|
|||
Легендарная Полуторка и герои Дороги Жизни.
Легендарная Полуторка и герои " Дороги Жизни". Один из мемориалов, установленных на Дороге Жизни - это фронтовая полуторка. Находится на десятом километре в сторону Ладожского озера. Одним из символов жизни блокадного Ленинграда стал грузовой автомобиль Нижегородского завода — ГАЗ-АА, известный в народе как " полуторка". Именно на этой машине по замерзшему Ладожскому озеру в город привозили продукты. Этот путь получил название " Дорога Жизни", и " полуторка" была одним из важнейших звеньев в этой спасительной цепочке. Свое прозвище грузовичок получил за максимальную грузоподъемность равную 1, 5 т, хотя нередко их загружали и до 3 т. По-настоящему советским грузовик стал в 1933 году, когда сборка начала осуществляться полностью из наших комплектующих. С 1938 года в движение ГАЗ-АА приводил уже мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. Ранее же на модель устанавливался 4-цилиндровый двигатель с отдачей 42 л. с. Мощность на ведущую ось поступала через однодисковое фрикционное сцепление и 4-ступенчатую коробку. В 1934 году грузовик получил металлическую кабину с дерматиновой крышей вместо деревянной. Впрочем, в 1941-м из-за нехватки ресурсов выпустили упрощенную версию " полуторки" — ГАЗ-ММ-В без передних тормозов, с одной фарой, крыльями из тонкого кровельного железа и без дверей, вместо которых были брезентовые " занавески". Только в первую зиму под лед ушло более 1000 полуторок. Никто точно не знает, сколько машин до сих пор лежит на дне Ладожского Озера. При выезде на лед шоферов встречала табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни! »Сложно представить, насколько опасной и тяжелой была эта работа. Если шофер не мог починить отставшую от колонны машину за полтора-два часа, то его ждала верная смерть. Вода в радиаторе замерзала и дальнейшее движение было невозможным. Ольгой Берггольц описан случай, когда шофера в рейсе заглох мотор. Он собирался попробовать его запустить, но руки от мороза одеревенели настолько, что он едва мог оторвать их от руля. Чтобы как-то отогреть руки и иметь возможность оживить двигатель, он облил ладони бензином и поджёг. Доехал. ⠀ В пурге водитель мог потерять ориентацию. А топлива в машину заливалось впритык до Кобоны с целью снижения веса автомобиля. Заблудиться было нельзя. Немцы, разумеется, знали о существовании ледяной дороги, поэтому регулярно бомбили ледяную трассу. Иногда шоферы, несмотря на строгий запрет, включали фары для освещения пути, понимая, что тем самым выдают себя перед немецкой авиацией. Но их рассуждения были просты. Немец, может быть, бомбить и не будет, а сбиться в темноте и не доставить продукцию в Ленинград очень легко. Шоферы были настоящими героями, отдавая свои жизни за снабжение Ленинграда продуктами и эвакуацию жителей города. Но на ледяной трассе они полностью подчинялись вчерашним школьницам, совсем молодым девочкам - регулировщицам, которые в лютый мороз и под бомбардировками не давали шоферам сбиться с пути. Без них Дорога Жизни просто не могла бы функционировать.
|
|||
|