Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Произвольные (цель совместить идеальное - воля, убеждение и машинность)



1) Произвольная деятельность человека дробится на рефлексы, которые начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением.

2) Что для данных внешних и внутренних условий акта, т. е. среды действия и физиологического состояния человека, одно и то же чувственное возбуждение роковым образом вызывает остальные два момента цельного явления, всегда в одном и том же направлении.

 

Физиология указывает в самом деле, что для произвольных движений нет ни особенных двигательных нервов, ни особенных мышц. Те же нервы и мышцы, деятельностью которых обусловливается чисто невольное движение действуют и в самом произвольном.

 

Пример какой-нибудь внешней деятельности человека с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге.

1) В основе движений этого человека не лежит ощутимого чувственного возбуждения (эти люди не уклоняются от выбранного пути никакими ужасающими силами внешней природы и заглушают в себе голос всех естественных инстинктов).

2) Движения такого человека определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и проч.

3) Колебание внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия лежит в воле человека; усиление же движений - только до известной степени. Энтузиазм, например, с его внешними последствиями не подлежит воле (первая половина этого положения вытекает преимущественно из самосознания, т. е. человеку так чувствуется).

4) Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это положение вытекает преимущественно из самосознания).

5) Продолжительность внешнего движения, опять до известной степени, подчинена воле (по самосознанию), предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов.

6) В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны лишь с точки зрения обусловливающего их психического мотива.

7) Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве.

8) Произвольное движение есть всегда сознательное.

Ряд процессов в в истории развития осложненного зрительного представления (умение смотреть непроизвольное, но не врожденное)

1-й рефлекс:

Световое впечатление

Неясное световое ощущение

Движение мышц, управляющих глазом и приспособлением его к расстояниям

2-й рефлекс:

Действие света продолжается

Ясное ощущение

Движение в руках и ногах

При этом рука встречается с видимым предметом.

Отсюда:

3-й рефлекс

Осязательное впечатление и - Осязательное ощущение, вследствие которого движение в руке, схватывание тела.

Так же и со слухом (зрительно-слуховая ассоциация).

Путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают совершенно то же место, как ощущение страха в невольном движении; соответствуют, следовательно, деятельности центрального элемента отражательного аппарат.

Дальнейший шаг в развитии ребенка представляют продукты анализа конкретных впечатлений в пространстве и времени (можно видеть одновременно целлое и часть- нос человека и его всего - глаз способен видеть каждую, так сказать, отдельную точку предмета из целого образа. Это достигается неравномерным распределением зрительных сфер по поверхности сетчатой оболочки: около точки пересечения последней с зрительною осью сферы эти стоят непосредственно друг подле друга; с удалением же от нее промежутки между сферами становятся больше и больше. Ясно после этого, что точки предмета, изображения которых падают на сетчатую оболочку в месте пересечения последней зрительною осью, должны быть ощущаемы яснее прочих. Это есть, как читатель уже знает, условие для зрительного внимания. ). Движение определяется, в самом деле, путем двигающегося тела и временем прохождения этого пути. Последнего-то элемента и недостает чисто зрительному представлению от движущихся предметов. То же и с осязанием -  Я давлю мундштуком себе на губы и получаю ощущение кольца; давлю- на кожу шеи, спины, чувствую прикосновение тела, но формы его не разберу - в первом случае ощущение кольца конкретное получается лишь потому, что я ощущаю, так сказать, отдельно многие точки, лежащие в окружности кольца, во втором же случае мундштук покрывает, может быть, одну или две сферы (на шее), на спине же не покрывает и одной, стало быть, из всех точек кольца я могу ощущать только одну или две, а по ним формы круга не выстроишь. Анализирующая способность слуха* заключается, как известно, в том, что ухо может из данного одновременно сочетания музыкальных тонов выделять каждый тон поодиночке. Другими словами, ухо ощущает сочетание звуков конкретно и может разлагать это сочетание на составные музыкальные тоны.

.

Явно, следовательно, что ребенок относится к внешним влияниям не пассивно. Притом не трудно понять, что стремления его к внешнему миру суть явления инстинктивные, невольные, и в случае если они удовлетворяются, т. е. вызывают какое-нибудь движение в ребенке, носят вполне характер рефлекса.

ри свойственной ребенку инстинктивной слуховой и зрительной подражательности у него развиваются путем повторения рефлекса в одном и том же направлении деятельности сочетанных в определенные группы мышц. Через это речь ребенка получает выразительность, и вообще все внешние движения его тела принимают определенную осмысленную физиономию. Вот в общих чертах результат анализа мышечных ощущений.

В заключение повторяю еще раз: части конкретных представлений из всех сфер чувств могут ассоциироваться между собою и с цельными представлениями совершенно так же (т. е. путем привычного рефлекса), как сочетаются последние. Читатель догадается, что чрез это существовавшее уже число психических актов увеличивается во многие-многие тысячи раз. В акте зрения ассоциированы, например, всегда чистo зрительные (чисто объективные) ощущения с мышечными (чисто субъективные).

При анализе ассоциированных ощущений человек встречается впервые сам с собой. Отделением в деле ощущения всего субъективного кладется начало самоощущению, самосознанию. Ребенок учится отличать свою руку, голос и т. п. от других благодаря субъективным ощущениям.

Память - нервный аппарат после каждого нового на него влияния изменяется все более и более и изменение это задерживается им от всякого предыдущего влияния до всякого последующего более или менее долго. На нервном уровне - как бы коротко ни было световое возбуждение зрительного нерва, оно всегда оставляет по себе ощутимый след, длящийся в форме действительного ощущения более или менее долго, смотря по продолжительности и силе действительного возбуждения. И замечательно, что глаз взрослого человека совершенствуется при упражнении несравненно быстрее, чем теряет приобретенное, когда упражнение прекратить. Выучивается в часы, а не забывает дни. И в этих фактах видна, следовательно, способность зрительного аппарата сохранять ощущение в скрытой форме. от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Память как свойство чувствующих аппаратов действительно заключается в разобранной последовательной изменяемости нерва за действием внешнего раздражения.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Со стороны процесса в нервных аппаратах в сущности все равно - видеть перед собою действительно человека или вспоминать о нем (то же возбуждение центральных нервных аппаратов).

Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

Таким образом, вопрос, лежит ли в основе произвольного движения раздражение чувствующего нерва, решен утвердительно. Вместе с этим стало уже понятно, отчего в произвольных движениях это чувствующее возбуждение часто вовсе незаметно,. по крайней мере неопределимо.

1. Очень часто, если не всегда, к ясной по содержанию ассоциации, например к зрительно-слуховой, примешивается темная мышечная, обонятельная или какая другая. По резкости первой, вторая или вовсе не замечается, или очень слабо. Тем не менее она существует, и достаточно притти ей на миг в сознание, чтобы вслед за тем выступило и зрительно-слуховое сочетание.

2. К ряду логически связанных представлении ассоциируется не имеющее к ним ни малейшего отношения. В таком случае человеку кажется странным выводить ряд мыслей, появившихся его голове, из этого представления; а между тем оно-то и было толчком к этим мыслям.

3. Ряд сочетанных представлений длится иногда в сознании очень долго. Выше было сказано, что идеальные пределы его - просыпание утром и засыпание ночью. В таких случаях человеку очень трудно припомнить, что именно вызвало в нем данный ряд мыслей.

Как бы то ни было, а в большинстве случаев и при внимательности человека к самому себе внешнее влияние, вызвавшее данный ряд представлений, всегда может быть подмечено.

 

Во всех случаях, где сознательные психические акты остаются бэз всякого внешнего выражения ( торможение невольного движения волей ), явления эти сохраняют тем не менее природу рефлексов. Принимая в самом деле в этих случаях за основу уничтожения данного движения деятельность мышц-антагонистов, концом его является чисто мышечное движение; при другом же объяснении конец рефлекса есть акт, вполне эквивалентный возбуждению мышечного аппарата, т. е. двигательного нерва и его мышцы (нерв оказывает парализующее действие на мышцу - она остается в покое).

     Пример торможения - мысль выражается словом (мне не надо в отличает от ребенка звонить в колокольчик, чтоб сформулировать что он звенит: ассоциирование представлений приводит к торможению рефлекса)

 

Произвольные рефлексы с удлиненным концом - страсти - желания - томительное ощущение вытекает из особенной, до сих пор необъяснимой организации нервных аппаратов, по которой недостаточность упражнения их выражается всегда тоскливыми ощущениями.

 

Первоначалъная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

В ряду психических рефлексов много есть таких, где происходит задержание последнего члена их - движения - выбор между концами рефлекса.

 

Произвольное удлинение конца - страсть. Отсюда следует, что процесс развития страсти подчиняется тем же законам, как, например, развитие представлении из ощущений. Толчок - инстинктивное стремление к чувственному наслаждению, средства - частота повторения его, или, что все равно, психического рефлекса.

Но вот и разница между обоими актами. При частоте повторения рефлекса в одном и том же направлении психическая сторона его (ощущение, представление и пр. ), независимо от примешанного к ней страстного элемента, становится яснее и яснее (путем ассоциации и анализа); наоборот, страстность во многих случая исчезает - нерву надоедает одно и то же движение.

Сильная страсть (восторг, экстаз) как и страх оказывает парализующее воздействие.

Любовь к женщине: Сперва мальчик любит образ, идеальный, выдуманный. Потом встречает женщину более менее похожую и ассоциирует свой страстный идеал с реальным образом. Это и есть так называемая платоническая любовь. В ней половой характер чрезвычайно бледен на том основании, что рядом с яркими, следовательно страстными, зрительными и слуховыми ощущениями лежат не определившиеся, еще темные половые желания. После того как у них начинаются половые отношения страсть сперва вспыхивает, а потом угасает на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. Человек, раз переживший осе эти натуральные фазы полной любви, едва ли может любить страстно во второй раз. Повторные страсти -признак неудовлетворенности предшествовавшими.

Желание - есть страстная сторона мысли.

Желание (страсть - желаю лечь)/ хотение (целесообразный поступок - хочу сидеть - лежать на паре неприлично) Если есть причина хотеть, хотение всегда победит желание.

Поведение человека всегда обусловлено какими-то причинами - бесстрастное хотение, каким бы независимым от внешних явлений оно ни казалось, в сущности столько же зависит от них, как любое ощущение. Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его.

Минусы исследования, о которых сам же написал:

· Рассматривает только внешнюю сторону рефлексов, а не их сущность: нейроны, центры - все так туманно...

· Мало что сказано о том, с какими особенностями рождается ребенок.

· В основу памяти и явлений воспроизведения психических образований положена также гипотеза о скрытом состоянии нервного возбуждения (недоказанность типо недостаток)

· Недоучет психологии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.