Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев 2 страница



Если опираться на молекулярно-клеточную основу, можно считать, что существует два возможных пути запоминания дан­ных реакций. Это память на молекулярно-синаптическом уров­не и память в лимбико-гипоталамусной системе, в первую оче­редь в миндалине гиппокампа. Кроме того, интересным с точ­ки зрения исследования нейрофизиологии гипноза является теория Росси о взаимосвязи ультрадианных ритмов и терапев­тического гипноза. Возможно, эта теория объясняет возник­новение психосоматических заболеваний, в основе которых может лежать вызванное стрессом нарушение ультрадианных ритмов человека.

Удалось выяснить, что источник их поддержания также со­держится в ядрах гипоталамуса, то есть находится в тесной вза­имосвязи со всеми системами, описанными ранее. При этом ультрадианные ритмы тесно связаны с балансом вегетативной нервной системы. Росси считает, что терапевтический гипноз приводит к нормализации данных ритмов. Более того, он опи-

рается на наблюдения за работой Милтона Эриксона, чьи се­ансы длились достаточно долго — от полутора до двух часов, и когда терапевт видел необходимые ему физиологические сиг­налы: менялась двигательная активность пациента, тише ста­новился голос, пациент как будто бы уходил в себя, Эриксон и производил необходимые терапевтические вмешательства, а подобный транс называл натуралистическим трансом, то есть трансом, основанным на природе человека. Росси считает, что ультрадианные ритмы, многие из которых имеют 90-минутную периодичность, и явления повседневного транса — фактичес­ки одно и то же. Использование такого натуралистического транса является полезным с точки зрения синхронизации его с биологическими часами человека.

Таким образом, в современных гипотезах большое значе­ние придается трансформации вербальной информации голов­ным мозгом через лобные доли головного мозга, лимбическую и гипоталамо-гипофизарную систему, где происходит форми­рование терапевтического резонанса с системами памяти и обу­чения, зависимыми от состояния, с помощью которых записа­ны патологические ситуации, ведущее к реассоциации пережи­того, переработанного травматического опыта.

 

Глава 3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПНОЗА

В основе теории гипноза лежит идея о двойственной природе психики, о наличие в ней сознания и бессознательного. Обычно функцию сознания сводят к контролю над жизнедеятельностью человека, над его действиями, поступками в окружающем мире, наблюдению за попытками проявления бессознательного. Как каждый человек индивидуален физически, так он индивидуален психически и проявления сознания также у каждого будут лич­ными. За поведением человека можно понять, увидеть причины такого поведения, можно прочитать его личную историю, пред­положить, как и каким образом сформировалась такая личность.

Часто люди не задумываются над тем, что они единичны, уникальны и неповторимы. Они считают, что все думают та­ким образом, ведут себя так, а не иначе, что в них нет ничего нового, особенного. И наибольшего успеха может добиться тот психотерапевт, который ссылается не на какие-то теоретичес­кие обоснования или методологические приемы, а тот, кото­рый будет опираться на свое понимание личности данного кон­кретного человека.

На протяжении жизни субъект обрастает различными соб­ственными правилами, стратегиями, убеждениями. Он знает, что хорошо и что плохо, каким образом надо вести себя. Уди­вительно, но у взрослого человека гораздо больше внутренних ограничений, чем у ребенка, потому что ребенка ограничивают другие, а взрослого — он сам. Обычно подобный опыт прихо­дит из жизненных ситуаций, в которых клиент был неуспешен, и это подрывает его уверенность: он начинает в себе сомневать­ся. Он просто ограничивает себя, чтобы подобное событие в следующий раз не повторялось.

Когда человек еще был ребенком, он приобретал новое зна­ние методом проб, и когда проба заканчивалась удачей, это ста­новилось частью опыта. Когда его поступок заканчивался не­удачей, по принципу обратной связи он получал эту информа­цию и делал что-то по-другому, то есть пытался добиться того же, чего он хотел прежде, но другим способом. Но чем взрос­лее, чем старше становится человек, тем тяжелее ему перестра­ивать себя на новые рельсы. И в какой-то момент он может пе­рестать пробовать. Он может просто отказаться от попыток сде­лать что-то по-другому. Это тоже один из вариантов выхода, который можно назвать «уходом от проблемы».

От своих забот он привыкает уходить, но, в конце концов, путей отхода становится все меньше, меньше, и он упирается в тупик. Чтобы выбраться из этого тупика, ему придется заново учиться искать иные варианты поведения, иные варианты сво­ей жизни. Задача психотерапевта — не дать готовые варианты решения, то есть найти выход, найти еще один способ ухода, а дать необходимое состояние души, которое позволит найти ре­шение, а не лазейку.

Мы предлагаем человеку снова учиться, как он учился, бу­дучи ребенком. В эриксоновском гипнозе слово «учиться» яв­ляется основополагающим. Часто терапевтическая работа скла­дывается из двух компонентов: из веры в способность произ­вести изменения и необходимости их совершить. Работа начи­нается тогда, когда человек перестает откладывать на завтра процесс трансформации. Неважно, что движет его сейчас, глав­ное, что существует мотивация произвести изменения именно сейчас, в это время, с нужной интенсивностью и настойчивос­тью. Для того чтобы человек смог произвести трансформацию своей личности, он должен поверить в вас, поверить в себя, в свои силы.

Трудно ожидать от человека, что он уверует во все и сразу. Этот путь к себе должен быть поэтапным, поступенчатым. Па­циент сначала должен поверить в малые изменения, и затем он будет способен поверить в большие перемены. Когда мотива­ция к динамике личности велика, человек способен концент­рировать свое внимание и силы на проблеме, которую он хочет

решить. Он думает над ней, изучает ее и с помощью психоте­рапевта пытается искать выходы. Может быть один выход, дру­гой, третий.

Сознание можно определить как набор представлений че­ловека о своем разумном поведении, которое формируется в начальные периоды жизни и которым человек старается соот­ветствовать в зрелой жизни. Оно должно обеспечивать челове­ку нормальное функционирование в среде, в которой он живет либо в которой может оказаться. Поэтому все, что не соответ­ствует стереотипам сознания, им отвергается, поступки конт­ролируются, происходящее вокруг воспринимается с конкрет­ной точки зрения. Процесс функционирования сознания бе­зусловно полезен — он определяет реальную жизнь человека, однако, если учесть, что сознание достаточно ограничено и в принципе может быть названо набором ограничений, в ряде ситуаций оно может явиться проводником забот и проблем че­ловека.

Сознание человека проявляется в его поведении, в его линг­вистике, в его реакции на окружающий мир. С возрастом его проявления становятся более ригидными, штампованными. Для понимания сознательного поведения человека важно знать, на что он опирается в своих выводах, что является основой его сте­реотипов. Это важно потому, что нам нужно создать новые ва­рианты поведения и мы должны определить, на какие события в жизни, на какой новый опыт эти формы должны опираться.

На протяжении жизни обычный человек попадает в различ­ные ситуации, справляется с различными трудностями, Это дает ему все новую и новую информацию. Чем более изменяема жизнь человека, тем чаще ему приходится принимать нестан­дартные, необычные решения, которые требуют виртуозности, выдумки, тем больше опыта, больше готовности к изменениям у него будет. У него появляется много новых вариантов выбо­ра, каким образом действовать в той или иной ситуации. Тем меньше шансов у него стать пациентом психотерапевта.

Сознание еще можно определить как набор фильтров вос­приятия окружающего мира и себя. В эти фильтры восприятия входят убеждения, ценности, моральные и культуральные ус-

той человека, его воспитание в семье, школе, в государстве, в экономической системе. Таким образом формируется набор правил, которые человек устанавливает для себя. Реальность состоит в том, что правило может быть нежелательным для че­ловека, но тем не менее признаваться как необходимость. За­дачей психотерапии является расширение рамок и границ этих правил, запретов, получение нового опыта для формирования отличающихся от прежних навыков поведения.

Бессознательное — это неосознаваемая часть психики че­ловека, в которой сосредоточены как проблемы человека, так и ресурсы для их разрешения. В современной психотерапии бес­сознательное принято считать не удобной метафорой, а реаль­но существующим объектом. Можно говорить о бессознатель­ном уровне функционирования, о бессознательном уровне вос­приятия, то есть таком уровне понимания действительности и себя, при котором отсутствует обращение к сознанию. Можно предположить, что сознательная и бессознательная часть фун­кционирования психики человека протекают параллельно, од­новременно, и бессознательное может быть тем субстратом, к которому мы апеллируем в ходе психотерапии, когда сознатель­ное функционирование и сознательные попытки изменения действительности не достигают желаемого успеха.

Возможно, что бессознательное определяет работу органов тела, которые не поддаются контролю сознания. Оно воспри­нимает большую часть информации, приходящую из окружа­ющего мира, причем воспринимает его целиком. Кроме того, оно имеет тенденцию к синтезу нескольких событий, напри­мер, как мозаика собирается из нескольких кусочков в одну це­лую картину.

В бессознательном человека существует гораздо больше спо­собностей, возможностей, нежели те, которые он может осоз­навать у себя сознательно. В ходе терапии одним из навыков, необходимых для успешной работы, является способность гип-нотерапевта общаться непосредственно с бессознательным сво­его пациента.

У него есть свой собственный язык, который состоит из образов, символов, идей, метафор, и, когда мы умеем разгова-

ривать с пациентом на этом языке, можно предположить, что мы умеем общаться с его бессознательным.

Одним из свойств бессознательного является буквализм, кон­кретность восприятия: если в речи терапевта появляются дву­значные слова или метафоры, сознание воспринимает эту игру слов, бессознательное воспринимает слова как абсолютно кон­кретные. Например, можно предположить, что на вежливую пре­амбулу вопроса, с которой один человек обращается к другому: «Скажите, пожалуйста... », бессознательное не даст ему закончить, воспримет это как приказ и ответит: «Пожалуйста». Этот буква­лизм очень важен, поскольку он позволяет общаться с пациен­том на двух уровнях, но для этого психотерапевт должен филиг­ранно владеть вербальной техникой, созданием своих внушений. Исходя из этого факта и многих других, считается, что бессоз­нательное обладает характером ребенка, который воспринимает мир без каких-либо шор в глазах, прямо, конкретно, он не отя­гощен условностями и изгибами логики.

Наведение транса как раз и есть инструмент, который по­зволяет бессознательному подойти к поверхности восприятия человека и позволяет работать непосредственно с ним. У бес­сознательного могут быть свои интересы, свои желания, воз­можно, даже свои мысли. Это облегчает работу сознания, по­тому что человеку, оказывается, не обязательно все помнить сознательно. Большая часть памяти человека относится к бес­сознательному, и только связь между бессознательным и созна­нием позволяет доставать необходимые факты памяти для со­знательного функционирования.

Бессознательное может представлять себя нам в виде сно­видений, оговорок, игры слов, которая, как правило, имеет оп­ределенный метафорический налет, но за этим может крыться важный смысл для нашей жизни. Беседа с пациентом также может идти на бессознательном уровне, когда два бессознатель­ных: пациента и психотерапевта, общаются между собой. И тогда большое значение получает не столько вербальное выра­жение этого разговора, сколько невербальное: мимика, жесты, поведение, способность неким образом одеваться, пристрастия в одежде и так далее.

Для психотерапии важна идея, что в бессознательном хра­нится тот опыт, который когда-то был приобретен человеком, но в настоящий момент с точки зрения сознания он не нужен, и эти умения не используются и ждут, когда мы найдем дорогу к ним, чтобы заставить их действовать.

Многие виды автоматической деятельности также находят­ся в бессознательном. Например, когда-то мы учились держать ложку, пить из чашки, писать, считать. Теперь многие действия мы можем производить неосознанно, получая нужные навыки непосредственно из бессознательного, где они находятся. По-видимому, ограничения в поведении, которые возникли у нас вследствие какой-то проблемы, также хранятся в бессознатель­ном, и мы также автоматически используем эти стереотипы, хотя сознанием понимаем, что они не хороши для нас.

Возможно в бессознательном записан весь ход развития личностной патологии: история ее возникновения, причины, развитие и современный результат, к которому пришла эта про­блема, современный способ патологического реагирования. И, учитывая это, можно предположить, что бессознательное, в свою очередь, знает и путь решения этой проблемы, знает, ка­кой способ будет адекватным для ее трансформации.

Обращаясь к бессознательному в ходе гипноза, мы стара­емся либо выяснить причины, вывести их на уровень созна­ния, выявить историю проблемы, либо попробовать найти бес­сознательные ресурсы для ее глубинного разрешения. Может быть, это и есть высший пилотаж в психотерапии, когда бес­сознательный ресурс сталкивается с бессознательной пробле­мой и решает ее. При этом весь терапевтический процесс не выходит на уровень осознания и проявляется только положи­тельным результатом в жизни человека.

Связь психики и тела человека также во многом осуществ­ляется благодаря бессознательному, которое может быть как источником психосоматического здоровья, так и источником психосоматических заболеваний. Многие психические пробле­мы могут кодироваться на уровне тела. Существуют виды пси­хотерапии, которые воздействуют на тело, проходя через него в проблемные зоны психики и прорабатывая их. Примером мо-

жет служить телесно-ориентированная психотерапия. Тело и психика — это две части, взаимосвязанные друг с другом. Пере­фразируя известную поговорку, можно сказать, что здоровая психика может жить только в здоровом теле. И только если пси­хика здорова, тело чувствует себя тоже здоровым. Телесный ав­томатизм сильно напоминает автоматическую деятельность бессознательного, когда мы идем, бежим, сидим, не задумыва­ясь о том, как мы это делаем. Так и бессознательное функцио­нирует, не давая нам пищу для раздумий.

В бессознательном записаны дороги как к приятным вос­поминаниям, так и к неприятным. И в зависимости от целей транса мы можем пойти в ресурсный транс, то есть пойти к при­ятным переживаниям, и можем пойти к источникам проблемы — в транс проблемный, к переживаниям неприятным. И хотя это предложение исходит от нас либо от самого клиента, бессозна­тельное может выбрать — согласиться с подобным запросом или пойти по той дороге, которая ему сейчас кажется важной. Ког­да мы говорим о способностях мозга, на самом деле мы гово­рим о способностях бессознательного.

Бессознательное может содержать части, которые отвеча­ют за коллективный опыт человечества, то есть элементы кол­лективного бессознательного. На нем может основываться по­ведение человека в ситуациях, когда у него не было предше­ствующего опыта, а он оказывается в ситуациях, которые мож­но назвать регрессивными. Например, городской человек приезжает в деревню и первый раз берет в руки косу, и ему ка­жется, что какие-то навыки уже у него есть, хотя он никогда в жизни не косил травы. Он быстро учится и только удивляется, откуда пришло это знание. Оно пришло из бессознательного.

Для психотерапевта важно уметь оценить способности соб­ственного бессознательного. Потому что оно вступает в непос­редственное общение с бессознательным клиента. И клиент учится на подобном глубинном общении, на взаимодействии, воспринимает бессознательную информацию от терапевта. Важно, чтобы идущая информация была сильной и положи­тельной. Поэтому, если психотерапевт не чувствует в себе уве­ренности для работы с данным пациентом или по каким-то причинам проблема, с которой пришел пациент, обессиливает его, наверно, он не должен работать с таким пациентом.

Глава 4.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ГИПНОСУГГЕСТИВНОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Не существует отдельной социально-психологической те­рапии. Любая психотерапия: индивидуальная, семейная или групповая двунаправлена — внутрь человека, разрешая его внут­ренние конфликты, и вне его, гармонизируя его отношения с окружающими. Можно предположить, что социальная состав­ляющая гипносуггестивной психотерапии является определя­ющей в определении направления психотерапевтического про­цесса.

Впервые на важность социальных связей и поведения в про­явлении нарушений у пациента обратил внимание Адлер. Он считал, что «социальный интерес — это наиболее важный фак­тор в подходе к воспитанию и лечению».

В классическом гипнозе сформировалась и воплотилась идея групповой психотерапии, которая взяла на вооружение возможность и необходимость создания терапевтического со­циума в группе. В независимости от того, была ли группа мо­нопроблемной или в ней собирались пациенты с различными запросами, социальный фактор всегда был одним из главных и явных инструментов психотерапии. Понятие групповой дина­мики как «совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группо­вого психотерапевта» (Карвасарский Б. Д., 2000) подчеркивает социальную направленность данной терапии. Пациент, имею­щий ряд проблем во взаимодействии с окружающими, учится создавать социальные связи в дружественной и понимающей среде, чтобы затем реализовать эти навыки в своей жизни.

индивидуальной гипносуггестивной психотерапии забо­та социальном благополучии пациента может быть менее за­мети На первое место выступает избавление индивида от за-ботдих его переживаний. Однако, если взглянуть на жалобы пац: нта шире, выясняется, что в их основе лежат нарушения соцшьного самовосприятия и восприятия других, а также па-толия социальных взаимоотношений. Таким образом, рабо­та гахотерапевта делится на два этапа, которые протекают од-новменно или с незначительным временным интервалом: форирование индивидуальных изменений в пациенте И соци-алиция их, «внедрение» изменившегося пациента в реальную

ЖИЗэ.

Ьсмотря на то, что психотерапевтическая работа должна укршять коммуникативные способности и адаптационные возлжности личности, выявился интересный феномен: Р боль-шоыроценте случаев в период работы (индивидуальной или груговой) пациенты могут отмечать ухудшение семейных, слу-жеблх взаимоотношений, хотя большинство считают это обо-стреием скрытых конфликтов. Следует отметить, что к окон-чано психотерапии у большинства отношения нормализуют­ся, )и этом большинство пациентов отмечает их переход на «нош уровень».

Ьдобные процессы закономерны: прежняя система взаи-мооошений пациента с окружающими в ходе психотерапев-тичкой работы подвергается его критике сознательной или бесанательной, поскольку основана на прежних характерис-тикаличности. Развивающаяся личность требует новых взаи-мооошений, а окружение стремится вернуть индивида в пре-жнесостояние (стремление к стабильности — свойство любых самсрганизующихся систем). В ходе психотерапии пациент реалует свои социальные устремления: либо соглашается со свои социальным статусом, либо его меняет. Причем этот про-цессо принципу обратной связи поддерживает личностные измеения. «Роли, которые мы выполняем, слова и поступ­ки, шнятые решения влияют на то, что мы представляем» (Д. Мере).

Таким образом, социально-психологические результаты яв­ляются основополагающими в психотерапевтической практи­ке. Конечный результат следует считать позитивным и оконча­тельным только в случае, если личностные изменения пациен­та «закреплены» в его социальной жизни.

Глава 5. ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС

Транс — особое состояние сознания, характеризующееся неосознанным фокусированием внимания на собственных пси­хологических процессах, формирующее иную внутреннюю ре­альность пациента.

Иногда транс сравнивают со сном. Это неверное сравнение, потому что электрофизиологические исследования во время транса показали, что кора мозга работает, причем в режиме, от­личающемся и от сна, и от бодрствования. Доказано, что транс — качественно иное состояние.

Гипнотический транс имеет ряд полезных элементов, кото­рые делают его пригодным для использования в психотерапии. Фокусирование внимания сознания позволяет сосредоточить­ся на том компоненте проблемы, который изучается в данный момент. При этом происходит отвлечение от всего мешающего достижению цели, которая поставлена на данный сеанс. Паци­ент перестает реагировать на обычные внешние раздражители, хотя, безусловно, у него остаются сторожевые очаги, которые внимательно фиксируют все, что может нанести вред, и в слу­чае сигнала опасности транс будет прерван.

Над теорией гипноза много работал Иван Петрович Пав­лов. Феномен гипноза он объяснял следующим образом: это торможение коры головного мозга, при котором остается сто­рожевой пункт, локальный очаг возбуждения. Он позволяет человеку, находящемуся в трансе, сохранять контакт с психо­терапевтом, позволяет отслеживать то, что с ним происходит, и в случае, если отслеживаемые во внешнем мире изменения опасны или дискомфортны, этот очаг возбуждения моменталь­но стимулирует кору головного мозга, и человек выходит из транса.

Состояние транса естественно для человека. Один из иссле­дователей гипноза Эрнест Росси предположил, что естественный транс наступает благодаря действию ультрадианных ритмов. Он говорит, что транс может возникать и обязательно возникает каждые 90 минут, как состояние он необходим для перестройки, переструктурирования деятельности мозга так же, как необхо­дим для мозга сон. Кроме этого, человек погружается в транс, выполняя обычную, рутинную работу, когда его деятельность обычна и не сулит ничего нового. Так, в трансе находится води­тель автомашины, который едет по знакомой дороге. Когда мы едем в троллейбусе по привычному маршруту, мы тоже погружа­емся в транс, обдумываем какие-то свои дела, а может быть, про­сто грезим, не замечая, как идет время и как движется троллей­бус. В трансе находится пассажир, который сидит в зале ожида­ния, рыбак с удочкой в руках. Если гипнотерапевту удается на приеме увидеть момент, когда человек погружается в подобный естественный транс, он может использовать увиденное сразу же, помогая человеку погрузиться глубже.

Чем глубже транс, тем больше человек уходит в себя, тем менее значимым становится окружающий мир, большую реаль­ность приобретают внутренние образы, при этом переживания из далекого прошлого могут быть более реальными, чем сегод­няшний день. Транс можно определить как психологически обоснованный уход от реальности в иное состояние, которое более комфортно, более ресурсно. Примером может служить конфузионный транс, когда неожиданный внешний раздражи­тель погружает человека в гипнотическое состояние, давая ему возможность обдумать то, что произошло, переструктурировать себя, свое поведение. Эта разновидность транса помогает че­ловеку справиться с необычными резкими изменениями в ок­ружающем мире. Когда происходит удивление, конфузия, че­ловек замирает, ему нужно какое-то время, может быть, не­сколько секунд для того, чтобы привести свой внутренний мир в соответствие с внешним. Вот в этот момент вполне можно проводить внушения, углубляя транс.

Каждый пациент имеет свою глубину транса, на которую он может погружаться. По данным разных исследователей, нельзя

3 Гордеев                                                                                                                                           33

точно сказать, является ли подобная глубина фиксированной или она может изменяться раз от раза. Если пациент с каждым сеансом уходит в транс все глубже, значит ли это, что в первый раз он погрузился недостаточно глубоко, не до самого дна сво­ей гипнабельности, или это значит, что гипнабельность увели­чивается.

Погружение в транс напоминает дорогу из мира внешнего в мир внутренний. Пациент шаг за шагом уходит от реальности, предоставляя все больше и больше внимания тем образам, зву­кам и ощущениям, которые у него возникают. Он становится все более и более занят своими внутренними переживаниями. Задача психотерапевта — направить мышление в трансовом со­стоянии на психотерапевтические цели.

Транс переносит человека в иную реальность, где нет жест­ких ограничений, которые сознание наложило на него, где есть возможность для переструктурирования опыта, понимания ок­ружающего мира, где есть необходимые условия для нового восприятия окружающего мира и своего места в нем. Транс яв­ляется инструментом психотерапевтического процесса. На него опирается психотерапия, это удобный фон для проведе­ния внушений. Поскольку он создает некую новую внутрен­нюю реальность, это является благодатной почвой для прове­дения целостных системных изменений, формирования зачат­ков новой личности на фоне благоприятного гипнотического состояния.

Окружающее для человека на глубине транса в конце кон­цов связывается только с голосом психотерапевта, и пациент на этом фоне может удивленно воспринимать, что внешний мир, оказывается, изменился, и через голос специалиста он требует совсем иных действий, иного видения, иного взгляда на себя и дает разрешение на них и даже требует изменений. Пациент, который привык слушаться мнения окружающего мира, в трансе имеет повод измениться.

Одним из важных свойств гипнотического мироощущения является возможность доступа к ресурсным качествам, кото­рые заблокированы в бодрствующем состоянии, когда пациент полностью сконцентрирован на своей проблеме и не дает себе

возможности не только достичь внутренних сил, но даже иног­да подумать о них. В ходе транса доступ к положительным пе­реживаниям, которые были в прошлом, диссоцированным от сегодняшнего дня, облегчается. Это помогает психотерапии.

Трансы, главной целью которых и является доступ к ресур­сным состояниям, называются ресурсными трансами. Это мо­жет быть путешествие в приятное воспоминание либо транс с использованием ресурсных мест. Чаще всего ресурсные места — уголки природы, которые обладают особенной силой. Примечательно, что большие природные массивы, как лес, горы, реки, моря, обладают своей собственной энергетикой и в трансовом состоянии обращение к таким природным местам является для человека способом подъема своей жизненной силы, своей внутренней энергии. Поэтому ресурсные трансы очень широко используются в гипнозе для решения очень мно­гих проблем.

ПРИЗНАКИ ТРАНСА

Существует ряд признаков, характерных только для транса, и другая группа показателей, объединяющая его с аутотренингом, мышечной релаксацией. По признакам транса можно определить как его наличие у пациента, так и глубину погружения.

К показателям, которые встречаются как при релаксации, так и при гипнозе, относятся следующие:

1. Снижение мышечного тонуса

Во время транса тело расслабляется, в первую очередь сни­жается тонус мышц тела, и даже неопытному глазу заметно, как тело обмякает в кресле или на кушетке. Оно становится непод­вижным, движения затруднены, меняются черты лица за счет расслабления мимических мышц. Лицо уплощается, может ста­новиться немного одутловатым. Если голова лежит на подго­ловнике кресла, то может появляться ощущение, что шея не­много вытягивается. Если подголовника нет, то человеку удоб­нее наклонить голову вперед, иногда голова почти падает на грудь.

2. Увеличение латентного периода — периода сознательного реагирования

Когда в процессе погружения в транс мы предлагаем паци­енту заговорить, произвести какое-либо действие, по мере уг­лубления гипнотического состояния время от получения зада­ния до его реализации становится все больше и больше. Это говорит о заторможенности функционирования сознания, в то время как бессознательное реагирование, наоборот, может быть очень быстрым. И здесь проявляется удивительное свойство гипноза: диссоциация сознательных и бессознательных процес­сов. Когда в ходе транса мы просим дать нам какой-то сигнал в ответ на наши слова, если ответ приходит быстрым и корот­ким, можно говорить об ответе из бессознательного. Если между запросом и ответом проходит достаточно большое количество времени, это будет ответ из сознания.

3. Изменение дыхания и пульса

По мере погружения в транс дыхательные движения стано­вятся все более ровными, как правило, менее рельефными. Дыхание как бы уходит в глубину. Частота дыхательных движе­ний у человека в трансе меньше, нежели в бодрствующем со­стоянии. Также уменьшается частота сердечных сокращений, однако вряд ли нам удастся узнать об этом, потому что для из­мерения пульса в ходе работы нужно прикоснуться к пациенту, а это обычно ведет к уменьшению глубины транса и к более сознательному функционированию. Урежение частоты сердеч­ных сокращений может быть само по себе терапевтическим эффектом, особенно при ряде психосоматических заболеваний, где симптомом заболевания является повышение артериального давления. Как правило, артериальное давление за счет сниже­ния частоты сердечных сокращений уменьшается. Возможно, такого эффекта мы достигаем и за счет другого механизма. По­мимо изменения частоты сердечных сокращений еще в ходе транса изменяется тонус сосудов тела, уходит спастический компонент, и это также приводит к значимому снижению арте­риального давления в случае, если гипнотический транс наво-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.