|
|||
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.Эпиграф к уроку: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве» Н. Бердяев
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: 1) сформировать представление о языке как о развивающемся явлении; 2) учить видеть связь между жизнью общества и языком, носителем которого оно является; 3) сообщить учащимся сведения об иноязычных словах и причинах их заимствования; 4) рассказать об основных этапах заимствования русским языком иноязычных слов; 5) выяснить, почему именно лексический уровень языка чутко реагирует на изменения в общественной жизни страны; 6) показать роль и место англицизмов в русском языке; 7) сформировать потребности и навыки работы со словарем, позитивное отношение к исследовательской работе; 8) представить развитие языка как целостный исторический процесс. 2. Развивающие: 1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др. ); 2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), письма (фиксирования учебного материала); 3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др. ); 4) развивать творческие способности; 5) обогатить языковое мышление учащихся. 3. Воспитывающие: 1) воспитывать эстетическое, бережное отношение к слову; 2) воспитывать интерес учащихся к родному языку, а также к иностранному; 3) воспитывать интерес к предмету.
https: //cloud. mail. ru/public/455R/tnW88yaH8
Ход урока: I. Организационный момент. Слово учителя. «Именно в языке полнейшим образом – и притом в осмыслении самого народа – отпечатлеваются все этапы истории этого народа от отдаленнейших времен, все ступени, по которым направлялось движение его культуры», – говорил академик С. Обнорский. Действительно, в русском языке, как и в любом другом языке мира, отражаются все изменения в жизни его носителя, т. е. народа, в том числе и многообразные связи русских с различными народами Запада и Востока. Следовательно, язык – явление социальное, любое изменение, происходящее в обществе, естественно, отражается и на языковых процессах. Самым подвижным пластом языка является лексика, именно она наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии – появляются новые слова, их обозначающие, исчезают реалии – исчезают и слова (названия реалий). Поэтому в современном русском языке можно обнаружить заимствования не только из старославянского языка, но и из целой группы неславянских языков.
|
|||
|