|
|||
М. Н. Гордеев 7 страницаВыводить пациента из гипнотического состояния нужно постепенно, не торопясь, давая ему время, пройти стадии обратного возвращения, чтобы не вызывать негативных эмоций и соматического дискомфорта. 6. ЗАВЕРШЕНИЕ СЕАНСА Когда пациент открыл глаза, желательно дать ему немного времени, чтобы прийти в себя. В дальнейшей беседе следует выяснить его самочувствие на настоящий момент, впечатления от транса. По рассказу пациента можно определить глубину погружения, корректировать его состояние путем разъяснения и косвенных внушений. Терапевту следует подумать о возможности сконструировать домашнее задание для пациента, исходя из его запроса и полученной в ходе гипноза информации. Возможно уже сейчас вы сможете предположить направление работы в следующем сеансе и на перспективу. Глава 12. ИСТОРИЯ В настоящее время принято говорить не об эриксоновском гипнозе как таковом, а об эриксоновском подходе к гипнозу. Милтон Эриксон в свое время настаивал на том, чтобы его ученики не буквально следовали тому, что он делал, а, наоборот, чтобы недирективный гипноз каждый развивал по-своему. Он родился в начале века в 1901 г. в небольшом городке на западе Соединенных Штатов, детство провел большей частью на ферме, и очень многие истории, которые он потом рассказывал, как примеры общения и обучения, касались именно этого фермерского детства. Мальчик перенес тяжелую форму полиомиелита, врачи не давали ему никаких шансов для выживания. Он вспоминал в своей автобиографии, что доктор осмотрел его и потом что-то долго говорил матери. Мальчик услышал, доктор сомневался, что он доживет до восхода солнца. И его это поразило: «Как же так, я больше не увижу восхода солнца? » Он попросил мать передвинуть его кровать так, чтобы было видно окно, и ждал момента, когда солнце взойдет, связывая с восходом надежды на жизнь. Он сам боролся с болезнью. Эриксон поборол болезнь, но еще долгие месяцы был полностью обездвижен, парализован. Явления паралича постепенно отступали. Мальчик учился заново подниматься, ходить, держать ложку для того, чтобы есть, то есть всему тому, чему учится маленький ребенок в несколько месяцев, может быть, в год. Он писал, что: «Я делал то же самое, что делала моя маленькая сестренка, которой был год. Я наблюдал, как она встает, как она подтягивает ножки, чтобы опереться на них, и делал то же самое». Может быть, именно с трудного выздоровления и началась особая наблюдательность Эриксона, которая фактически стала основой его психотерапии. По- тому что у этого мальчика, который оставался полностью недвижимым, оставались живыми только глаза и уши. Ему ничего не оставалось делать, как наблюдать и слушать. Эриксон выздоровел, поступил в медицинский колледж, хотя начинал ходить туда еще с палочкой. Но молодой организм сделал свое дело, и он практически полностью выздоровел. После окончания медицинского колледжа он специализировался в психиатрии и стал практиковать как гипнотерапевт. Это было рискованным занятием для времени, когда гипноз считался порочным методом. После окончания колледжа он даже не упоминал о своих занятиях, справедливо опасаясь, что может быть лишен лицензии на врачебную деятельность. Однако времена менялись, и медленно стараниями энтузиастов гипноз выходил из психотерапевтического подполья. Появились глубокие теоретические работы, увеличивалось число специалистов практиков. На этом фоне восходила звезда М. Эриксона. Он широко использовал различные виды наведения транса, различные виды гипнотической работы. Он участвовал в создании «Американского общества клинического гипноза», под его руководством начал выходить «Журнал клинического гипноза». Имея большую психотерапевтическую практику, он много времени посвящал своим ученикам, в которых он видел дальнейшее развитие гипноза. В 54-летнем возрасте Эриксон перенес повторный приступ полиомиелита, последние годы своей жизни он был прикован к инвалидному креслу, в котором он передвигался, он практически уже не выезжал за пределы города, в котором жил. Но люди приезжали уже к нему. У него до конца жизни было много пациентов, учеников. Он прожил почти 80 лет и за это время успел создать новую школу психотерапии. Основные принципы эриксоновского гипноза 1. Психотерапевт - катализатор процесса изменений Одним из основных положений работы в эриксоновском гипнозе является то, что мы работаем на основе убеждений, мыслей, идей, которые несет нам пациент. Эпиграфом следует поставить слова Альберта Швейцера, который говорил, что «каждый пациент носит своего психотерапевта внутри себя, и наша задача состоит в том, чтобы дать возможность приняться за работу психотерапевту внутри пациента». Цель нашей работы заключается в том, чтобы запустить процесс самоизлечения, самотерапии. Эриксон настаивал на необходимости следования не положениям метода, а реальным запросам пациента, он отвергал высокопарные теории, которые идут вразрез с чаяниями людей. Он, ставя пациента на первое место в психотерапевтическом процессе, прекрасно понимал, что задачей психотерапевта является создание благоприятных условий для терапевтических изменений. Эта история связана с фермерским детством Эриксона, когда, как любой мальчик, который живет в сельской местности, он был приспособлен к сельскому труду, он знал нравы животных, которые жили на ферме, и вот однажды к ним на ферму вбежала незнакомая лошадь. Было видно, что она бегает уже не один день, по-видимому, она потерялась, но никто не знал, как вернуть лошадь хозяину, никто не знал, откуда она. И тогда мальчик сделал очень простой шаг. Он вывел лошадь на дорогу, поставил ее и подождал, пока лошадь пошла. Он шел за ней. Когда лошадь пыталась сойти с дороги, попастись, попить воды, он возвращал ее на дорогу, и она шла дальше. Так прошло несколько часов, и лошадь пришла во двор какой-то незнакомой фермы. Когда хозяин ее увидел, он сказал: «Это моя лошадь. Как ты узнал, что она живет здесь? Как ты смог ее привести? » На что мальчик ответил: «Я ее не вел, я просто шел за лошадью». Вот в этом состоит метафора эриксоновского гипноза. Мы не ведем пациента к нашим звездам, мы предлагаем ему открывать свои, и любуемся на них вместе. Он знает себя лучше нас, он с собой знаком всю свою жизнь. Мы с ним знакомимся у себя в кабинете, а количество наших встреч с пациентом ограничено. Мы знаем процесс движения к изменениям, его структуру, этапы, сложности. Но основную работу делает пациент сам с собой. Поэтому частью эриксоновского гипноза является самогипноз. Основное, что должен сделать эриксоновский терапевт, — создать пациенту условия для изменений. 2. Пациент - основное лицо психотерапевтического процесса Основной точкой внимания во взаимодействии психотерапевта и пациента становится личность пациента. Важной задачей является стимулировать личность к ее развитию, дать ей возможность совершенствоваться, создать условия для подобных изменений. Важно шаг за шагом пытаться разрушать рамки, которые окружают пациента, чтобы дать ему возможность расти самому. Первые робкие ростки следует поддерживать, и в какой-то момент пациент поймет, что он может разрешить себе роскошь иметь ростки новой личности. С этого момента психотерапия целиком находится в его власти, и задача психотерапевта — только поддерживать, подбадривать, может быть, иногда направлять происходящие процессы. Почувствовавшая силу личность пациента будет двигать процесс сама, причем очень часто настолько быстро, насколько психотерапевт не мог себе представить. Пациент, сумевший открыть свои силы и свои возможности, в дальнейшем может применять их уже без помощи психотерапевта, и это является очень важным психотерапевтическим свойством. Результатом психотерапии является возможность отпустить своего пациента в обычную жизнь с уверенностью, что он сможет в ней жить без тепличных условий. Необязательно, чтобы пациент осознал свою проблему, важно, чтобы он ее разрешил. В эриксоновском гипнозе осоз-навание не является обязательной частью работы. Вполне возможно, что процессы, происходящие в бессознательном, процессы проблемные и проблемы оздоравливания столкнутся и оздоравливающие процессы возьмут верх и искоренят проблему, которая так никогда и не выйдет на уровень осознания пациента. Он просто ощутит легкость, уверенность, ощутит, что груз упал с его плеч. Возможно, что пациенту надо научиться чему-то новому, но очень часто он просто должен вспомнить что-то старое, что, может быть, умел в детстве или в юности, но с годами забыл, с возрастом этот навык потерялся. Где-то в глубине бессознательного это умение сохранилось, и, прорвавшись наружу, оно вновь учит пациента адаптивному способу жизни. Для человека важность в посещении психотерапевта может состоять не в том, что психотерапевт является специалистом, знающим какие-то подходы, методы, а в том, что в его присутствии клиент может позволить себе чувствовать уверенно, искать пути решения своих задач. При этом подобная смелость вполне оправдана с его стороны, поскольку он считает, что данные поступки инициированы психотерапевтом. Нахождение рядом с собой психотерапевта пациент расценивает положительно, как некую защиту и обоснование собственных попыток изменить свой внутренний и внешний мир. Пациенту в эриксоновском гипнозе очень часто не нужны ни команды производить изменения, ни направление этих изменений. Наличие психотерапевта как бы подписывает ему индульгенцию, что он может изменить свою жизнь, даже не извиняясь перед ней за то, что он ее меняет. Пациент только тогда создает изменения, когда он проделал определенную работу, когда заслужил их. Человек, пытающийся переложить всю ответственность в работе на психотерапевта, практически безнадежен, если он не возьмется за ум и не сделает шагов в обратном направлении. Как правило, обращаясь к психотерапевту, пациент уже имеет собственный опыт попыток самоизлечения, однако, как правило, они были по той или иной причине неудачными. Этими причинами могут быть неверие в собственные силы, застарелые привычки, попытки обойтись половинчатыми мерами или просто незнание и неумение сделать что-либо по-иному. Самой прогностически тяжелой причиной психотерапевтических неудач является выгода, которую человек имеет от наличия у него проблемного состояния. Следует отметить, что определенный выигрыш от собственного заболевания есть всегда, но он вторичен, и проигрыш очевиден. Есть ситуации, в которых выгода проблемы настолько велика, что и сознание, и бессознательное будут сопротивляться ее решению. В определенных жизненных ситуациях пациент мог придумать себе какой-то способ поведения и, не став в нем успешным, тем не менее будет повторять и повторять его еще, каждый раз убеждаясь в собственной неуспешности. Общаясь с психотерапевтом, пациент может научиться поступать по-иному, получить иной взгляд на собственные проблемы и как бы получить шанс сделать еще и еще попытки изменения своего состояния. Обычно пациент не осознает своих собственных ресурсов и возможностей, он привык пользоваться каким-то малым набором поведенческих стратегий и мыслительных паттернов, которого хватает только на незначительное удовлетворение повседневных нужд и на поддержание слабеющих механизмов защиты. Общение с психотерапевтом позволяет ему открыть глубину своего потенциала и использовать его гораздо более полно. Даваемое психотерапевтом домашнее задание способствует осознанию человеком своей собственной роли в процессе исцеления. Они приучают пациента обращать внимание на себя, быть дисциплинированным в самостоятельных занятиях собой, они продолжают начавшиеся и провоцируют новые изменения. Пациент, не выполняющий домашних заданий, всегда подозрителен на отсутствие мотивации к изменениям. 3. Уникальность терапии соответствует уникальности пациента Эриксоновский гипноз не может иметь стандартных подходов, поскольку он ориентирован на конкретного человека с его убеждениями, верованиями, способом жизни, семейным и социальным положением, цветом волос, глаз и т. д. У психоте-рапевтамогут быть, конечно, какие-то заготовки, какие-то мысли, связанные с проблемой, которая привела пациента к нему, но, оставаясь честными сами с собой, мы должны признать, что конкретный человек всегда будет отличаться от любой стандартизации. Эриксоновский гипноз полностью ориентирован на пациента, а не на проблему, с которой данный пациент пришел. Даже описывая проблему, которую психотерапевт знает давно и с которой к нему приходила не одна сотня пациентов, обязательно данный человек внесет в нее свои эмоции, историю своей жизни, своего рода, дополнит ее уникальными событиями, своим пониманием конфликта и т. д. В этот момент проявится не столько проблема, сколько личность пациента, опираться на которую придется психотерапевту. Проблема является некой частицей личности человека, и приходится, ожидая трансформации проблемы, опираться на трансформацию личности. Работа с запросом человека, пришедшего на прием, может быть краткой и может быть долгой, но, пожалуй, никогда психотерапевт не может гарантировать, как много времени займет его работа с человеком, поскольку индивидуальность подхода во многом зависит не от терапевта, а от его пациента. Неповторимость эриксоновского гипноза проявляется как в неповторимых темах трансов, так и в неповторимой последовательности терапевтических действий, комбинации домашних заданий, подходов в диагностике проблем, создании диагностических и терапевтических идей. Попытка работать не с пациентом, а с его проблемой выталкивает нас вновь в привычное заблуждение, когда, проповедуя подход в лечении, ориентированный на цельного человека, на самом деле мы лечим диагноз, который поставили, имея привычные схемы лечения, которые, к нашему удивлению, не всегда срабатывают. В эриксоновский терапии нам даже не столь интересна проблема, сколь интересна личность пациента, потому что это основной фокус нашего внимания. Для того чтобы быть успешными, мы должны опираться на реальные потребности, реальные силы пациента, на те возможности и ресурсы, которые на сегодняшний момент он может использовать, поскольку нельзя ждать многого от первых встреч, когда пациент еще не проникся верой в себя и в вас. В эриксоновском гипнозе популярна идея не терапии, а обучения. Во-первых, это убирает медицинский аспект проблемы и определяет личность пациента как личность здоровую, которой предстоит чему-то научиться Кроме того, многие способы жизнедеятельности из прошлого пациент забыл, отбросил. С возрастом он ограничил способы своего взаимодействия с миром количественно и качественно, а те, которые остались, сейчас оказались неадекватными. Возможно, осознавая идею обучения, он вспомнит способ, которому уже когда-то научился. Одной из важных возможностей терапевтического процесса, одной из важнейших задач является умение психотерапевта запустить трансдеривационный поиск в бессознательном клиента; причем этот поиск может продолжаться и после завершения сеанса, в обычной жизни пациента. Человек может получать ответы на свои вопросы в неожиданно пришедших мыслях, сновидениях, они могут проявляться и в виде инсайтов. Гипноз воспринимается терапевтом лишь как способ освобождения бессознательного пациента от контроля сознания, поскольку это дает бессознательному гораздо большие возможности, гораздо больший полет фантазии и разброс получаемых вариантов. В этой работе с бессознательным могут быть открыты переживания, которые беспокоят клиента, могут быть найдены новые варианты поведения, варианты разрешения проблемы, дорожки в будущее пациента. В процессе терапии важно понимать, что любая работа, которая производится, совершается не ради настоящего или прошлого пациента, поскольку настоящее быстротечно, а прошлого уже не существует, она производится ради будущей жизни, которая предстоит пациенту и в которую ему выгоднее войти обновленным. 4. Любой человек может быть подвержен действию эриксоновского гипноза В отличие от гипноза классического, где важен уровень погружения в гипноз, для эриксоновского гипноза принципиально неважно, насколько данный человек гипнабелен, насколько глубоко он погрузился в транс в данный момент. От этих факторов зависит только форма, в которой подаются пациенту те или иные внушения. В случае глубокого погружения внушения могут быть более прямыми, в случае поверхностного транса вполне удовлетворительной является работа с использованием терапевтических метафор и встроенных сообщений. 8 Гордеев Трансом в эриксоновском гипнозе считается состояние, когда человек отвлекается от внешнего мира, фокусируя внимание сознания на конкретном ощущении, мысли, событии. Это может быть как приступ безудержного горя, так и мечты по поводу предстоящего праздника, интересная телевизионная передача и многое другое. Человек, едущий в городском транспорте по привычному маршруту, может также погрузиться в транс, поскольку ничего нового этот маршрут ему не несет, и он настолько не интересен и скучен, что человек с удовольствием начинает развлекаться наблюдениями за своим внутренним миром, воспоминаниями о прошлых встречах или предвкушением предстоящих. И так проходит весь его путь до конечной остановки, на которой он должен выходить. В этот момент человек приходит в себя и бодрый, активный выходит на своей остановке. Под терапевтическим трансом, по-видимому, следует понимать терапевтическое содружество, в котором пациент готов идти навстречу предложениям терапевта. Насколько хорошо пациент идет на погружение в транс (пусть это будет неглубокое погружение), как правило, настолько легко он готов идти на предлагаемые ему внушения, настолько легко он готов воспринять и реализовать их. Если человек спокоен за себя, когда он чувствует себя в кабинете терапевта защищенным, чувствует в терапевте силу помочь ему в решении важных задач, такой пациент легко погрузится в транс и будет хорошо сотрудничающим пациентом. Состояние обоюдного доверия намного облегчает ситуацию транса. Когда Эриксона спрашивали, каким образом его пациенты входят в транс, он говорил: «Я сам вхожу в транс, транс витает в этой комнате, и пациенту ничего не остается делать, как тоже погрузиться в транс». Умение терапевта создать обстановку витания транса является одним из основных навыков успешности гипнотерапевта. Наведение транса является одним из самых первых внушений, которое дает терапевт и которое воспринимает пациент. Если пациент чувствует безопасность и доверие, все остальные внушения пойдут еще легче, тем более что они будут восприняты уже на фоне транса, то есть на фоне частичного отключения сознания. Для эриксоновского транса характерен его уважительный характер к личности пациента. Не используются грубые директивные способы наведения транса, что лишний раз подчеркивает безопасность клиента на приеме. Очень важным для терапевта является умение поддерживать пациента на его пути в транс, сопровождать, но не подталкивать, хвалить за его успехи как в погружении в транс, так и в терапевтической работе. Это позволяет получить необходимое количество положительных эмоций, которые лишний раз заставят пациента доверять психотерапевту и с удовольствием браться за работу с ним. Умение терапевта провожать своего пациента в транс похоже на умение лесного проводника провожать туриста, который первый раз в этом лесу: проводник нужен один раз, другой, может быть, третий, но затем этот турист становится опытным и уже сам находит дорожки в лесу. Поэтому умение терапевта проводить своего пациента в транс стимулирует выработку привычки к трансу у пациента и умению входить в состояние транса. Когда от сеанса к сеансу врач использует различные способы наведения транса, в конце концов у пациента появляются любимые способы погружения, которые он может использовать в самогипнозе и которые даются ему легко и свободно. Как правило, для возникновения гипноза и сопутствующих ему гипнотических феноменов человек должен знать, что подобные состояния принципиально возможны. Поэтому полезным бывает объяснить человеку, в чем заключается суть транса, может быть, не называя этого слова, и объяснить, пусть в метафорической форме или рассказывая о предыдущих пациентах, что может появиться и чего можно ожидать в ходе подобной работы. Тогда транс возникнет легче, и феномены, ему сопутствующие, будут естественными и несложными для пациента. Принцип диссоциации Под диссоциацией понимается психологическое перемещение человека во время или место, когда он был или будет успешен, для того чтобы он мог решить психологические проблемы, которые беспокоят его в настоящем. Когда пациент приходит к нам, мы может предположить, что в настоящее время ему не хватает собственных сил и резервов для того, чтобы справиться со своей проблемой. Возможно, он уже испробовал какие-то способы решения, возможно, он уже посещал психотерапевта, однако работа была безуспешной, т. е., как правило, пациент приходит к нам в момент своего внутреннего энергетического кризиса, когда он истощил свою веру в себя, свои внутренние психологические резервы, когда надеется только на нас. В эриксоновском гипнозе часто используется множественная диссоциация, использующая и пространство, и время. Сам по себе транс уже является способом диссоциации человека от реального мира в мир гипнотический, с какой бы целью подобное движение ни происходило. Это может быть диссоциация в ресурсное место или возрастная регрессия, что тоже является диссоциацией. Формально человек перемещается в иное состояние, в котором, как мы надеемся, он сможет поискать те ресурсы и решения, которых не мог найти в своем обычном состоянии. Мы добиваемся диссоциации различными способами. Наведение транса — один из первых способов, который может быть усилен другими способами диссоциации, например, фразами гипнотерапевта, направленными на диссоциацию сознания и бессознательного, которые помогают бессознательному освободиться от контроля сознания, т. е. отвлечь сознание и работать непосредственно с бессознательным. Возможны варианты диссоциации частей тела, когда, например, в ходе левитации руки мы делегируем ей некоторые функции бессознательного, делаем ее как бы проводником бессознательного, и, опираясь на диссоциацию, утверждаем, что рука может функционировать сама по себе, как бы отдельно от тела. Мы добиваемся того, что рука с помощью собственных идео-моторных движений становится дирижером внутренних процессов, движения руки синхронизируются с движениями бессознательного пациента. Принцип диссоциации удобен, он направлен на то, чтобы в некоем необычном состоянии помочь человеку разрешить данную проблему, чтобы затем его, уже решившего эту проблему, реассоциировать с его реальностью и предложить ему перенести принятые изменения в его реальную жизнь. Перенос полученных результатов является одним из самых сложных моментов терапии. Он редко бывает быстрым, потому что перевод психологических изменений в изменения социальные происходит постепенно и очень часто подвержен влиянию с разных сторон, потому что изменившийся человек начинает встречать непонимание со стороны своего окружения, которое привыкло видеть его уже в определенной роли, и любые изменения могут вызывать, как правило, реакцию настороженности, а иногда и отторжения. Поэтому в ходе гипнотических сеансов нам приходится постоянно прибегать к поискам новых ресурсов для того, чтобы помочь человеку адаптировать в его реальной жизни произведенные им изменения. Диссоциация вплотную связана с идеей обучения, поскольку обучение гораздо проще проводить в состоянии, свободном от психологических предрассудков, связанных с проблемой. Тогда оно будет более качественным и, возможно, более быстрым. Обучение пациента навыкам самогипноза призвано служить облегчению диссоциации и ускорению психотерапевтического процесса за счет привычки психологического перемещения в иное состояние. Как и для любого поиска, для поиска решения проблемы характерна необходимость сочетания двух задач. Первая задача — это поставить некую цель, и вторая — облегчить себе доступ к решению этой цели. Диссоциация и призвана обеспечивать вторую задачу. С помощью феномена диссоциации возможно оживление как позитивных, так и негативных воспоминаний, осознавание их в настоящем, здесь и сейчас. Поэтому она бывает полезной как для поиска ресурсов, так и для разрешения проблем, которые не были разрешены в прошлом. Феномен диссоциации позволяет нам переместиться в прошлое и как бы завершить то самое разрешение, которое было прервано много лет назад. В случае возникновения чрезмерных переживаний мы можем использовать несколько по-иному феномен диссоциации, диссоциируя человека из позиции участника в позицию наблюдателя, что облегчает перенесение ситуации и позволяет быть не просто наблюдателем, но и советчиком самому себе, как легче справиться с возникшей ситуацией. Вполне возможно, что феномен диссоциации вплотную связан с идеями частей личности или даже личности внутри человека, которые запрятаны в бессознательном. В момент наведения транса у пациента гораздо больше шансов активизировать отдельную часть личности, дав ей возможность выйти на первый план, и создать то, что для нее является актуальным, решить проблему, может быть, того возраста, когда эта часть личности или личность была создана. В ряде случаев диссоциация, полученная во время гипноза, может быть расценена как обращение к опыту коллективного бессознательного и трансперсональному опыту. Это происходит в тот момент, когда в ходе работы человек сталкивается с архетипическими образами, либо с состояниями, находящимися вне реальной жизни клиента, похожими на состояния, описанные в трансперсональной психологии. Таким образом, принцип диссоциации используется в эриксоновском гипнозе многократно и многогранно, что позволяет добиться необходимых психотерапевтических результатов, и можно сказать, что он лежит в основе эриксоновского подхода к гипнозу. Терапевтические подходы В основном в эриксоновской терапии используется два основных подхода. Причем один из них был полностью разработан М. Эриксоном, несмотря на сопротивление со стороны традиционной психотерапии середины XX века. Этот способ можно назвать симптоматической терапией, он заключается в работе терапевта непосредственно с симптомом, который он видит в настоящем, не заглядывая в прошлое, не стараясь выяснить историю этого симптома. Фокус своего внимания направляет именно на настоящее и проводит работу с данным симптомом, нацеленную на его трансформацию или уничтожение в буду- щем. Таким образом, проявляется нестандартный для психотерапии подход, когда специалист обходит своим вниманием прошлое. До Эриксона считалось, что обязательным является выявление пусковых механизмов и причин проблемы, которые кроются очень часто в далеком прошлом, для того, чтобы разрешить их и отреагировать на какую-то давнюю ситуацию, которая на сегодняшний момент привела к проблеме. Эриксон одним из первых психотерапевтов во главу своей работы поставил работу ради будущего. Подобная работа могла оказаться намного менее травматичной и более быстрой, нежели работа с прошлым. Причинный подход предполагает выявление причины сегодняшнего состояния и работы с ней. Причинный подход более традиционен для психотерапии, хотя, как правило, он также сочетается с симптоматическим подходом. Выявление причины и ее проработка позволяют качественно и глубоко проработать проблему пациента и предположить, что в дальнейшем подобная проблема не возникнет. В ходе работы целесообразно начинать с ресурсных трансов. Они дают пациенту необходимые силы для работы с проблемой, уверенность в себе, определенную привычку в терапии и многое другое. Эриксон считал, что для качественного погружения в транс клиент должен пробыть в трансе не менее 4 — 8 часов — только это время может гарантировать терапевту, что клиент достаточно знаком с трансом, чтобы его можно было использовать для серьезной работы. К сожалению, в наше время эта рекомендация Эриксона не всегда выполнима. Однако тем не менее для терапевта целесообразно начинать гипнотические погружения именно с ресурсных трансов, поскольку даже неглубокие погружения способны дать доступ к ресурсным состояниям пациента. Затем, после того как терапевт считает, что подготовительный этап прошел успешно, он может решить идти к источнику проблемы. Для этого есть много способов, которые мы будем рассматривать ниже. Это может быть и возрастная регрессия, и эпистемологическая метафора и многие другие способы, ко- торые по аналогии с термином конца XIX века могут быть названы гипноанализом. Как правило, они предполагают поиск ситуации, вызвавшей проблему, эмоциональное и интеллектуальное отреагирование и проработку последствий возникновения данной проблемы у человека. Поиск вызвавшего проблему переживания может быть простым или сложным. При простом поиске, как правило, пациент помнит ситуацию, которая привела к возникновению данной проблемы: это может быть потеря близкого человека, стихийное бедствие, развод родителей и многое другое. Клиент мог и раньше связывать начало своей проблемы с этим переживанием, и тогда поиск источника не составляет труда. Единственное, что мы должны сделать, это усомниться в том, что действительно именно данное переживание привело к проблеме, и проверить, не было ли каких-либо иных переживаний, которые могли к ней привести. Для этого возможно более простым решением является проработка данного воспоминания и наблюдение за пациентом. В случае, если сегодняшняя проблема после проработки прошлого состояния не исчезает или исчезает не полностью, можно думать либо о другом корне проблемы, либо о механизмах, которые были созданы в течение последующих после травматической ситуации годах жизни и которые держат проблему за счет различных поведенческих и социальных привычек.
|
|||
|