|
|||||||||||||||||
М. Н. Гордеев 5 страницаЧасто внушаемость зависит не только от источника внушений, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект. Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных. Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных процессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени. Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физиологическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблюдения. Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 — 30% людей. Примерно в равных долях по 30 —35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность. Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные. Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере приобретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последующих. Это явление может быть связано с устранением негативизма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам. «На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказывают окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, легче гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера внушения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха» (А. П. Слобо-дяник). Личность гипнотерапевта Действительно, любой человек может быть загипнотизирован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых «стальных» глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гипнозом может овладеть практически каждый, но обычно он должен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъективно. Велико значение доверия, которое пациент питает к терапевту и к его способностям. Один гипнотизер будет погружать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить возможные качества, необходимые для формирования веры паци- ента в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: «Вера чит». I Качества, которые желательны для гипнотерапевта Уверенное поведение Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается», — он может быть уверен, не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гипнотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать гипнотизируемого. Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте местоимение «Я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала его иные недостатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии. Опрятная внешность Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких критериев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и све-жевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрятности будут предъявляться к костюму. Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от этого бессознательно человек определяет, можно ли нам доверять и верить в успех. Следует задуматься об интерьере собственного кабинета, какую информацию несет он, ведь ваш кабинет — это проекция вас. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший к вам впервые, и насколько полученное мнение соответствует тому, какое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в строгих тонах, будет свидетельствовать о респектабельности врача, его прочном положении, определенном консерватизме и косвенно о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлые тона, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом будет говорить о демократизме врача, открытости его, готовности на внесение некоторой неформальности в общение. Умение создать и поддерживать раппорт Способность войти в контакт с пациентом — обязательное условие успеха терапии. При этом терапевт выступает в этом взаимодействии в роли лидера. Успеху процесса способствует наблюдательность, поведенческая гибкость, умение осознавать обратную связь, идущую от пациента. В терапевтическом взаимодействии всегда есть три стороны: пациент, его проблема и психотерапевт. В случае хорошо налаженного взаимодействия пациент вместе с терапевтом, опираясь на знания и опыт последнего, имеют намного больше шансов в борьбе с проблемой. Наблюдательность Умение увидеть минимальные проявления изменения состояния человека неотделимо от успешности ведения пациента внутри гипнотического состояния. Спецификой метода гипнотизер обречен на минимум информации, и умение распознавать и истолковывать незначительные невербальные признаки, предъявляемые пациентом, является обязательным навыком гипнотерапевта. Наблюдательность развивается только практикой, причем не обязательно связанной с работой. Наблюдение за людьми в транспорте, на улице также способствует приобретению необходимого умения. Способность быстро принимать решения Динамика гипнотического состояния, особенно в ходе терапии, часто требует быстрых и нестандартных реакций. Поведение человека внутри транса при воспоминании травматических ситуаций непредсказуемо, и умение быстро и точно реагировать на проявления проблемы является важным фактором успешной работы. Работа гипнотерапевта, связанная с болезненными эпизодами прошлого, напоминает работу сапера: мы ищем психологическую «мину» и, обнаружив ее, должны быстрыми квалифицированными действиями ее обезвредить, освободив пациента от тяжелого груза. Интуиция Едва ли способность к интуиции закладывается на генетическом уровне. Скорее она складывается из опыта, наблюдательности и качественного раппорта, когда образы и мысли, проносящиеся в голове клиента, становятся известны вам, даже если он не говорит вам о них. Удивительно, что в этом случае появившиеся у вас идеи относительно направления дальнейшей работы с пациентом приносят успех терапии. Возможно, что вы переходите на бессознательный уровень общения с пациентом, что исключает контроль и искажения, привносимые сознанием. Умение ограничить в трансе не только сознание пациента, но и собственное сознание дает новый импульс бессознательному поиску для психотерапевта. Стадии гипноза Определение глубины гипноза сложно, поскольку опирается на субъективные признаки, определяемые терапевтом и пациентом. Все исследователи сходятся в одном, существуют разные уровни глубины транса, которым соответствуют разные явления. Бернгейм описывал девять степеней гипноза, основывая классификацию на наличии или отсутствии амнезии, Льебо — шесть, Форель, Бехтерев —три. В. М. Бехтерев различал малый, средний и глубокий гипноз. «При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть открываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. Отношение к внушениям зависит в этом случае, главным образом, от личности и от отношения ее к гипнотизирующему. Внушения, следовательно, могут быть действительны в этом случае лишь при отсутствии сопротивления со стороны гипнотизируемого лица и при вере в их действие. При этом большая часть сделанных внушений припоминается по пробуждении от гипноза. При средней степени гипноза или так называемом очаровании (гипотаксии) гипнотизируемый уже не может сам выйти из гипноза, он подчиняется внушениям в такой мере, в какой они не расходятся с его нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающего и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сделанных внушениях. Наконец, глубокий гипноз характеризуется более или менее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спящего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнится загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конечно, не сделано специального внушения помнить все и вне гипноза». По классификации Фореля гипноз делится на три степени: 1) сонливость — слегка загипнотизированный пациент может при известном условии противостоять внушению и открыть глаза; 2) гипотаксия, или легкий сон, — загипнотизированный не может открыть глаз и подчиняется некоторым или даже всем внушениям, без сопутствующей амнезии; 3) сомнамбулизм, или глубокий сон, сопровождающийся амнезией по пробуждении. Как видно, классификации Фореля и Бехтерева во многом совпадают, и большинство специалистов, нуждающихся в простой классификации, используют именно данную трехстепенную модель, называемую по фамилии Фореля. Безусловно, подобное упрощение не раскрывают всего многообразия состояний, проявляющихся при гипнозе. Поэтому были разработаны более подробные классификации, хотя в их основе лежит также деление гипноза на три стадии. За рубежом наиболее известна 30-ступенчатая классификация Дэвиса и Хасбенда. Классификация Дэвиса и Хасбенда
Отечественные специалисты предпочитают классификацию стадий гипноза Е. С. Каткова (1941), который разработал ее на основе учения И. П. Павлова. Стадии и степени глубины гипнотического погружения, установленные Е. С. Катковым (по А. П. Слободянику) Первая стадия. Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Показатели. Гипнотик испытывает ощущение покоя, приятное чувство легкости в теле. Слышит, свои мысли контролирует. Чувствительность сохранена. Легко реализуется внушение двигательных реакций. Из этого состояния гипнотик легко может выйти. Вторая степень. Тонус коры еще более снижен, глубоко за-[ торможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Гипнотик чувствует тяжесть в теле. Показатели. Глаза гипнотизируемого закрыты, но при внушении легко открываются. Прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение. Двигательные реакции легко реализуются. Гипнотик активно воспринимает окружающее. Легко может быть разбужен. Третья степень. Тонус коры значительно снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сигнальной системы. Показатели. Гипнотизируемый ощущает дремоту и сонливость. Течение мыслей вялое, чувство тяжести в теле. Мышцы расслаблены. Поднятая рука бессильно падает. Невозможность открыть веки, двинуть рукой. На вопрос о самочувствии гипнотик отвечает медленно или молчит. Окружающее слышит. После пробуждения уверен, что он мог бы сам выйти из этого состояния. Вторая стадия. Первая степень. Тонус коры снижен, возникает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинестетическую систему (каталепсия). Торможение второй сигнальной системы. Торможение иррадиирует и на кожный анализатор (анальгезия). Появляются «переходные состояния»—уравнительная фаза. Показатели. Гипнотик отмечает значительную сонливость, движения затруднены. Легкая каталепсия (поднятая рука в воздухе остается недолго). Внушить двигательные реакции не удается. Окружающие звуки гипнотизируемый воспринимает, но не проявляет к ним интереса. Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего состояния. Восковидная каталепсия. Самопроизвольная анальгезия. Большее торможение второй сигнальной системы. Показатели. Резкая сонливость. Гипнотик отмечает «скованность» двигательной сферы. Значительное ослабление кожной чувствительности, усиливающееся путем внушения. Реализуются внушения двигательных реакций, латентный период укорочен. Начавшееся автоматическое движение быстро ослабевает, прекращается. Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления — уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; внушенные иллюзии реализуются при закрытых глазах. Показатели. Гипнотик отмечает полное исчезновение собственных мыслей, слышит только голос гипнотизера. Наблюдается тетаническая каталепсия (пружинит рука). Внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо (медленные движения отдельными толчками, невозможность разжать кулак, двинуть рукой). Наблюдается анестезия слизистой носа (нашатырный спирт). Третья стадия. Первая степень. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превалирует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Иллюзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает (симптом Платонова—поднятая рука быстро падает). Показатели. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Иллюзия при закрытых глазах полностью реализуется, за исключением слуха и зрения. При раздражениях носа, языка, кожи вызываются галлюцинации. Можно вызвать ощущение голода, жажды. Хорошо реализуются внушенные двигательные реакции. Амнезия отсутствует. Вторая степень. Почти полное торможение деятельности второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации. Показатели. Зрительные галлюцинации хорошо реализуются (с закрытыми глазами «ловит бабочек»). При внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает пробуждение. Легко реализуются внушенные двигательные реак- ; ' ции (пассивные и активные). Частичная амнезия. \- Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово сильнее реального раздражителя. Показатели. Легко реализуются все типы положительных и отрицательных галлюцинаций (при открытых глазах). Положительные и отрицательные галлюцинации реализуются постгип-нотически. Амнезия после пробуждения. Легкая реализация «трансформации» возраста (перевод в детское состояние). При открытии век глаза мутные, влажные. Возможен «молниеносный» гипноз. Можно с уверенностью сказать, что схема Е. С. Каткова в настоящее время наиболее признана в отечественной гипнологии и при необходимости классификации гипнотического состояния обращаются именно к ней. 6 Гордеев Глава 11. СПОСОБЫ И ЭТАПЫ ГИПНОТИЗАЦИИ 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА Каждая встреча гипнотерапевта и пациента должна начинаться с предшествующей трансу беседы. Содержание такой беседы, разумеется, зависит от того, первый ли это сеанс у пациента или он уже работал в гипнозе. В случае, если встреча первая, то беседа ведется более подробно. Мы выясняем, что субъекту известно о предстоящей терапии. Необходимо рассеять все опасения и ложные представления о гипнозе, которые могли создаться у больного из книг, средств массовой информации, рассказов окружающих (часто не подтвержденных личным опытом). Его следует уверить, что он сможет полностью распоряжаться своей волей и при необходимости сможет самостоятельно «проснуться». Объясните, что в ходе гипнотической работы речь будет идти о сотрудничестве, а не о вашем доминировании. «Врач должен прибегать к помощи сравнения. Он может объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между бодрствованием и сном, состоянии, возникающем обычно каждый вечер перед тем, как наступает сон, и продолжающееся недолго, но которое теперь предстоит продлить. Можно также сказать, что гипноз напоминает состояние, когда видят сон и знают, что это сон. В таком состоянии пациент продолжает общаться только с врачом. Эту избирательную связь можно иллюстрировать следующим примером: спящая мать не слышит никаких шумов и тем не менее отзывается на самый слабый крик своего ребенка» (Л. Шерток). Следует ли упоминать слово «гипноз»? Отвечая себе на этот вопрос, следует помнить, что часто гипноз отождествляется с потерей человеком контроля над собой. Ошибочные представ- ления пациента могут подпитывать его страх и нежелание испытывать гипноз. Возможно, если пациент не запрашивает именно «гипноз», в ряде случаев полезно не называть его прямо, а использовать слова «транс», «сон», «медитация» и др. В противовес следует сказать, что слава гипноза не оставляет у пациента сомнений в его эффективности: если гипноз способен обездвижить и обезволить, то он безусловно справится с проблемой. Поэтому каждый раз вопрос, называть гипноз своим именем или постараться избежать этого, решается терапевтом для конкретного пациента. 2. ГИПНОТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Тесты производятся после предварительной беседы и предшествуют собственно индукции гипнотического состояния. Проведение тестов может быть переведено непосредственно в гипнотическое погружение. Связь между внушаемостью и гип-набельностью является необязательной. В основном данные тесты призваны помочь пациенту поверить в свою способность получать внушения, а терапевту показывают степень внушаемости пациента. Простой тест на внушаемость состоит в предложении пациенту: «Вытяните руки вперед ладонями вверх. Представьте, что на одной руке находится тяжелая книга (гиря), а к другой руке привязан воздушный шарик. Ощутите, как книга давит на руку и как шарик тянет другую руку вверх». Через минуту привлеките внимание к разнице в положении рук. Тест может проводится как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Тест падения назад Гипнотизируемый стоит прямо, носки и пятки соединены (что добавляет неустойчивости). Терапевт становится сзади, кладет ему под затылок правую раскрытую ладонь, предлагая положить на нее голову. Затем через несколько секунд, подержав руку в неподвижном положении, гипнотерапевт вначале еле заметно, медленно, начинает отводить руку назад, а затем резко убирает ее. Процесс сопровождается словами: «Сейчас я уберу свою руку, и ваше тело пойдет назад. Рука пошла назад, тело пошло назад, вы падаете» Не забудьте подхватить и сказать «Хорошо», поощрить пациента. Возможны другие разновидности этого теста. Обычно они отличаются местом приложения рук гипнотизера (спина, виски), а возможно и бесконтактное падение, что производит неизгладимое впечатление и на пациента, и на наблюдателей. Тест сцепления век Пациента просят закрыть глаза. Произнося: «Сейчас я надавлю на точку на переносице, и вам будет трудно открыть глаза», надавливают на центр переносицы. Продолжая говорить: «Ваши глаза расслабляются, веки слипаются, вы не можете открыть глаза и можете попытаться открыть глаза», наблюдают реакцию глаз. Если глаза не открываются, внушаемость хорошая. Для завершения теста скажите: «Я досчитаю до трех, дотронусь до бровей и глаза легко и свободно откроются. Раз, два, три, откройте глаза». Л. Шерток описывает следующие три теста, которые использовал в своей практике: прием Констамма, тест качания и тест сжатых рук. Прием Констамма Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрытыми. В течение минуты (примерно) врач дает пациенту следующие приказания: «Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки». После этого он просит больного отойти от стены и свободно опустить руки. Чаще всего рука, которая работала, сама собой поднимается, нередко даже описав угол 90°. Пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение руки похожи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова испытать во время гипнотической индукции. Тест качания Пациент держит ноги сдвинутыми, корпус выпрямленным, взгляд фиксирует точку на потолке прямо над его головой. Врач, стоя позади пациента, просит его закрыть глаза, сохраняя пре- жнее положение. Затем он дает указания: «Я хочу оценить вашу способность к релаксации (расслаблению). Я положу свои руки вам на плечи». Сделав то, о чем говорил, врач добавляет: «Теперь я обопрусь руками на ваши плечи и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, падаете, вас тянет назад... вы падаете, падаете». В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает качаться. Если он этого не делает, врач снова кладет руки ему на плечи и заставляет раскачиваться то вперед, то назад, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося его не напрягаться. Врач снова внушает пациенту падать назад и внезапно отнимает руки. Как только пациент начинает качаться, внушение становится энергичнее: «Вы падаете назад, вы падаете, падаете, вы падаете назад, назад, я вас удержу, когда вы будете падать». Конечно, необходимо, чтобы врач был в состоянии удержать пациента. Тест сжатых рук Если речь идет о воздействии на группу пациентов, предпочтительным является тест сжатых рук. Врач просит пациента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Он показывает, как это надо сделать, и говорит: «Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и фиксировали тиски, тяжелые металлические тиски, губки которых сжимают болт. Представьте, что ваши руки — это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько, что их будет трудно или невозможно разъединить. Один, сжимайте; два, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще; три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой; четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно; пять, они так скованы, что, если вы попытаетесь их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не дам распоряжения их разжать. Теперь разжимайте их медленно» (по Л. Шертоку). Похожий прием описывал В. Е. Рожнов, бывший в дружеских отношениях с Л. Шертоком. Это известный прием сцепления рук (цит. по СЮ. Мышляеву). «Предложив испытуемому соединить пальцы рук в замок, исследователь покрывает их своими руками. Взгляд исследователя фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть в глаза исследователю. Продолжая массировать руки испытуемого, исследователь произносит формулу внушения: «Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки! Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается! » В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить о большой внушаемости испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой». Тест маятника (по В. В. Кондрашову) К 30-сантиметровой нитке привязано кольцо. Испытуемый, сидящий у стола, протягивает руку и берет конец нитки, держа его так, чтобы кольцо маятникообразно покачивалось над столом. Ему дается следующая инструкция: «Представьте себе, что, когда вы держите нитку с кольцом, вы смотрите на большой круг, нарисованный на столе. Пусть ваш взор перемещается по периметру этого круга, и так все время. Кольцо также начнет перемещаться по периметру круга, даже если вы не будете обращать на это внимание». После того, как испытуемый начнет действовать в соответствии с этим внушением, его просят сосредоточить внимание на воображаемой линии, проходящей непосредственно перед его глазами, а затем на линии, идущей поперек стола. Маятник начинает колебаться в соответствии с направлением движения его глаз. Возможно, что на этом тесте основаны приемы спиритизма. 3. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ Психологическое воздействие на больного начинается уже с того момента, как он вошел в кабинет, а возможно, и раньше, когда он узнал о вас от других пациентов, позвонил по телефону и т. п. Вся обстановка кабинета должна быть приспособлена к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его и прежде всего успокоить больного. В кабинете должно быть тихо. Пол лучше покрыть ковром для заглушения звуков. Необходимо либо мягкое кресло с подлокотниками и подголовником; это кресло должно быть удобным для длительного пребывания в нем положению больного. Либо нужна кушетка, достаточно удобная для пациента с хорошим доступом для терапевта, при необходимости он может демонстрировать пациенту предметы для фиксации взгляда, проводить каталепсию конечностей и т. д. Освещение должно быть не ярким и не прямым, достаточным для возможности различать изменения в мимике пациента. Какова бы ни была принятая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему предлагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления. Он не должен беспокоиться о том, что с ним дальше произойдет, но всему поддаваться. После этого приступают собственно к индукции гипнотического состояния. Перед тем как описывать применяемые в настоящее время методы, напомним о технике, которую использовал Бернгейм. Он изложил ее в книге «О внушении в гипнотическом состоянии и в состоянии бодрствования». Ниже приведены внушения, которые он делал своим пациентам. Бернгейм говорил: «Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются». Некоторые пациенты закрывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальца правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: «Ваши веки смыкаются, вы не можете их разомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон». И добавляю в несколько повелительном тоне: «Спите». Часто это слово бывает решающим; глаза закрываются, больной спит. Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне; в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По истечении двух или самое большее трех минут я прикрываю веки или же медленно и осторожно опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и больше закрывая их, имитируя таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает; наконец, я держу их закрытыми, продолжая внушение: «Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше не можете сопротивляться». Я повторяю приказание, постепенно понижая голос: «Спите». Почти всегда через 4 или 5 минут наступает сон. Это сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг. У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.
|
|||||||||||||||||
|