Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современная Индийская философия



Индийская философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Один из крупнейших немецких философов XIX века Артур Шопенгауэр под влиянием Упанишад первым среди известных европейских мыслителей осуществил синтез западноевропейской и индийской философии. Особую роль в популяризации индийской философской мысли в США и Европе сыграл в конце XIX века индийский философ и общественный деятель Свами Вивекананда. C XIX века под влиянием западноевропейской мысли - такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахмо-самадж, Арья-самадж, учения Р. Тагора, М. Ганди, Ауробиндо Гхоша). Индийский философ Дев Атма (1850-1929) создал систему философского натурализма. Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага. На индийской философии основывается духовный гибрид Елены Блаватской - теософия - (теософское общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса) и отходящие от неё направления (антропософия и др. ). Следует учитывать, что многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии. На Западе появилось немало течений, использующих элементы индийской философии, которые позднее вошли в культуру нью-эйдж.


Буддизм buddha dhamma, «Учение Просветлённого» религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни - религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании

· история жизни Шакьямуни,

· признание кармы и перерождений (сансара),

· Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,

· доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.

В основе учения срединный путь, ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям; его последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации.

В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане) провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой:

1. Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны);

2. Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака )

3. Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учени е о « только лишь сознании », согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара ).

Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности:

· Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого);

· Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости[11], так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины);

· Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще).

Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда »:

· неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»;

· страсти и эгоистические желания;

· гнев и нетерпимость.

Буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»

Хинаяна -  последователи стремятся к личному освобождению.

Махаяна включает праджня (интуитивная мудрость) и сострадание. Основано на учении о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ». Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание, что воплощается в бодхисаттве - существе, дающем обет отказа от нирваны, а помощь всем существам освободиться от страданий. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)». Таким образом, сансара или «мир различений» характеризуется как сновидение.

Махаянская традиция - через следующие «четыре опоры»:

· опора на учение, а не на учителя;

· опора на смысл, а не на слова, его выражающие;

· опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;

· опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание

Ваджраяна тантрическое (непрерывность) направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке н. э. Практика ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации Учителя. Главным средством достижения просветления считается тайная мантра, йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.

8 спиц колеса Дхармы символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Мудрость Нравственность Духовная дисциплина
Правильное воззрение Правильная речь Правильное усилие
Правильное намерение Правильное поведение Правильное памятование
  Правильный образ жизни Правильное сосредоточение

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.