![]()
|
|||
Сихарулидзе К.. Мифологические представления кавказцев о мироустройстве и о божествахСихарулидзе К. Грузия Мифологические представления кавказцев о мироустройстве и о божествах Представления кавказцев о мироустройстве менялись на протяжении долгого времени, так как они основывались на их эмпирическом знании и уровне развития мышления. В творчестве народов мира находим многообразные варианты создания мира, но в кавказской мифологии нет космогонического мифа, в котором бы рассказывалось, как строилась Вселенная, какие силы включились в ее создание. Все, о чем рассказывают кавказцы, происходит в уже созданном мире. Хотя встречаются единичные тексты явно книжного происхождения, которые не смогли стать ор- ганичной частью устного народного творчества. Можно сказать, что отсутствие космогонических мифов является особенностью кавказского фольклора. Несмотря на то, что в кавказской мифологии нет космогонических мифов, в религиозно- мифологической картине просматриваются представления о мироустройстве. Самой ранней и про- стой формой организации пространства является деление его на внутреннюю и внешнюю части. Расселение семьи или большей социальной группы на определенной территории располагало че- ловека к осмыслению мира как состоящего из противоположных частей. Наряду с уже освоен- ной, «прирученной» землей (поселком) существовало находящееся вне ее пространство, которое хранило в себе много тайн и опасностей. Аналогичным горизонтальному расположению поселе- ния представлялось человеку строение Вселенной, которая делилась на здешний и потусторон- ний миры. Видимо, именно горизонтальность делала доступным сообщение между частями мира, и люди могли перемещаться в них. В кавказском фольклоре мы находим героев, которые путе- шествуют в потустороннем мире, а также в определенных ритуалах вместе с живыми участвуют усопшие. Из-за недостаточного материала трудно определить, как представлялась человеку грани- ца между пространствами, существовали ли понятия «порог» и «врата», которые встречаются на более высоком уровне религиозного мышления. Позднее сформировалось представление о вертикальной (в основном трехчастной) структу- ре мира с соответствующими цветами (белый, красный, черный ). С тех пор потусторонняя часть переместилась в нижнюю часть вертикали, превратилась в загробный мир и, соответственно, от- туда никто не возвращался. На протяжении долгого времени кавказцы создавали пантеон своих божеств, но сегодняш- ний день многое утеряно. В большинстве случаев остались названия и упоминание их функций. Во главе чеченского и ингушского пантеона стоял Дяла (это слово обозначает «бог» и имеет обще- кавказскую основу), в Дагестане – Зал, а в Адыгее – Тха (Тхашхо). К сожалению, не сохрани- лись мифы, в которых рассказывалось об этих богах, поэтому трудно сказать, как выражалась их главенствующая роль, какими были отношения с другими божествами. На основе фольклорно- этнографического материала можно сказать, что нижестоящие божества являлись посредниками между людьми и высшими богами. Среди божеств особое место занимал Громовержец. Как признаки, так и ритуалы этого бо- жества характеризуются общими чертами в разных регионах Кавказа. Особое почтение к богу гро- ма и молнии свидетельствует, что на определенном этапе существования кавказской религиозной системы он являлся высшим божеством пантеона. Общекавказским мифологическим образом вырисовывается также Мать вьюги – женское божество, которое чеченцы и ингуши звали Дардза-Нянилг, а ногайцы – Обер-курткой (волшебной старушкой). В ряд этих образов становятся и прикованные к кавказским горам Рокапи и Тартарози – персонажи грузинских преданий. Божества древнейших кавказских религиозных систем олицетворяли землю и природу. Есте- ственно, в ранний период не было культовых сооружений. Поэтому служение совершалось под от- крытым небом (за исключением культа очага), в том числе и в форме хождения по дворам. Характерно, что эта древнейшая ритуальная практика настолько укоренилась здесь, что в условиях развитых религий, когда божества уже имели молельни и служителей культа, все же большинство ритуалов проводились на лоне природы, под открытым небом.
|
|||
|