|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие по составлению технологической планировки общетоварного склада площадью 5 тыс. кв. м
Цель — составить технологические планировки общетоварных складов площадью 5 тыс. кв. м с учетом рационального расположения всех видов складских помещений (складских зон), обеспечивающих наиболее эффективное выполнение складских операций. Методические указания Технологические планировки общетоварных складов выполняются на миллиметровой бумаге в масштабе 1: 400 для склада площадью 5 тыс. кв. м. Для выполнения практического задания студенты выполняют технологическую планировку склада площадью 5 тыс. кв. м. При выполнении технологических планировок рекомендуется использовать типовые проекты оптовых торговых баз соответствующей складской площади и принятые проектные обозначения. Выполненные планировки складов должны иметь правильные названия, обозначения и экспликации (наименования складских помещений с указанием их складской площади). При выполнении практического задания следует иметь в виду, что площади хранения товаров располагаются, как правило, по длине складского здания. Они должны быть непосредственно связаны с площадью для приемки и отпуска товаров. Помещения для приемки, распаковки, подсортировки, фасовки располагаются в непосредственной близости к местам хранения соответствующих товаров. Экспедиции по отпуску товаров должны непосредственно примыкать к пунктам загрузки транспортных средств. Административно-бытовые помещения следует размещать отдельно от операционных. Это требование обусловливается, в частности, необходимостью устранения ненужных посещений клиентами базы операционных складских помещений. В связи с этим контору склада и бытовые помещения рекомендуется располагать в торце складского здания. Контора склада должна иметь выход на рампу. Условия и исходные данные Проектируемый склад представляет собой одноэтажное здание прямоугольной формы. Ширина и длина складского здания определяются размером складской площади и требованиями обеспечения достаточного погрузочно-разгрузоч-ного фронта. Отношение ширины к длине в общетоварных складах составляет: 1: 2; 1: 2, 5; 1: 3; 1: 1, 5. Погрузочно-разгрузочные платформы, или рампы, предназначены для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Необходимая длина погрузочно-разгрузочного фронта определяется исходя из грузооборота склада и количества одновременно подаваемых к складу транспортных средств (вагонов, автомобилей). Максимальное количество одновременно подаваемых к складу площадью 5000 кв. м железнодорожных вагонов составляет б вагонов — 10. Длина одного вагона равна примерно 8 м, автомобиля — 4 м, расстояние между транспортными средствами — 2 м. Ширина железнодорожной рампы; — до б м, автомобильной —: до 4 м, что обеспечивает свободное движение подъемно-транспортных механизмов. Тележки и другие транспортные средства въезжают на рампу по наклонным плоскостям — пандусам. По фронту складского здания устраивают двери, выходящие на рампу. Для свободного проезда транспортных средств двери, как правило, делают раздвижными, шириной 2, 5—3 м, высотой не менее 3 м. Внутренняя планировка и расположение складских помещений (зон) должны обеспечивать рациональную организацию технологического процесса внутрискладского товародвижения. Весь складской технологический процесс включает, как правило, следующие операции: ♦ разгрузку транспортных средств; ♦ приемку поступивших товаров; ♦ распаковку; ♦ хранение товаров в таре (в штабелях); ♦ хранение товаров в распакованном виде (на стеллажах); ♦ упаковку; ♦ фасовку; ♦ экспедиционные операции; ♦ погрузку. Для выполнения указанных операций на складе должны быть выделены специальные помещения (зоны): 1) площадь хранения, включающая площадь, непосредственно занятую под хранимыми товарами, и площадь проходов (проездов). Размеры этой площади составляют от 60 до 70% общей площади складов. В составе этой площади при разработке технологического проекта необходимо предусмотреть складские секции (камеры) для хранения продовольственных товаров, холодильные камеры, секции для промышленных товаров, культтоваров, хозяйственных товаров и электротоваров с расчетом необходимой складской площади для каждой секции; 2) площадь приемки и отпуска товаров (экспедиционная), включающая площадь погрузочно-разгрузочных рамп (до 5—7% общей складской площади); 3) площадь для обработки и подготовки товаров к отпуску (распаковочная, упаковочная, фасовочная, подсортировочная — до 10% общей площади склада). Если помещения для распаковки, упаковки, фасовки проектируются отдельно от камер хранения, то их площадь может рассчитываться исходя из количества работающих в них (от 5 до 8 кв. м на человека); 4) административно-бытовые и служебные помещения (кабинет директора, контора, зал товарных образцов, столовая, буфет, санитарные узлы, гардероб и др. ) — до 10% общей площади. Конторские и бытовые помещения рассчитывают по нормам проектирования исходя из количества работающих. Например, площадь конторы склада при штате до 3 работников принимается из расчета по 5 кв. м на каждого человека, при штате от 3 до 5 работников — по 4 кв. м, более 5 — по 3, 5 кв. м и т. д.; 5) помещения технологического обслуживания (машинные отделения холодильников, кладовые хозяйственных материалов, ремонтные мастерские, котельные) составляют до 5% общей складской площади. Данные для расчета необходимой складской площади камер хранения (секций) общетоварного склада площадью 5 тыс. кв. м приведены в табл. Расчет складской площади секций склада площадью 5 тыс. кв. м*
* Для склада площадью 10 тыс. кв. м проектируемые нормативы товарного запаса удваиваются. ** Для холодильных камер приводится средняя стоимость (руб. ) 1 т грузов, подлежащих хранению в охлаждаемых помещениях. Располагая данными о нормативах товарных запасов и (укладки (размещения) товаров в стоимостном выражении на 1 кв. м площади склада, необходимая площадь для хранения товаров (или емкость в тоннах) может быть определена по следующей формуле: где Пх - необходимая площадь хранения; Нз - норматив запаса по данному товару; Ну - норма укладки товаров (руб. ) на 1 кв. м.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|