Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 5 страница



Часто внушаемость зависит не только от источника внуше­ний, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект. Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных.

Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных про­цессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени.

Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физио­логическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблю­дения. Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 — 30% лю­дей. Примерно в равных долях по 30 —35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность.

Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные.

Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере при­обретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последу­ющих. Это явление может быть связано с устранением негати­визма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам.

«На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказыва­ют окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, лег­че гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера вну­шения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха» (А. П. Слобо-дяник).

Личность гипнотерапевта

Действительно, любой человек может быть загипнотизи­рован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых «стальных» глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гип­нозом может овладеть практически каждый, но обычно он дол­жен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъек­тивно. Велико значение доверия, которое пациент питает к те­рапевту и к его способностям. Один гипнотизер будет погру­жать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить воз­можные качества, необходимые для формирования веры паци-

ента в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: «Вера

чит».                                                                                           I

Качества, которые желательны для гипнотерапевта

Уверенное поведение

Поведение гипнотерапевта должно говорить об увереннос­ти в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовно­сти справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, прав­да, у меня редко что получается», — он может быть уверен, не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складыва­ется у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разго­вора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гип­нотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаро­вать гипнотизируемого.

Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте мес­тоимение «Я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, ког­да уверенность психотерапевта компенсировала его иные не­достатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.

Опрятная внешность

Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких кри­териев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и све-жевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрят­ности будут предъявляться к костюму. Гипнотерапевт в стро­гом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от

этого бессознательно человек определяет, можно ли нам дове­рять и верить в успех.

Следует задуматься об интерьере собственного кабинета, какую информацию несет он, ведь ваш кабинет — это проек­ция вас. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом посторон­него наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший к вам впервые, и насколько полученное мнение соответствует тому, какое вы хотели произвести. Кабинет, вы­держанный в строгих тонах, будет свидетельствовать о респек­табельности врача, его прочном положении, определенном кон­серватизме и косвенно о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлые тона, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом будет говорить о демократизме врача, открытости его, готовности на внесение некоторой неформальности в общение.

Умение создать и поддерживать раппорт

Способность войти в контакт с пациентом — обязательное условие успеха терапии. При этом терапевт выступает в этом взаимодействии в роли лидера. Успеху процесса способствует наблюдательность, поведенческая гибкость, умение осознавать обратную связь, идущую от пациента. В терапевтическом взаи­модействии всегда есть три стороны: пациент, его проблема и психотерапевт. В случае хорошо налаженного взаимодействия пациент вместе с терапевтом, опираясь на знания и опыт пос­леднего, имеют намного больше шансов в борьбе с проблемой.

Наблюдательность

Умение увидеть минимальные проявления изменения со­стояния человека неотделимо от успешности ведения пациен­та внутри гипнотического состояния. Спецификой метода гип­нотизер обречен на минимум информации, и умение распоз­навать и истолковывать незначительные невербальные призна­ки, предъявляемые пациентом, является обязательным навыком гипнотерапевта. Наблюдательность развивается толь­ко практикой, причем не обязательно связанной с работой. На­блюдение за людьми в транспорте, на улице также способствует приобретению необходимого умения.

Способность быстро принимать решения

Динамика гипнотического состояния, особенно в ходе те­рапии, часто требует быстрых и нестандартных реакций. Пове­дение человека внутри транса при воспоминании травматичес­ких ситуаций непредсказуемо, и умение быстро и точно реаги­ровать на проявления проблемы является важным фактором успешной работы. Работа гипнотерапевта, связанная с болез­ненными эпизодами прошлого, напоминает работу сапера: мы ищем психологическую «мину» и, обнаружив ее, должны быс­трыми квалифицированными действиями ее обезвредить, ос­вободив пациента от тяжелого груза.

Интуиция

Едва ли способность к интуиции закладывается на генети­ческом уровне. Скорее она складывается из опыта, наблюда­тельности и качественного раппорта, когда образы и мысли, проносящиеся в голове клиента, становятся известны вам, даже если он не говорит вам о них. Удивительно, что в этом случае появившиеся у вас идеи относительно направления дальней­шей работы с пациентом приносят успех терапии. Возможно, что вы переходите на бессознательный уровень общения с па­циентом, что исключает контроль и искажения, привносимые сознанием. Умение ограничить в трансе не только сознание пациента, но и собственное сознание дает новый импульс бес­сознательному поиску для психотерапевта.

Стадии гипноза

Определение глубины гипноза сложно, поскольку опира­ется на субъективные признаки, определяемые терапевтом и па­циентом. Все исследователи сходятся в одном, существуют разные уровни глубины транса, которым соответствуют разные явления.

Бернгейм описывал девять степеней гипноза, основывая классификацию на наличии или отсутствии амнезии, Льебо — шесть, Форель, Бехтерев —три.

В. М. Бехтерев различал малый, средний и глубокий гип­ноз.

«При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть от­крываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороть­ся с внушениями. Отношение к внушениям зависит в этом слу­чае, главным образом, от личности и от отношения ее к гипно­тизирующему. Внушения, следовательно, могут быть действи­тельны в этом случае лишь при отсутствии сопротивления со стороны гипнотизируемого лица и при вере в их действие. При этом большая часть сделанных внушений припоминается по пробуждении от гипноза.

При средней степени гипноза или так называемом очарова­нии (гипотаксии) гипнотизируемый уже не может сам выйти из гипноза, он подчиняется внушениям в такой мере, в какой они не расходятся с его нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающе­го и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сде­ланных внушениях.

Наконец, глубокий гипноз характеризуется более или ме­нее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спя­щего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнит­ся загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конеч­но, не сделано специального внушения помнить все и вне гип­ноза».

По классификации Фореля гипноз делится на три степени: 1) сонливость — слегка загипнотизированный пациент может при известном условии противостоять внушению и открыть глаза; 2) гипотаксия, или легкий сон, — загипнотизированный не может открыть глаз и подчиняется некоторым или даже всем внушениям, без сопутствующей амнезии; 3) сомнамбулизм, или глубокий сон, сопровождающийся амнезией по пробуждении.

Как видно, классификации Фореля и Бехтерева во многом совпадают, и большинство специалистов, нуждающихся в про­стой классификации, используют именно данную трехстепен­ную модель, называемую по фамилии Фореля.

Безусловно, подобное упрощение не раскрывают всего мно­гообразия состояний, проявляющихся при гипнозе. Поэтому были разработаны более подробные классификации, хотя в их основе лежит также деление гипноза на три стадии.

За рубежом наиболее известна 30-ступенчатая классифика­ция Дэвиса и Хасбенда.

Классификация Дэвиса и Хасбенда

Глубина Ступень Симптомы
Гипноид 1 2 3 4 5 Подготовка к расслаблению Расслабление Дрожание век Закрытие глаз Полное физическое расслабление
Легкий транс 6 7 8 9 10 11 Оцепенение век Оцепенение конечностей Усиление симптомов Усиление симптомов Каталептическое оцепенение Анестезия («рука в перчатке»)
Средний транс 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Усиление симптомов Частичная амнезия Усиление симптомов Постгипнотическая анестезия Усиление симптомов Изменение личности Простые постгипнотические внушения Усиление симптомов Кинестетические иллюзии, полная амнезия
Глубокий транс 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Открытие глаз без выхода из транса Усиление симптомов Нелогичные постгипнотические внушения Усиление симптомов Полный сомнамбулизм Положительный постгипнотический обман зрения Положительный постгипнотический обман слуха Систематическая постгипнотическая анестезия Отрицательный постгипнотический обман зрения Отрицательный постгипнотический обман слуха, гиперестезия

Отечественные специалисты предпочитают классификацию стадий гипноза Е. С. Каткова (1941), который разработал ее на основе учения И. П. Павлова.

Стадии и степени глубины гипнотического погружения, ус­тановленные Е. С. Катковым (по А. П. Слободянику)

Первая стадия. Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга.

Показатели. Гипнотик испытывает ощущение покоя, при­ятное чувство легкости в теле. Слышит, свои мысли контроли­рует. Чувствительность сохранена. Легко реализуется внушение двигательных реакций. Из этого состояния гипнотик легко может выйти.

Вторая степень. Тонус коры еще более снижен, глубоко за-[ торможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Гипнотик чувствует тяжесть в теле.

Показатели. Глаза гипнотизируемого закрыты, но при вну­шении легко открываются. Прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение. Двигательные реакции лег­ко реализуются. Гипнотик активно воспринимает окружающее. Легко может быть разбужен.

Третья степень. Тонус коры значительно снижен. Более глу­бокое угнетение двигательного анализатора и второй сигналь­ной системы.

Показатели. Гипнотизируемый ощущает дремоту и сонливость. Течение мыслей вялое, чувство тяжести в теле. Мышцы расслаб­лены. Поднятая рука бессильно падает. Невозможность открыть веки, двинуть рукой. На вопрос о самочувствии гипнотик отвеча­ет медленно или молчит. Окружающее слышит. После пробужде­ния уверен, что он мог бы сам выйти из этого состояния.

Вторая стадия. Первая степень. Тонус коры снижен, воз­никает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинес­тетическую систему (каталепсия). Торможение второй сигналь­ной системы. Торможение иррадиирует и на кожный анализа­тор (анальгезия). Появляются «переходные состояния»—урав­нительная фаза.

Показатели. Гипнотик отмечает значительную сонливость, движения затруднены. Легкая каталепсия (поднятая рука в воз­духе остается недолго). Внушить двигательные реакции не уда­ется. Окружающие звуки гипнотизируемый воспринимает, но не проявляет к ним интереса.

Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего со­стояния. Восковидная каталепсия. Самопроизвольная аналь­гезия. Большее торможение второй сигнальной системы.

Показатели. Резкая сонливость. Гипнотик отмечает «скован­ность» двигательной сферы. Значительное ослабление кожной чувствительности, усиливающееся путем внушения. Реализу­ются внушения двигательных реакций, латентный период уко­рочен. Начавшееся автоматическое движение быстро ослабе­вает, прекращается.

Третья степень. В коре головного мозга появляются фазо­вые явления — уравнительная фаза. Более глубокое торможе­ние второй сигнальной системы; внушенные иллюзии реали­зуются при закрытых глазах.

Показатели. Гипнотик отмечает полное исчезновение соб­ственных мыслей, слышит только голос гипнотизера. Наблю­дается тетаническая каталепсия (пружинит рука). Внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хо­рошо (медленные движения отдельными толчками, невозмож­ность разжать кулак, двинуть рукой). Наблюдается анестезия слизистой носа (нашатырный спирт).

Третья стадия. Первая степень. Зона раппорта формирует­ся полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превалирует первая сигнальная система. На­лицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Ил­люзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анали­заторах, за исключением слухового и зрительного. Самопро­извольная каталепсия исчезает (симптом Платонова—подня­тая рука быстро падает).

Показатели. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Иллю­зия при закрытых глазах полностью реализуется, за исключе­нием слуха и зрения. При раздражениях носа, языка, кожи вы­зываются галлюцинации. Можно вызвать ощущение голода, жажды. Хорошо реализуются внушенные двигательные реак­ции. Амнезия отсутствует.

Вторая степень. Почти полное торможение деятельности второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.

Показатели. Зрительные галлюцинации хорошо реализу­ются (с закрытыми глазами «ловит бабочек»). При внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает про­буждение. Легко реализуются внушенные двигательные реак-

; ' ции (пассивные и активные). Частичная амнезия.

\- Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Ам­незия после пробуждения. Слово сильнее реального раздражи­теля.

Показатели. Легко реализуются все типы положительных и отрицательных галлюцинаций (при открытых глазах). Положи­тельные и отрицательные галлюцинации реализуются постгип-нотически. Амнезия после пробуждения. Легкая реализация «трансформации» возраста (перевод в детское состояние). При открытии век глаза мутные, влажные. Возможен «молниенос­ный» гипноз.

Можно с уверенностью сказать, что схема Е. С. Каткова в настоящее время наиболее признана в отечественной гипно­логии и при необходимости классификации гипнотического состояния обращаются именно к ней.

6 Гордеев

Глава 11. СПОСОБЫ И ЭТАПЫ ГИПНОТИЗАЦИИ

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Каждая встреча гипнотерапевта и пациента должна начи­наться с предшествующей трансу беседы. Содержание такой беседы, разумеется, зависит от того, первый ли это сеанс у па­циента или он уже работал в гипнозе. В случае, если встреча первая, то беседа ведется более подробно. Мы выясняем, что субъекту известно о предстоящей терапии. Необходимо рассе­ять все опасения и ложные представления о гипнозе, которые могли создаться у больного из книг, средств массовой инфор­мации, рассказов окружающих (часто не подтвержденных лич­ным опытом). Его следует уверить, что он сможет полностью распоряжаться своей волей и при необходимости сможет са­мостоятельно «проснуться». Объясните, что в ходе гипнотичес­кой работы речь будет идти о сотрудничестве, а не о вашем до­минировании.

«Врач должен прибегать к помощи сравнения. Он может объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между бодрствованием и сном, состоянии, возникающем обычно каж­дый вечер перед тем, как наступает сон, и продолжающееся недолго, но которое теперь предстоит продлить. Можно также сказать, что гипноз напоминает состояние, когда видят сон и знают, что это сон. В таком состоянии пациент продолжает об­щаться только с врачом. Эту избирательную связь можно ил­люстрировать следующим примером: спящая мать не слышит никаких шумов и тем не менее отзывается на самый слабый крик своего ребенка» (Л. Шерток).

Следует ли упоминать слово «гипноз»? Отвечая себе на этот вопрос, следует помнить, что часто гипноз отождествляется с потерей человеком контроля над собой. Ошибочные представ-

ления пациента могут подпитывать его страх и нежелание ис­пытывать гипноз. Возможно, если пациент не запрашивает именно «гипноз», в ряде случаев полезно не называть его пря­мо, а использовать слова «транс», «сон», «медитация» и др. В противовес следует сказать, что слава гипноза не оставляет у пациента сомнений в его эффективности: если гипноз спосо­бен обездвижить и обезволить, то он безусловно справится с проблемой. Поэтому каждый раз вопрос, называть гипноз сво­им именем или постараться избежать этого, решается терапев­том для конкретного пациента.

2. ГИПНОТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Тесты производятся после предварительной беседы и пред­шествуют собственно индукции гипнотического состояния. Проведение тестов может быть переведено непосредственно в гипнотическое погружение. Связь между внушаемостью и гип-набельностью является необязательной. В основном данные тесты призваны помочь пациенту поверить в свою способность получать внушения, а терапевту показывают степень внушае­мости пациента.

Простой тест на внушаемость состоит в предложении па­циенту: «Вытяните руки вперед ладонями вверх. Представьте, что на одной руке находится тяжелая книга (гиря), а к другой руке привязан воздушный шарик. Ощутите, как книга давит на руку и как шарик тянет другую руку вверх». Через минуту при­влеките внимание к разнице в положении рук. Тест может про­водится как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Тест падения назад

Гипнотизируемый стоит прямо, носки и пятки соединены (что добавляет неустойчивости). Терапевт становится сзади, кладет ему под затылок правую раскрытую ладонь, предлагая положить на нее голову. Затем через несколько секунд, подер­жав руку в неподвижном положении, гипнотерапевт вначале еле заметно, медленно, начинает отводить руку назад, а затем резко убирает ее. Процесс сопровождается словами: «Сейчас я уберу свою руку, и ваше тело пойдет назад. Рука пошла назад,

тело пошло назад, вы падаете» Не забудьте подхватить и ска­зать «Хорошо», поощрить пациента.

Возможны другие разновидности этого теста. Обычно они отличаются местом приложения рук гипнотизера (спина, вис­ки), а возможно и бесконтактное падение, что производит не­изгладимое впечатление и на пациента, и на наблюдателей.

Тест сцепления век

Пациента просят закрыть глаза. Произнося: «Сейчас я на­давлю на точку на переносице, и вам будет трудно открыть гла­за», надавливают на центр переносицы. Продолжая говорить: «Ваши глаза расслабляются, веки слипаются, вы не можете от­крыть глаза и можете попытаться открыть глаза», наблюдают реакцию глаз. Если глаза не открываются, внушаемость хоро­шая. Для завершения теста скажите: «Я досчитаю до трех, дот­ронусь до бровей и глаза легко и свободно откроются. Раз, два, три, откройте глаза».

Л. Шерток описывает следующие три теста, которые исполь­зовал в своей практике: прием Констамма, тест качания и тест сжатых рук.

Прием Констамма

Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной сто­роной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрытыми. В течение минуты (примерно) врач дает пациенту следующие приказания: «Обопритесь очень силь­но, напрягите мышцы плеча, руки». После этого он просит боль­ного отойти от стены и свободно опустить руки. Чаще всего рука, которая работала, сама собой поднимается, нередко даже описав угол 90°. Пациенту объясняют, что испытанное им рас­слабление и спонтанное движение руки похожи на расслабле­ние и ощущение подчинения внешним силам, которые он дол­жен снова испытать во время гипнотической индукции.

Тест качания

Пациент держит ноги сдвинутыми, корпус выпрямленным, взгляд фиксирует точку на потолке прямо над его головой. Врач, стоя позади пациента, просит его закрыть глаза, сохраняя пре-

жнее положение. Затем он дает указания: «Я хочу оценить вашу способность к релаксации (расслаблению). Я положу свои руки вам на плечи». Сделав то, о чем говорил, врач добавляет: «Те­перь я обопрусь руками на ваши плечи и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удер­жу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, падаете, вас тя­нет назад... вы падаете, падаете».

В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает ка­чаться. Если он этого не делает, врач снова кладет руки ему на плечи и заставляет раскачиваться то вперед, то назад, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося его не на­прягаться. Врач снова внушает пациенту падать назад и вне­запно отнимает руки. Как только пациент начинает качаться, внушение становится энергичнее: «Вы падаете назад, вы пада­ете, падаете, вы падаете назад, назад, я вас удержу, когда вы бу­дете падать». Конечно, необходимо, чтобы врач был в состоя­нии удержать пациента.

Тест сжатых рук

Если речь идет о воздействии на группу пациентов, предпоч­тительным является тест сжатых рук. Врач просит пациента, си­дящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Он показывает, как это надо сделать, и говорит: «Я хочу, чтобы вы на минуту зак­рыли глаза и фиксировали тиски, тяжелые металлические тис­ки, губки которых сжимают болт. Представьте, что ваши руки — это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и силь­нее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько, что их будет трудно или невозможно разъединить. Один, сжимайте; два, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще; три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой; четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно; пять, они так скованы, что, если вы попытаетесь их разъединить, они останутся скованны­ми до тех пор, пока я не дам распоряжения их разжать. Теперь разжимайте их медленно» (по Л. Шертоку).

Похожий прием описывал В. Е. Рожнов, бывший в дружес­ких отношениях с Л. Шертоком. Это известный прием сцепле­ния рук (цит. по СЮ. Мышляеву).

«Предложив испытуемому соединить пальцы рук в замок, исследователь покрывает их своими руками. Взгляд исследова­теля фиксирует переносицу испытуемого, который должен смот­реть в глаза исследователю. Продолжая массировать руки испы­туемого, исследователь произносит формулу внушения: «Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки! Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается! » В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить о большой внушаемости испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой».

Тест маятника (по В. В. Кондрашову)

К 30-сантиметровой нитке привязано кольцо. Испытуемый, сидящий у стола, протягивает руку и берет конец нитки, держа его так, чтобы кольцо маятникообразно покачивалось над сто­лом. Ему дается следующая инструкция: «Представьте себе, что, когда вы держите нитку с кольцом, вы смотрите на большой круг, нарисованный на столе. Пусть ваш взор перемещается по периметру этого круга, и так все время. Кольцо также начнет перемещаться по периметру круга, даже если вы не будете об­ращать на это внимание».

После того, как испытуемый начнет действовать в соответствии с этим внушением, его просят сосредоточить внимание на вооб­ражаемой линии, проходящей непосредственно перед его глаза­ми, а затем на линии, идущей поперек стола. Маятник начинает колебаться в соответствии с направлением движения его глаз.

Возможно, что на этом тесте основаны приемы спиритизма.

3. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ

Психологическое воздействие на больного начинается уже с того момента, как он вошел в кабинет, а возможно, и раньше, когда он узнал о вас от других пациентов, позвонил по телефону и т. п.

Вся обстановка кабинета должна быть приспособлена к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его и преж­де всего успокоить больного.

В кабинете должно быть тихо. Пол лучше покрыть ковром для заглушения звуков. Необходимо либо мягкое кресло с под­локотниками и подголовником; это кресло должно быть удоб­ным для длительного пребывания в нем положению больного. Либо нужна кушетка, достаточно удобная для пациента с хоро­шим доступом для терапевта, при необходимости он может де­монстрировать пациенту предметы для фиксации взгляда, про­водить каталепсию конечностей и т. д. Освещение должно быть не ярким и не прямым, достаточным для возможности разли­чать изменения в мимике пациента. Какова бы ни была приня­тая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему предлагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления. Он не должен беспокоиться о том, что с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.

После этого приступают собственно к индукции гипно­тического состояния. Перед тем как описывать применяемые в настоящее время методы, напомним о технике, которую ис­пользовал Бернгейм. Он изложил ее в книге «О внушении в гипнотическом состоянии и в состоянии бодрствования». Ниже приведены внушения, которые он делал своим пациен­там. Бернгейм говорил: «Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, уста­лость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются». Некоторые пациенты зак­рывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер же­ста не так важен. Я держу два пальца правой руки перед глаза­ми пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента смотреть мне прямо в глаза и стара­юсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: «Ваши веки смыкаются, вы не можете их ра­зомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше

ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон». И добавляю в несколько повелительном тоне: «Спите». Часто это слово бывает реша­ющим; глаза закрываются, больной спит.

Если пациент не закрывает глаза или не держит их закры­тыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне; в подобных случаях успех скорее достига­ется при закрытых глазах. По истечении двух или самое боль­шее трех минут я прикрываю веки или же медленно и осторож­но опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и боль­ше закрывая их, имитируя таким образом естественное движе­ние век в тот момент, когда человек засыпает; наконец, я держу их закрытыми, продолжая внушение: «Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше не можете сопротивляться». Я повторяю приказание, постепенно понижая голос: «Спите». Почти все­гда через 4 или 5 минут наступает сон. Это сон, вызванный вну­шением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг. У од­них пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с други­ми, не поддающимися такому внушению, лучше говорить рез­ко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными при­емами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.