|
|||
V. Постановка учебной задачи.. Просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=x41COo-1qeE. Анализ слов с вариантами морфем.. КомментарийV. Постановка учебной задачи. - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока. Мы продолжаем изучать морфемику и знакомиться с основными морфемами. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать варианты морфем, выделять морфемы в слове Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока - понять, какие существуют варианты морфем в русском языке Просмотрите видео https: //www. youtube. com/watch? v=x41COo-1qeE
Варианты морфем- это(алломорф) разновидность морфемы. Варианты морфемы, тождественные по значению и генетически родственные, различаются своим фонем ным составом. Выделяются: 1) варианты морфем, фонетически обусловленные, например: [дуп] — [дуб] а, [вос] — [воз] а; 2) варианты морфем, исторически обусловленные, например: бp-/бep-/бepь-/бop-/ бopь-|бup-|; ср. : брать — беру — берет — сбор — при сборе — собирать); 3) варианты морфем, морфологически обусловленные, например: -ой — -ою в окончании творительного падежа единственного числа существительных, прилагательных, числительных и местоимений женского рода. Анализ слов с вариантами морфем. Задание ( выполняется в тетрадях). Запишите предложение объясните знаки препинания, выпишите слова с вариантами морфем, подберите к ним слова с чередованием, обозначьте морфемы с чередованием.
Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку. Комментарий Налить — налью, воды — обезвоженный, в — во, поставить — поставлю, мороз — мороженое, разорвет — разбить, разорвет — разрыв. Обратим внимание, что чередование затрагивает и предлоги: в — во. Другие примеры с предлогами: с тобой — со мной, перед дверью — передо мной, из дома — изо льда, под водой — подо мной, над землей — надо лбом.
|
|||
|