Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8. Взаимосвязь между геоэкономикой и геофинансами 4 страница



46. Основные признаки процесса глобализации Основными характерными признаками глобализации являются: расширение торговли и ее либерализация; интернационализация оборота капитала и устранение препятствий для его движения; глубокие изменения в финансовой сфере, которая больше, чем другие формы сотрудничества, ощущает последствия электронной революции; расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и их растущая экспансия; преобладающая ориентация спроса на мировой рынок; образование международных финансовых институтов. Глобализация влияет на экономику всех стран, и это влияние имеет многоаспектный характер. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиций в “физический” и человеческий капитал и их перемещение из одних стран в другие. Все это влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность. Страна, которая не желает или не способна «вписаться» в магистральные мировые тенденции, оказывается в изоляции. Ее инициативы игнорируются, мимо нее проходят финансовые потоки. Даже конкурентоспособные отрасли экономики постепенно деградируют, и страна-изгой перестает принимать участие в глобальном разделении труда, ей грозят бедность и отсутствие перспективы. Подрыв экономический базы сложившихся национальных и региональных сообществ может привести к последующему их разрушению и распылению.   47. Понятие глобального рынка, три уровня глобального рынка Глобальный рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства. Основные компоненты глобального рынка: - биржа (все виды: валютная, товарная, фондовая) - крупные экспортеры и импортеры - крупные производители, покупатели и потребители Глобальный рынок характеризуется следующими чертами: - Он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках своей продукции за национальные рынки. - Он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения. - Он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно. - Он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товаров и зачастую и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах. Глобальный рынок можно условно разделить на 3 уровня: - рынок базовых товаров, сельскохозяйственной продукции и продукции добывающей промышленности - рынок средне- и низкотехнологической продукции - рынок высокотехнологической продукции   48. Основные принципы регулирования глобального рынка Основные принципы регулирования глобального рынка: - Принцип взаимной выгоды - Принцип недискриминации торговли - Принцип РНБ (режим наибольшего благоприятствования или режим благоприятствования нации) - Принцип преференции для развивающихся стран - Принцип развития свободной торговли (либерализации торговли) - Принцип защиты национального рынка путем использования разных инструментов (в т. ч. тарифных инструментов) - Принцип свободы транзита - Предоставление национального режима (т. е. аналогичного режима для иностранных и национальных компаний) - Принцип взаимности (взаимной выгоды)  

 

49. Глобальные проблемы мирового хозяйства, типы глобальных проблем

Глобальная хозяйственная деятельность привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметны воздействие стали оказывать глобальные проблемы.

Признаки глобальных проблем:

6) носит общий мировой характер, т. е. затрагивает интересы и судьбы большинства человечества

7) угрожает человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшего развития производственных сил, гибель человеческой цивилизации

8) нуждаются в срочном и неотложном решении

9) взаимосвязаны между собой

10) требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества

К глобальным проблемам относятся:

- преодоление бедности и отсталости

- проблема мира, разоружения, преодоление мировой ядерной войны

- продовольственные (голод, недоедание)

- проблема природных ресурсов, экологическая

- проблема устойчивого развития человечества

- проблема развития устойчивого человеческого потенциала

Типы глобальных проблем:

7) Интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающ. стран)

8) Социально-демографические (рост населения, болезни, продовольственные)

9) Социально-экологические (загрязнение окружающей среды, освоение космоса)

10) Преодоление бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны для развивающихся стран, где проживают 2/3 Земли. Для большинства стран типична сильная отсталость, например, ¼ населения Бразилии, 1/3 Нигерии, ½ Индии потребляют товаров и услуг менее, чем на 1$ в день. В результате от недоедания в мире страдает примерно 800 млн. чел. К тому же значительная часть – неграмотные. Доля неграмотного населения старше 15 лет: Бразилия – 18%, Нигерия – 43%, Индия – 48%.

Мировая продовольственная проблема – одна из главных нерешенных проблем 21 века 

11) Истощение природных ресурсов (энергетического и минерального сырья). Для решения создаются множество организаций.

Факторы, влияющие на решение энерго-сырьевой проблемы:

- расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых, возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, увеличение протяженности трубопроводов, которое ведет к загрязнению мирового океана и суши.

- военно-политическая нестабильность во многих районах мира вносит коррективы на движение мировых цен на энергоносители и другие товары.

12) Демографическая проблема – заключается в неблагоприятной для экономического развития динамике населения и сдвиги в его возрастной структуре.

Для развивающихся стран суть демографической проблемы – резкий рост населения, который тормозит экономическое развитие; другой аспект этой проблемы – переход развитых стран к простому воспроизводству населения, а во многих странах – депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.

К основным демографическим показателям относятся: - рождаемость- смертность- прирост- убыль

 

50. Трудовые ресурсы и их интеллектуальный уровень как фактор конкурентоспособности страны Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. (это как занятые, так и потенциальные работники). В последние годы в экономической науке все более настойчиво стали подниматься вопросы полного, комплексного подхода к человеку труда с позиций концепции человеческого капитала. В настоящее время успех и развитие национальных программ, коммерческих и некоммерческих образовательных организаций в конкурентной среде все в большей степени зависит от интеллектуального капитала (ИК). В современных компаниях, организациях все в большей степени доминируют не основные фонды и материальные запасы, а информация, знания и другие элементы интеллектуального капитала. К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации. Таким образом, в современной экономике знаний на первый план выступает задача управления интеллектуальным капиталом предприятий, т. е., в более широком смысле, управления знаниями. Отметим, что эта задача должна эффективно решаться не только на уровне отдельных компаний, но и на региональном и национальном уровне, так как от успешного распространения новых знаний в формализованном и неформализованном виде, в конечном счете, зависит конкурентоспособность системы предприятий в регионе или на уровне страны, а следовательно, и конкурентоспособность региона и национальной инновационной системы в целом.   51. Факторы конкурентоспособности страны Основные факторы КСП страны в условиях глобальной экономики: 1. Природные ресурсы и их использование. 2. Уровень ВВП – оценивается по текущему валютному курсу или по паритетной (сопоставление) покупательной способности.  Мировая экономика, по сути, это связанная экономика. Рост потребления какого либо продукта в одной из стран способствует росту производства данного товара в другой стране. В свою очередь, рост производства способствует и росту потребления.                     Обеспечение спроса                                    ↓ Потребность → Спрос → Потребление             Деньги   3. Трудовые ресурсы и интеллектуальный уровень и эффективность их использования. 4. Развитие производительности труда, которая достигается путем внедрения эффективной системы управления экономикой. 5. Емкость рынка (т. е. соотношение спроса и предложения). 6. Уровень интернационализации производства или экономики в целом. 7. Уровень применяемых технологий. 8. Индустриализация и модернизация промышленности (максимальное использование достижения НТП и объем финансирования науки). 9. Энергоматериалоемкости производства. 10. Открытость экономики. 11. Объем инвестиций, инвестиционных средств, инвестиционный климат. 12. Развитие в сфере услуг различного вида. 13. Уровень функционирования финансового рынка. 14. Развитие социальной сферы 15. Развитие КСП на основе механизмов и технологий, предлагаемых современным информационным обществом. 16. Создание ТНК 17. Наращивание мощи сравнительного преимущества страны
  1. Умение превращать проблемы в возможности
 
52. Ценообразующие факторы на товары в глобальном рынке Существует 5 групп ценообразующих факторов: Общеэкономические факторы, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. - экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция Конкретно-экономические факторы, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность) Специфические факторы, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплуат-ные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса Специальные факторы, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов,: государственное регулирование, валютный курс Внеэкономические факторы, т. е. политические и военные факторы, которые чаще всего влияют на развитие рынка и взаимоотношений между странами. Существуют понятие режим постоянного ценового стресса – это у производителя на международном рынке. Ценообразующие факторы на мировом рынке: 1. Количество товаров, предлагаемое продавцом на рынке 2. Издержки производства и обращения при реализации товара на рынке 3. Цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара 4. Замещаемость предлагаемого к реализации товара 5. Валюта платежа, условия расчета и др.  На глобальном рынке в условиях свободной конкуренции продавец и покупатель действуют в условиях глобальной конкуренции  

53. Глобальная конкуренция, основные формы и субъекты

Глобальная конкуренция-форма международной конкуренции, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Здесь конкуренция осуществляется на глобальной основе, и соперничающие фирмы ориентируются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру, интегрируя тем самым хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах.

Глобальная конкуренция имеет место, когда цены и конкурентные условия национальных рынков тесно связаны между собой. конкурентная позиция фирмы на одном национальном рынке значительно влияет на ее позиции на другом. В условиях глобальной конкуренции лидерство фирмы обеспечивается ее деятельностью на всех рынках, но особенно необходимо завоевать преимущество в стратегически важных странах, где емкость рынка наибольшая и существует развитая инфраструктура. Именно на стратегических рынках конкуренция достигает наибольшей остроты. Глобальной конкуренцией характеризуются гражданское авиастроение, автомобильная, часовая, шинная, телекоммуникационная и некоторые другие отрасли.

Субъекты: Тнк + Субъектом мировой конкуренции становятся также отдельные регионы тех или иных стран, которые в силу обладания значимыми ресурсами и эффективного управления оказываются более успешными, чем их страны в целом.

Это религиозные и преступные организации, а также самостоятельные негосударственные структуры, ориентированные на решение отдельных проблем (как, например, антиглобалистское и экологические движения).

В эту же группу организаций входят спецслужбы ряда стран (в том числе и развитых), обладающие значительной степенью самостоятельности

В этом контексте различают 4 типа глобального рынка:
1. рынок совершенной (чистой) конкуренции, который характеризуется прежде всего очень большим числом субъектов внешней торговли и сравнительно однородным характером поставляемой продукции.
2. рынок чистой монополии – характеризуется наличием одного единственно поставщика или покупателя товаров, в этом случае ценообразование диктуется монополистом, монополист контролирует все предложения, варьирует цены и может вызывать изменение цен, манипулирую объемами производимой продукции, заранее заручается на рынке зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции.
3. рынок монополистической конкуренции – предполагает смешанный тип рынка. На данном рынке присутствует, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Здесь ценообразование конкурентно с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
4. рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия) – характеризуется наличием нескольких крупных компаний, производителей, поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существует соглашение о сотрудничестве. Зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.
Основные виды конкуренции:
1) глобальная КСП страны на мировых рынках
2) КСП страны на национальном рынке
3) КСП на микроуровне (т. е. на уровне фирмы, КСП на национальном и мировом рынках)
4) Справедливая конкуренция
5) Несправедливая конкуренция
6) Монопольная конкуренция
7) Олигопольная конкуренция

Формы конкуренции на глобальном рынке:

- акционерная

- неакционерная (осуществляется не через акции, не через слияние, поглощение, стратегические альянсы для разделения рынка влияния, для формирования цен по отдельным товарам)

Субъекты глобальной экономики:

· Глобальные корпорации (ТНК, МНК)

Глобальные финансовые инструменты (международные организации – МБ, МВФ, МБРР; клубы валютных биржей

 

54. Глобальные противоречия, формы их проявления Источник глобальных противоречийкроется в самом процессе глобализации, т. к. глобализация – это движение, а каждое движение порождает противоречия. Формы противоречия: 1) Антиглобализация – появляется в результате процесса глобализации, который носит следующий характер: - неравномерный и противоречивый - этот процесс является процессом движения совокупности национальных государств на глобальном фронте - глобальный процесс идет быстрее, чем национальный 2) Альтерглобализация – поиск нахождения альтернатив МЭ, нахождение положительных элементов глобализации с целью их развития. Характерные для современной МЭ – это существование глобальной власти капитала, которая имеет следующие черты:  - проникает во все структуры жизни человека и рынка - современная гегемония капитала (власть виртуального, фиктивного капитала, т. е. живущего в компьютерных сетях) - глобальная гегемония капитала предполагает не просто эксплуатацию наемных рабочих через купли-продажу рабочей силы, но и целостное подчинение личности работника - существование монополий развитых стран на рынке ключевых ресурсов развития - глобальное политическое, идеологическое манипулирование информационным и культурным давлением Формы альтерглобализации: 1. создание различных организаций 2. проведение различных форумов 3. организация протестов Современные черты акции протестов: 1) массовость акций 2) интернациональный характер 3) интерклассовая структура участников 4) принципиальная установка инициаторов и одновременно стихийно воспроизводимая политика плюрализма идеологии, форм и методов действий 5) сочетание методов диалога и гражданского неповиновения при взаимодействии с властями 6) полицентричность (нет единой политической и институциональной структуры, которые организует акция) Глобальные противоречия: · торговые конфликты (может быть решено переговорами, найден компромисс), для решения – ВТО, ЮНИТАД, МТПП · торговые войны Участники: - профсоюзы организаций - экологические, женские, молодежные, детские организации - гуманитарные организации и неправительственные организации - научные и образовательные организации - организации, занятые проблемой здоровья 4. глокализация – применение локальных ресурсов в развитии глобальной экономики.  
       

 

 

55. Региональные экономические интеграционные организации, их роли в глобальной экономике. ЕС - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. [4] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. Цель - создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а так же повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Цели: ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов, установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН Роль интеграц. организаций: -содействие модернизации и структурных реформ в экономике -получение для нац. производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальных ресурсов, к новейшим технологиям, работа на более емкий рынок -укрепление добрососедских отношений между странами по всем направлениям -усиления позиций участвующий стран на мировом рынке    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.