|
|||
15.05. 3 год обучения (2-3 класс)15. 05. 3 год обучения (2-3 класс) Тема занятия: Дымковская игрушка
Цель: Познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества. Развить интерес и любовь детей к народной игрушке.
Задачи: Научить лепить из целого куска глины (пластилина), привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек. Научить выполнять роспись в традициях дымковских игрушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
Оборудование: Для учащихся: глина пли пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
План занятия 1. Вводная беседа. 10-15 мин. 2. Объяснение последовательности лепки игрушки по наглядному пособию (или процесс лепки показывает учитель). 5-7 мин. 3. Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки. 15-20 мин. 4. Подведение итогов. 3-5 мин.
Ход занятия. 1. Вводная беседа. Вступительная беседа может строиться примерно так. Ребята, у вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха... Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них — дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Демонстрируют дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! В. Фофанов
(Слайд или фото «Деревня Дымково»).
Дым идет из труб столбом Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. (Народное творчество)
В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушка? Давайте посмотрим. Демонстрируют игрушки, слайды или иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барыня», «Конь» и др. У этого оленя — золотые рога.
Через горные отроги Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий, Мчится глиняный олень, (Народное творчество)
Краше всех индюк; хвост, что букет цветов или яркое солнышко.
Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок. Да алеет гребешок. (Народное творчество)
Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд. (Народное творчество)
Даже кони приобрели яркий наряд.
Наши предки очень любили изображать фигуру коня. Конь для них был символом солнца, оберегом-защитой от злых сил. Ребята давайте с вами слепим коня, поставим фигурку в комнате на видном месте так, чтобы голова коня не была повернута к двери или окну. И тогда в твоем доме всегда будет мир и счастье. Таково народное поверье.
Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. (Народное творчество)
Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. ) Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой. ) А знаете почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаше всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия. - Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (Дети отвечают. ) Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Дети называют цвета. ) Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др. ) Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза (слайд или таблица «Последовательность лепки дымковской игрушки»). Первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые, яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них — это свистульки. Демонстрируют их.
Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка — Родился в веселый час Вятский праздник — «Свистопляска». Город весь пустился в пляс! (Народное творчество)
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
Барашек-свисток, левый рог — завиток, Правый рог — завиток, на груди — цветок. (Народное творчество)
|
|||
|