Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Александр Александрович БЛОК



 

Дисциплина: Литература

Группа: 1ТОРА-21

Дата: 15. 02. 2022

Срок выполнения: до 18. 02. 2022

 

31. Лекция 29

 

Тема: «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Александр Александрович БЛОК

 

План:

1. Серебряный век. Направления в литературе.

2. Биография А. А. Блока.

3. Анализ творчества.

 

1. Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

 

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века: 1917 год; 1921 год; промежуток между 1920-1930 гг.

Литературные направления

В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.

Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.

Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.

Основные черты направления:

· исторически определенное общество, события, эпоха;

· приближенная к реальности жизнь показана в произведении;

· закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;

· литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;

· описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;

· развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

 

Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.

Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются: В. Брюсов; Ф. Сологуб; К. Бальмонт; З. Гиппиус; Д. Мережковский.

По прошествии некоторого времени к направлению присоединились «младосимволисты ». К числу последователей относились: А. Белый; В. Иванов; С. Соловьев; А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.

Основные признаки символизма:

· религия используется в качестве основной темы творчества;

· в роли главных героев выступают мученики и пророки;

· преимущество отдается представлению предметного мира по средствам символов, нежели конкретному изображению реальности и содержания;

· выдерживается некая дистанция между литературой и общественной или политической жизнью общества.

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами.

Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.

Основоположниками имажинизма являютсяА. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.

Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.

К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса.

Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести: О. Мандельштама; А. Ахматову; М. Кузмина; М. Зенкевича; В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма.

После акмеизма в русской поэзии наступило время следующего направления под названием футуризм. Жанр послужил началом некой революции, по итогам которой были разделены форма и содержание, отвергнута традиционная культура. «Искусство будущего» развивалось в такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.

Известные кубофутуристы: В. Хлебников; В. Маяковский; В. Каменский; А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как: И. Северянин; В. Шершеневич; Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:

· ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;

· авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;

· многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;

· уход от традиционного искусства;

· большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:

· возвеличивание собственного «я»;

· фанатичное поклонение войне и разрушениям;

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.

 2. Александр Александрович Блок (1880–1921 гг. ) – величайший поэт, классик русской литературы ХIХ–ХХ веков, драматург. Начал свой творческий путь с символизма, но после событий революции 1905–1907 в его стихотворениях стала преобладать социальная тематика. В отличие от многих поэтов, во время Октябрьской революции согласился сотрудничать с советской властью.

 

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сначала на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А. Н. Бекетов, известный русский ботаник.

Интересный факт в биографии Блока, первые стихи были написаны поэтом в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д. И. Менделеева – Любови Менделеевой. В неё также был очень влюблен Андрей Белый, на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году, впервые напечатаны авторские стихотворения, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о Прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдыхать в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия», в котором уже состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест», 1912 г. ), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие», 1907–1913 гг., цикл «Ямбы», 1907–1914 гг. ). Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г. )

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока, в стихотворениях, поэмах («Двенадцать», 1918 г. ), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

3. Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

Поэтические сборники Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы» — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили», — писал Блок.

Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений». Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

Вопросы и задания студентам:

1. Изучить материал лекции.

2. Сделать конспект по плану:

1) Раскрыть понятие «Серебряный век».

2) Направления Серебряного века.

 3. Ознакомиться с биографией и творчеством А. А. Блока.

 4. Посмотреть видео:

Серебряный век: https: //www. youtube. com/watch? v=lL6i4KnhCuY

Блок А. А.: https: //www. youtube. com/watch? v=Be01v9VJXz8

 

 4. Выполнить Самостоятельную работу № 13: Составить тестыпо биографии и творчеству Блока А. А. (не менее 10 вопросов)

 

Подробнее:

https: //obrazovaka. ru/alpha/b/blok-aleksandr-aleksandrovich-blok-aleksandr-aleksandrovich

https: //nacion. ru/478254a-aleksandr-aleksandrovich-blok-biografiya-i-tvorchestvo

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.