|
|||
В продолжение темы о «крещенских» купанияхМоя недавняя статья «Почему я против крещенских купаний» была основана на материале, заимствованном из «Настольной книги для священноцерковнослужителей» С. В. Булгакова. Я пользовался репринтным воспроизведением её третьего издания 1913 года, напечатанным Издательским отделом Московского Патриархата в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Настоящее издание содержит извлечения из некоторых отзывов о первом (1892 г. ) и втором (1900 г. ) издании этой книги. Приводятся мнения весьма авторитетной церковной периодики того времени: «Богословский библиографический листок», «Вера и разум», «Церковные ведомости», «Московские церковные ведомости», «Церковный вестник», «Вера и Церковь», «Странник». Из общего одобрительного тона отзывов я бы сделал особый акцент на следующих: «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства…»; «Настольная книга» является выдающимся руководством для священноцерковнослужителей. Но этого мало сказать о труде Булгакова. Автор приходит на помощь к своим читателям с полным знанием дела, выводя их из лабиринта неясностей, недомолвок, противоречий». На страницах 24 и 25 первого тома этой книги я и нашёл авторитетное церковное мнение о «крещенских» купаниях. Привожу его полностью: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнью и здоровьем. – Если верить газетным сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому св. крест, погружённый при водоосвящении в воду, предлагается вынуть за плату кому-либо из присутствующих мирян («Неделя» 1892 г., № 8). В приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и Болгарии, где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причём ни в одном году не обходится дело без убийств и несчастных случаев (см. «Рязанские епархиальные ведомости», 1894, № 5). В наши южные приморские поселения этот обычай принесё колонистами и состоит в том, что по освящении воды в волны бросается большой деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя в лодках, едва прикрытые верхним платьем, затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходит с ним по городу, собирая дань своей удали; при этом в одних местах часть денег идёт на бедных, часть – на приходскую церковь и часть – в пользу словившего крест, в других местах все собранные деньги расходуются словившим крест на пирушку. Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Что касается добавленных мною соображений о нарушении благоговейного отношения ко святой воде, то для меня удивительна интерпретация, переворачивающая моё высказывание прямо-таки наоборот! Да, я знаю увещание, содержащееся в январской Минее, о том, что вкушение пищи не следует рассматривать как препятствие причащению святой водою в праздник Богоявления, ибо в этот день окропляются для освящения все места, в том числе и «скаредные и яже под ногами суть». Я и сам, освящая дома прихожан, кроплю и в хлевах, нимало не смущаясь, что брызги святой воды попадают на навоз – это же не навоз попадает в сосуд со святою водою! Яркой иллюстрацией моим словам может послужить очень популярная у интернет-пользователей фотография купания голой женщины и мужчин в «иордани», у которой столпился народ с ёмкостями для воды. Если бы ко мне обратился кто-либо с просьбой покропить больную ногу для исцеления, я сделал бы сие, радуясь в душе вере просителя, но если бы некто попытался засунуть ногу в водосвятную чашу, он бы встретил с моей стороны энергичное действие по предотвращению кощунства. В этом, я уверен, со мной солидарны все священноцерковнослужители. Разве объёмы святой воды должны менять принцип благоговейного отношения к святыне?! Мне не понятна ссылка на письмо святителя Афанасия Великого к Эпиктету, якобы осуждающее противников «крещенских» купаний. На самом деле эту тему в данном письме св. Афанасий не упоминает, а посвящено оно Богочеловечеству Сына Божия. А если и существует другое письмо Эпиктету, то очевидно, что Православная Церковь не сочла необходимым принять его ко всеобщему руководству. Это можно утверждать на основании содержания «Книги правил» – первоисточника общеобязательных церковных постановлений. Она содержит три послания Афанасия Александрийского: 1-е – о девстве и браке; 2-е – о канонических и неканонических книгах Библии; 3-е – о принятии через покаяние отпавших от Православной Церкви. О «купаниях» – ни намёка. Доказывающим «традиционность» зимних купаний на Руси я не советую ссылаться на Жака Маржерета, которого и словарь Брокгауза и Ефрона, и БСЭ называют просто – авантюрист. Каким образом французский солдат-наёмник, воевавший на стороне врагов России, мог видеть купание русского царя? – Ну, разве что влезши на самую высокую развесистую клюкву. Архидиакон Павел Алеппский в записках о путешествии в Россию в 1654-1656 гг. свидетельствует об отдельных прорубях на реке, в которых священники крестили (именно – крестили! ) младенцев и мужчин. Такое быть могло. Ведь не зря исследователи богослужебных уставов утверждают, что пение вместо «Святый Боже» в великие праздники «Елицы во Христа крестистеся» связано с древним обычаем совершать торжественные крещения оглашённых в эти дни. Могли совершать крещение и в прорубях. Небезосновательно ведь Михаил Ломоносов сетовал на священников, которые упрямо предпочитали использовать ледяную воду при крещении, даже лёд в купель подкладывали, отчего у крещаемых случались тяжёлые простуды. Кстати: если бы случилось Ломоносову наблюдать «крещенские» купания, он не оставил бы их без своего критического внимания, будьте уверены. О купании царя я встретил интересный текст: «В день происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня всегда бывал крестный ход на воду. Накануне этого дня царь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в самый праздник заутреню и обедню. Против монастыря, на Москва-реке, устраивалась в это время иордань, подобно как в день Богоявления. Государь, в предшествии крестного хода и в сопровождении бояр, выходил «на воду» и по освящении торжественно погружался в иордань… Русские цари нередко совершали торжественное купанье во иордани в загородных сёлах – в Коломенском на Москве-реке и в Преображенском на Яузе» (по книге И. Е. Забелина «Как жили в старину Русские цари-государи»). Речь идёт о первом дне Успенского поста – 14 августа; это день Крещения Руси в водах Днепра при святом князе Владимире. Время года и значение воспоминаемого события более соответственны торжественному купанию. Боюсь, что кто-то перепутал время царских купаний. У наших православных эмигрантов в Америке крестные ходы на водоёмы, освящение воды и массовые купания имеют место также летом – в праздник крестителя Руси Великого князя Владимира. Перепутать лето и зиму – это, конечно, большая ошибка, но больше ошибается тот, кто перепутал пользу и неоправданный риск. Так, я прочитал в отзывах на мою статью сравнение зимнего купания с постом: якобы это тоже риск для здоровья. Конечно, невозможно согласиться. Пост – это проверка нашей веры здоровым образом жизни. Ещё Гиппократ утверждал, что все болезни у человека от невоздержания. Постный стол с физиологической точки зрения – это банальная оздоровительная диета, да и весь пост будет всего лишь диетой, если не связан с делами милосердия, молитвой и богомыслием, а вот риск для здоровья может возникнуть только при разладе со здравомыслием; впрочем переедание имеет в разы больше печальных результатов. Я купался вечером 18 января 1991 г. в московском пруду. Никакого сравнения с несколькими глотками святой воды, со льдинками, которую приносил в сочельнический вечер папа в моём далёком детстве. Там что-то святое прямо по всей груди разливалось и волновало тихо и мирно. Здесь же – грубый, жёсткий ожог; особенно страдают ступни и голова. Нет, не радовался своей «смелости», а ругал себя за глупость. Однако урок получил: понял, что это серьёзный риск здоровью, которому не я хозяин. Вылезал из воды уверенным противником этой забавы – пусть «моржи» моржуют, а больше никому, даже врагу, не посоветую купаться! Зимой 2007 года я отпевал дочь моего знакомого Наталью. Ей было 26 лет. Лечащий врач уверен, что скоротечная болезнь сердца была спровоцирована крещенским купанием. В этом году в купели погиб заслуженный артист России Кирилл Дёмин. Ему было 45 лет. Почему молчат врачи? Наверное, смущаются, считая крещенские купания частью религиозной жизни и робеют высказаться. А как не смутишься, когда и в Церкви имеет место такое мнение. Такое бывает, и называется оно – Божиим попущением. Нужно всею Церковью молиться о преодолении очередного искушения. Бог поможет. А закалённые пусть купаются, только под опекой не священнослужителей, а опытных и грамотных «моржей», врачей и спасателей, и в отдельной проруби. В «Учительном известии», которое можно назвать «должностной инструкцией» для священнослужителей, подробно описано, какого качества должно быть вино для причастия; пренебрежение этим предписанием является «смертным» грехом. Думаю, что такое отношение надо распространить и на качество воды, предназначаемой для освящения: не освящать воду, непригодную для питья и в нечистых водоёмах. Если «моржам» всё же захочется освятить свои проруби, они очень легко могут сделать это сами: взять в храме освящённой воды и окропить свой водоём или же влить туда немного воды с верою и молитвой. Кто имеет свой бассейн – поступи так же. На чистом водоёме для разбора воды верующими надо устраивать особую, церковную прорубь-иордань. На её сооружение требуется несколько дней, делается это так. Дней за семь до Богоявления следует расчистить от снега необходимую площадь на замёрзшем водоёме. В стороне от площадки сделать прорубь, чтобы черпать из неё ведром воду и в течении нескольких дней намораживать лёд на площадке, наливая воду из проруби по всей её поверхности. Чтобы вода не уходила под снег, следует уплотнить его по периметру площадки, протоптав узкую тропочку по самому краю снега. Притоптанный снег напитается водой, и когда он промёрзнет, создастся великолепный бордюр. Естественно, каждому слою воды надо давать возможность полностью застыть, поэтому и требуется несколько дней. Наморозить надо не меньше 15-20 сантиметров. Где лёд тонкий, можно наморозку укрепить, вмораживая в неё ветки или доски; тогда следите, чтобы не застелить место, где быть крестообразной проруби-иордани. 17 января уже пора начертить контуры креста (у нас делают восьмиконечный: его можно делать подлиннее – тогда народ не будет толкаться, разбирая воду); по контуру делается пропил бензопилой с расчётом, чтобы ни в коем случае не пропилить до воды. До воды должно оставаться не менее 15 сантиметров. Внутри пропиленного контура лёд выбирается при помощи лома и топора, опять-таки с осторожностью, чтобы не пробить отверстие до воды. Таким образом получается во льду жёлоб в виде креста. В день Богоявления после литургии, когда крестный ход уже идёт на реку, в крестообразном жёлобе при помощи ледобура делается отверстие. Вода заполняет крест – иордань готова. Поверхность вокруг неё будет сухой и прочной. Если берега водоёма круты, то по осени, до морозов, нужно сделать две лестницы со ступеньками из земли и досок. Именно две лестницы: одна для спуска, другая – для подъёма, иначе толчея неизбежна. Повторю свою мысль: если нет в округе чистого водоёма, ищите чистый колодец или готовьте резервуары – в храме для освящения в сочельник, на улице – на праздник Богоявления. В конце изложения своих мыслей по наболевшей теме «крещенских купаний» прошу прощения у всех, с кем я вступил в противоречие. Перемена моего мнения маловероятна, этой позиции уже много лет. На призыв найти в этих молодецких забавах что-либо положительное отвечу: не буду искать и упаси Господь всякого искать положительное там, где есть противоречие Евангелию! + Евтихий, епископ Домодедовский, 25 января 2011 г., день памяти св. мученицы Татианы Онлайн версия статьи: http: //russned. ru/hristianstvo/v-prodolzhenie-temy-o-abkreschenskihbb-kupaniyah-1
|
|||
|