Слитные, раздельные и дефисные написания
Часть речи
| Слитно
| Через дефис
| Раздельно
| Имя существительное
| · С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео, теле, фото и т. п. мотокросс, фотосинтез;
искл. контр-адмирал).
· С соединительной гласной О или Е(землемер, ледокол).
· Без соединительной гласной с глагольной первой частью на и (вертихвостка, сорвиголова).
· Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение).
· С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с согласной, с первой частью ПОЛУ-
(полчаса, полвека, полукеды).
· Первая часть – числительное (в Род. п. ) (пятитомник).
| · Состоящие из двух слов без соединит. гласной (диван-кровать).
· С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион).
· Приложение – имя собственное
Москва-река, Иван-дурак
· Названия единиц измерения (киловатт-час).
· Названия промежуточных сторон света (юго-восток).
· Составные фамилии и географические названия
(Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк).
· С первой частью ПОЛ-
Ю - с заглавной буквы (пол-Оби)
Пол – Л -с л (пол-лимона)
Я- с гласной (пол-яблока)
|
· Приложение нариц. + имя собств.
старик крестьянин
волшебница зима
река Москва
дурак Иван
· Существительные с предлогом
с веток
| Имя прилагательное
|
· Образованные от сложных существительных (лесостепной).
· Первая часть – числительное в родительном падеже (четырёхэтажный).
· Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа).
| · Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный).
· Образованные из сочинительных словосочетаний, т. е. тех, в которых слова равноправны
шахматно-шашечный
от шахматы и шашки
· Обозначающие сложный цвет
ярко-синий
· Обозначающие качество с дополнительным оттенком
кисло-сладкий
|
· Сочетания наречия и прилагательного
(прямо противоположный).
| Часть речи
| Слитно
| Через дефис
| Раздельно
| Наречие
| · Оканчивающиеся на –УЮ с приставками В, НА, ЗА
(вплотную, зачастую).
· Образованные из предлога и местоим. (вовсю),
· из предлога и наречия (доныне),
· из предлога В и существительного ПОЛ
(вполсилы, искл. в пол-лица),
· сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо),
· из предлога с существительным со значением пространства и времени
(вниз, вглубь).
| · Наречия с приставкой
ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И
(по-доброму, по-дружески).
· Наречия с приставкой
В- (ВО-)и суффиксом –ЫХ (-ИХ)
(во-первых, в-пятых).
· Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть).
· Синонимические пары
(шито-крыто, подобру-поздорову).
| · Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку),
из сочетания предлога ПО и собирательного числительного
по двое
· Образованные из существительных на –АХ
в сердцах
· Сочетание наречия и краткого прилагательного
широко известно
| Местоимение
| ·
· В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ (некто, ничто).
| · Неопределенные местоимения
КОЕ-…..
……-ТО
……-ЛИБО
……-НИБУДЬ
кое-как, кто-нибудь
| · Местоимения с предлогом
предо мной, со мной…
· Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и местоимением есть предлог
кое у кого, не с кем
| Предлог
| · Ряд производных предлогов
· (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за),
· вместо, насчет (=О),
· несмотря на,
невзирая на (со значением уступки).
| ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД
| Ряд производных предлогов
в течение, в продолжение,
в заключение (со знач. времени),
по причине, в целях, в отличие
|
ОТВЕТ:
Вариант 1.
Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.
Вариант 2.
В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.
Вариант 3.
Необыкновенная композиция «Слова о полку Игореве», удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Каждый человек видит правду, жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру, моральным устоям, обстановке, в которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони, подчеркивая мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра Первого.
Вариант 1.
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.
Вариант 2.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 3.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
Не обыкновенная композиция «Слово о полку игореве» удивительные сравнения своеобразный певучий язык сведетельствуют о том что автор был литературно-одаренным человеком. Каждый человек видет правду жизненый идеал посвоему согласно своего характера, моральных устоев, обстановки, которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла убегающим кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвещенные историко психологической теме, является образ Петра первого.
Шкала оценивания своей работы:
8-9 баллов – «5»,
6-7 баллов – «4»,
4-5 баллов – «3».
|