Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 8 страница



Поиск источника проблемы может быть осложнен тем, что он находится в далеком прошлом, и тогда мы можем идти в этом поиске разными путями. Как правило, нужен достаточно глу­бокий транс, в котором можно запустить внутренний поиск, ориентируясь на сигналы бессознательного, причем это может сочетаться с каталепсией или левитацией руки, с использова­нием других идеомоторных феноменов, которые и будут для нас сигналами обратной связи о процессе поиска и глубине транса. Причем в ходе подобной работы мы можем предположить, что проблема лежит действительно в раннем детском возрасте, а иногда даже в дородовом или родовом периоде.

Обычно проблема клиента начинается с некого межлич­ностного конфликта, в котором он участвовал, и за счет своего

малого возраста, не имеющий подходящего статуса, психичес­ких и физических сил, проиграл другому, как правило, взрос­лому человеку. Причем этим взрослым человеком могут быть родители или ближайшие родственники, знакомые и незнако­мые люди. Иногда это может быть конфликт плода и матери или отца, не желающих ребенка. Очень часто состояние стра­ха, испытанное плодом в этот момент, может предопределить личностные особенности человека, который будет тихим, по­груженным в себя, боящимся побеспокоить окружающих.

Мы можем, помимо надежды на мудрость бессознательно­го, а может быть, на счастливый случай, помогающий нам най­ти подобное переживание, отправляясь на его поиск, опирать­ся, например, на кинестетические ощущения, которыми сопро­вождаются проблемные состояния. Кинестетическая система — одна из самых ранних систем восприятия, развивающихся в человеке, и очень многие переживания записаны именно в ней и сохраняются долгие годы. Например, опираясь на чувство сжатия в груди и нехватки воздуха при попытке публичных вы­ступлений, мы можем по этим ощущениям как по ниточке дой­ти до самого первого опыта в жизни, которые и сопровождали эти чувства, т. е. опираться на теорию импринтинга.

Под импринтингом мы понимаем состояние, которое было описано не только у людей, но и у животных, когда какой-либо первый опыт, удачный или неудачный, становился основой поведения индивидуума на долгие годы. И нам приходится ис­кать эту самую первую костяшку домино, чтобы обрушить всю последовательность, всю цепочку, которая привела к возник­новению сегодняшней проблемы. И опираясь на кинестетичес­кие ощущения, мы бываем в состоянии найти именно эту пер­вую костяшку.

Выявление пусковой ситуации очень часто сопровождает­ся с сильной эмоциональной реакцией, которая редко когда бывает продуктивна. Поэтому бывает полезно после обнаруже­ния пускового переживания диссоциировать человека от него и позволить ему разрабатывать, например, только интеллек­туальную составляющую этого воспоминания, а затем, спра­вившись с ней, проработать эмоциональную составляющую.

Для этого могут пригодиться ресурсные воспоминания или ресурсные места, которые мы создали в ходе предыдущих ре­сурсных трансов.

Бывает полезно, даже тогда, когда мы собираемся работать не непосредственно с проблемой, а с источником проблемы, начинать погружение с создания какого-то ресурсного места, которое будет иметь для нас значение запасного аэродрома, на который мы можем вернуться в случае возникновения плохо контролируемых переживаний. Если подобное место не было создано или не подходит с какой-либо точки зрения для паци­ента сейчас, можно диссоциировать человека в настоящее вре­мя, т. е. вывести его из транса.

Транс может быть достаточно легко прерван в любом его ме­сте для возвращения пациента обратно с целью обсуждения по­лученной информации, с целью уменьшения эмоционального отклика пациента или с какой-либо другой целью. После того как пациент вышел из транса, его можно успокоить, прогово­рить с ним некоторые впечатления, пользуясь тем, что в течение 10-20 минут после выхода из транса клиент находится еще в не­коем полутрансовом состоянии, хотя он считает, что вышел из транса полностью. Это удобное время для гипнотерапевта, по­скольку в данный момент клиент открыт внушениям и проводи­мые внушения могут даже иметь характер прямых внушений.

Далее, после того, как клиент успокоился и проговорил зна­ния, которые он получил в ходе погружения, мы можем пойти на повторный транс, причем, как правило, погружение будет более быстрым; при этом вовсе необязательно погружать кли­ента в то травматическое переживание, из которого он вышел, поскольку первую задачу мы уже решили — мы открыли воспо­минание, которое явилось источником сегодняшней пробле­мы. Дальнейшие наши действия должны быть направлены на разрешение данной ситуации, что, как мы надеемся, приведет к решению проблемы или облегчит ее. Если мы считаем, что у клиента достаточно эмоциональных и психических сил для того, чтобы справиться с данной проблемой, и у нас есть ка­кие-либо идеи относительно помощи ему, мы можем отпра­виться снова в эту ситуацию. Однако, возможно, целесообраз-

ным является завершение транса в каком-нибудь ресурсном месте или ресурсном воспоминании, которое поможет паци­енту изгладить негативное впечатление от первого транса и уже на осознанном уровне в промежутках между сеансами подго­товиться к разрешению основной проблемы.

Таким образом, у гипнотерапевта несколько подходов и в его власти выбирать один из них. Однако, выбирая, он должен опираться не только на свой опыт, но и на желания пациента в первую очередь.

Каким образом может быть проработана первопричина се­годняшней проблемы пациента? Иногда после ее открытия ра­бота может быть оставлена на уровне сознания и происходит сама собой. В данном случае в дело входит рациональная тера­пия, что, разумеется, не возбраняется, но и не приветствуется в эриксоновском гипнозе. Сознательное решение причинного конфликта и последующей проблемной трансформации лич­ности редко бывает эффективно и возможно в легких случаях. Следует учитывать, что для решения будет привлекаться созна­ние, опирающееся на привычные стереотипы и догмы.

Другим способом работы является гипнотическое разреше­ние конфликта, который состоялся в далеком прошлом. На се­годняшний день проблемой является на самом деле не собы­тие, которое привело к ней, — событие осталось в далеком про­шлом, — а проблемой является отношение человека к этому событию, к своему участию в нем и к тем изменениям в лично­сти, к которым это привело. Таким образом, мы работаем с лич­ным мифом пациента, и нет ничего удивительного в том, что одним мифом мы выкорчевываем другой.

Достаточно частым способом проработки травматической ситуации является повторное прохождение данной ситуации, причем далеко не всегда желательно прохождение подобной ситуации ассоциированно — желателен прием частичной диссоциации. При нем пациент проходит ситуацию, но не в роли жертвы, в которой он был тогда, а либо в ином возрасте, либо в ином качестве, либо обладающий новыми ресурсами, т. е. человеком, способным перевернуть ход своей личной истории.

Можно предположить, что травматическое воспоминание в психике человека так никогда и не имело хорошего оконча­ния, т. е. то завершение войны, которое произошло вовне и после которого прошли многие годы, на самом деле не соот­ветствует состоянию мозга, где человек до сих пор сидит в око­пах или трясется от страха. Поэтому одним из главных путей разрешения данного застарелого конфликта является дописы­вание его до логического счастливого конца.

Как правило, по окончании такой работы человек испыты­вает колоссальное облегчение, похожее на то, как с плеч свали­вается тяжелый груз. Несмотря на то, что он чувствует и уста­лость — это радостная усталость, и даже слезы, которые оста­лись после переживания, не мешают ему радоваться.

Однако часто на этом работа не завершается, поскольку меж­ду моментом, приведшим к возникновению проблемы, и на­стоящим состоянием человека прошло длительное время, про­блема, вернее, последствия того переживания мощным слоем вошли в жизнь человека, трансформировав ее. И хотя казалось бы мы подпилили корни этого дерева, не факт, что это дерево рухнет в одночасье.

Часто мы должны проводить достаточно серьезную работу по трансформации личности человека, по социализации полу­ченных нами изменений, и подобная работа может растягивать­ся на месяцы. При ней мы используем как различные ресурс­ные подходы, так и формируем установку на обучение, что яв­ляется крайне полезной идеей, особенно на данном этапе ра­боты. Человек учится чему-то, что он должен был узнать давно, и сейчас, обучаясь этому, он как бы ускоренно проходит курс жизни, которая замерла в нем после травматической ситуации, которая пришла в его жизнь.

В этот момент мы особенно часто обращаемся к идеям бу­дущего, поскольку именно из него мы можем черпать какие-то идеи пациента относительно себя, и именно ради будущего мы производим эту нелегкую и мало предсказуемую работу. Фина­лом нашей работы может считаться способность пациента со­здавать изменения в себе самом, но при этом пациент должен четко понимать, что окончание нашей с ним работы не означа-

ет окончание его работы. В данный момент, как правило, он уже является личностью, способной отвечать за свои поступки и за свою трансформацию самостоятельно.

Описанные подходы структурны, понятны, легко объясни­мы, но эриксоновский гипноз был бы скучен, если все могло быть так рутинно. Основной подход в эриксоновском гипнозе — это идея работы полностью на бессознательном уровне, когда выявление проблемы, нахождение ресурсов и их встреча про­ходят на бессознательном уровне, а о результатах терапии ни­чего не подозревающий субъект узнает только по исчезнове­нию симптомов, которые его беспокоили.

Подход основан на том, что сознание человека имеет функ­цию контролирующую, рецензирующую вместо функции трансформирующей. Идеи, приходящие от психотерапевта к пациенту, могут быть изменены и задержаны сознанием на­столько, что потеряют ту силу, которую вкладывал в них психо­терапевт. Поэтому главная ценность подхода заключается в том, чтобы суметь запустить бессознательные процессы человека так, чтобы сознание об этом не догадывалось и не вмешивалось в происходящий процесс. Такого эффекта очень часто не спосо­бен добиться даже глубокий гипнотический транс, не говоря уже о поверхностных гипнотических погружениях без специ­ального вербального сопровождения. На помощь приходит ис­кусство языка, умение общаться с бессознательным, не про­буждая интересы сознания.

Одним из главных способов такого общения могут быть те­рапевтические метафоры, которые будут рассматриваться ниже. Главная идея, которую проводит в данном случае гипнотера-певт, — это умение запустить не только внутренний поиск про­блемы, но и сделать этот запуск незаметным для сознания и вместе с поиском проблемы запустить поиск решения данной проблемы. Поиск может продолжаться не только в кабинете психотерапевта, но и за его пределами, в привычной рабочей деятельности человека, в сновидениях, в различных аспектах его поведения. Для пациента этот момент в жизни может ха­рактеризоваться частыми, спонтанными, натуралистически­ми трансами, желанием задуматься о себе, достаточно ярки-

ми, содержательными сновидениями, что будет говорить об интенсивной работе бессознательного разума, который ищет способы преодоления проблемы, который знает, откуда при­шло это состояние, и который ищет способ новой организа­ции внутреннего мира пациента, возможно, интеграции раз­розненных и враждующих частей личности.

Основным условием для подобного поиска должна быть мотивация клиента и умение терапевта запустить подобный поиск. Мотивация заставляет клиента сознательно и бессозна­тельно искать выход из создавшегося положения, что в свою очередь стимулируется и гипнотическими внушениями психо­терапевта, и самим наведением гипноза. В данном случае, вну­шения терапевта будут направлены на стимулирование соб­ственного, значимого опыта клиента. Значимого, т. е. подходя­щего к данной проблеме.

Важным качеством такой терапии является необязатель­ность контроля сознания не только процесса терапии, но и по­лученного результата, поскольку он проявляется спонтанно и, проявившись, уже не требует разрешения на свое существова­ние. Бывает полезным ввести сознание в режим фрустрации, когда оно может отказываться понимать желания, высказыва­емые терапевтом, его установки, задания, когда оно отвлечено попытками логического объяснения данных установок. По­скольку многие пациенты имеют достаточно мощные созна­тельные барьеры, бывает важной работа по деструкции созна­тельных паттернов поведения с тем, чтобы облегчить появле­ние новых паттернов. Напоминаю, что подобное неуважение к сознанию с нашей стороны основано на том, что сознание па­циента уже длительное время пыталось работать с данной про­блемой и оказалось безуспешным. Все попытки и все наработ­ки, которые имеет сознание в данный момент, для нас мало­значимы и могут только мешать нашей работе. Поэтому одной из важных функций психотерапевта на этапе введения в тера­пию является разбалансировка сознательных защит человека.

Мы стараемся собственными внушениями за счет сниже­ния значимости сознания предложить клиенту дать простор своему бессознательному, снять с него ограничительные рам-

ки, чтобы позволить ему функционировать в том направлении, которое оно посчитает правильным и важным. Мы не можем контролировать бессознательное пациента, поэтому мы просто доверяем ему, предлагая пациенту доверять нам. Мы берем на себя ответственность в том, что бессознательное пациента спра­вится с создавшейся ситуацией, поскольку в бессознательном накоплено гораздо больше способов реагирования, информа­ции, идей, нежели сознание способно из него достать. Осво­бождая бессознательное от контроля сознания, мы даем ему такую свободу, которую, возможно, клиент хотел бы дать себе в окружающем его мире.

Работа гипнотерапевта в данном случае похожа на посев идей, когда, опираясь на силу бессознательного и отвлекая сознание, он сеет семена совершенно различных идей и мыслей и надеет­ся, что бросает их на благодатную почву. В каких-то местах и для каких-то идей почва действительно оказывается благодат­ной, и на ней всходят ростки. Иногда психотерапевт может даже не подозревать, какие семена он бросил, потому что для вырос­шего ростка очень важно, чтобы брошенная идея была похожа на ту, которую он ждет. Даже если терапевт не закладывал тако­го смысла в данную идею, он должен принять этот росток как большое благо, поскольку фактически пациент вырастил это растение и готов сейчас использовать его на благо своей жизни. Для посева идей желательно, чтобы терапевт также умел откры­вать свои бессознательные кладовые, как бы доставая семена из своего бессознательного и щедро одаряя ими бессознательное своего пациента. Тогда возможно, что такое конструктивное общение двух бессознательных сумеет подобрать нужные семе­на и нужные способы их посадки и взращивания. Если для гип­нотерапевта возможно провести свои идеи, чтобы они остались незамеченными сознанием пациента, он должен это сделать. Более того, как хороший сеятель, который прикрывает семена землей, хороший психотерапевт по возможности свои идеи и свои действия должен прикрыть вызываемой амнезией, чтобы позволить этим семенам остаться в глубине бессознательного, которое и будет их выращивать, чтобы сознание было не компе­тентно в том, что получило бессознательное.

Таким образом, данный подход гипнотерапии идет вразрез с общепринятой идеей обязательного осознания бессознатель­ных процессов. Однако он логичен с той точки зрения, что са­мым важным в процессе психотерапии является полученный результат, который основывается на трансформации бессозна­тельного пациента, поскольку именно оно определяет многие детали его функционирования, в том числе проблемное функ­ционирование. Если психика будет излечена, это можно счи­тать победой психотерапии, даже если ни пациент, ни психоте­рапевт не знают, как это произошло. В задачу психотерапевта входит защита спонтанной работы бессознательного пациента. Такой подход также легче для пациента, поскольку он не стал­кивается с мучительными факторами прошлого.

Следует отметить, что может пройти достаточно большое количество времени и может быть проделана большая работа, прежде чем сознание пациента за счет собственных ограниче­ний, преодолеваемых им, разрешит бессознательному проде­ланную им работу вывести на уровень поведения. Это может тормозить процесс психотерапии. Но если в бессознательном произошли необходимые изменения, то рано или поздно они выйдут на сознательный уровень. Задачей гипнотерапевта на данном этапе является помощь внутренним процессам, направ­ленным на прорыв сквозь фильтры сознания в реальную жизнь пациента.

Таким образом, сознательное представление человека о том, что хорошо для него и что плохо, может тормозить произошед­шие с ним бессознательные изменения и даже вызвать некое задерживание и попытку сохранения проблемы пациента.

Глава 13.

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА

1. Калибровка

Калибровка, или выявление минимальных изменений в че­ловеке, является одним из основных навыков психотерапевта. Умение за изменением цвета лица, за микродвижениями век, перебиранием пальцами, изменением дыхания увидеть и опре­делить изменения состояния человека — это обязательное ус­ловие успешной работы. В эриксоновском гипнозе, как прави­ло, особенно в ходе транса, мы имеем дело с неподвижным па­циентом, изменения внутреннего состояния которого с боль­шим трудом прорываются наружу и внешне минимальны. Как правило, нужно быть внимательным и чувствительным. Каким образом удобнее проводить сеанс? Достаточно часто для того, чтобы видеть пациента, терапевт должен сидеть вполоборота к нему, примерно под углом в 90 градусов. Это положение обес­печивает достаточно хороший обзор пациента и в то же время не мешает пациенту иметь перед собой свободное пространство. При этом помогает расфокусированный взгляд, когда с помо­щью этого нехитрого приема терапевт может видеть всего па­циента целиком. Очень важно подключать свое бессознатель­ное видение, свою внутреннюю интуицию, поскольку взгляд, сфокусированный на лице, обязательно отвлечет ваше внима­ние от рук, а в тот момент, когда вы переведете внимание на руки, вы упустите из виду лицо и т. д. Расфокусированный взгляд позволяет охватить пациента целиком и ожидать начала каких-либо изменений. Ожидание значимо для калибровки, поскольку изменения обязательно будут и очень важно заметить их, ис­пользуя именно такой расфокусированный взгляд, либо какую-

9 Гордеев                                                                                                                                    129

то разновидность сканирования, когда вы рассматриваете па­циента раз за разом сверху вниз или снизу вверх, отмечая, чем данный осмотр отличается от предыдущего. Подобные приемы позволяют вам отыскать изменения в состоянии, чтобы затем попытаться интерпретировать их, попытаться использовать их в терапевтических целях. Когда вы ожидаете изменений, вам будет легко увидеть изменения цвета кожных покровов, легкое подрагивание или медленное перемещение пальцев рук, изме­нение дыхания. Даже если вы не можете в данный момент ин­терпретировать эти изменения, важным является подчеркива­ние того, что вы видите данное изменение. Почему подчерки­вание в виде незначительных знаков, незначительных сигна­лов является важным? Потому что эти сигналы являются проявлением внутренней работы, при полном обездвиживании и мышечной расслабленности движения мышц являются ре­зультатом, возможно, значительной внутренней работы, и по­этому незначительное движение пальца может явиться резуль­татом какой-то внутренней борьбы, которую важно поддержать, поскольку в данный момент пациент может вести борьбу со своей проблемой, с негативными эмоциями.

Для того чтобы научиться быть внимательным к своему па­циенту, следует тренироваться в любой подходящей обстанов­ке. Эриксон любил наблюдать за людьми, которые окружали его, за своими друзьями по колледжу, за своей семьей, за по­путчиками, с которыми он ехал, за людьми, с которыми сидел за одним столом, поскольку каждый новый человек давал ему пищу для наблюдения, размышлений и выводов. Это занятие в итоге привело к потрясающей, феноменальной наблюдатель­ности, которая прославила Эриксона и легла в основу его ме­тодики. Эриксон сожалел о том, что другие люди, в том числе и его ученики, были, с его точки зрения, недостаточно наблюда­тельными. Он передавал историю о студентах, которых он зас­тавил смотреть на больного, чтобы они могли сказать, что про­изошло с ним. Но несколько студентов, наблюдавшие в тече­ние трех часов за больным, так и не смогли увидеть, что у боль­ного отсутствовали обе ноги, ампутированные по середину бедра, хотя даже прикрытое больничным одеялом тело выдава-

ло подобный дефект. Это говорит о том, что мы очень часто бываем невнимательными друг к другу и к своим пациентам. Львиная доля времени психотерапевта в эриксоновском гип­нозе посвящена внимательному наблюдению, когда терапевт, сказав ту или иную фразу, смотрит за человеком, пытаясь ин­терпретировать, какой отклик эта фраза родила в нем.

Выявление обратной связи в эриксоновском гипнозе ста­новится одной из важных целей, поскольку на обратной связи построено продолжение процесса и его благополучное завер­шение. Умение откалибровать неразрывно связано с умением интерпретировать увиденные изменения. Как можно ошибить­ся в калибровке, так можно, и притом гораздо чаще, ошибить­ся в интерпретации увиденных изменений, поэтому важно не быть однозначным и директивным во внушениях, основанных на интерпретации увиденных изменений. Если вы видите из­менившееся дыхание, то, может быть, имеет смысл сказать именно об изменении дыхания, нежели чем о волнении или других возможных причинах, поскольку версий может быть много, а реальная причина изменения дыхания у данного па­циента одна.

Умение калибровать позволяет психотерапевту оценить не­вербальный уровень общения и невербальную информацию, которую представляет ему пациент. Овладение невербальной информацией дает ему шанс проводить невербальное внуше­ние, опираясь на язык жестов, язык тела, эмоций, мимики. Калибровка, проводимая в ходе беседы, возможно, даст вам ценную информацию о том, насколько человек замотивирован на работу, насколько то, что он говорит словами, подтвержда­ется его бессознательным, его жестами.

Наблюдая за деталями поведения клиента в разных ситуа­циях, вы можете сделать выводы о многих вещах, которые че­ловек, возможно, не посчитал нужным вам говорить, а, может быть, иногда и скрыл от вас. Для психотерапевта важно пони­мать, что счастливый человек говорит и действует совсем иным способом, чем человек несчастный. И это проявляется во мно­гом. По-разному говорится то, что человек легко выдает из себя, и то, что стараются скрыть, или то, что вызывает у него болез-

ненные ощущения. Вы можете начинать с себя, с осознания, как вы делаете привычные вещи, как вы сидите за столом, как вы встаете со стула и многое другое, потому что многие вещи, которые люди делают автоматически, на самом деле они дела­ют каким-то своим, свойственным только им индивидуальным способом. Умение держать глаза широко открытыми, видеть, слышать и чувствовать то, что происходит вокруг, может дать неоценимую информацию не только для психотерапевтичес­кого процесса, но и для вашей обычной повседневной жизни. От калибровки происходящих изменений вы легко можете пе­рейти к стандартизации, а затем и к пониманию психологичес­ких процессов в данном, конкретном человеке или, возможно, в разных людях.

Эриксон считал, что наблюдать человеческое поведение важно для того, чтобы в последующем его использовать, и что каждый терапевт должен знать варианты человеческого пове­дения, причины его и последовательные этапы развития. Если вам по тем или иным причинам неудобно наблюдать за поведе­нием других людей, наблюдайте за своим, поскольку вы также являетесь обычным человеком; ваше поведение во многих слу­чаях, хотя будет, безусловно, обладать индивидуальной специ­фичностью, но тем не менее будет иметь и универсальный для людей характер. Если вы считаете себя неопытным терапевтом и достаточно много времени у вас занимает сочинение трансов, подбор идей и наблюдательность и вам приходится выбирать, на что в первую очередь обратить внимание, из всех качеств выберите наблюдательность и развивайте именно ее, потому что наблюдение даст вам необходимую почву для всего остально­го. Как правило, у начинающего психотерапевта внимание в основном посвящено тому, что и как он говорит и поэтому оно обязательно переводит внимание с клиента на себя. Такой пси­хотерапевт похож на глухаря, который поет свою песню, не обращая внимания на то, что происходит с пациентом. Отправ­ляя человека в ресурсный транс, он может настолько увлечься описанием природы, что не заметит, как человек морщится, выражает недовольство, он может не заметить даже движения рук и появление слез. И поэтому, если нужно выделить основ-

ной девиз эриксоновского гипноза, это может быть наблюда­тельность, наблюдательность и еще раз наблюдательность.

Поскольку эриксоновским гипнозом не исчерпывается эриксоновская терапия, очень часто наблюдательность помо­гала Эриксону давать человеку такие задания, выполнение ко­торых в сочетании со знанием Эриксоном человеческого пове­дения приводило к его исцелению, к полному удивлению па­циента. Когда наблюдательность войдет в привычку, намного сократятся ваши временные затраты на умение быстро устано­вить наблюдение, вы будете моментально схватывать отличие данного человека и его поведения от поведения других людей, что позволит вам быстро и точно оценить это отличие и исполь­зовать его в своей работе. Наблюдая за реакцией пациента, вы можете понять, какие из ваших предложений он готов принять, а какие отвергает, хотя, может быть, соглашается с ними из ува­жения к вашей личности, личности психотерапевта.

2. Присоединение и ведение

Как достучаться до человека, которого вы видите в первый раз, который открыл дверь вашего психотерапевтического каби­нета? Как сделать, чтобы человек поверил вам, вашим способ­ностям, был готов к сотрудничеству. Наверно, это самое простое и самое сложное, что есть в психотерапии. В эриксоновском гип­нозе 95% времени работы психотерапевта уходит на то, чтобы собирать информацию о пациенте. Мы наблюдаем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент дает нам лавину инфор­мации, и очень важно принять ее, а не пропустить. Психотера­певт в этот момент должен уподобиться ребенку, который вос­принимает окружающий мир широко раскрытыми глазами, ко­торый видит, как ползет букашка по цветку, и ощущает, как тра­винка щекочет ногу, и многое другое. Что-то делая, что-то говоря, мы следим за тем, как пациент реагирует на то, что мы делаем, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей работы. Первой задачей психотерапии является установ­ление зоны доверия между пациентом и психотерапевтом. Хо­рошо, когда пациент приходит к вам по рекомендации своих

друзей, родственников, тех, кто уже был у вас и кому вы помог­ли. Такое положение сразу облегчает дело, пациент приходит к вам сразу уже с запасом доверия. А если он пришел к вам по ка­кой-то рекламе, по назначению другого специалиста или про­сто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незна­комый. Пациент приходит с серьезными проблемами, пробле­ма, как правило, имеет многолетнюю историю, она уже пусти­ла мощные корни, и с ней надо основательно работать. И возможно, работа будет болезненной. Иными словами, он заве­домо приходит к вам, открывая сокровенное, прекрасно пони­мая, что вы можете причинить ему психологическую боль.

Для поиска путей создания зоны доверия существует ряд способов, которые называются присоединением, подстройкой или установлением раппорта. Эти термины во многом похожи, хотя установление раппорта понимается шире, чем установле­ние взаимосвязи с пациентом. Выделяют несколько видов при­соединения.

Присоединение по речи пациента

Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В этом рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость го­лоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь говорить также тихо. Раз он тихо говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит мед­ленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Во-первых, это поможет вам установить взаимо­действие и убрать его настороженность — чаще всего своего от­ражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предпо­ложили, что, если пациент будет говорит громче, он будет чув­ствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяетесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно увеличи­вая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, сле­дуя за вами, тоже начал говорить громче.

Присоединение по значимым словам, речевым оборотам Внимательно слушайте речь человека, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окружающий мир, характери­зует свою проблему, какими словами определяет желаемый ре­зультат терапии. Слова, которые человек произносит, для него могут значить многое, эти слова являются ключевыми. Попы­тайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время бе­седы вы можете не отследить всех тонкостей речи пациента, и то, что говорили ему вы, и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, вы можете сделать аудиоза­пись и прослушать ее после сеанса. У вас могут появиться дру­гие идеи и совсем другой взгляд на пациента, на его проблему, когда вы спустя некоторое время слушаете то, что говорилось на сеансе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.