Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА юношеского спорта»

 

ТЕМА: « ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА МЕЗОЦИКЛ В ВОЛЕЙБОЛЕ»

 

 

    Исполнитель:       Манаков Сергей Константинович
студент ПОфк/б-18-3-з группы заочного отделения подпись, дата  
     
Научный руководитель:   Зверева Светлана Николаевна
к. п. н., доцент подпись, дата  

 

 

Севастополь 2021

Содержание

Глава 1. Структура тренировочного процесса………………. 3

Глава 2. Периодизация спортивной подготовки волейболиста………….. 5

Глава 3. Учебно-тематический план по волейболу на период мезоцикла…. 8

1. Структура тренировочного процесса

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл, который состоит из ряда законченных микроциклов. Эти микроциклы могут иметь разные подцели, однако должны соответствовать общей цели всего мезоцикла. Грамотное построение тренировки, основанной на мезоциклах, позволяет обеспечить необходимую динамику занятий и сбалансированное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок.

Мезоцикл традиционно подразумевает повторение ряда микроциклов в фиксированной последовательности либо их чередование в определенном порядке. Наиболее распространенными являются втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительно-поддерживающие типы мезоциклов.

Втягивающие мезоциклы направлены на постепенную подготовку спортсмена к специальным упражнениям в следующих циклах. Особое внимание уделяется развитию выносливости, отработке двигательных навыков, наращиванию силы и скорости.

Базовые мезоциклы направлены на укрепление основных систем организма атлета. Такие циклы отличаются длительными интенсивными тренировками, главная задача которых — помочь атлету выйти на пик формы.

Контрольно-подготовительные мезоциклы акцентируют внимание на имеющихся спортивных ресурсах и аккумулируют их для подготовки к соревновательному этапу. По характеру и интенсивности нагрузки этого цикла похожи на интегральную подготовку.

Предсоревновательные мезоциклы предназначены для становления спортивной формы атлета и устранения выявленных недостатков. Режим тренировок максимально приближен к реальным условиям соревнования. Эти мезоциклы характеризуются снижением общего объема и интенсивности тренировок во избежание переутомления.

Соревновательные мезоциклы характеризуются обилием упражнений, типичных для этапа соревнований, и нередко чередуются с другими типами мезоциклов.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы направлены на восстановление ресурсов организма и следуют после соревновательного периода. При этом объем и интенсивность тренировок минимизированы. Некоторые спортсмены используют это период для «работы над ошибками», однако пренебрежение отдыхом чревато ухудшением общих спортивных показателей.

Зачастую мезоциклы длятся 3-4 недели. Например, опытный 25-летний атлет может тренироваться по схеме 23/5 в рамках 28-дневного мезоцикла. Эта схема подразумевает 23 дня относительно тяжелых тренировок и 5 дней восстановления и незначительных нагрузок. Более взрослый и менее опытный спортсмен может выбрать схему 16/5 21-дневного мезоцикла, где он будет усердно тренироваться 16 дней и отдыхать следующие 5 дней. Однако если вы выбрали 28-дневный мезоцикл, но ощущаете постоянную усталость и дискомфорт, выберите более короткий цикл с увеличенным временем восстановления организма.

 

2. Периодизация спортивной подготовки волейболиста.

Учебно-тренировочный процесс в волейболе на протяжении всего года строится по определенным периодам, каждый из которых имеет специфическую цель, задачи, подбор средств, методы тренировки, динамику нагрузки и т. д. Волейболист и его тренер-преподаватель строят план тренировки в зависимости от индивидуальных качеств, подготовленности, возраста и т. д. Высокий уровень спортивных результатов требует от спортсмена больших тренировочных нагрузок. В этом можно легко убедиться, ознакомившись с некоторыми основными параметрами рекомендуемой тренировочной работы в волейболе. Известно, что спортивная форма не может сохраняться на высоком уровне в течение всего года, поэтому тренировочная нагрузка должна изменяться волнообразно, в зависимости от календаря спортивных соревнований, который определяет время достижения высшей спортивной формы. В тренировочном процессе чередуются три периода.

 1. Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих юных спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного – увеличивается. Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода – создание и развитие предпосылок приобретения спортивной формы. Главная предпосылка – повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннееразвитие физических качеств, а также увеличение объема двигательных навыков и умения. На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес упражнений по специальной подготовке. Основными средствами специальной подготовки являются специальноподготовительные упражнения. Соревновательные же упражнения в тренировке юных спортсменов, как правило, на общеподготовительном этапе не используются. Методы тренировки специализированны здесь меньше, чем на последующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые отличаются менее жесткими требованиями к организму занимающихся (игровому, равномерному, переменному). Основная направленность специально-подготовительного этапа – непосредственное становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки юных спортсменов, которые теперь направлены на развитие специальных физических качеств, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в волейболе. Помимо специально-подготовительных упражнений в тренировке юных спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения, правда, в ограниченном объеме.

 2. Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде – сохранение спортивной формы и на основе этого – реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специальноподготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в волейболе. Удельный вес средств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня разнообразных физических качеств, двигательных умений и навыков, активный отдых. В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный) для юных спортсменов в этом периоде следует организовывать больше разнообразных нешаблонных соревнований: эстафет, когда в команде бегут спортсмены всех возрастных групп; стартов на нетрадиционные дистанции и т. д.

 3. Переходный период. Главной задачей этого периода является активный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Следует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. Он применяется, прежде всего для быстрого и полного восстановления спортсменов.

 

3. Учебно-тематический план по волейболу на период мезоцикла.

 

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1. Вводный урок. Теория. Основы знаний: Правила поведения в спортзале, раздевалках при посещении секции волейбола Практика. Правила разминки, подвижные игры с волейбольными мячами, правила заключительной части занятия. 03. 06 03. 06
2. «История игры в волейбол». Перемещения и стойки волейболиста. 07. 06 07. 06
3. Основы знаний: Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в волейбол. Практика. Совершенствование в технике передвижений в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. 10. 06 10. 06
4. Техника передвижений. Передача мяча сверху двумя. Совершенствование в технике передачи мяча в парах на месте. Подвижная игра с волейбольным мячом. 14. 06 14. 06
5. Техническая подготовка. Теория. Основы знаний: Правила личной гигиены спортсмена. Подача мяча. Практика. Сочетание способов перемещений с остановками. Передача в стенку на месте (стоя, сидя – лицом). 17. 06 17. 06
6. Техническая подготовка. Совершенствование в технике передачи мяча в парах со сменой мест. Верхние подачи. Подвижные игры с волейбольным мячом. 21. 06 21. 06
7. Техническая подготовка. Теория. Основы знаний: Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики). Действия с мячом. Подача мяча. Практика. Сочетание способов перемещений с прыжками. 24. 06 24. 06
8. Техническая подготовка. Передача в стенку на месте (стоя, сидя – лицом) с изменением высоты передачи, расстояния от стены. Нижние подачи. Соревнования на точность попадания в зоны. Учебная игра в волейбол. 28. 06 28. 06
9. Техническая подготовка. Теория. Действия с мячом. Подача мяча. Практика. Сочетание способов перемещений с техническими приёмами. 01. 07 01. 07
10. Техническая подготовка. Верхняя прямая подача. Подачи подряд 5 (10) попыток. Учебная игра в волейбол. 05. 07 05. 07

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.