Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8. Взаимосвязь между геоэкономикой и геофинансами 2 страница



22. Основные стратегии ТНК в мировом производстве промышленных товаров На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции; эффективности производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии. В настоящее время в рамках глобальной стратегии ТНК факторы трудозатратности и техноемкости все больше сочетаются. Обычно международные корпорации размещают производства традиционных товаров потребления (скажем, текстиль) в менее развитых странах, где есть возможность наложить на дешевый труд высокие технологии, что многократно увеличивает их прибыль. Производства, требующие экономии масштаба (например, автомобилестроение), ТНК чаще всего размещают в странах со средним уровнем развития, причем нередко такие структуры нужны для международной интеграции. Наукоемкие отрасли (электроника, самолетостроение и т. д. ) сконцентрированы преимущественно в промышленно развитых странах, но место их размещения также меняется. Так, научно-исследовательская база США привлекает многие неамериканские транснациональные образования, и те нередко стремятся пристроить свои исследовательские подразделения именно в этой стране. На современном этапе проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны. Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы ТНК постоянно растет   23. Основные показатели уровня глобальной экономики - Объем международного производства товаров и услуг, темпы его роста в сравнении с объемами и темпами роста мирового валового продукта. - Объем и динамика прямых инвестиций в сравнении с объемом и динамикой всех мировых инвестиций. - Объем и динамика международной централизации капитала в виде межстрановых слияний и поглощений компаний в сравнении с общими данными о централизации капитала. - Объем и динамика крупных сложных комплексных проектов в сравнении с национальными. - Объем международной торговли товарами и услугами, темпы ее роста в сравнении с мировыми валютными продажами. - Показатели международных операций с патентами, лицензиями, ноу-хау. - Объем и динамика международных операций банков и других кредитных учреждений в сравнении с мировым объемом и динамикой всех их операций. - Объем и динамика международных фондовых рынков в сравнении с размерами и динамикой мирового валютного продукта.   24. Глобальная конкуренция на мировом рынке, справедливая и несправедливая конкуренция Глобальная конкуренция имеет место, когда цены и конкурентные условия национальных рынков тесно связаны между собой. Конкурентная позиция фирмы на одном национальном рынке значительно влияет на ее позиции на другом. В условиях глобальной конкуренции лидерство фирмы обеспечивается ее деятельностью на всех рынках, но особенно необходимо завоевать преимущество в стратегически важных странах, где емкость рынка наибольшая и существует развитая инфраструктура. Именно на стратегических рынках конкуренция достигает наибольшей остроты. Глобальной конкуренцией характеризуются гражданское авиастроение, автомобильная, часовая, шинная, телекоммуникационная и некоторые другие отрасли. В частности, открытая и справедливая конкуренцияпредставляет собой наилучший способ стимулировать инвестиции, инновации, снизить цены на услуги. Интенсивное внедрение новых информационных технологий предоставит пользователям более широкий выбор услуг по более низким ценам, поставщики будут более внимательно относиться к потребностям своих клиентов, доступные цены, в свою очередь, будут способствовать максимальному использованию телекоммуникационных услуг. Несправедливая конкуренция( те конкурирование не на равных условиях)- нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Формы: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.  

 

 

25. Движущие силы развития конкуренспособ. Компании, страны. Конкуренция – соперничество между производителями Т и У за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Конкурентоспособность – многоплановая эк. категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспос-ть товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Осн. типы движущих сил конкуренции: 1. Динамика масштабов долгосрочного спроса. Увел-е или ум-е долгосрочного спроса явл. важным фактором при принятии решений по инвестированию для увел-я производительной мощности сущ-х фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса, наоборот, – отток фирм. 2. Динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создание др. каналов сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик.  3. Обновление продукта. Оно может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характер-ся быстрым распространением нового Т, обновление продукта отрасли явл. ключевой движущей силой и влияет на методы производства, эффектив. масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения. 4. Технологические инновации. Частые технологич-е новшества в методах произ-ва м. сильно изменять единичные издержки произ-ва, размер инвестиций, увел-ть значение эффекта жизненного цикла Т. 5. Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь ув-ть покупательский интерес, подтолкнуть спрос, ум-ть затраты на ед. продукции. Т. обр., они приводят в движение новые силы, кот. изменяют усл-я конкуренции и позиции фирм-соперников. 6. Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию или выход из нее крупных фирм, перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка. 7. Диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, они снижают барьеры для новых, а для технологий поставщиков и потребителей облегчают вертик. интеграцию в отрасль. 8. Динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффек-х масштабов произ-ва, кот. ум-т. издержки на ед. продукции, крупные фирмы м. принудить др. компании к стратегиям «форсирования роста». 9. Покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что Ты массового потребления по низким ценам вполне удовлет-т их вкусам и предпочтениям так же, как и Ты с более высокими ценами, дающие возмож-ти выбора. 10. Гос-е регулирование рынка. Действия гос-ва ч\з свои институты, включая регулир-е эк. х отношений, а также изменение госуд-й политики м. повлиять на рынок и конкурентные усл-я. 11. Рост детерминации. –ум-е неопред-ти и риска. Новые отрасли характер-ся большой неопред-тью сведений о потенциальных возможностях рынка (например, объеме, ассортименте и т. д. ). Когда фирма проходит первые этапы входа в отрасль (на рынок), то неопред-ти исчезают и компании отказываются от простых стратегий, начиная модифицировать конкурентные стратегии   26. Основные принципы регулирования глобального рынка 1) Принцип взаимной выгоды -- право государств на учет их интересов при решении вопросов и проблем МТ; -- право пользоваться выгодами от МТ, самостоятельно оценивать степень выгодности; -- обязанность государств обеспечивать свою выгоду при соблюдении принципов и норм МП, учитывать интересы других стран при осуществлении своей ВЭД и участии в МТ; -- обязанность не применять в МТ принудительные меры, направленные на извлечение выгоды или ущемление прав других государств; -- обязанность государств не обуславливать оказание экономической помощи развивающимся странам требованиями полит 2) Принцип недискриминации торговли -- право государства не подвергаться дискриминации, пользоваться общим для всех режимом в отношении до-ступа товаров на иностранный рынок, в отношении условий деятельности физических/юридических лиц на иностран-ном рынке; -- обязанность предоставлять иностранным товарам, ино-странным физическим/юридическим лицам одного государ-ства режим не менее благоприятный, чем товарам и лицам любого третьего государства; не допускать различий между ними в ущерб отдельному государству/государствам; не вы-двигать дополнительных условий; 3) Принцип РНБ (режим наибольшего благоприятствования или режим благоприятствования нации) -- право государств на максимально благоприятные став-ки таможенного тарифа на иностранной таможенной территории в отношении своих товаров, а также на максимально благоприятные сборы в связи с импортом, экспортом, тран-зитом; -- обязанность государств распространять на иностран-ные товары максимально благоприятные ставки таможенных тарифов и сборов; 4) Принцип преференции для развивающихся стран -- право PC на специальные (особо льготные) ставки та-моженных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения; -- право PC не предоставлять развитым странам те префе-ренции, которые имеют место в торговле между самими PC; -- право PC на применение субсидий, в т. ч. экспортных, в целях социально-экономического развития; 5) Принцип развития свободной торговли (либерализации торговли) -- обязанность государств устранять препятствия в МТ, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; -- обязанность снижать уровень таможенного обложения импортируемых товаров, а также не применять к иностран-ным товарам ставки внутреннего налогообложения, -- право государств на встречное понижение ставок таможенных пошлин; 6) Принцип защиты национального рынка путем использования разных инструментов (в т. ч. тарифных инструментов) -- право и обязанность государств на защиту своей эконо-мики только с помощью мер таможенно-тарифной политики, а также с помощью нетарифных мер (запреты, контингента, лицензии) -- право государств на применение мер, защищающих национальную экономику, национальных товаропроизводителей от ущерба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта; от ввоза товаров -- право государств на применение антидемпинговых мер и компенсационных пошлин; 7) Принцип свободы транзита -- право на свободу транзита через территорию государства-участника международной торговой системы -- право государства, не имеющего выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли; -- обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам, а также доступ к морским портам судам государства, не имеющего выхода к морю. 8) Предоставление национального режима (т. е. аналогичного режима для иностранных и национальных компаний) -- обязанность государств предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и национальным товарам, в частности, в области налогообложения; национальных законов, подзаконных актов, регулирующих внутреннюю торговлю; финансовых, административных, транспортных мер; -- обязанность государств обеспечить национальный режим иностранным товарам на всей своей территории. 9) Принцип взаимности (взаимной выгоды) - например, взаимное предоставление РНБ; . - при требовании, чтобы предо-ставляемые взаимно режимы наибольшего благоприятствования были равноценны в охвате товарной номенклатуры и/или по уровню таможенного обложения товаров и т. п.   27. Методы локализации цен конкурентов в глобальных рынках Для того чтобы локализовать возможные действия конкурентов применяются различные мероприятия, в частности: - проведение постоянного мониторинга цен компаний, конкурирующих ценовых политик, стратегии и тактики, что позволяет своевременно заметить начало ценовой войны -отслеживание цен, устанавливаемых клиентами, посредниками и их реакций на ценовые изменения отрасли, возможно еженедельно - формирование постоянной клиентуры и ее приверженным к приобретению продукции, что будет обеспечивать устойчивость ее сбыта - разработка ценовой политики, учитывающей сезонные изменения в спросе - создание различных отраслевых форм объединения компаний-конкурентов в виде ассоциаций, союзов с целью стабилизации взаимоотношений конкурирующих компаний - постоянное изучение возможности и определение направления снижения себестоимости выпускаемой продукции  

 

 

28. Формы проявления, особенности ценовой войны в условиях глобальной конкуренции Ценовая война (англ. price war – война цен, ценовая война; ценовая конкуренция; агрессивная ценовая политика) это временное снижение фирмой-производителем цен на свою продукцию вплоть до уровня себестоимости (иногда – ниже себестоимости). Как правило, такое позволяют себе крупные фирмы, чтобы «разделаться» с мелкими конкурентами (например, агрессивную ценовую политику часто практикует корпорация Intel, при этом ближайший конкурент AMD оказывается в очень трудном финансовом положении). «Уцененная» продукция быстро раскупается, а т. к. конкурент не может позволить себе такой роскоши – снижения цен на свою продукцию, – его продукцию не покупают (покупают очень плохо), и он несет огромные убытки (вплоть до банкротства! ). Когда цель достигнута – конкурент уже не представляет опасности или разорен – цены возвращаются на круги своя (даже выше). В зависимости от причины возникновения ценовые войны можно разделить на две основные категории: вызванные целенаправленными действиями «воюющих» компаний и стихийные. Причиной возникновения стихийных ценовых войн, как правило, является неточная информация о ценовой политике конкурентов: например, слухи или опечатки о снижении цен, обнародованные в СМИ. Классический пример ценовой войны – захват японскими компаниями рынков США: японские производители настолько активно поставляли свои телевизоры высокого качества по низким ценам на американский рынок, что американским компаниям пришлось прекратить производство своих телевизоров. Мелкие компании, поневоле втянутые в ценовые войны, пытаются бороться всеми доступными способами: апеллируют в антимонопольные комитеты, обращаются в СМИ, пытаясь настроить общественное мнение в свою пользу, но, как правило, безуспешно. Другие способы защиты от ценовых войн: – предварительное заключение с основными клиентами долгосрочных контрактов; – не провоцировать конкурентов на снижение цен; – если компания решает снизить цены на свою продукцию (при этом не намерена «развязывать» ценовую войну), необходимо уведомить конкурентов о том, чем это вызвано. Пока длится ценовая война, мелкие компании вынуждены пойти на следующие меры: – сокращение ( временное прекращение) производства некоторых товаров; – сокращение рабочих мест; – временное «переключение» на производство других товаров; – полное сворачивание производства. . Иногда может показаться, что в ценовых войнах выигрывают покупатели (ведь при этом они покупают продукцию по сильно сниженным ценам! ), но это временный «выигрыш». В результате ценовых войн потребители начинают уделять больше внимания цене товара, нежели качеству. Конечная цель любой ценовой войны – стать монополистом, утвердить монополизм своей продукции. А когда нет конкурентов, в проигрыше оказываются все: раз не с кем соревноваться, нет стимула бороться за качество своей продукции, да и цены можно взвинтить по своему усмотрению. В итоге даже крупная фирма-производитель может почить на лаврах и начать потихоньку деградировать, теряя свой имидж и brand-name Ценовая конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию. Чем модель рынка ближе к модели свободной конкуренции, тем больше ее масштабы. При снижении количества продавцов на рынке, эффективности ценовой конкуренции считается, что цена определяет уровень качества товаров. Особенности: 1. Отсутствие международной системы глобального контроля за ценами и, связанных с ним, государственного регулирования цен. В международной среде нет специальной организации, отслеживающей темпы инфляции в соответствии с расходами населения, динамики денежной эмиссии и других показателей с целью их контроля и принятия мер в случае выхода за рамки каких-либо допустимых пределов. В международной среде в целом формируются цены не системно, и впитывают в себя фрагментарное влияние со стороны крупных монопольных компаний (ТНК), фирм, стран, объединенных в международные товарные соглашения отдельного типа (ОПЕК) 2. Влияние на цены международного разделения труда в производстве и сбыте того или иного товара. 3. Отсутствие валютной монополии и, соответственно, наличие многовалютной среды. Более значима роль валютного фактора при формировании цены, что усложняет работу фирмы и предприятия. В настоящее время практика демпинговых войн используется и на внутренних рынках, что связанно с обострением как международной, так и внутренней конкуренцией во многих отраслях и секторах экономики. Основной причиной ведения ценовых войн является стремление захватить как можно большую долю рынка. Последствия ценовых войн: - дестабилизация рынка - перераспределение долей конкурирующих участников рынка - вытеснение слабых конкурентов: малых и средних компаний - сокращение объема продаж, доходности прибыли ее участников - понижение капитализации компании - понижение объема и ухудшение качества предоставляемых услуг - сокращение численности работающих и повышение безработицы Ценовая война может продолжаться долго, до тех пор пока цена за товар не достигнет среднеотраслевого значения производственных издержек, что означает неизбежную потерю в прибылях конкурирующих компаний.     29. Основные компоненты глобального рынка, разделение глобального рынка Основные компоненты: - биржа (все виды: валютная, товарная, фондовая) - крупные экспортеры и импортеры - крупные производители, покупатели и потребители Глобальный рынок можно условно разделить на 3 уровня: 1. рынок базовых товаров, сельскохозяйственной продукции и продукции добывающей промышленности 2. рынок средне- и низкотехнологической продукции 3. рынок высокотехнологической продукции Развитию глобального рынка способствуют следования многих стран курсам открытой экономики, которая характеризуется снижением уровня вмешательства государства в экономике.   30. Основные субъекты глобального рынка, направления их развития   Возникающий глобальный рынок представляет собой нераздельное единое целое, которое надстраивается над национальными рынками, втягивает их в себя и поглощает. . Действующими его субъектами в первую очередь являются ТНК и различного рода транснациональные же финансовые образования. В этом контексте различают 4 типа глобального рынка: Субъекты - ТНК, МНК - биржа - финансовые институты, организации - международные организации Развитие глобального рынка происходит в условиях ужесточения конкуренции, в условиях глобальной конкуренции.   . В этом контексте различают 4 типа глобального рынка: 1. рынок совершенной (чистой) конкуренции, который характеризуется прежде всего очень большим числом субъектов внешней торговли и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. 2. рынок чистой монополии – характеризуется наличием одного единственно поставщика или покупателя товаров, в этом случае ценообразование диктуется монополистом, монополист контролирует все предложения, варьирует цены и может вызывать изменение цен, манипулирую объемами производимой продукции, заранее заручается на рынке зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции. 3. рынок монополистической конкуренции – предполагает смешанный тип рынка. На данном рынке присутствует, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Здесь ценообразование конкурентно с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта. 4. рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия) – характеризуется наличием нескольких крупных компаний, производителей, поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существует соглашение о сотрудничестве. Зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.  

 

 

4. Критериальные признаки ТНК, МНК как субъекты глобальной экономики. Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств). Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса. Транснациональные корпорации — это международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией. Таким образом, «международный подход» ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции во всех аспектах экономической жизни этих компаний. «Многонациональность» компании может проявляться и в сфере собственности. ядро собственности базируется на капитале одной, а не разных стран. Акции материнской и дочерних фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует многонациональная компания. В разных исследовательских программах использовались и используются различные критерии отнесения корпораций к транснациональным: · количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными подходами минимум составляет от 2 до 6 стран); · определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании; · определенный размер, которого достигла компания; · минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%); · владение не менее, чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах — тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции; · многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства. Учитывая, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, компромиссный вариант определения понятия «ТНК» в ООН гласит, что ТНК — это компания: · включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности; · оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; · в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими. Состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности компании на интересы какой-либо одной страны. Практика показывает, что чаще всего высший управленческий персонал материнской компании формируется из представителей страны ее базирования, из них же состоит и высшее руководство дочерних фирм с использованием местных кадров на рядовых должностях.   5. Преимущества и недостатки деятельности ТНК, МНК в развитии глобальной экономики   Транснациональная компания (корпорация) – это предприятия, финансово-промышленные объединения, которые принадлежат или которых контролируют комплексы производства или объединения, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущие положения в производстве и реализации того или иного товара. ТНК – это международные монополии, национальные тресты и концерны капиталистических стран с зарубежными активами. Позитивные черты деятельности ТНК: - повышение налоговых поступлений в результате деятельности - организация филиалов, дочерних компаний, что создает дополнительные рабочие места - наполнение рынка необходимой населению продукцией Отрицательные черты: - ТНК, имея исключительно сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы - ТНК часто стараются обойти закон, в частности путем укрытия доходов, перекачивания капитала из одной страны в другую - установление монопольных цен, позволяющее извлекать сверхприбыль - диктат условий, которые ущемляют интересы страны Многонациональные корпорации (МНК) — это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Глобальные международные корпорации, имеющие ряд особенностей: они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции; используют глобальные факторы производства: капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности; создают систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран. Особенности деятельности международных корпораций на современном этапе: - МК – активные участники международного разделения труда и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы; - В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности – не получение максимальной прибыли, как раньше, а обеспечение финансовой устойчивости; - Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии, стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно; - Осуществляется горизонтальная, вертикальная интеграция производства, НИОКР, сбытовой деятельности разбросанных по частям света подразделений компании; - Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг; - Стратеги МК в развитии обрабатывающей промышленности базируются на качественно новой глобальной комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелены на повышение производительности труда и рост эффективности производства; - Интенсивной развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК; - Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства различных стран; - Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременное создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями; - Диверсификация деятельности МК по формам Lifrexding – комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзингом, экспортом товаров и прямыми иностранными инвестициями; - Сплетение МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия; - Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира, открытие хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.    Отрицательные последствия присутствияТНК в развивающихся странах: 1. Подавление своей мощью местных фирм, установление монополистических цен. 2. Нарушение государственных законов страны, присутствие в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую. 3. Загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия. 4. Дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиала МК превышает заработную плату работников местных фирм.
  1. Возможность оказания влияния на политику страны.
 
6. Понятие «глобализация», признаки глобальной экономики - это процесс, который включает мировую хозяйственную систему в взаимодействии с природной средой и придающий этой целостности новое социально-природное качество. - это процесс воспроизводственной трансформации национальной экономики и хозяйственной структуры, капитала ценных бумаг, товаров и услуг, рабочей силы, при которой мировая экономика рассматривается не просто как совокупность национальных экономик, финансовых, правовых, информационных систем, а как целостное, единое геоэкономическое пространство, функционирующее по своим законам. - это смыкание локальных проблем, социальных, политических, идеологических и т. д. в общественные проблемы. - это выход из какого-либо процесса во все охватывающие общественные уровни. Т. о. глобализация означает не столько усилия экономических взаимосвязей и взаимопроникновений, сколько создание общественных и прежде всего экономических отношений, обеспечивающих выживание и развитие общества и природы. Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Основные признаки: 1)Выход экономики за национальные рамки 2)Возрождение национального производства, воспроизводства товарных потоков, которые увлекли за собой и финансовою среду (под влиянием др стран) 3)Формирование мировой геофинансовой системы 4)Отрыв финансовой системы от воспроизводственных процессов; 5)Мировая система вступила в фазу реконструкциализации. Идёт поиск новой точки динамического равновесия одновременно в 3х направления: гео-фин. гео-полит и гео-эконом.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.