ним. Хотя по возможности следует разубедить его. Каким образом, можно договориться о сигналах, если это происходит во время сеанса. В ходе транса вы говорите пациенту: «Я буду задавать вам вопросы и прошу отвечать мне движением пальцев рук. Покажите, пожалуйста, каким пальцем какой руки вы будете отвечать мне «да»», — и внимательно следите за движением пальцев пациента. Когда вы увидели подъем пальца, задайте другой вопрос: «Движением какого пальца какой руки вы будете отвечать мне «нет»? » Очень часто это указательные пальцы обеих рук. Для того чтобы проверить увиденное вами, вы можете сразу же задать первый вопрос: «Правильно л и я понял, что движением указательного пальца правой руки вы будете отвечать мне «да», а движением указательного пальца левой руки вы будете отвечать мне «нет»? » — и смотрите за подъемом указательного пальца правой руки. Задавая вопросы, вы должны следить за тем, чтобы они предполагали только два варианта ответа: «да» или «нет». Например, вопрос «Насколько хорошо вам в трансе? » задавать нельзя, поскольку он предполагает широкий ответ. «Хорошо ли вам в трансе? » — такой вопрос предполагает либо ответ «да», либо ответ «нет», и на такой вопрос пациент в состоянии дать ответ движением пальца руки. Другой, более простой вариант с использованием движений пальцев чаще всего связан с определением каких-то промежуточных пунктов внутри транса, когда пациент подает сигнал в ответ на достижение им какого-то промежуточного результата. Например: «И когда вы найдете уголок природы, в котором вам приятно и уютно находиться, вы сможете подать мне сигнал подъемом пальца руки». При этом клиент сам выбирает палец, предварительно вы не договариваетесь. Затем, видя подъем пальца, вы понимаете, что пациент решил поставленную перед ним задачу, и можете идти на следующий этап транса, ставя перед ним следующую задачу, предлагая ее решение совместить со следующим подъемом пальца. Привычка поднимать палец может стать хорошим навыком; достаточно часто при последующем углублении транса это стимулированное движение приобретает характер идеомоторного и может проявляться дальше как сигналинг или даже стимулировать руку на левитацию. Еще один способ получения обратной связи — это разговор с пациентом во время транса. Такое предложение, безусловно, удивит пациента и может привести к уменьшению глубины транса. Поэтому перед тем, как спрашивать у пациента вербальные ответы, мы должны провести дополнительную диссоциацию. Мы можем сказать, например: «Вы, ваше тело, часть ваших мыслей, которые сейчас находятся в поиске решений, могут оставаться на той же глубине своих раздумий или погрузиться еще глубже. В то время, как частица вас, привыкшая говорить, может разбудить органы речи и отвечать мне на мои вопросы, рассказывать мне о том, что происходит с вами». Возможно даже углубление диссоциации с помощью предшествующей каталепсии или левитации. Задавая вопросы пациенту в этом случае, вы можете рассчитывать на более информативный ответ, хотя, как правило, человеку требуется дать время, чтобы он собрал силы мышц рта, гортани, голосовых связок, и относительно членораздельно произнес какие-то фразы в ответ на ваши вопросы. Имеет смысл ограничиться небольшим набором фраз, которые вы хотите получить от пациента. Как бы мы не рассчитывали на диссоциацию, как правило, транс незначительно повышается в любом случае при использовании голосовых ответов, как и при других видах индуцированной обратной связи. Когда мы получили необходимую информацию, мы можем предложить пациенту замолчать и погрузиться еще глубже, что он, как правило, делает с видимым облегчением. В ряде случаев мы беседуем с пациентом почти в течение всего транса, однако распространенность таких подходов огра- ничсна, и обычно они связаны с необходимостью получения ежесекундной информации, например, в случае терапии посттравматических стрессовых расстройств. Приемом получения обратной связи пользуются нечасто, поскольку обычно эриксоновский терапевт умеет получать обратную связь по невербальным признакам и довольствоваться этим. Ратификация Ратификация — это лингвистический прием одобрения пациента в его гипнотической работе. Как правило, это формула согласия, подбадривания, принятия. Ими терапевт дает пациенту обратную связь от себя, показывая, что он видит процессы, происходящие в человеке, признает их, принимает и одобряет. Формулами ратификации могут быть фразы: «Это правильно», «Это хорошо», «Хорошо все, что происходит с вами», «Это важно», «Побудьте с этим» и т. д. Как правило, эти формулы неспецифичны, поскольку по невербальным признакам мы можем понять, что нечто происходит с пациентом, ему стала доступна какая-то новая информация, но, как правило, мы ничего не знаем о характере подобной информации и можем только догадываться о ней и поэтому ограничиваемся неспецифичным указанием. Ратификация — прием, который поддерживает раппорт между психотерапевтом и клиентом, позволяет клиенту ощущать себя в относительной безопасности, поскольку терапевт следит за происходящими процессами, и ощутить поддержку психотерапевта. Ее желательно использовать на все замеченные вами изменения, особенно если они сопровождаются проявлениями эмоциональной реакции. Ратификацию можно отнести к фразам присоединения, которые вкрапляются в сеанс. Амнезия Амнезия — это естественное свойство трансов средней и значительной глубины, которые происходят самопроизвольно после выведения клиентов из трансов. На явление амнезии ча- сто ^опираются при определении глубины гипнотического погружения. Мы можем проводить дополнительную амнезию, давая внушение, связанное с забыванием того, что было в трансе. Установка на амнезию дается с целью разрешить бессознательному самому разбираться с выявленным материалом, не допуская туда сознание. Как правило, установка на амнезию делается несколькими способами. Первый способ — это конкретное внушение забывать то, что должно быть забыто. Использование этого способа ограничено в эриксоновском гипнозе. Второй способ — давать внушение на амнезию через метафору. Это должна быть метафора исчезновения, ухода, растворения и т. д. Это может быть река, уносящая что-либо, ветер, срывающий ненужные листья с деревьев, и пр. Одновременно и с рекой, и с ветром может быть также связана и метафора привнесения чего-либо взамен, т. е. в совокупности можно сказать, что они демонстрирует, помимо метафоры забывания, и метафору изменений. Применимы метафора закапывания, оставления и рассказы о пропадающих вещах, мыслях. Третий способ — амнезии легко добиться еще одним интересным подходом ко всему трансу. Например, непосредственно перед наведением транса терапевт обращает внимание на какой-либо факт, например, на движение стрелок часов, на предмет, находящийся в его кабинете, на факт жизни субъекта или что-либо еще. Сразу после выхода из транса, не давая возможности пациенту прийти в себя и осознать, что происходило, он повторно обращает внимание на этот предмет, часы, факт жизни или что-то другое. У психики человека есть интересное свойство: из разных фактов она стремится собрать нечто целое, подбирая факты по их подобию, и так два напоминания об одном предмете, событии соединяются и то, что остается между ними, как бы пропадает для сознания, т. е. остается на откуп бессознательному. Бывает важно сделать это достаточно быстро после выведения пациента из транса, чтобы сознание не успело, проснувшись, захватить информацию, которая в данный момент находится в бессознательном. Очень часто для транса характерна амнезия, похожая н& забывание после сна, когда человек просыпается и пытается вспомнить свои сновидения. Он может быть достаточно успешен в своих попытках сразу после пробуждения, когда сновидения еще ярки и свежи. Но если он не записал и не запомнил то, что было в сновидении, как правило, в течение нескольких минут сновидения тускнеют, быстро теряют детали, а затем и общий смысл, и человек, пытаясь вспомнить, уже не может этого сделать. Приблизительно такова же динамика воспоминания того, что происходило в трансе, поэтому бывает полезно отвлечь внимание пациента в момент пробуждения его от транса. Возможно, это связано с невозможностью через определенный промежуток времени установить определенные ассоциативные связи между тем, что было внутри транса, что ведет к разрозненности фактов или соответственно к их нелогичности и определенной нецелесообразности. Обычно подобные косвенные приемы гораздо более эффективны, нежели прямое внушение забыть, потому что слово «забыть», наоборот, вызывает ассоциации с тем, что должно забыться и, как правило, может приводить к достаточно устойчивой памяти. Примером может служить Герострат, который поджег одно из чудес света — храм Артемиды, за что эфесский суд приговорил его к забвению, узнав, что это чудо света было уничтожено как раз с целью прославиться. Может быть, поступок Герострата и был бы забыт, если бы суд не постановил «забыть Герострата», благодаря чему, его и помнят до сих пор. Гипнотическая амнезия не означает, что пациент полностью забывает то, что происходило с ним. Забывает его сознание, которое не успело установить ассоциативные связи. Как правило, подобные связи внутри бессознательного сохраняются, и при погружении в транс человек легко может вспомнить то, что было создано в предыдущем трансе. Этот феномен, возможно, мы используем в тех случаях, когда с помощью транса ищем доступ к подавленным воспоминаниям пациента. Представляется возможным, что эти воспоминания подавлены именно для сознания, поскольку в тот момент пациент находился в состоянии, подобном трансу. И при погружении человека в транс) он достаточно легко может найти собственные подавленные воспоминания. Углубление и повышение транса Для углубления транса применяются следующие приемы: множественная диссоциация с использованием диссоциации сознания и бессознательного, диссоциации частей тела, временная и пространственная диссоциация. Как правило, необходимость держать такое большое количество элементов во внимании приводит к перегрузке сознания и его отключению. Например, вводя человека в транс, мы предлагаем ему находиться здесь и сейчас и в то же время вспомнить и ощутить себя в каком-то событии прошлого, в одном, в другом, в третьем. Мы можем останавливаться в одном событии или двигаться по различным воспоминаниям, перескакивая из одного в другое, при этом возможно давать внушение на разницу ощущения в руках, на движения рук, движения пальцев. Таким образом, достигается разбросанность сознания, что приводит к большему погружению клиента в транс. Еще один способ, гораздо более простой, — это использование внушений на углубление транса, даже иногда на засыпание, использование метафор погружения, метафор ухода от чего-то, например, когда мы уходим от звуков, остающихся далеко-далеко. Слыша подобные внушения, бессознательное пациента воспринимает их как буквальную команду. Целям углубления транса служат также гипнотические феномены, например, индуцированной возрастной регрессии, попытка каталепсии или левитации. Ценные сами по себе, помимо всего прочего, они служат показателями и стимуляторами углубления транса. Для наведения и углубления транса может активно использоваться прием заскучивания. Он опирается на характерную реакцию, которую можно наблюдать в поведении людей, когда они находятся под воздействием достаточно длительного монотонного раздражителя, которым может являться надоедливая музыка, скучный голос, однообразная дорога. Человек утом- 12 Гордеев 177 ляется воспринимать одно и то же явление, отвлекается от него, погружаясь в себя. Часто это совпадает с мышечным оцепенением, фиксацией взгляда и иными признаками транса. Иначе говоря, человек начинает погружаться в транс, т. к. в данный момент ему не интересно восприятие окружающего мира, поскольку внешний мир скучен. Это дает возможность его мыслям плыть свободно и скучную ситуацию сделать только фоном, причем фоном незначимым. Подобный эффект можно использовать при наведении транса, когда вы говорите достаточно монотонным голосом о вещах, которые могут не очень сильно интересовать клиента, которые он может считать само собой разумеющимися. Он не знает, что вы можете использовать трюизмы, аналогии, слож-носоставные и иные внушения. С его точки зрения, вы говорите об очевидных скучных вещах. Внешний мир становится ему не интересен, и он обращается в глубину себя, ловит оттуда сигналы и, интересуясь ими, начинает погружаться в размышления, то есть входить в состояние транса. Техника заскучивания может быть реализована на двух уровнях: на уровне темы, которая обсуждается в наведении транса, и на уровне тона голоса, который может являться просто монотонным раздражителем, способствующим вхождению в транс. Также активно с этой целью используется замешательство пациента. Замешательство может быть основано на неожиданности, причем это могут быть неожиданные слова психотерапевта, неожиданное поведение, которое не соответствует представлениям клиента и разрушает те ментальные установки, с которыми он пришел к психотерапевту. Чтобы понять, что произошло и как поступить дальше, он погружается в транс. Для терапевта это время провести нужные внушения, на основе которых пациент может создать новую карту своего внутреннего мира. За замешательством стоит невозможность быстро понять смысл того, что произошло. Чаще в эриксоновском гипнозе используется замешательство на уровне слов, а не на уровне действий. Когда неожиданные вербальные конструкции делают клиента неподготовленным к точке зрения, с которой предложил ему взглянуть на событие психотерапевт, неподготовленным к повороту событий, к быстроте смены декораций, он вынужден остановиться для того, чтобы попробовать осмыслить происходящее. Он останавливает сознательное функционирование, пытаясь бессознательно добиться ясности и стройности. Умение вызывать замешательство — важный навык эриксоновского терапевта, поскольку оно может иметь два направления, две цели. Во-первых, вызов замешательства приводит к возникновению и углублению транса, во-вторых, дает пациенту возможность посмотреть на событие с иной точки зрения, сменить свои мыслительные установки, трансформировать их, приблизиться к гармонии, снимая сознательные и бессознательные ограничивающие барьеры. В работе с замешательством, возможно, должна быть некая таинственность, неопределенность, почему гипнотерапевт совершает подобные действия и произносит определенные фразы. Техника, индуцирующая замешательство, должна производиться с серьезным лицом, уверенно и без каких-либо объяснений, похожих на извинения. Такая уверенность психотерапевта в себе показывает клиенту значимость, происходящего с ним, и заставляет его отказаться от попытки получить объяснение. Замешательство может создаваться неожиданным словесным оборотом, путанием форм глаголов, существительных, неожиданным изменением скорости речи, ритма, причем эта неожиданность должна быть неожиданностью именно для данного конкретного человека, то есть поведение психотерапевта, наведение ли это транса или создание домашнего задания, должно идти вразрез со стереотипами человека, заставляя его трансформировать собственные привычки. Смена стереотипов не может происходить быстро, и тогда это способ углубления транса. Даже часто используемое в быту выражение «я в трансе» означает определенное замешательство, вызванное каким-то событием вовне. Возможности психотерапевта использовать собственный словарный запас, создавая игру слов, является важным навыком при углублении уже существующего транса, поскольку в данном случае замешательство для сознания можно создать, как раз используя многозначность слов и неожиданность ассоциаций. Часто пациент, находящийся в замешательстве, старается найти логику в словах терапевта, подсказки, обрести новые стереотипы. Если после замешательства терапевт дает достаточно четкое и конкретное внушение, оно воспринимается радостно и охотно, так, как утопающий хватается за соломинку. Замешательство заставляет пациента стимулировать собственное бессознательное в поисках какого-либо решения, ответа, объяснения, что, в свою очередь, запускает бессознательные поисковые реакции, что является особенно важным для нас в психотерапевтическом процессе. Углубление транса нужно нам для целей проведения более интенсивных внушений, для достижения вытесненного травматического опыта, который имеет достаточно давнюю историю и хорошую сознательную защиту. Ряд клиентов охотно демонстрируют нам глубокий транс, и иногда нам нужно бывает даже повысить уровень транса, т. е. приблизить его к бодрствующему состоянию. Для повышения уровня транса также существуют отдельные приемы. Во-первых, мы можем сделать свой голос громче, четче, мы можем использовать внушение, связанное с подъемом, с приближением к чему-либо, с пробуждением. В ходе транса мы можем говорить о том, что ждет человека в окружающем мире, мы можем говорить о сегодняшнем дне, о себе, т. е. о гипнотерапевте. Фраза, сказанная о том, от чего клиент ушел в транс, как правило, возвращает его внимание к миру окружающему и приводит к повышению транса.
|
|||
|