Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критический реализм во французском искусстве. Оноре Домье



Критический реализм во французском искусстве. Оноре Домье

Оноре Домье(1808—1879) - французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.

Его острое, отточенное искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, и прежде всего сатирической графики и карикатуры.

Но, Домье не только разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство и взяточничество, всю гнилость существующего буржуазного строя, он дал образ положительного героя — рабочего, сознательного борца за свои классовые интересы.

В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа, изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции.

За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению.

Но ни штрафы, ни тюрьма не сломили французского художника, который продолжал отстаивать республиканские идеи.

 

Домье — блестящий рисовальщик. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий «Законодательное чрево» (1834). Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ.

 

Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. И здесь художник разоблачает взаимный обман, надувательство, лицемерие, фальшивую частную и общественную мораль буржуазного общества.

 

После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Он создавал множество полных иронии и занимательности карикатур на бытовые темы, клеймил эгоизм и духовное убожество буржуа, корысть и стяжательство, косность и лицемерие, трусость и тщеславие. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей ( серия «Люди юстиции», 1845).

Иногда в сатирические рисунки Домье проникают ноты лиризма, поэтичности в изображении природы.

Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». От пластического рисунка, выявляющего объемы, художник переходит к линейной манере, живо набрасывая не только персонажи переднего плана, но и обстановку интерьера или пейзанка, в которой развертывается действие.

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).

Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.