|
||||||||||||||
Современная Индийская философияИндийская философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Один из крупнейших немецких философов XIX века Артур Шопенгауэр под влиянием Упанишад первым среди известных европейских мыслителей осуществил синтез западноевропейской и индийской философии. Особую роль в популяризации индийской философской мысли в США и Европе сыграл в конце XIX века индийский философ и общественный деятель Свами Вивекананда. C XIX века под влиянием западноевропейской мысли - такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахмо-самадж, Арья-самадж, учения Р. Тагора, М. Ганди, Ауробиндо Гхоша). Индийский философ Дев Атма (1850-1929) создал систему философского натурализма. Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага. На индийской философии основывается духовный гибрид Елены Блаватской - теософия - (теософское общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса) и отходящие от неё направления (антропософия и др. ). Следует учитывать, что многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии. На Западе появилось немало течений, использующих элементы индийской философии, которые позднее вошли в культуру нью-эйдж. Буддизм buddha dhamma, «Учение Просветлённого» религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни - религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании · история жизни Шакьямуни, · признание кармы и перерождений (сансара), · Четыре благородные истины и Восьмеричный путь, · доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения. В основе учения срединный путь, ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям; его последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане) провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно которой: 1. Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот связан с учением Хинаяны); 2. Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака ) 3. Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учени е о « только лишь сознании », согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара ). Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности: · Будду (под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и любого будду или просветлённого); · Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть» или опыт буддовости[11], так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Благородные Истины); · Сангху (буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую группу буддистов, так и всех буддистов вообще). Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда »: · неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»; · страсти и эгоистические желания; · гнев и нетерпимость. Буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу» Хинаяна - последователи стремятся к личному освобождению. Махаяна включает праджня (интуитивная мудрость) и сострадание. Основано на учении о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ». Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание, что воплощается в бодхисаттве - существе, дающем обет отказа от нирваны, а помощь всем существам освободиться от страданий. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)». Таким образом, сансара или «мир различений» характеризуется как сновидение. Махаянская традиция - через следующие «четыре опоры»: · опора на учение, а не на учителя; · опора на смысл, а не на слова, его выражающие; · опора на окончательный смысл, а не на промежуточный; · опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание Ваджраяна тантрическое (непрерывность) направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке н. э. Практика ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации Учителя. Главным средством достижения просветления считается тайная мантра, йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру. 8 спиц колеса Дхармы символизируют Благородный Восьмеричный Путь.
|
||||||||||||||
|