|
|||
М. Н. Гордеев 3 страницадится на фоне повышенного артериального давления. Если у пациента артериальное давление в норме, то мы получим лишь незначительное снижение давления и ни в коем случае не можем получить коллаптоидного состояния. 4. Изменение сглатывания Достаточно часто в ходе погружения в транс и на его глубине меняются глотательные движения человека. По мере усиления гипнотического состояния глотательные движения становятся более рельефными и заметными. Однако спустя некоторое время или после определенной глубины транса глотание становится практически незаметным, хотя может проявляться вновь в ходе пробуждения каких-либо воспоминаний. Возможно, этот процесс связан с изменением контроля головного мозга над центральными ядрами черепно-мозговых нервов, в частности блуждающего нерва. Но для работы такое теоретическое знание имеет небольшое значение, и поэтому сглатывание и его изменения важны как показатель движения по трансу. 5. Изменение голоса, голосовых характеристик: тона, тембра голоса, ритма речи Когда в ходе гипнотического наведения мы просим пациента дать какую-либо вербальную информацию, он вполне может отвечать нам. Транс не обязательно сопровождается полным молчанием, однако следует помнить, что в подобно состоянии голос изменяется. Как правило, он становится тише. Для того чтобы ответить нам, пациенту нужно время собраться с силами. Бывает видно, как он старательно, постепенно пробуждает мышцы, участвующие в речи, напрягает язык, губы и только после этого начинает говорить. Обычно голос более тихий, менее модулированный. Человек говорит в достаточно однообразной манере, не меняя тембра голоса, слова даются с трудом, очень часто окончания слов проглатываются. После завершения своего ответа, который обычно бывает коротким, пациент часто испытывает видимое облегчение от того, что он может перестать говорить и вновь погрузиться глубже. Если в ходе транса мы получили феномен возрастной регрессии, голос, которым будет говорить с нами пациент, заметно отличается от его обычного голоса и может быть похож на голос ребенка, а иногда на голос другого человека, который участвует в общении с этим ребенком. 6. Фиксация взгляда и расширение зрачков Когда пациент уходит в транс с открытыми глазами, даже если терапевт не производит соответствующего внушения, после незначительного периода блуждания глаз глаза фиксируются на одной точке, которая находится где-то перед клиентом, или расфокусируются. Движение глазных яблок после этого возможно только в случае возникновения каких-то переживаний в ходе гипнотической работы. Обычно вместе с фиксацией взгляда можно заметить и феномен расширения зрачков, которые по мере погружения в транс расширяются, хуже реагируют на свет. Это говорит об изменении вегетативной иннервации глаз в ходе гипнотического наведения. 7. Дрожание век или фасцилляция Дрожание верхних век — характерный феномен для многих людей, погружающихся в транс. Однако у всех он может проявляться в разной степени и на разной глубине транса. У ряда пациентов фасцилляция начинается сразу после закрывания глаз, когда если и можно говорить о каком-либо трансе, то только о поверхностном. У других она проявляется только на достаточной глубине транса и может быть вариантом сигналинга — явления, о котором мы будем говорить чуть позже. Скажем только — подрагивание век в этом случае является вариантом бессознательного ответа. Такое дрожание век очень быстрое и мелкое. Есть метафорический образ, который поможет понять суть фасцилляции и ее отличие от привычного подрагивания или движения ресницами: «Веки дрожат как крылья бабочки». Если вы увидели такое мелкое, неуловимое и практически неповторяемое в сознательном состоянии дрожание, вы имеете дело с фасцилляцией. Вторая группа признаков транса — феномены, характерные только для гипноза. 1. Амнезия Амнезия в гипнозе бывает двух видов. Во-первых, в ходе гипноза частым явлением является спонтанная амнезия, которую специалист не вызывает сознательно в ходе работы. Мы говорили о том, что гипноз является особой формой функционирования психики и при переходе сознания в обычный режим функционирования часть событий из транса, а иногда и весь транс могут быть автоматически забыты. События, имевшие место в гипнотическом погружении, часто забываются как сон. Если проговорить о том, что было в трансе, сразу, пациент многие факты может вспомнить, вывести их на уровень сознания. Но если дать ему немного времени, то как события, произошедшие во сне, гипнотические реальности забываются и клиент не может вспомнить, что было с ним. Второй вид амнезии — это терапевтическая амнезия, которую вызывает психотерапевт. Обычно специалист использует специальные вербальные приемы, давая внушение — так называемую установку на амнезию. Такое забывание служит продолжению бессознательной работы, которая была запущена в трансе. Тогда психотерапевтический процесс напоминает приготовление еды, когда повар положил все необходимые компоненты пищи и закрыл кастрюлю крышкой, предоставив ее содержимому вариться самому, не принимая больше никакого участия. Установка на амнезию необходима для того, чтобы сознание не вмешивалось в работу, за которую теперь отвечает бессознательное. 2. Гипермнезия Гипермнезия прямо противоположна по своему смыслу амнезии, хотя можно предположить, что они имеют общие корни. Гипермнезия — это избыточное вспоминание в трансе различных событий, участников, деталей. Практически невозможно отличить действительное вспоминание реальных фак- торов и возможное придумывание, поскольку контроль сознания уменьшен, а только оно могло бы дать ответ, было событие в жизни человека или это выдумка. Для бессознательного как выдуманные, так и реальные события имеют одинаковую силу, и мы должны помнить, что не обязательно та информация, которая получена нами в трансе в ходе гипноанализа, является достоверной. Однако, даже если мы сомневаемся в ее истинности, можно воспринимать ее как личную метафору клиента и помнить о том, что для человека данная информация является достоверной. На основе данной информации мы можем работать, воспринимая ее как некий отголосок проблемы, как собственную метафору, которую дало бессознательное пациента. Явления возможной ложной гипермнезии были доказаны в экспериментах, когда свидетелей различных событий погружали в гипнотический транс и в его ходе просили вспомнить детали произошедшего. Ряд деталей был вспомнен действительно правдиво, но ряд оказался вымыслом. При этом исследуемые не могли различить события и детали, которые имели место и которые были придуманы их бессознательным, возможно, по какой-то ассоциативной цепочке. 3. Анестезия и аналгезия В процессе погружения в транс кинестетическая чувствительность претерпевает ряд изменений. В начале погружения возможен феномен парестезии, а иногда даже гиперстезии, то есть чувствительность может повышаться, возможно повышение одних видов чувствительности и понижение других. Ряд пациентов отмечает усиление яркости окружающего, контрастности, цветности, насыщенности красок. Когда речь идет о звуках, может отмечаться усиление звука, их большая звонкость, четкость. Однако затем, по мере погружения в транс чувствительность начинает снижаться и звуки, ощущения становятся менее воспринимаемыми. Можно добиться полной анестезии частей тела и всего тела либо обеспечить нарушение только одного вида чувствительности — болевой, то есть добиться аналгезии. В XIX веке на этом феномене было сконцентрировано внимание многих врачей, которые использовали гипноз как способ обезболивания при хирургических операциях. Существовали документированные наблюдения нескольких сотен операций, проведенных под действием гипнотического транса. И только с открытием хлороформа, а затем различных анестетиков от гипноза отказались, хотя до сегодняшнего дня периодически он применяется с подобной целью. 4. Сигналинг Сигналингом называются мышечные подергивания, которые имеют бессознательную природу. Можно определить сигналинг как глубинный ответ психотерапевту, отзвук процессов, происходящих в психике человека. Мы говорим о сигна-линге, когда видим мелкие подрагивания пальцев, фасцилля-цию век. Иногда сигналингом могут быть движения головой, хотя они могут быть неким вариантом автоматизма, идеомо-торными движениями, не несущими бессознательного смысла. Обычно чем мельче мышца, тем чаще она служит проводником сигналинга. В ходе транса важно внимательно следить за пациентом, охватывая его целиком полем своего внимания. Это позволяет заметить мельчайшие изменения в его состоянии, в том числе и незначительные мышечные подергивания. Чаще всего сигналят указательные пальцы рук, хотя это может быть и любой другой палец. Внешне это выглядит как очень быстрый, незначительный подъем пальца и затем, как правило, немедленное возвращение его в прежнее состояние, похожее на вздрагивание. Заметив подобное движение, можно усилить его с помощью соответствующего внушения и даже повести к другим гипнотическим феноменам, например, к левитации. На основе этого феномена строится обратная связь с клиентом. Возможен сигналинг мышцами лица, тела. Но если на лице подрагивание легко заметить, то на ногах, на животе мы ничего наблюдать не сможем. Поэтому эти варианты сигналинга для нас имеют ограниченное значение. 5. Каталепсия Каталепсия, или восковидная гибкость — один из самых известных и давно описанных признаков гипноза. Это показатель глубокого транса. Под каталепсией подразумевают застывание частей тела, мышечное оцепенение, иногда в очень неудобной позе. Чаще всего говорят о каталепсии руки, хотя возможна каталепсия других частей тела, например, каталепсия ноги, шеи. Интересно, что рука, поднятая и зафиксированная в неудобной позе, может находиться в ней очень долго, при этом не испытывая неприятных ощущений. Можно предположить, что обменные процессы в данном случае текут иначе, чем в бодрствующем состоянии. От каталепсии, также как и от левитации, которую мы будем разбирать ниже, можно отталкиваться в терапевтической работе, инициируя движения в руке и связывая с этим движением какие-то процессы терапии. 6. Левитация Левитация — это идеомоторное движение, самопроизвольный подъем в ходе наведения транса, гипнотической работы. Часто левитация начинается с подрагивания пальцев, однако в ряде случаев рука поднимается без предварительных сигналов. Часто для левитации нужно, чтобы пациент знал о возможности такого феномена. Левитация также, как и каталепсия, служит показателем достаточной глубины погружения. С движениями руки удобно соединять различные этапы транса и гипнотической работы внутри его. Чаще всего наблюдается левитация руки. В случае, если гипноз проводится в положении лежа, возможна и левитация ноги. Левитация отличается от каталепсии тем, что подъем конечности при каталепсии, чтобы зафиксировать ее ясно, производит психотерапевт. Левитация полностью зависит от клиента, хотя чаще всего индуцируется с помощью гипнотических внушений со стороны психотерапевта. Левитация и каталепсия имеют особенное воспитательное значение для пациента. Они позволяют ему еще больше поверить в гипноз. Описанные феномены являются очень доказательными и убеждающими явлениями. Часто вместе с левита- цией и каталепсией, которые происходят на мышечном уровне, на психическом происходит феномен, который называется диссоциацией сознания и бессознательного. 7. Диссоциация Диссоциация — это феномен расщепления осознавания клиента. Пациент может ощущать себя и в настоящем времени и настоящем месте, и в каком-либо другом месте и времени, причем оба состояния для него реальны. Такой же реальностью может быть и диссоциация между телом, которое спит, и рукой, которая поднимается. Причем спящее тело в этот момент может олицетворять сознание, а двигающаяся рука — происходящий бессознательный процесс. Чаще всего в гипнозе это состояние называется диссоциацией сознания и бессознательного. Она полезна для отвлечения внимания сознания от психотерапевтических процессов, чтобы усыпить его и достичь бессознательного, которое является как источником проблем человека, так и источником ресурсов для их решения. Для проведения психотерапевтической работы диссоциация является важным и обязательным явлением. Диссоциация позволяет мозгу достичь материала, который лежит в бессознательном, чтобы использовать и трансформировать его. Часто встречается как в сознательном, бодрствующем состоянии, так и в гипнотическом погружении диссоциация от болезненных ощущений, которые связаны с проблемой. Это способ глядеть на проблему со стороны наблюдателя. Он дает возможность отстраниться от того, что заботит, взглянуть объективным взглядом на эту заботу, поискать ресурсы, возможности, которые позволят разрешить свою проблему и найти способ получить необходимые ресурсы для трансформации. Умение психотерапевта выводить своего пациента в диссоциированную позицию является хорошим терапевтическим навыком, поскольку позволяет иметь определенную эмоциональную свободу в решении его проблем. Феномен диссоциации участвует в развитии анестезии и аналгезии. Диссоциация также представляет способ отделить эмоциональный опыт переживания от интеллектуальной составляющей психики человека для того, чтобы интеллект смог не бороться с эмоциями, а заняться своим прямым делом — поиском выхода из создавшегося положения. 8. Возрастная регрессия Возрастная регрессия — феномен, родственный диссоциации. В нем используется идея временной диссоциации, когда человек ощущает себя в прошлом времени, при этом ощущает ассоциировано. Он может видеть себя маленьким мальчиком, он опускает глаза вниз и видит маленькие ножки в стоптанных сандалиях, а когда он идет по полю, растения касаются его лица, где-то перед глазами жужжат пчелы и прыгают кузнечики, и все это он наблюдает сам. Ассоциированностью возрастная регрессия и отличается от воспоминания. Воспоминание означает, что взрослый человек вспоминает свое прошлое, возрастная регрессия — это прошлое в данный момент для человека является настоящим. Регрессия может быть очень далекой — в детские годы пациента, а иногда даже в дородовый период, хотя доказать возраст регрессии очень сложно. Как правило, для создания такой ранней регрессии —в ранний детский возраст — требуется специальное внушение, хотя иногда она происходит спонтанно. Чаще всего регрессией пользуются для гипноанализа, потому что корень проблемы человека всегда лежит в прошлом, обычно в раннем детстве — до 6 лет. Но нельзя забывать, что детство — источник большого количества положительных эмоций и ресурсных состояний. Поэтому регрессия может использоваться также для поиска внутренних ресурсов. При возрастной регрессии часто трансформируется поведение пациента в трансе и особенно меняется голос и фразы, которыми пациент говорит. В такой момент мы имеем доступ к пластам памяти, которые в сознательном состоянии не достигаются. Часто этот опыт настолько ошеломляющ, что он самопроизвольно не забывается и поэтому, чтобы пациент забыл травмирующее событие, осознанное при возрастной регрессии, необходима структурированная амнезия, то есть внушение на амнезию со стороны психотерапевта. Возможно, что регрессия обуславливается еще так называемым детским характером бессознательного, которое широко открыто окружающему миру, воспринимает его целиком, для которого характерен буквализм, то есть оно не понимает игры слов, их двойных значений, оно все понимает буквально. 9. Искажение времени В трансе время идет иначе, чем в бодрствующем состоянии. Подобный эффект течения времени может быть самопроизвольным, и когда пациент открывает глаза, на вопрос, сколько времени он был в трансе, иногда он не может ответить даже приблизительно, увеличивая или уменьшая время своего нахождения в трансе в несколько раз. Это похоже на известную формулировку теории относительности, когда для влюбленных часы, проведенные вместе, кажутся секундами, а для человека, сидящего на горячей плите, секунды, проведенные на ней, кажутся часами. Чаще сознание пациента уменьшает время. Возможно, это связано с тем, что он погружается в более глубокий транс и перестает осознавать себя, поскольку в данный момент он не слышит голоса психотерапевта, который для него является точкой временного отсчета. Можно использовать данный феномен сознательно, когда с помощью соответствующих внушений, направленных на время, можно как замедлять его в случае приятных переживаний, так и ускорять в случае переживаний неприятных или при необходимости создать иллюзию вырастания или с другими терапевтическими целями. 10. Иллюзии и галлюцинации В бодрствующем состоянии данные феномены возможны либо при нечеткой работе систем восприятия мира, либо при психической патологии. Однако на фоне гипнотического транса они встречаются у абсолютно нормальных людей. Как правило, иллюзии и галлюцинации связаны с внушениями, когда, например, ощущение тепла от солнечного луча на своей коже человек под воздействием соответствующих внушении трансформирует в разлитое тепло, которое приходит к нему от костра Когда прикладываемая монетка абсолютно нормальной температуры может вызывать ожог, если гипнотизируемому внушили, что она раскалена. Галлюцинации следует разделить на позитивные и негативные. Позитивные галлюцинации представляют собой убежденность человека в наличии какого-то предмета, человека, явления, которого нет на самом деле. Негативные галлюцинации — это обратный процесс, когда пациент не видит того, что есть на самом деле, благодаря внушениям гипнотерапевта. Это хорошо видно в случаях эстрадного гипноза, когда гипнотизер при полном зале зрителей убеждает человека на сцене, что они с ним наедине и подопытный верит ему. Примером позитивных галлюцинаций может быть собирание несуществующих цветов, объятия с невидимым другом и так далее. Эти феномены зрелищны и говорят о глубокой степени погружения в транс. Возможность использования их в работе зависит от навыков и фантазии терапевта. Глава 6. ВНУШЕНИЕ Внушение или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется «гипносуггестивной» по принципу связи гипноза и внушения в ней. Транс похож на таблетку лекарства, которую принимает больной, где внушения составляют лишь ее часть, а все остальное — неактивное вещество, необходимое для формирования таблетки. Внушения бывают разными. Часто встает вопрос: а что же внушать человеку? С одной стороны, мы должны не подменять своими внушениями желания пациента, а с другой стороны, как узнать, что пациенту нужно. В главе, посвященной присоединению, мы говорили о необходимости отслеживания ключевых слов пациента. Они также могут помочь нам в знании, что человеку внушать. Используя ключевые слова, человек характеризует, чего он не хочет — он характеризует проблему и определяет, что является целью терапии. Важнее для определения внушений знать его понимание результата. Запрос: «Хочу бросить курить», на самом деле не является целью. Это состояние, от которого он мечтает отказаться. А что взамен? Часто неуспех терапии связан с тем, что человек знает, чего он не хочет делать и иметь, но не уверен, ради чего. Как бы он отнесся к предложению выйти из дома и пойти неизвестно куда. Велика вероятность, что он повернется и пойдет обратно. Если вы не знаете, куда идти, то цели вы не достигнете. Поэтому мы тщательно выспрашиваем субъекта, для чего ему нужно бросить курить? Иногда это нужно не для выявления цели, а для выявления уровня мотивации. Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения качественнее, когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что видение цели и направления движения есть в бессознательном человека. Мотивация пациента — важнейшее условие работы. С помощью внушений ее можно пытаться усиливать, опираясь на ценности и убеждения человека, но самые быстрые и качественные изменения пациент проделывает, если мотивация к изменениям высока. В этом отношении мне вспоминается один пациент, который пытался бросить курить много лет. Он бросал много раз с помощью различных методов, но каждый раз результат был плачевным: он вскоре начинал курить снова. Три года назад он поступил в больницу с кровотечением из язвы двенадцатиперстной кишки, осознавая опасность этого состояния для своей жизни. В приемном отделении его осмотрел врач, а когда пациент спросил, можно ли покурить, врач ответил: «Ну если куришь, то недолго тебе осталось... » Человек бросил курить сразу, без абстинентного синдрома и желания закурить, несмотря на 25-летний стаж курения. Он четко увидел цель: сохранить жизнь, а врач провел качественную психотерапевтическую работу, даже не зная об этом. Виды внушений Классифицировать внушения крайне сложно, они переплетаются, сочетают в себе свойства друг друга, поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют две группы внушений. Первая группа — прямые внушения. К ним относятся команды: «Спать» или «Забыть». - Я досчитаю до трех и ваши глаза откроются. - Вы будете спокойно относиться к собакам. - После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии, чаще использу- ются в классическом гипнозе. Они не предоставляют пациенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. В эриксоновском гипнозе данный вид суггестии имеет ограниченное применение, он используется или в условиях глубокого транса, или как постгипнотические внушения после выхода из транса. Чем глубже транс, тем меньше контроль сознания пациента над словами, которые вы говорите. Следует помнить, что внушения могут быть сформулированы по-разному. Можно сказать: «Забудь все, что было неприятного». И можно сделать это более закамуфлированно, сказав: «И какой-то внутренний голос может шептать тебе: «Забудь все, что было неприятного»». На самом деле, внушение тоже прямое, но закамуфлировано. Второй класс внушений — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Итак, какие виды косвенных внушений бывают. Сложное составное Сложное составное внушение представляет из себя сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, т. е. описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, т. е. говорит об эффекте, который терапевт хочет получить. «И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс». «И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше». Последовательность принятия Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения, позволяя этим достичь большего согласия пациента. Речь идет о последова- 4 Гордеев 49 тельном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой вашей речи, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым известным примером является правило четырех «да», т. е. когда оппонент вам четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автоматически. «Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада». «Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться». Пресуппозиция Под пресуппозицией или предположением понимается явление, которое обязательно случится, которое не может не случиться. Предложение обычно строится, как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на другую часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся. «Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием» (предполагается, что в кресло вам придется сесть). «Когда пойдешь в магазин, купи квартошки» (предполагается, что вы пойдете в магазин). Трюизмы Очень близко к пресуппозиции стоят трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как пустую породу, которая необходима для заполнения пространства вашей речи. Те, кто знакомы с фармакологией, знают, что в таблетках только определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать подобное, ведь это все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах. «Все течет, все изменяется» (внушение изменений в человеке). «Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь» (внушение наличия ресурсов). Негативные парадоксальные Они обычно в себе несут отрицательные частицы. Такое внушение может действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и просим обратное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек? Во-вторых, ряд пациентов привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, по математическому принципу минус на минус дает плюс. В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза», звучит фактически как двойное внушение закрыть глаза. «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад... » (Ходжа Насреддин). «Делай, что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (Братец Кролик). Двойная связка или выбор без выбора По логике действия близка к пресуппозиции, дает иллюзорную возможность выбора, там, где его нет. Такое внушение принимается легко, посколько есть видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда перед сознанием есть формальный выбор, свобода, а бессознательное понимает — это тупик и выбора нет. «Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло? » (В транс вы все равно пойдете или на стуле, или на кресле. ) «Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки? » 4* 51 1! Метафора Метафора — основной вид внушений в эриксоновском гипнозе. Вам, например, необязательно говорить, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево, оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас дерево стоит и не знает — это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только, когда оно само себе прикажет жить, к нему снова вернется жизнь... ». Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии: - подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говориться о дереве, принимает на свой счет как внушения, как команды к действию. - целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения. - многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке, и вы узнаете много нового. Контекстуальное внушение Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена и не вмешивается, бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый: «Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА... » Мобилизующие внушения Для их создания используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе). На ее конце ставится глагол или отглагольные части речи, например, причастие, которые носят мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию.
|
|||
|