Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сихарулидзе К.. Мифологические представления кавказцев о мироустройстве и о божествах



Сихарулидзе К.

Грузия

Мифологические представления кавказцев о мироустройстве и о божествах

Представления кавказцев о мироустройстве менялись на протяжении долгого времени, так

как они основывались на их эмпирическом знании и уровне развития мышления. В творчестве

народов мира находим многообразные варианты создания мира, но в кавказской мифологии нет

космогонического мифа, в котором бы рассказывалось, как строилась Вселенная, какие силы

включились в ее создание. Все, о чем рассказывают кавказцы, происходит в уже созданном мире.

Хотя встречаются единичные тексты явно книжного происхождения, которые не смогли стать ор-

ганичной частью устного народного творчества. Можно сказать, что отсутствие космогонических

мифов является особенностью кавказского фольклора.

Несмотря на то, что в кавказской мифологии нет космогонических мифов, в религиозно-

мифологической картине просматриваются представления о мироустройстве. Самой ранней и про-

стой формой организации пространства является деление его на внутреннюю и внешнюю части.

Расселение семьи или большей социальной группы на определенной территории располагало че-

ловека к осмыслению мира как состоящего из противоположных частей. Наряду с уже освоен-

ной, «прирученной» землей (поселком) существовало находящееся вне ее пространство, которое

хранило в себе много тайн и опасностей. Аналогичным горизонтальному расположению поселе-

ния представлялось человеку строение Вселенной, которая делилась на здешний и потусторон-

ний миры. Видимо, именно горизонтальность делала доступным сообщение между частями мира,

и люди могли перемещаться в них. В кавказском фольклоре мы находим героев, которые путе-

шествуют в потустороннем мире, а также в определенных ритуалах вместе с живыми участвуют

усопшие. Из-за недостаточного материала трудно определить, как представлялась человеку грани-

ца между пространствами, существовали ли понятия «порог» и «врата», которые встречаются на

более высоком уровне религиозного мышления.

Позднее сформировалось представление о вертикальной (в основном трехчастной) структу-

ре мира с соответствующими цветами (белый, красный, черный     ). С тех пор потусторонняя часть

переместилась в нижнюю часть вертикали, превратилась в загробный мир и, соответственно, от-

туда никто не возвращался.

На протяжении долгого времени кавказцы создавали пантеон своих божеств, но сегодняш-

ний день многое утеряно. В большинстве случаев остались названия и упоминание их функций.

Во главе чеченского и ингушского пантеона стоял Дяла (это слово обозначает «бог» и имеет обще-

кавказскую основу), в Дагестане – Зал, а в Адыгее – Тха (Тхашхо). К сожалению, не сохрани-

лись мифы, в которых рассказывалось об этих богах, поэтому трудно сказать, как выражалась их

главенствующая роль, какими были отношения с другими божествами. На основе фольклорно-

этнографического материала можно сказать, что нижестоящие божества являлись посредниками

между людьми и высшими богами.

Среди божеств особое место занимал Громовержец. Как признаки, так и ритуалы этого бо-

жества характеризуются общими чертами в разных регионах Кавказа. Особое почтение к богу гро-

ма и молнии свидетельствует, что на определенном этапе существования кавказской религиозной

системы он являлся высшим божеством пантеона.

Общекавказским мифологическим образом вырисовывается также Мать вьюги – женское

божество, которое чеченцы и ингуши звали Дардза-Нянилг, а ногайцы – Обер-курткой (волшебной

старушкой). В ряд этих образов становятся и прикованные к кавказским горам Рокапи и Тартарози

– персонажи грузинских преданий.

Божества древнейших кавказских религиозных систем олицетворяли землю и природу. Есте-

ственно, в ранний период не было культовых сооружений. Поэтому служение совершалось под от-

крытым небом (за исключением культа очага), в том числе и в форме хождения по дворам.

Характерно, что эта древнейшая ритуальная практика настолько укоренилась здесь, что в

условиях развитых религий, когда божества уже имели молельни и служителей культа, все же

большинство ритуалов проводились на лоне природы, под открытым небом.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.