|
||||||||||||||
М. Н. Гордеев 10 страницаУтилизация не должна быть подобна плотной опеке. Сущность утилизации похожа на подталкивание кома, который катится с горы: незначительные, легкие движения позволяют сохранять скорость и в то же время использовать и преодолевать любую ложбинку или холмик, который встанет на пути этого кома, для того чтобы он мог не замедлять своего движения, а даже ускорить его. Обычно утилизация начинается с принятия того или иного факта. Принятие не всегда бывает простым, ряд проявлений пациента может входить в противоречие с нашими убеждениями, ценностями, с нашим пониманием психотерапевтического процесса и т. д. Умение настроить себя на использование любых проявлений, исходящих от пациента, помогает психотерапевту преодолеть собственный барьер перед поведением пациента. У него не остается времени, чтобы оценить, плохо или хорошо то, что исходит от пациента. Причем, как правило, это «плохо или хорошо» имеет отношение к какой-то придуманной идее психотерапевтического процесса и позициям терапевта и клиента в нем. У психотерапевта, занятого утилизацией, в этот момент мысли направлены не на правильность или неправильность поведения клиента, а на то, каким образом использовать это поведение, и таким образом отключаются от ненужных теоретических размышлений. Особенно важно это бывает в тот момент, когда приходится утилизировать сопротивление пациента, и психотерапевт может принять сопротивление как вызов себе и попытаться его сломить, убрать, хотя на самом деле сопротивление может быть достаточно сильной психологической защитой, энергию которой можно использовать для усиления психотерапевтического процесса. Для эриксоновского терапевта бывает важным понять, что же может стоять за тем или иным неадекватным проявлением своего клиента. И, как правило, те факторы, которые стоят за агрессией, сопротивлением, т. е. тем, что может вызвать раздражение терапевта, вызывают понимание и уважение к ним. Это факторы защиты внутренней специфичности личности пациента, умение не дать себя в обиду и т. д. Уважение к личности пациента заставляет нас искать эти факторы, чтобы затем, опираясь на них, совершить некие изменения, ради которых пациент пришел к нам. Психотерапия ни в коем случае не предполагает совершенствование всех пациентов по одному сценарию. Каждый пациент в ходе психотерапии развивается по своему собственному сценарию, который предлагает он. Психотерапевт является только проводником на пути к новой личности. Когда пациент в ходе работы может высказывать свои собственные предпочтения, терапевт относится к ним с уважением и со стремлением их эксплуатировать для ускорения процесса. Психотерапевт не может быть судьей для проявлений своего пациента, он не может определять, как должен вести себя пациент, отвергать какие-то предложения, осуждать его, если только за этими действиями не кроется психотерапевтический смысл, например, провоцирование изменений в пациенте. Такой подход Эриксон называл «натуралистическим», т. е. природным, что предполагает принятие и использование любых проявлений личности пациента, в любой ситуации, в которой оказались пациент и терапевт. Принятие пациента целиком с его поведенческими привычками и умениями дает терапевту еще один дополнительный шанс завоевать доверие своего пациента, что будет способствовать терапевтической работе, будет способствовать согласию пациента принимать какие-то взгляды терапевта, взаимодействию между ними. В ряде случаев терапевт может создавать какие-либо диагностические ситуации, для того чтобы определить, как пациент будет вести себя в непривычной для него обстановке. В этих ситуациях терапевт должен быть гораздо большим утилизационистом, поскольку именно он ввел пациента в подобные ситуации с целью изучить реакции субъекта либо чему-то научить его. Поскольку каждый пациент индивидуален, то приемы утилизации также индивидуальны для каждого. Так, в случае, если терапевт знает, что клиент любит вести дневник или хорошо рисует, он может дать ему домашнее задание, которое будет связано с ведением каких-либо записей в дневнике, либо с рисованием своего состояния, может быть, с рисованием образов, возникших в ходе самогипноза или чего-то подобного. Человек, привыкший во время разговора расхаживать по кабинету, может заняться тем, что во время этих прогулок будет создавать новые идеи о теме своей проблемы, и чем больше будет движений, тем больше должно быть рожденных им идей. Пациент, привыкший с юмором относиться к другим, может научиться с таким же юмором относиться к своей проблемной ситуации. Иногда использование непонятных, сложных или, наоборот, крайне простых способов поведения пациента приводит к неожиданно быстрому успеху психотерапии и способствует ее прогрессированию гораздо больше, нежели тщательно выверенная структура психотерапевтического процесса. Умение терапевта быть спонтанным — одно из важных деловых качеств в эриксоновском гипнозе. Если есть выбор между заготовленной схемой терапии и внезапно пришедшим в ходе наблюдения за поведением пациента подходом, скорее всего, надо выбрать именно этот спонтанный подход. В работе можно использовать все: веру в терапевта или в Бога, оценки, полученные в 10 классе, первый поцелуй и неожиданное прощание с любимым человеком. Важно, чтобы эти действия, мысли и поступки были энергетически значимыми, чтобы они могли дать необходимый толчок для производимых и происходящих изменений. Иногда терапевт должен создать вначале какую-то мысль, эмоцию, чтобы, сконцентрировавшись в пациенте, они могли вырваться наружу и послужить толчком к процессу терапии. Лучше иметь агрессивного, чем безвольного пациента. Общеизвестно, что при попадании в критические ситуации человек использует свои собственные, скрытые резервы: хрупкая женщина способна легко поднять автомобиль, под которым находится ее ребенок. Так и эмоции отчаяния, вины, стыда иногда способны дать гораздо больший терапевтический эффект, нежели общее благодушие и видимое спокойствие. Не существует хороших и плохих проявлений, замеченных в пациенте, существуют только полезные и бесполезные для процесса терапии. Помимо того, чтобы использовать явно полезное проявление, следует подумать, каким образом мы можем использовать те проявления, которые на первый взгляд показались нам бесполезными и перевести их в разряд полезных. Эриксон иногда умел вызвать огонь на себя, т. е. умел вызвать недовольство собой со стороны пациента, и тот, приходя к нему на следующий сеанс говорил: «Я изменился вопреки вам». Это было одним из самых лучших терапевтических эффектов, поскольку, таким образом, терапевт добился изменений и, более того, изменений, которые создал, с точки зрения самого пациента, он сам. Это большая удача психотерапевта, хотя с точки зрения профессионального самоуважения кем-то это может быть и воспринято как неудача. Но важно помнить, что мы работаем не ради поддержания собственной выдуманной профессиональной чести, а ради помощи конкретным людям, каким бы образом эта помощь не была им предоставлена. 5. Использование внушений Использование внушений является основной задачей, основной техникой эриксоновского гипноза. Следует отметить отличия от гипноза классического. В эриксоновском гипнозе внушения проводятся на протяжении всего сеанса и даже за его пределами. Суггестивная работа может быть начата еще в момент беседы по телефону, ког- да речь идет только о договоренности о первой встрече. Уже в этот момент терапевт может проводить для пациента внушения, выстроенные в косвенной форме, в которых он может давать понятия уверенности, спокойствия, укреплять веру в себя, веру в успех психотерапии. Более тщательная суггестивная работа начинается с момента прихода пациента к психотерапевту. Уже в ходе предварительной беседы, расспрашивая пациента о его жизни, о том, что привело его, терапевт продолжает темы спокойствия, уверенности в результате; он дает косвенные внушения, связанные с той проблемой, которую принес клиент. Так, например, он может рассказывать истории о других пациентах, которые были похожи на данного пациента, и заботы которых заканчивались излечением. Подобные метафоры, с легкой руки Эриксона, носят общее название «мой друг Джо», благодаря одной из метафор. Это была история о человеке по имени Джо, который во многом похож на человека, который сидел перед Эриксоном. У него была похожая семья, похожая проблема, он мог быть похож по имени, еще по каким-то признакам. Это позволяло пациенту увидеть в Джо свой прототип. И дальше история продолжалась долго или коротко, но она могла повествовать и о путях решения проблемы, и о тех усилиях, которые Джо приложил для этого, она могла рассказывать о том, как долго ему пришлось бороться с этой проблемой, и о многом другом. Главное, что эта история заканчивалась хорошо: мифический Джо избавлялся от своей проблемы. Такая история, рассказанная между прочим, имела огромный психотерапевтический эффект, это была метафора, которая рассказывалась в бодрствующем состоянии субъекта. Пациент, затаив дыхание, слушал об истории Джо, и на самом деле учился сразу нескольким вещам. Во-первых, он понимал, что эта проблема терапевту известна и он имеет опыт работы с ней. Во-вторых, эта проблема решаема, есть конкретные способы решения, которые и использовал Джо. И в-третьих, похожий на него человек оказался победителем, оказался успешным. Подобная метафора, рассказанная в начале беседы, способствовала дальнейшей работе, наведению транса, терапевтической трансформации. Ниже мы будем говорить о способах наведения транса. Но у Эриксона было еще одно внушение, которое было специфично для людей, неоднократно бывавших у него на сеансах: у него было так называемое кресло для транса. Это было кресло, в котором пациент в предыдущий раз входил в транс. Эриксон беседовал с ним на другом кресле, расспрашивая о чем-то, а затем указывал на кресло, в котором пациент знал, что он должен войти в транс. И показывая рукой или жестом головы, Эриксон говорил: «Ну что ж, присядьте в кресло для транса». Пациент садился туда, как правило, закрывал глаза и самостоятельно погружался в транс, потому что дорога в транс была для него уже известна. Это было одно из многих внушений, которым пользовался Эриксон и которым можете пользоваться вы. Внушения, которые мы даем в ходе транса, мы рассматривали и раньше и будем рассматривать еще. Напомним, что внушения делятся на три группы: прямые, косвенные и открытые. В основном в эриксоновском гипнозе пользуются косвенными и открытыми внушениями. Однако, чем глубже транс, тем больше шансов использовать прямые внушения, поскольку в глубоком трансе заметно снижается контроль сознания и пациент выказывает большую готовность действовать согласно указаниям терапевта. На выходе из транса: либо непосредственно перед ним, либо сразу после выхода — терапевт дает пациенту постгипнотические внушения, т. е. внушения на период после гипноза. Они могут быть двунаправленные: они могут быть направлены на усиление положительных эффектов, полученных в трансе, либо на ослабление негативных эффектов, которые также могут наблюдаться, например, головная боль, расслабленность, снижение тонуса мышц и т. д. Также постгипнотические внушения могут быть направлены на период жизни клиента, который пройдет до следующего визита к психотерапевту, на несколько дней, может быть, на несколько недель. Подобные внушения нужны для того, чтобы они начали менять привычную жизнь клиента. Внушения могут проводиться через домашние задания, где, помимо цели написать, нарисовать, погрузиться в самогипноз, преследуются иные цели, которых терапевт добивается, будь это ускорение и усиление психотерапевтического процесса, получение навыков погружения в транс, изменение каких-то социальных установок пациента и многое другое. Эти внушения действительно могут даваться в виде заданий, а могут быть завуалированы под иные фразы. Например, прощаясь с пациентом, терапевт как бы невзначай может сказать: «Изменения проходят у всех по-разному, у кого-то они начинаются сразу, у кого-то через некоторое время, и мне очень важно знать, как быстро изменения начнутся у вас. Я прошу вас фиксировать их и запомнить, как это будет происходить». На самом деле, этой фразой терапевт дает пресуппозицию, что изменения происходить будут, и клиент, ожидая их, их же и вызывает или ускоряет их приход. Эти и подобные внушения (а о характере косвенных внушений вы можете посмотреть выше) облегчают работу терапевта и создают некий задел для последующих встреч терапевта и клиента. Иногда терапевт может давать пациенту с собой кассету с записью собственного голоса либо кассету с записью музыки, если музыка использовалась при наведении транса, с рекомендацией использовать эту кассету при обучении самогипнозу. В этой кассете также могут быть внушения, которые терапевт считает необходимым дать пациенту в период между их встречами. Следует отметить, что в данном случае терапевт не может получить сиюминутной обратной связи, и поэтому эти внушения ни в коем случае не должны задевать каких-то чувствительных струн пациента, они должны носить общий характер, чаще всего ресурсный, т. е. они должны поднимать внутреннюю энергетику пациента, учить его расслабляться, погружаться глубже в гипнотическое состояние и учить работать с собой самостоятельно. Это очень важный навык. Как говорила дочь Эриксона Бетти Эриксон: «Я для своего пациента — вначале костыли, затем палочка, а затем он учится ходить сам». Для того чтобы наш пациент быстрее научился «ходить» сам, научился разбираться сам со своей жизнью, подобные средства являются вовсе не лишними. Умение обратить внимание пациента на изменения, которые будут происходить с ним, будь это изменения в физиологическом или психологическом плане, является важным навыком, который облегчает работу психотерапевта и ведет к ускорению терапевтического процесса, к облегчению его прохождения, снижению патологической симптоматики. В обучении гипнотерапевта умение давать внушения во всех ситуациях сходно с умением утилизировать все то, что приносит с собой клиент, потому что эти два процесса неразрывно связаны друг с другом. И когда внушения, даваемые терапевтом, опираются на реальные привычки, поведение, мысли пациента, это дает им особую точность, значимость и ценность. Глава 14. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ Под гипнотической индукцией подразумевается наведение транса с использованием свойственных ему феноменов и стадий. В общих чертах под наведением транса можно понимать два связанных между собой процесса. Это — фиксация внимания пациента и обращения внимания во внутрь его с терапевтическими целями. Для человека в обычном состоянии сознания характерны частые переключения внимания с одного предмета на другой, с мира внешнего на мир внутренний и обратно. Таким образом, его сознание долго не задерживается на каком-либо одном факте и успевает ухватить различные стороны жизни: внешние и внутренние. В ходе транса первой целью является зафиксировать внимание клиента на чем-то вовне или внутри, будь это или металлический шарик, на котором фиксируется взгляд пациента, будь это значимые слова, которые произнес психотерапевт, будь это какие-то внутренние переживания, которые отвлекают его от внешней действительности. Как правило, подобный процесс представляет наибольшую сложность в первом погружении, когда для пациента дорога в транс не изучена и не известна. В этот момент терапевт должен сыграть роль опытного проводника, который мягко, но целенаправленно подталкивает пациента к погружению в транс. Подобному погружению способствует то, что пациент внимательно прислушивается к словам терапевта, что позволяет терапевту сфокусировать внимание пациента на себе, на том, что он говорит, или на том, что он делает. Как правило, всевозможные техники наведения транса направлены толь- ко на одно: на привлечение внимания пациента с целью затем это сфокусированное внимание использовать для терапевтических целей. Таким образом, техника наведения транса может быть уподоблена линзе, которая собирает солнечные лучи и фокусирует их в один пучок, с помощью которого можно использовать солнечную энергию для нагревания и даже зажигания какого-то предмета. Фиксация взгляда на блестящем предмете или какие-то необычные мышечные действия, например, создание каталепсии, не могут быть признаны синонимом фиксации внимания, потому что внимание является психической функцией. Однако следует помнить, что между телом и психикой существует определенная взаимосвязь, и в какой-то мере создание фиксированного мышечного положения ведет в последующем, и достаточно быстро, к созданию фиксированного внимания, поскольку в данный момент внимание человека похоже на заинтересованность и удивление своим состоянием, т. е. на определенную шоковую реакцию, что тормозит внимание само по себе. Способов привлечения внимания множество. Попытка стандартизовать их приводила бы к тому, что одни способы использовались бы часто, другие не использовались бы совершенно. Наведение транса необходимо для того, чтобы успешнее продвигать нужные внушения. Наведение транса используется для следующих процессов: для отвлечения сознания, привлечения внимания бессознательного и непосредственной работы с бессознательным субъекта. Концентрируя внимание, мы, таким образом, сужаем поле функционирования сознания, а затем направляем фокус внимания на внутренние процессы, давая сигнал бессознательному к действию. Концентрируя внимание, терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на собственных внутренних процессах и на том резонансе, который вызывают его слова в этих процессах. Наступает совершенно особое функционирование психики, когда бессознательное пробуждается, а сознание может играть роль наблюдателя, для которого многое остается за кадром. Наведение транса Погружение в транс направлено на ориентацию пациента вместо мира внешнего на мир внутренний. Это достигается с помощью вербальных и невербальных приемов. Как правило, вербальные приемы основаны на двух процессах, которые нам уже известны: на присоединении и ведении. Вначале мы присоединяемся к реальности пациента, описывая то, что происходит в ней в данный момент, то, что узнали из его истории жизни, либо делаем общие умозаключения, против которых пациент не может возразить. Особенно это важно в первых нескольких фразах, которые отслеживаются сознанием наиболее тщательно. Этими фразами терапевт должен как заинтересовать пациента, так и начать переводить его внимание на мир внутренний. Фразы присоединения выполняют задачу привлечения внимания и внутреннего согласия пациента с терапевтом, фразы ведения — приглашают в транс и терапевтическую работу. По мере того, как начинается погружение в транс, количество фраз присоединения, описывающих состояние клиента, а тем более описывающих окружающий мир, становится все меньше и меньше, а фраз ведения — все больше. Достаточно быстро достигается такой момент, когда описывать мир внешний становится нежелательно, поскольку пациент уже не обращает на него внимание и подобное описание будет только стимулировать внимание сознания и попытку выйти из транса, проверяя, действительно ли происходит то, что терапевт сказал об окружающем мире. Поэтому фразы присоединения, в которых говорится о настоящем времени и месте пребывания клиента, должны быстро завершаться и уступать место каким-либо общим фразам, похожим на размышления о природе вещей, либо фразам ведения, направленным на фиксацию внимания на внутренних процессах, на углубление транса, на поиске проблемы или некоего места диссоциации и т. д. Очень часто в нашей литературе описывается формула поэтапного наведения транса, так называемая формула «4 —3 —2 — 1». На самом деле она используется достаточно редко, но мо- жет быть интересна как пример наведения транса. В чем она заключается?
Вначале терапевт, наблюдая за состоянием пациента, произносит четыре фразы присоединения, которые характеризуют состояние пациента, как именно он может себя ощущать и осознавать в данный момент. Например, эти фразы могут быть следующими: «Вы находитесь у меня в кабинете. Вы сидите на этом кресле. Вы слышите мой голос. У вас есть определенные цели, которые привели вас». На этом четыре фразы присоединения заканчиваются, и следует одна фраза ведения. Она может быть любой, например: «Если вы захотите, вы можете устроиться удобнее». Для фраз ведения очень характерно использование слов «можете», «возможно» или других слов допущений. Они приводят к тому, что даже если пациент не сделает предложенного ему, тем не менее он не будет чувствовать себя в оппозиции к психотерапевту, поскольку тот уже заложил не обязательность, а только возможность этого действия. Хотя, как правило, после четырех фраз, которые вызвали согласие пациента с ними, пятая фраза уже автоматически не вызывает возражения, и с ней пациент также соглашается. Но дальше не следует злоупотреблять вниманием и терпением пациента и важно снова перейти к фразам присоединения. Но сейчас фраз присоединения может быть уже только три, вы можете описывать то, что видите у субъекта. Например, если у пациента закрываются глаза, вы можете сказать это, и тогда это будет фразой присоединения: «Ваши глаза закрываются». Но ни в коем случае не делайте этого, если глаза широко открыты и даже не моргают, и глазная щель не сужается. Тогда подобная фраза будет воспринята как директивное внушение, для которого, более того, совершенно нет условий. 11 Гордеев Если вы видите, что взгляд пациента остановился, но глаза остались открытыми, вы можете сказать: «Вы смотрите перед собой». Вы должны упоминать только то, что пациент может реально видеть, нельзя описывать то, что находится за его спиной, вы описываете мир через возможные ощущения пациента. При этом вы не должны употреблять оценочных характеристик, вы не можете сказать: «Вы удобно сидите на этом стуле». Пациенту может быть вовсе неудобно, и тогда ваша фраза ни в коем случае не будет фразой присоединения, а вы можете вызвать протест со стороны пациента. Во фразах присоединения вы можете поддерживать процессы, которые вы наблюдаете. Например, если вы видите, что пациент стремится усесться на кресле удобнее, двигается, вы можете предложить ему сделать это так, как будто бы он это делает по вашему указанию: «Вы можете устроиться удобнее». Вы видите, что руки легли на подлокотники кресла и скажите об этом: «Ваши руки лежат на подлокотниках кресла». Вы наблюдаете за тем, что происходит с пациентом и только описываете ему эти изменения. Что же может являться фразами присоединения? Вы можете описывать и расслабление мышц лица и тела, и положение ног и рук пациента, и то, что он может видеть, слышать и чувствовать, и состояние природы за окном, и время года, и рассуждать о вопросах мироздания, но не очень высокого уровня, поскольку достаточно непонятно, почему психотерапевт будет говорить о проблемах Вселенной. А фразы о том, что «за зимой следует весна» будут приняты вполне адекватно, потому что это известно каждому человеку и даже вызывают скуку от получения подобной информации. Итак, вы говорите три фразы присоединения, в которых можете упомянуть о других звуках в этой комнате, помимо звуков вашего голоса, и о том, что ступни ног касаются пола, и о том, что ладони лежат на коленях, и то, что тепло, передающееся через одежду, согревает их, и многое другое. А затем говорите две фразы ведения, в которых формулируете, что вам хотелось бы внушить пациенту. Чтобы понять, что может быть сказано во фразах ведения, вы можете вспомнить признаки транса. Сюда входит и мышечное расслабление, и закрывание глаз, и уменьшение количества движений, и более ровное дыхание. В отношении дыхания будьте внимательны, поскольку, когда вы упоминаете о том, что дыхание становится ровным, человек обращает внимание на дыхание и, как правило, это приводит к сбою дыхания (это обычная реакция, когда сознание вторгается в хорошо сбалансированный, бессознательный, автоматический процесс; через некоторое время дыхание снова станет ровным). После двух фраз ведения мы опять переходим к присоединению и снова уменьшаем количество фраз присоединения — говорим только две фразы присоединения, к которым затем прибавим три фразы ведения. На последнем этапе на одну фразу присоединения мы скажем четыре фразы ведения и дальше можем полностью перейти на фразы ведения, изредка перемежая их фразами присоединения. Уже в процессе наведения транса мы можем проводить некоторые внушения, особенно, внушения, связанные с углублением транса, с диссоциацией сознания и бессознательного, с направлением поиска бессознательного, ориентированного на нахождение ресурсного места, приятного воспоминания или проблемной ситуации. Достаточно часто, если для пациента это не первое погружение в транс, для него наведение транса заканчивается гораздо быстрее, он может войти в транс привычно и легко, раньше, чем эта формула может быть реализована. Поэтому, как правило, в работе с опытным пациентом важно эту формулу намного сокращать. Остается главным одно требование: наличие фраз присоединения и затем фраз ведения, при этом количество фраз присоединения все уменьшается, а фраз ведения — увеличивается. Когда пациент погрузился в транс, дальше терапевт ведет его по трансу или, правильнее сказать, провожает с помощью фраз ведения. Экология В наведении транса бывает значимым то, как терапевт подготовил пациента к трансу. Для того чтобы войти в транс, пациент должен знать, что подобные измененные состояния созна- ния существуют. Как правило, следует посвятить пациента в детали того, что будет происходить, хотя в ряде случаев это не обязательно. Но если вы решили объяснить пациенту, что будет происходить с ним в ходе работы, нежелательно упоминать слово «гипноз», поскольку в нашей культуре это слово пользуется дурной репутацией и стоит на одном уровне с зомбирова-нием. Как правило, слыша слово «гипноз», люди предполагают полную потерю собственной воли и передачу себя в руки терапевта. Возможно, имеет смысл, учитывая вышеизложенное, описывать это состояние в других терминах, например, транс, медитация, частичный сон, грезы или что-то подобное. Эти слова могут быть либо более понятны, либо менее опасны с точки зрения пациента. Уже после истечения нескольких сеансов вы можете назвать слово «гипноз», но теперь пациент уже знает, что из себя представляет эриксоновский гипноз, и не будет испуган этим словом. Только в одном случае рекомендуется применять слово «гипноз» с самого первого сеанса. Это случай, когда пациент приходит и просит поработать с ним гипнозом или говорит, что ему поможет только гипноз. В этот момент субъект уже замотивиро-ван на применение гипнотических техник, хотя, как правило, он имеет в виду именно директивный классический гипноз и, возможно, будет разочарован мягкими техниками наведения транса. Когда терапевт готовится начать сеанс, эти приготовления зависят от размеров и обстановки его кабинета. Возможно, что он будет проводить сеанс на том же месте, где беседовал с клиентом, а может быть, для этого у него будет специальное место. Напомню, у Эриксона было, так называемое «кресло для транса». Это было не что иное, как пространственный якорь. Клиент знал, что в этом месте, в этом кресле он входит в транс. Когда после предварительной беседы Эриксон предлагал ему пересесть в кресло для транса, пациент знал, что ему нужно сделать: он садился в кресло, расслаблялся, закрывал глаза и погружался в транс, причем это могло происходить без какой-либо дополнительной помощи Эриксона, что еще раз говорит о многообразии приемов вхождения в транс. Когда вы беседуете с пациентом либо вводите его в транс, важно помнить о том, что у каждого человека есть свое собственное, личное пространство. И для терапевта бывает важным не вторгнуться в его пространство. Поэтому мы не можем садиться слишком близко — это вызовет определенную настороженность пациента, как правило, настороженность бессознательную, что будет тормозить введение в транс, и транс не будет глубоким, поскольку «сторожевой очаг» пациента будет стимулировать его внимание. Поэтому расстояние до пациента не должно быть достаточно близким, но и не должно быть далеким, поскольку ваш голос для пациента должен быть слышимым. При необходимости вы можете пойти на каталепсию руки, и тогда это потребует прикосновения к руке пациента, что вы, естественно, не сможете сделать с большого расстояния. Для того чтобы проверить, насколько возможно приблизиться к пациенту, вы можете, медленно двигаясь к нему, внимательно смотреть за его реакцией: если в какой-то момент вы увидите следы настороженности, испуга, попытку отодвинуться от вас — это и есть не что иное, как вторжение в личное пространство пациента, и, возможно, вам имеет смысл сделать шаг назад, чтобы вернуть ему спокойствие. Если у вас есть возможность выбирать, каким образом садиться по отношению к пациенту, то, возможно, наилучшей позицией, как я говорил выше, является положение сбоку от пациента и где-то под углом 90° к нему, может быть, чуть впереди. Поскольку, если вы сядете напротив пациента, это приведет к тому, что вы будете занимать большую часть его зрительного пространства и это может представлять неудобство для пациента, если он хочет отвлечься от мира внешнего и заняться собственным внутренним миром; зная, что вы у него перед глазами, он будет смотреть на вас. Хотя, однако, нельзя однозначно так утверждать, возможно, напротив, это будет стимулировать закрывание глаз и отключение от мира внешнего. Однако ваш внимательный взгляд может привлекать лишний раз внимание пациента, что также не очень хорошо в ситуации наведения транса.
|
||||||||||||||
|