Классный час №1. Тема классного часа: «Этикет. Поведение в общественных местах»
Выполнил: Кошелев Н. А
Студент 11а группы
Преподаватель: Штыркина А. И
Классный час №1
Тема классного часа: «Этикет. Поведение в общественных местах»
Цель: способствование развитию этических норм поведения в обществе; воспитание культуры речи, а так же уважения к личности.
Задачи:
Воспитательная: учить употреблять различные словесные формы вежливости.
Жизненно-практическая: прививать детям этические нормы поведения.
Организационно-методическая: углубить знания детей о вежливости.
Этап
время
| Содержание деятельности
| Способы и средства взаимодействия
| Планируемые результаты
| Организационный
2-4 мин
| Здравствуйте ученики. Сегодня мне хотелось бы провести с вами классный час в форме беседы.
Но для начала предлагаю вам разделиться на 5 групп.
| Фронтальная форма работы.
Словесный метод: слово учителя
| Настроены на беседу.
| Мотивационные
3-7 мин
| На ваших столах лежат листочки со стихами, прочитайте их и догадайтесь чему посвящено наше занятие.
Стихи:
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему Кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками. (Правила поведения в транспорте)
В коридоре мы должны
Держаться правой стороны,
К тому же, я считаю лично,
Кричать в школе неприлично!
По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги! (Правила поведения в школе)
Заяц был в гостях у Мышки,
Разбросал повсюду книжки,
Разложил вокруг игрушки,
Скинул на пол все подушки,
За собою не убрал
И вприпрыжку убежал.
Так не надо поступать!
Захотите что-то взять,
Надо вежливыми быть,
Разрешения спросить.
Разрешат – тогда бери,
Книжки детские смотри.
А игрушками играй,
Но на место убирай! (Правила поведения в гостях).
Чтоб по улице гулять
Надо много правил знать,
Правила дают ответ
Где опасен путь, а где нет. (Правила поведения на улице)
Дети читают стихи по очереди и делают вывод, что классный час посвящен правилам поведения в общественных местах.
| Фронтальная форма работы.
Словесный метод:
Диалогическое взаимодействие;
Художественное слово.
| Эмоционально настраиваются на беседу.
Умеют определять тему классного часа.
Умеют планировать и регулировать свою деятельность.
| Основной
15-25 мин
1 воспитательная ситуация
2 воспитательная ситуация
n... воспитательная ситуация
| - Что мы называем общественными местами?
- Почему именно в этих местах есть определённые правила поведения?
В общественных местах бывает не мало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом и соблюдать определённые правила так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим.
Сейчас каждый из вас решит тест по решению этических задач, а в конце урока, когда вы всё послушаете, вы сравните свои ответы и убедитесь, что вы ещё не всё знаете о правилах поведения в общественных местах и в дальнейшем постараетесь их соблюдать.
1) Как нужно обращаться к взрослому человеку?
А. На «ты»;
Б. на «вы»;
В. на «вы» и по имени и отчеству;
Г. на «ты» по имени.
2) 9. К какой категории относятся слова «типа», «ну», «короче»?
А. Волшебные слова;
Б. слова-паразиты;
В. слова на каждый день;
Г. любимые слова.
3) Какого человека называют ухоженным?
А. Чисто одетого;
Б. опрятного;
В. все перечисленное;
Г. ничего из перечисленного.
4) Какой должна быть одежда для школы?
А. Чистой;
Б. аккуратной;
В. удобной;
Г. практичной;
Д. все перечисленное;
Е. ничего из перечисленного.
5) В библиотеку нельзя приносить:
А. еду;
Б. напитки;
В. домашних животных;
Г. все перечисленное;
Д. ничего из перечисленного.
6) В музее нельзя:
слушать экскурсовода;
а. трогать экспонаты руками;
б. убегать от группы;
в. перебивать экскурсовода.
7) Что можно делать на выставке?
А. Бегать от одного экспоната к другому;
Б. брать в руки все, что захочется;
В. кричать на весь зал, что выставка вам нравится;
Г. все перечисленное;
Д. ничего из перечисленного.
8) Во время спектакля нельзя:
А. шуршать пакетами;
Б. разговаривать;
В. отвлекать других зрителей;
Г. все из перечисленного;
Д. ничего из перечисленного.
9) В буфете нужно:
А. расталкивать всех перед витриной;
Б. занять место за столом, а потом идти к кассе;
В. на свободные места ставить пакеты;
Г. перекусить и освободить место.
10) Перед выходом на улицу нужно:
А. посмотреть на себя в зеркало;
Б. привести себя в порядок;
В. причесаться;
Г. проверить чистоту одежды.
- Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаёмся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Находясь в обществе вам приходится выполнять правила общения и вежливости. Какие?
Дети предлагают варианты.
Стихотворение Э Мошковской «Вежливое слово» Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово! А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил: Мне, жене и дочке, Во втором рядочке Дайте лучшие места. Вот моё ПОЖАЛУЙСТА! Говорит дворовый Пёс: Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОРОВО – вежливое слово. Вдруг ворвался косолапый. Отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого… - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет… Косолапый зарыдал И ушёл он со слезами, И пришёл к лохматой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то… Вот уже второй звонок1 Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе… - До свиданья! Здравствуйте! Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари! И кассир даёт билеты – Не один, а целых три! - За какие слова кассир давала билеты? - Чему учит вас это стихотворение? - Зачем нам надо быть вежливыми в общественных местах? - К чему приводит иногда ваша невежливость?
- Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам так часто встречаются во время спектакля, киносеанса и т. д. Вы должны обсудить как вам поступить в этой ситуации и объяснить почему вы так решили? 1 ситуация: Спектакль или фильм уже длится целый час. Вы очень хотите есть. У вас в кармане конфеты, а у товарища есть семечки. Что вы сделаете? 2 ситуация. Вы опоздали не по своей вине. Спектакль уже начался. Вы вошли в зал после звонка. Как вы поступите? Как вы пройдёте к своему месту? 3 ситуация Актёры не прочитали ещё последние слова, ещё не закрылся занавес, не зажёгся свет. Вы вспомнили, что около гардероба сейчас будет целая толпа народа, а вам нужно быстро уйти из театра. Как вы поступите? 4 ситуация Вы смотрите спектакль. Он вам очень нравится. Герои спектакля играют прекрасно, как будто это на самом деле. Вы начинаете делится своими впечатлениями со своими соседями. Правильно ли вы поступаете? Как быть вам иначе? 5 ситуация Вы смотрите кино или спектакль. Вам очень захотелось в туалет. Как вы поступите в такой ситуации? Как быть иначе?
- Каждому из вас я сейчас памятки о поведении в театре и на концерте, в кинотеатре.
ПАМЯТКА
Правила поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.
1. Приведи себя в порядок.
2. Рассчитай время: в кино – сними шапку, в театре – разденься в гардеробе и получи номерок.
3. Не сори, не бегай в фойе.
4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.
5. Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
6. Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.
7. Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.
Ребята, а бывали ли вы когда –нибудь в музеях? Зачем они нужны?
– Какие правила вы выполняете, находясь в музее?
- Почему нельзя громко разговаривать?
- Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?
- Почему нельзя трогать руками экспонаты?
- К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?
А что не забыть эти правила я дам вам еще одну памятку.
ПАМЯТКА
1. Сдерживай свои эмоции(восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.
2. Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай свой вопрос.
3. Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.
- Сейчас каждая группа получит задание-ситуацию, которые часто встречаются в вашей жизни. Какие вы сделаете выводы из прочитанного и что предложите другим.
Задание 1.
В музее.
Класс идёт на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло., ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них только сделал замечание, но ребята на это никак не отреагировали. А когда пришли в класс и учитель на уроке истории спросил, что они видели в музее и как это можно связать с сегодняшней темой, многие не могли ничего ответить.
- Проанализируйте поведение детей во время экскурсии.
- Что ваша группа предложит нашим ребятам из класса? Какие правила им напомнит?
Задание 2.
После спектакля.
Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля; толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься? ». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.
- Кто из ребят вёл себя правильно, а кто нет?
- Что значит вежливо и деликатно вести себя?
- Как бы поступили вы в этой ситуации?
Задание 3
В цирке.
В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал очень рано, почистил костюм, пальто, ботинки. Быстро позавтракал и пошёл в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступление гимнастов.
Витина мама и его сестрёнка Маша остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели зрителей. А среди них Витю. Маша закричала: «Мама, смотри Витя! » А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Её сын сидел, болтал ногами, ел мороженое, которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть. И молча вышла из комнаты.
- Что хотел сказать автор?
- Почему маме стало стыдно?
- Какие правила этикета нужно соблюдать в цирке?
Задание 4
В кино.
Ребята всем классом пошли смотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много людей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся её потерять. А Зина не видела, что происходит на экране и всё время спрашивала соседку Лиду.
Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось очень смешно.
- Было ли смешно другим детям в зале?
- Найдите нарушение правил этикета в общественных местах в этой ситуации?
| Практический:
Работа в группах.
Решение теста.
Решение ситуаций.
Словесный: диалогическое взаимодействие.
| Дети грамотно формулируют ответы на вопросы. Умеют работать в группах. Умеют отстаивать свою точку зрения. Дети ознакомлены с правилами этикета и нормами поведения.
| Заключительный
3-5 мин
| - Что мы с вами сегодня рассматривали на уроке и для чего?
- Какие знания получили?
- Каким умениям учились?
| Словесный: диалогическое взаимодействие.
| Дети углубили знания о вежливости и готовы применять их в жизни.
|
|