|
|||
М. Н. Гордеев 8 страницаПоиск источника проблемы может быть осложнен тем, что он находится в далеком прошлом, и тогда мы можем идти в этом поиске разными путями. Как правило, нужен достаточно глубокий транс, в котором можно запустить внутренний поиск, ориентируясь на сигналы бессознательного, причем это может сочетаться с каталепсией или левитацией руки, с использованием других идеомоторных феноменов, которые и будут для нас сигналами обратной связи о процессе поиска и глубине транса. Причем в ходе подобной работы мы можем предположить, что проблема лежит действительно в раннем детском возрасте, а иногда даже в дородовом или родовом периоде. Обычно проблема клиента начинается с некого межличностного конфликта, в котором он участвовал, и за счет своего малого возраста, не имеющий подходящего статуса, психических и физических сил, проиграл другому, как правило, взрослому человеку. Причем этим взрослым человеком могут быть родители или ближайшие родственники, знакомые и незнакомые люди. Иногда это может быть конфликт плода и матери или отца, не желающих ребенка. Очень часто состояние страха, испытанное плодом в этот момент, может предопределить личностные особенности человека, который будет тихим, погруженным в себя, боящимся побеспокоить окружающих. Мы можем, помимо надежды на мудрость бессознательного, а может быть, на счастливый случай, помогающий нам найти подобное переживание, отправляясь на его поиск, опираться, например, на кинестетические ощущения, которыми сопровождаются проблемные состояния. Кинестетическая система — одна из самых ранних систем восприятия, развивающихся в человеке, и очень многие переживания записаны именно в ней и сохраняются долгие годы. Например, опираясь на чувство сжатия в груди и нехватки воздуха при попытке публичных выступлений, мы можем по этим ощущениям как по ниточке дойти до самого первого опыта в жизни, которые и сопровождали эти чувства, т. е. опираться на теорию импринтинга. Под импринтингом мы понимаем состояние, которое было описано не только у людей, но и у животных, когда какой-либо первый опыт, удачный или неудачный, становился основой поведения индивидуума на долгие годы. И нам приходится искать эту самую первую костяшку домино, чтобы обрушить всю последовательность, всю цепочку, которая привела к возникновению сегодняшней проблемы. И опираясь на кинестетические ощущения, мы бываем в состоянии найти именно эту первую костяшку. Выявление пусковой ситуации очень часто сопровождается с сильной эмоциональной реакцией, которая редко когда бывает продуктивна. Поэтому бывает полезно после обнаружения пускового переживания диссоциировать человека от него и позволить ему разрабатывать, например, только интеллектуальную составляющую этого воспоминания, а затем, справившись с ней, проработать эмоциональную составляющую. Для этого могут пригодиться ресурсные воспоминания или ресурсные места, которые мы создали в ходе предыдущих ресурсных трансов. Бывает полезно, даже тогда, когда мы собираемся работать не непосредственно с проблемой, а с источником проблемы, начинать погружение с создания какого-то ресурсного места, которое будет иметь для нас значение запасного аэродрома, на который мы можем вернуться в случае возникновения плохо контролируемых переживаний. Если подобное место не было создано или не подходит с какой-либо точки зрения для пациента сейчас, можно диссоциировать человека в настоящее время, т. е. вывести его из транса. Транс может быть достаточно легко прерван в любом его месте для возвращения пациента обратно с целью обсуждения полученной информации, с целью уменьшения эмоционального отклика пациента или с какой-либо другой целью. После того как пациент вышел из транса, его можно успокоить, проговорить с ним некоторые впечатления, пользуясь тем, что в течение 10-20 минут после выхода из транса клиент находится еще в некоем полутрансовом состоянии, хотя он считает, что вышел из транса полностью. Это удобное время для гипнотерапевта, поскольку в данный момент клиент открыт внушениям и проводимые внушения могут даже иметь характер прямых внушений. Далее, после того, как клиент успокоился и проговорил знания, которые он получил в ходе погружения, мы можем пойти на повторный транс, причем, как правило, погружение будет более быстрым; при этом вовсе необязательно погружать клиента в то травматическое переживание, из которого он вышел, поскольку первую задачу мы уже решили — мы открыли воспоминание, которое явилось источником сегодняшней проблемы. Дальнейшие наши действия должны быть направлены на разрешение данной ситуации, что, как мы надеемся, приведет к решению проблемы или облегчит ее. Если мы считаем, что у клиента достаточно эмоциональных и психических сил для того, чтобы справиться с данной проблемой, и у нас есть какие-либо идеи относительно помощи ему, мы можем отправиться снова в эту ситуацию. Однако, возможно, целесообраз- ным является завершение транса в каком-нибудь ресурсном месте или ресурсном воспоминании, которое поможет пациенту изгладить негативное впечатление от первого транса и уже на осознанном уровне в промежутках между сеансами подготовиться к разрешению основной проблемы. Таким образом, у гипнотерапевта несколько подходов и в его власти выбирать один из них. Однако, выбирая, он должен опираться не только на свой опыт, но и на желания пациента в первую очередь. Каким образом может быть проработана первопричина сегодняшней проблемы пациента? Иногда после ее открытия работа может быть оставлена на уровне сознания и происходит сама собой. В данном случае в дело входит рациональная терапия, что, разумеется, не возбраняется, но и не приветствуется в эриксоновском гипнозе. Сознательное решение причинного конфликта и последующей проблемной трансформации личности редко бывает эффективно и возможно в легких случаях. Следует учитывать, что для решения будет привлекаться сознание, опирающееся на привычные стереотипы и догмы. Другим способом работы является гипнотическое разрешение конфликта, который состоялся в далеком прошлом. На сегодняшний день проблемой является на самом деле не событие, которое привело к ней, — событие осталось в далеком прошлом, — а проблемой является отношение человека к этому событию, к своему участию в нем и к тем изменениям в личности, к которым это привело. Таким образом, мы работаем с личным мифом пациента, и нет ничего удивительного в том, что одним мифом мы выкорчевываем другой. Достаточно частым способом проработки травматической ситуации является повторное прохождение данной ситуации, причем далеко не всегда желательно прохождение подобной ситуации ассоциированно — желателен прием частичной диссоциации. При нем пациент проходит ситуацию, но не в роли жертвы, в которой он был тогда, а либо в ином возрасте, либо в ином качестве, либо обладающий новыми ресурсами, т. е. человеком, способным перевернуть ход своей личной истории. Можно предположить, что травматическое воспоминание в психике человека так никогда и не имело хорошего окончания, т. е. то завершение войны, которое произошло вовне и после которого прошли многие годы, на самом деле не соответствует состоянию мозга, где человек до сих пор сидит в окопах или трясется от страха. Поэтому одним из главных путей разрешения данного застарелого конфликта является дописывание его до логического счастливого конца. Как правило, по окончании такой работы человек испытывает колоссальное облегчение, похожее на то, как с плеч сваливается тяжелый груз. Несмотря на то, что он чувствует и усталость — это радостная усталость, и даже слезы, которые остались после переживания, не мешают ему радоваться. Однако часто на этом работа не завершается, поскольку между моментом, приведшим к возникновению проблемы, и настоящим состоянием человека прошло длительное время, проблема, вернее, последствия того переживания мощным слоем вошли в жизнь человека, трансформировав ее. И хотя казалось бы мы подпилили корни этого дерева, не факт, что это дерево рухнет в одночасье. Часто мы должны проводить достаточно серьезную работу по трансформации личности человека, по социализации полученных нами изменений, и подобная работа может растягиваться на месяцы. При ней мы используем как различные ресурсные подходы, так и формируем установку на обучение, что является крайне полезной идеей, особенно на данном этапе работы. Человек учится чему-то, что он должен был узнать давно, и сейчас, обучаясь этому, он как бы ускоренно проходит курс жизни, которая замерла в нем после травматической ситуации, которая пришла в его жизнь. В этот момент мы особенно часто обращаемся к идеям будущего, поскольку именно из него мы можем черпать какие-то идеи пациента относительно себя, и именно ради будущего мы производим эту нелегкую и мало предсказуемую работу. Финалом нашей работы может считаться способность пациента создавать изменения в себе самом, но при этом пациент должен четко понимать, что окончание нашей с ним работы не означа- ет окончание его работы. В данный момент, как правило, он уже является личностью, способной отвечать за свои поступки и за свою трансформацию самостоятельно. Описанные подходы структурны, понятны, легко объяснимы, но эриксоновский гипноз был бы скучен, если все могло быть так рутинно. Основной подход в эриксоновском гипнозе — это идея работы полностью на бессознательном уровне, когда выявление проблемы, нахождение ресурсов и их встреча проходят на бессознательном уровне, а о результатах терапии ничего не подозревающий субъект узнает только по исчезновению симптомов, которые его беспокоили. Подход основан на том, что сознание человека имеет функцию контролирующую, рецензирующую вместо функции трансформирующей. Идеи, приходящие от психотерапевта к пациенту, могут быть изменены и задержаны сознанием настолько, что потеряют ту силу, которую вкладывал в них психотерапевт. Поэтому главная ценность подхода заключается в том, чтобы суметь запустить бессознательные процессы человека так, чтобы сознание об этом не догадывалось и не вмешивалось в происходящий процесс. Такого эффекта очень часто не способен добиться даже глубокий гипнотический транс, не говоря уже о поверхностных гипнотических погружениях без специального вербального сопровождения. На помощь приходит искусство языка, умение общаться с бессознательным, не пробуждая интересы сознания. Одним из главных способов такого общения могут быть терапевтические метафоры, которые будут рассматриваться ниже. Главная идея, которую проводит в данном случае гипнотера-певт, — это умение запустить не только внутренний поиск проблемы, но и сделать этот запуск незаметным для сознания и вместе с поиском проблемы запустить поиск решения данной проблемы. Поиск может продолжаться не только в кабинете психотерапевта, но и за его пределами, в привычной рабочей деятельности человека, в сновидениях, в различных аспектах его поведения. Для пациента этот момент в жизни может характеризоваться частыми, спонтанными, натуралистическими трансами, желанием задуматься о себе, достаточно ярки- ми, содержательными сновидениями, что будет говорить об интенсивной работе бессознательного разума, который ищет способы преодоления проблемы, который знает, откуда пришло это состояние, и который ищет способ новой организации внутреннего мира пациента, возможно, интеграции разрозненных и враждующих частей личности. Основным условием для подобного поиска должна быть мотивация клиента и умение терапевта запустить подобный поиск. Мотивация заставляет клиента сознательно и бессознательно искать выход из создавшегося положения, что в свою очередь стимулируется и гипнотическими внушениями психотерапевта, и самим наведением гипноза. В данном случае, внушения терапевта будут направлены на стимулирование собственного, значимого опыта клиента. Значимого, т. е. подходящего к данной проблеме. Важным качеством такой терапии является необязательность контроля сознания не только процесса терапии, но и полученного результата, поскольку он проявляется спонтанно и, проявившись, уже не требует разрешения на свое существование. Бывает полезным ввести сознание в режим фрустрации, когда оно может отказываться понимать желания, высказываемые терапевтом, его установки, задания, когда оно отвлечено попытками логического объяснения данных установок. Поскольку многие пациенты имеют достаточно мощные сознательные барьеры, бывает важной работа по деструкции сознательных паттернов поведения с тем, чтобы облегчить появление новых паттернов. Напоминаю, что подобное неуважение к сознанию с нашей стороны основано на том, что сознание пациента уже длительное время пыталось работать с данной проблемой и оказалось безуспешным. Все попытки и все наработки, которые имеет сознание в данный момент, для нас малозначимы и могут только мешать нашей работе. Поэтому одной из важных функций психотерапевта на этапе введения в терапию является разбалансировка сознательных защит человека. Мы стараемся собственными внушениями за счет снижения значимости сознания предложить клиенту дать простор своему бессознательному, снять с него ограничительные рам- ки, чтобы позволить ему функционировать в том направлении, которое оно посчитает правильным и важным. Мы не можем контролировать бессознательное пациента, поэтому мы просто доверяем ему, предлагая пациенту доверять нам. Мы берем на себя ответственность в том, что бессознательное пациента справится с создавшейся ситуацией, поскольку в бессознательном накоплено гораздо больше способов реагирования, информации, идей, нежели сознание способно из него достать. Освобождая бессознательное от контроля сознания, мы даем ему такую свободу, которую, возможно, клиент хотел бы дать себе в окружающем его мире. Работа гипнотерапевта в данном случае похожа на посев идей, когда, опираясь на силу бессознательного и отвлекая сознание, он сеет семена совершенно различных идей и мыслей и надеется, что бросает их на благодатную почву. В каких-то местах и для каких-то идей почва действительно оказывается благодатной, и на ней всходят ростки. Иногда психотерапевт может даже не подозревать, какие семена он бросил, потому что для выросшего ростка очень важно, чтобы брошенная идея была похожа на ту, которую он ждет. Даже если терапевт не закладывал такого смысла в данную идею, он должен принять этот росток как большое благо, поскольку фактически пациент вырастил это растение и готов сейчас использовать его на благо своей жизни. Для посева идей желательно, чтобы терапевт также умел открывать свои бессознательные кладовые, как бы доставая семена из своего бессознательного и щедро одаряя ими бессознательное своего пациента. Тогда возможно, что такое конструктивное общение двух бессознательных сумеет подобрать нужные семена и нужные способы их посадки и взращивания. Если для гипнотерапевта возможно провести свои идеи, чтобы они остались незамеченными сознанием пациента, он должен это сделать. Более того, как хороший сеятель, который прикрывает семена землей, хороший психотерапевт по возможности свои идеи и свои действия должен прикрыть вызываемой амнезией, чтобы позволить этим семенам остаться в глубине бессознательного, которое и будет их выращивать, чтобы сознание было не компетентно в том, что получило бессознательное. Таким образом, данный подход гипнотерапии идет вразрез с общепринятой идеей обязательного осознания бессознательных процессов. Однако он логичен с той точки зрения, что самым важным в процессе психотерапии является полученный результат, который основывается на трансформации бессознательного пациента, поскольку именно оно определяет многие детали его функционирования, в том числе проблемное функционирование. Если психика будет излечена, это можно считать победой психотерапии, даже если ни пациент, ни психотерапевт не знают, как это произошло. В задачу психотерапевта входит защита спонтанной работы бессознательного пациента. Такой подход также легче для пациента, поскольку он не сталкивается с мучительными факторами прошлого. Следует отметить, что может пройти достаточно большое количество времени и может быть проделана большая работа, прежде чем сознание пациента за счет собственных ограничений, преодолеваемых им, разрешит бессознательному проделанную им работу вывести на уровень поведения. Это может тормозить процесс психотерапии. Но если в бессознательном произошли необходимые изменения, то рано или поздно они выйдут на сознательный уровень. Задачей гипнотерапевта на данном этапе является помощь внутренним процессам, направленным на прорыв сквозь фильтры сознания в реальную жизнь пациента. Таким образом, сознательное представление человека о том, что хорошо для него и что плохо, может тормозить произошедшие с ним бессознательные изменения и даже вызвать некое задерживание и попытку сохранения проблемы пациента. Глава 13. ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА 1. Калибровка Калибровка, или выявление минимальных изменений в человеке, является одним из основных навыков психотерапевта. Умение за изменением цвета лица, за микродвижениями век, перебиранием пальцами, изменением дыхания увидеть и определить изменения состояния человека — это обязательное условие успешной работы. В эриксоновском гипнозе, как правило, особенно в ходе транса, мы имеем дело с неподвижным пациентом, изменения внутреннего состояния которого с большим трудом прорываются наружу и внешне минимальны. Как правило, нужно быть внимательным и чувствительным. Каким образом удобнее проводить сеанс? Достаточно часто для того, чтобы видеть пациента, терапевт должен сидеть вполоборота к нему, примерно под углом в 90 градусов. Это положение обеспечивает достаточно хороший обзор пациента и в то же время не мешает пациенту иметь перед собой свободное пространство. При этом помогает расфокусированный взгляд, когда с помощью этого нехитрого приема терапевт может видеть всего пациента целиком. Очень важно подключать свое бессознательное видение, свою внутреннюю интуицию, поскольку взгляд, сфокусированный на лице, обязательно отвлечет ваше внимание от рук, а в тот момент, когда вы переведете внимание на руки, вы упустите из виду лицо и т. д. Расфокусированный взгляд позволяет охватить пациента целиком и ожидать начала каких-либо изменений. Ожидание значимо для калибровки, поскольку изменения обязательно будут и очень важно заметить их, используя именно такой расфокусированный взгляд, либо какую- 9 Гордеев 129 то разновидность сканирования, когда вы рассматриваете пациента раз за разом сверху вниз или снизу вверх, отмечая, чем данный осмотр отличается от предыдущего. Подобные приемы позволяют вам отыскать изменения в состоянии, чтобы затем попытаться интерпретировать их, попытаться использовать их в терапевтических целях. Когда вы ожидаете изменений, вам будет легко увидеть изменения цвета кожных покровов, легкое подрагивание или медленное перемещение пальцев рук, изменение дыхания. Даже если вы не можете в данный момент интерпретировать эти изменения, важным является подчеркивание того, что вы видите данное изменение. Почему подчеркивание в виде незначительных знаков, незначительных сигналов является важным? Потому что эти сигналы являются проявлением внутренней работы, при полном обездвиживании и мышечной расслабленности движения мышц являются результатом, возможно, значительной внутренней работы, и поэтому незначительное движение пальца может явиться результатом какой-то внутренней борьбы, которую важно поддержать, поскольку в данный момент пациент может вести борьбу со своей проблемой, с негативными эмоциями. Для того чтобы научиться быть внимательным к своему пациенту, следует тренироваться в любой подходящей обстановке. Эриксон любил наблюдать за людьми, которые окружали его, за своими друзьями по колледжу, за своей семьей, за попутчиками, с которыми он ехал, за людьми, с которыми сидел за одним столом, поскольку каждый новый человек давал ему пищу для наблюдения, размышлений и выводов. Это занятие в итоге привело к потрясающей, феноменальной наблюдательности, которая прославила Эриксона и легла в основу его методики. Эриксон сожалел о том, что другие люди, в том числе и его ученики, были, с его точки зрения, недостаточно наблюдательными. Он передавал историю о студентах, которых он заставил смотреть на больного, чтобы они могли сказать, что произошло с ним. Но несколько студентов, наблюдавшие в течение трех часов за больным, так и не смогли увидеть, что у больного отсутствовали обе ноги, ампутированные по середину бедра, хотя даже прикрытое больничным одеялом тело выдава- ло подобный дефект. Это говорит о том, что мы очень часто бываем невнимательными друг к другу и к своим пациентам. Львиная доля времени психотерапевта в эриксоновском гипнозе посвящена внимательному наблюдению, когда терапевт, сказав ту или иную фразу, смотрит за человеком, пытаясь интерпретировать, какой отклик эта фраза родила в нем. Выявление обратной связи в эриксоновском гипнозе становится одной из важных целей, поскольку на обратной связи построено продолжение процесса и его благополучное завершение. Умение откалибровать неразрывно связано с умением интерпретировать увиденные изменения. Как можно ошибиться в калибровке, так можно, и притом гораздо чаще, ошибиться в интерпретации увиденных изменений, поэтому важно не быть однозначным и директивным во внушениях, основанных на интерпретации увиденных изменений. Если вы видите изменившееся дыхание, то, может быть, имеет смысл сказать именно об изменении дыхания, нежели чем о волнении или других возможных причинах, поскольку версий может быть много, а реальная причина изменения дыхания у данного пациента одна. Умение калибровать позволяет психотерапевту оценить невербальный уровень общения и невербальную информацию, которую представляет ему пациент. Овладение невербальной информацией дает ему шанс проводить невербальное внушение, опираясь на язык жестов, язык тела, эмоций, мимики. Калибровка, проводимая в ходе беседы, возможно, даст вам ценную информацию о том, насколько человек замотивирован на работу, насколько то, что он говорит словами, подтверждается его бессознательным, его жестами. Наблюдая за деталями поведения клиента в разных ситуациях, вы можете сделать выводы о многих вещах, которые человек, возможно, не посчитал нужным вам говорить, а, может быть, иногда и скрыл от вас. Для психотерапевта важно понимать, что счастливый человек говорит и действует совсем иным способом, чем человек несчастный. И это проявляется во многом. По-разному говорится то, что человек легко выдает из себя, и то, что стараются скрыть, или то, что вызывает у него болез- ненные ощущения. Вы можете начинать с себя, с осознания, как вы делаете привычные вещи, как вы сидите за столом, как вы встаете со стула и многое другое, потому что многие вещи, которые люди делают автоматически, на самом деле они делают каким-то своим, свойственным только им индивидуальным способом. Умение держать глаза широко открытыми, видеть, слышать и чувствовать то, что происходит вокруг, может дать неоценимую информацию не только для психотерапевтического процесса, но и для вашей обычной повседневной жизни. От калибровки происходящих изменений вы легко можете перейти к стандартизации, а затем и к пониманию психологических процессов в данном, конкретном человеке или, возможно, в разных людях. Эриксон считал, что наблюдать человеческое поведение важно для того, чтобы в последующем его использовать, и что каждый терапевт должен знать варианты человеческого поведения, причины его и последовательные этапы развития. Если вам по тем или иным причинам неудобно наблюдать за поведением других людей, наблюдайте за своим, поскольку вы также являетесь обычным человеком; ваше поведение во многих случаях, хотя будет, безусловно, обладать индивидуальной специфичностью, но тем не менее будет иметь и универсальный для людей характер. Если вы считаете себя неопытным терапевтом и достаточно много времени у вас занимает сочинение трансов, подбор идей и наблюдательность и вам приходится выбирать, на что в первую очередь обратить внимание, из всех качеств выберите наблюдательность и развивайте именно ее, потому что наблюдение даст вам необходимую почву для всего остального. Как правило, у начинающего психотерапевта внимание в основном посвящено тому, что и как он говорит и поэтому оно обязательно переводит внимание с клиента на себя. Такой психотерапевт похож на глухаря, который поет свою песню, не обращая внимания на то, что происходит с пациентом. Отправляя человека в ресурсный транс, он может настолько увлечься описанием природы, что не заметит, как человек морщится, выражает недовольство, он может не заметить даже движения рук и появление слез. И поэтому, если нужно выделить основ- ной девиз эриксоновского гипноза, это может быть наблюдательность, наблюдательность и еще раз наблюдательность. Поскольку эриксоновским гипнозом не исчерпывается эриксоновская терапия, очень часто наблюдательность помогала Эриксону давать человеку такие задания, выполнение которых в сочетании со знанием Эриксоном человеческого поведения приводило к его исцелению, к полному удивлению пациента. Когда наблюдательность войдет в привычку, намного сократятся ваши временные затраты на умение быстро установить наблюдение, вы будете моментально схватывать отличие данного человека и его поведения от поведения других людей, что позволит вам быстро и точно оценить это отличие и использовать его в своей работе. Наблюдая за реакцией пациента, вы можете понять, какие из ваших предложений он готов принять, а какие отвергает, хотя, может быть, соглашается с ними из уважения к вашей личности, личности психотерапевта. 2. Присоединение и ведение Как достучаться до человека, которого вы видите в первый раз, который открыл дверь вашего психотерапевтического кабинета? Как сделать, чтобы человек поверил вам, вашим способностям, был готов к сотрудничеству. Наверно, это самое простое и самое сложное, что есть в психотерапии. В эриксоновском гипнозе 95% времени работы психотерапевта уходит на то, чтобы собирать информацию о пациенте. Мы наблюдаем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент дает нам лавину информации, и очень важно принять ее, а не пропустить. Психотерапевт в этот момент должен уподобиться ребенку, который воспринимает окружающий мир широко раскрытыми глазами, который видит, как ползет букашка по цветку, и ощущает, как травинка щекочет ногу, и многое другое. Что-то делая, что-то говоря, мы следим за тем, как пациент реагирует на то, что мы делаем, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей работы. Первой задачей психотерапии является установление зоны доверия между пациентом и психотерапевтом. Хорошо, когда пациент приходит к вам по рекомендации своих друзей, родственников, тех, кто уже был у вас и кому вы помогли. Такое положение сразу облегчает дело, пациент приходит к вам сразу уже с запасом доверия. А если он пришел к вам по какой-то рекламе, по назначению другого специалиста или просто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незнакомый. Пациент приходит с серьезными проблемами, проблема, как правило, имеет многолетнюю историю, она уже пустила мощные корни, и с ней надо основательно работать. И возможно, работа будет болезненной. Иными словами, он заведомо приходит к вам, открывая сокровенное, прекрасно понимая, что вы можете причинить ему психологическую боль. Для поиска путей создания зоны доверия существует ряд способов, которые называются присоединением, подстройкой или установлением раппорта. Эти термины во многом похожи, хотя установление раппорта понимается шире, чем установление взаимосвязи с пациентом. Выделяют несколько видов присоединения. Присоединение по речи пациента Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В этом рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость голоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь говорить также тихо. Раз он тихо говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит медленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Во-первых, это поможет вам установить взаимодействие и убрать его настороженность — чаще всего своего отражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предположили, что, если пациент будет говорит громче, он будет чувствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяетесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно увеличивая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, следуя за вами, тоже начал говорить громче. Присоединение по значимым словам, речевым оборотам Внимательно слушайте речь человека, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окружающий мир, характеризует свою проблему, какими словами определяет желаемый результат терапии. Слова, которые человек произносит, для него могут значить многое, эти слова являются ключевыми. Попытайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время беседы вы можете не отследить всех тонкостей речи пациента, и то, что говорили ему вы, и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, вы можете сделать аудиозапись и прослушать ее после сеанса. У вас могут появиться другие идеи и совсем другой взгляд на пациента, на его проблему, когда вы спустя некоторое время слушаете то, что говорилось на сеансе.
|
|||
|