|
||||
О внесении изменений в Стратегию противодействия
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О внесении изменений в Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года № Пр-2753
1. Внести в Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года № Пр-2753, следующие изменения: 1) в пункте 1 слова «от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» заменить словами «от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 2) пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: а) « идеология насилия » – система общественных теорий, взглядов б) «радикализм» – крайняя, бескомпромиссная приверженность идеологии насилия, направленная на решительное, коренное изменение основ конституционного строя, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; в) «экстремистская идеология» – система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов; г) «проявления экстремизма (экстремистские проявления)» – общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды д) «сепаратистские проявления (сепаратизм)» – одна е) «пропаганда экстремизма» – выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической или экстремистской деятельности; ж) «противодействие экстремизму» – деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также з) «субъекты противодействия экстремизму» – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица. »; 3) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека 4) пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. На современном этапе наблюдается тенденция дальнейшей радикализации отдельных групп населения и обострения внешних К внешним угрозам относятся поддержка и стимулирование рядом государств, в том числе через иностранные или международные неправительственные организации, деструктивной деятельности
К внутренним угрозам относятся попытки радикальных общественных, религиозных, национальных и иных объединений, некоммерческих организаций, отдельных лиц использовать для реализации своих целей экстремистские и террористические формы и методы деятельности, а также распространять идеологию насилия, направленную на склонение, вербовку или иное вовлечение российских граждан 5) пункт 8 изложить в следующей редакции: «8. Экстремизм распространяется за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется как средство для нарушения территориальной целостности своих геополитических противников или развязывания в этих странах гражданских войн, а также при реализации сценариев «цветных революций». »; 6) в пункте 9 слово «Серьезную» заменить словом «Реальную»; 7) пункт 10 изложить в следующей редакции: «10. Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако они способны вызвать повышенный общественный резонанс и дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки как в отдельном регионе, так и в стране в целом. »; 8) пункт 11 изложить в следующей редакции: «11. Наиболее опасные виды экстремизма проявляются 9) пункт 13 изложить в следующей редакции: «13. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается 10) в пункте 15 после слова «угрожает» добавить слова «государственной и», слова «идеологии экстремизма» заменить на слова «экстремистской идеологии»; 11) пункт 16 изложить в следующей редакции: «16. Одним из основных способов дестабилизации 12) дополнить пунктом 16. 1 следующего содержания: «16. 1 Участились случаи вовлечения в ряды экстремистских структур несовершеннолетних лиц, поскольку последние не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и в ряде случаев 13) дополнить пунктом 17. 1 следующего содержания: «17. 1 Сохраняющиеся очаги терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма, прежде всего 14) пункт 18 изложить в следующей редакции: «18. Тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных религиозных течений, выпускников зарубежных теологических центров, проповедующих исключительность таких религиозных течений и насильственные методы 15) в пункте 19 слово «Серьезную» заменить словом «Особую», после слова «ислама, » добавить слова «в том числе», исключить слова 16) пункт 20 изложить в следующей редакции: «20. Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является неблагоприятная миграционная ситуация в отдельных субъектах, территориях, населенных пунктах страны, которая приводит к дестабилизации рынка труда, социально-экономической обстановки, вносит дисгармонию в систему межнациональных и межрелигиозных отношений. »; 17) пункт 21 изложить в следующей редакции: «21. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности. Серьезную опасность представляет распространение радикализма 18) дополнить пунктом 21. 1 следующего содержания: «21. 1 Специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь, в целях разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране. »; 19) пункт 22 изложить в следующей редакции: «22. Дестабилизирующее влияние на ситуацию оказывает деятельность отдельных зарубежных организаций и подконтрольных 20) в подпункте «г» пункта 26 слова «идеология экстремизма» заменить словами «экстремистской идеологии; »; 21) пункт 27 изложить в следующей редакции: «27. Основные направления государственной политики а) в сфере законодательной деятельности: обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; проведение систематического мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; совершенствование законодательства Российской Федерации совершенствование механизма противодействия деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций; принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов; принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национальных, социально-культурных, конфессиональных и региональных факторов; б) в сфере правоохранительной деятельности: координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии; реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов совершенствование процедуры проведения экспертных исследований материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского и террористического характера; обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских и террористических организаций; выявление и устранение источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности; в) в сфере государственной национальной политики: проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, реализация мер правового и информационного характера обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России; разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества мотивирование граждан к информированию государственных органов о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий; предотвращение любых форм дискриминации по признаку политической, идеологической, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; распространение в обществе установок о неприятии, недопущении пропаганды и оправдания идей экстремизма, ксенофобии, национальной выявление способов оказания психологического воздействия, г) в сфере государственной миграционной политики: совершенствование миграционной политики государства в части, касающейся привлечения иностранных работников и определения потребности в иностранной рабочей силе; обеспечение слаженной, скоординированной, согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленной на недопущение формирования неблагоприятной миграционной ситуации; противодействие незаконной миграции, профилактика, выявление совершенствование программ социальной и культурной адаптации противодействие формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан по признаку социального, культурного, расового, национального или религиозного отличия, а также их пространственной сегрегации; привлечение к деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления институтов гражданского общества при соблюдении принципа невмешательства; всестороннее освещение принимаемых мер по реализации государственной миграционной политики на федеральном, региональном развитие информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным; д) в сфере государственной информационной политики: осуществление мониторинга средств массовой информации совершенствование процедуры ограничения доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, распространяющим экстремистскую и террористическую идеологию; создание специализированного информационного банка данных экстремистских материалов; решение вопроса о возможности введения внесудебной блокировки информационных ресурсов, содержащих материалы, обосновывающие принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов сети «Интернет»в целях сохранения традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального и межконфессионального согласия, а также приобщения молодежи к традиционным для российской культуры духовным, нравственным и патриотическим ценностям; способствование заключению соглашений, направленных проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии; подготовка и размещение в средствах массовой информации, координация осуществления мер информационного противодействия распространению экстремистской идеологии в сети «Интернет» информирование граждан о работе субъектов профилактики повышение эффективности работы правоохранительных органов создание и эффективное использование специализированных информационных систем в целях обеспечения правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; е) в сфере образования и государственной молодежной политики: включение в региональные и муниципальные программы организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей; проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной включение в учебные планы, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей, формирование у детей и молодежи повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов; проведение социологических исследований социальной обстановки повышение престижности образования, полученного в российских религиозных образовательных организациях, а также осуществление мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях; включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности журналистика образовательных программ усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по воспитанию взаимодействие с молодежными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и отдельными гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях; проведение мероприятий, направленных на своевременное выявление фактов радикализации несовершеннолетних и реагирование продолжение совершенствования системы исламского образования ж) в сфере государственной культурной политики: формирование в Российской Федерации межконфессионального включение в программы подготовки работников культуры изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации; содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации; государственная поддержка создания продукции средств массовой информации и художественных произведений, направленных з) в сфере международного сотрудничества: укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму; развитие международного, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии; совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму; продвижение в двусторонних и многосторонних форматах российских инициатив по вопросам противодействия экстремистской деятельности, в том числе осуществляемой с использованием сети «Интернет»; заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму выстраивание международного сотрудничества по противодействию экстремизму на основе строгого соблюдения основных принципов и норм международного права, включая принцип суверенного равенства государств; недопущение использования международного сотрудничества укрепление ведущей роли государств и их компетентных органов участие в сотрудничестве на международных площадках по обмену передовым опытом в области противодействия экстремизму, а также организация взаимодействия компетентных органов в рамках реализации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества и) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества: вовлечение и государственная поддержка институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, в том числе ветеранских привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи, профилактику социально опасных форм поведения граждан и содействие духовно-нравственному развитию личности; участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений; оказание содействия средствам массовой информации 22) наименование раздела IV изложить в следующей редакции: «IV. Инструменты и механизмы реализации настоящей Стратегии»; 23) дополнить пунктом 27. 1 следующего содержания: «27. 1 Инструментами реализации Стратегии являются: а) законодательство Российской Федерации; б) документы стратегического планирования, разработанные в) государственные программы, связанные с отдельными направлениями противодействия экстремизму; »; 24) дополнить пунктом 28. 1 следующего содержания: «28. 1 Реализацию настоящей Стратегии осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. »; 25) дополнить пунктами 30. 1 и 30. 2 следующего содержания: «30. 1 Эффективность реализации настоящей Стратегии обеспечивается согласованной деятельностью государственных органов 30. 2 Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации 26) дополнить разделом V следующего содержания: «V. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии 35. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются: а) динамика изменений количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, по годам; б) динамика изменений количества выявленных лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, по годам; в) динамика изменений количества административных правонарушений экстремистской направленности, по годам; г) динамика изменений количества выявленных лиц, совершивших административные правонарушения экстремистской направленности, д) доля преступлений насильственного характера в общем количестве экстремистских преступлений (в процентах); е) количество интернет-ресурсов, содержащих материалы экстремистской и террористической направленности, доступ к которым был ограничен на территории Российской Федерации (или с которых такая запрещенная информация была удалена). »; 36. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации. »; 27) дополнить разделом VI следующего содержания: «VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии. 37. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии: а) снижение уровня экстремистских угроз в Российской Федерации; б) снижение уровня преступлений насильственного характера в) недопущение распространения экстремистских материалов г) повышение уровня координации субъектов противодействия экстремизму; д) активное участие институтов гражданского общества е) создание в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистским проявлениям; ж) повышение уровня защищенности граждан и общества 38. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации. ». 2. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить корректировку Плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года; б) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В. Путин
|
||||
|