№ п/п
| Дата
| Тема, тип урока (страницы учебника, тетради)
| Решаемые проблемы. Цель деятельности учителя
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
понятия
| предметные результаты
| универсальные учебные действия (УУД)
| личностные результаты
|
Информационный центр (4 часа)
|
|
| Вспомним и обсудим (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 6–9
| Проблема: что должно быть прочным: материалы или конструкция? На каком стуле надежнее сидеть: с тремя ножками или с четырьмя?
Цели: создать условия для повторения материала, изученного в 3 классе, повторения изученных понятий; способствовать формированию умений формулировать требования к изделиям и конструкциям; содей-ствовать развитию навыков сотрудничества; совершенствовать умения решать кроссворды
| Технология. Виды ручных технологий. Конструктор. Циркуль.
Инструмент. Биговка.
Лекало. Шов. Ткань.
Техника. Клей.
Компьютер.
Радиус.
Шаблон. Угольник.
Интернет.
Бумага.
Глина
| Научатся: определять и формулировать требования к изделиям (прочность, удобство, красота); выполнять сравнение изделий, строений по данным требованиям; решать и составлять кроссворды на кон-структорско-технологическую тематику (по группам)
| Познавательные – анализировать графические изображения по вопросам к ним; наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда, искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников для решения кроссвордов, составлять аналогичные кроссворды; оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; обобщать (называть) то новое, что освоено.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Имеют представление о целостной картине мира и понимание собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Демонстрируют чувства и эмоции на уроке технологии при выполнении изделия
|
|
| Информация. Интернет (решение учебной задачи).
учебник, с. 10–13
| Проблема: как люди хранили информацию в древние времена? А в недавние времена, когда не было компьютеров?
Цели: создать условия для знакомства с понятиями «информация», «Интернет»; повторить правила работы на компьютере, названия и назначения частей компьютера; способствовать формированию умений осуществлять поиск информации в Интернете; содействовать развитию умений фиксировать информацию в виде таблицы, работать на компьютере
| Устройство компьютера: клавиатура, микрофон, сканер, внешняя и внутренняя память, процессор, монитор, принтер, колонки, наушники, мышь. Интернет. Информация. Поисковая система Сети
| Научатся: соблюдать правила работы на компьютере; определять названия и назначения частей компьютера; выполнять алгоритм поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете
| Познавательные – анализировать способы получения информации человеком в сравнении с возможностями компьютера; выполнять правила безопасного пользования компьютером; исследовать возможности и осваивать приемы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Имеют представление о правилах безопасной работы в Интернете. Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
|
| Создание текста на компьютере (решение учебной задачи).
Учебник, с. 14–17
| Проблема: может ли компьютер самостоятельно принимать решения? Почему буквы расположены на клавиатуре не по алфавиту?
В чем удобство такого расположения?
Цели: создать условия для знакомства с алгоритмом создания текста и таблиц на компьютере; способствовать формированию умений использовать таблицы для выполнения учебных заданий; содействовать развитию навыков работать по алгоритму, соблюдать правила работы на компьютере
| Информация. Сайт.
Программа. Клавиатура
| Научатся: соблюдать правила работы на компьютере; называть части компьютера и их назначения; создавать текст и таблицы в программе Word; использовать таблицы для выполнения учебных заданий
| Познавательные – исследовать возможности и осваивать приемы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере.
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе при создании текста на компьютере.
Осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. Соблюдают правила работы в группе
|
|
| Создание презентаций.
Программа РowerPoint.
Проверим себя (обобщение и систематизация знаний).
Учебник, с. 18–20
| Проблема: какая цель у компьютерной презентации?
Цели: создать условия для знакомства с понятиями «презентация», «компьютерная презентация», возможностями программы PowerPoint; способствовать формированию умений создавать компьютерные презентации с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера; содействовать развитию навыков работать по алгоритму, умению выделять существенную информацию
| Презентация. Компьютерная презентация. Программа PowerPoint. Слайд. Дизайн. Стиль оформления. Шрифт. Фон шаблона
| Научатся: создавать компьютерные презентации с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера; работать по алгоритму; соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером
| Познавательные – выполнять правила безопасного пользования компьютером; осваивать способы создания простейших презентаций в программе PowerPoint; искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Соблюдают правила работы в малой группе. Оценивают поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносят их с общепринятыми нормами и ценностями.
Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним
|
Проект «Дружный класс» (3 часа)
|
|
| Презентация класса (проект) (постановка
и решение учебной задачи).
Учебник, с. 22–23
| Проблема: какими способами можно крепить листы с информацией на настенном панно, чтобы их можно было заменять на новые? Какими способами можно соединить листы альбома, чтобы была возможность добавлять новые листы?
Цели: создать условия для использования ранее освоенных знаний и умений; способствовать формированию умений выбирать тему страниц презентации, стиль их оформления; содействовать развитию навыков распечатывать страницы презентации; учить оформлять информацию на стенде в виде сменных страниц
| Рубрика. Проект. Информация. Компьютерная презентация. Слайд. Оформление
| Научатся: выбирать тему страниц презентации, стиль их оформления; распределять работу по группам; распечатывать страницы презентации; определять способ сборки альбома; выполнять компьютерную презентацию класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в виде альбома, панно, стенда и т. п.
| Познавательные – наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения; соблюдать правила безопасного пользования компьютером; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы оформления страниц).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе при изготовлении презентации.
Осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Соблюдают общепринятые морально-этические нормы
|
|
| Эмблема класса (решение учебной задачи).
Учебник, с. 24–25
| Проблема: каким способом можно выполнить изображение на эмблеме? Как сделать, чтобы все эмблемы были совершенно одинаковые? Какие материалы и конструкцию лучше использовать для эмблемы на школьной форме?
Цели: создать условия для знакомства с понятием «эмблема»; способствовать формированию умений выполнять эмблему класса с использованием известных способов и художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера; содействовать развитию навыков подбирать конструкции эмблем, технологии их изготовления; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Эмблема. Символ. Критерии и требования к эмблеме: содержание эмблемы, прочность, удобство использования, красота
| Научатся: формулировать и соблюдать требования к эмблеме (схематичность, отражение самого существенного с целью узнавания отражаемого события или явления); обсуждать варианты эмблемы класса; работать в группах; изготавливать эскизы эмблем; осуществлять выбор окончательного варианта эскиза эмблемы; выполнять подбор материалов и инструментов
| Познавательные – отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения; выполнять правила безопасного пользования компьютером; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (материалы и способы соединения деталей эмблемы, ее крепления на различных поверхностях и др. ).
Регулятивные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делают выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла при изготовлении эмблемы класса.
Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
|
| Папка «Мои достижения». Проверим себя (обобщение знаний).
Учебник, с. 26–28
| Проблема: как рассчитать размеры папки, чтобы в нее помещались изделия, грамоты, дипломы разного размера? Какими способами лучше соединять детали папки? Какие замки для папки можно использовать?
Цели: создать условия для знакомства с возможными конструкциями папок и материалов с учетом требований к изделию (удобство, прочность, красота), замков, вариантов оформления папок; способствовать формированию умений выполнять расчет размеров папки; содействовать развитию навыков изготавливать папку достижений на основе ранее освоенных знаний и умений; совершенствовать умения составлять алгоритм работы
| Достижения. Модели замков и застежек. Конструкция и ее прочность
| Научатся: выполнять расчет размеров папки; использовать чертежные инструменты в построении развертки; соблюдать технику безопасности при изготовлении изделия; изготавливать папку достижений на основе ранее освоенных знаний и умений
| Познавательные – использовать полученные знания и умения в схожих и новых ситуациях; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц папки; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Описывают свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относятся к результатам труда мастеров, к результатам труда своих одноклассников.
Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним
|
Студия «Реклама» (4 часа)
|
|
| Реклама и маркетинг (решение учебной задачи).
Учебник, с. 30–31
| Проблема: чем занимаются маркетологи и дизайнеры? Каким требованиям должна отвечать реклама товара? Какими способами можно рекламировать товары и услуги? Помогла ли вам реклама выбрать какие-нибудь товары? Всегда ли рекламируемые товары соответствуют тому качеству, о котором сообщает реклама?
Цели: создать условия для знакомства с понятиями «реклама», «маркетолог», «маркетинг», «дизайнер», с видами рекламы (звуковая, зрительная, зрительно-звуковая); способствовать формированию умений определять назначение рекламы; содействовать развитию навыков выполнять индивидуальную или групповую работу по созданию рекламы известных изделий, товаров; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Реклама.
Маркетолог. Маркетинг.
Дизайнер.
Виды рекламы (звуковая, зрительная, зрительно-звуковая)
| Научатся: определять назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности; называть художественные приемы, используемые в рекламе; выполнять индивидуальную или групповую работу по созданию рекламы известных изделий, товаров; использовать возможности компьютерной программы PowerPoint для знакомства с дизайнерскими идеями
| Познавательные – наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок; использовать полученные знания и умения о развертках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ; формулировать возникающие проблемы, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические
задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм разверток, расчета их размеров).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Демонстрируют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности на уроке технологии.
Соблюдают правила работы в группе
|
|
| Упаковка для мелочей (изучение нового материала).
Учебник, с. 32–35
| Проблема: что такое упаковка? С какой целью человек стал изготавливать упаковку? Какие материалы можно использовать для изготовления упаковки?
Цели: создать условия для знакомства с видами упаковок, их конструкциями, назначением; способствовать формированию умений преобразовывать развертку (достраивать, изменять размеры и форму); содействовать развитию навыков выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; совершенствовать умения изготавливать упаковки для мелочей из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров
| Упаковка.
Виды упаковок.
Материалы для упаковок
| Научатся: формулировать требования к упаковкам (к конструкциям и материалам); преобразовывать развертку; выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; подбирать материалы и способы оформления; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении упаковки для мелочей из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров
| Познавательные – наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм разверток, расчета их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др. ).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Имеют представление о целостной картине мира и понимание собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Демонстрируют, чувства и эмоции при изготовлении упаковки и выполнении необходимых расчетов
|
|
| Коробочка для подарка (постановка и решение учебной задачи).
Учебник, с. 36–37
| Проблема: как рассчитать размеры коробочки, чтобы в нее поместился запланированный подарок? Какие детали изделия (кроме клапанов) помогут собрать коробочку?
Цели: создать условия для знакомства с конструкциями упаковок коробок; способствовать формированию умений выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; содействовать развитию умений изготавливать коробочку для сюрприза из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров; совершенствовать умения подбирать материалы и способы оформления изделия
| Развертка.
Эскиз.
Клапаны.
Дизайн
| Научатся: выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; обсуждать варианты замков коробок; подбирать материалы и способы оформления изделия; изготавливать коробочку для сюрпризов из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров
| Познавательные – наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок; использовать полученные знания и умения о развертках, чертежах, чертежных инструментах для выполнения практических работ; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения.
Регулятивные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе при выполнении коробочки для подарка.
Осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Соблюдают общепринятые морально-этические нормы
|
|
| Упаковка для сюрприза. Проверим себя (обобщение изученного материала).
Учебник, с. 38–40
| Проблема: можно ли с помощью шаблонов (квадратов и треугольников) изменять размеры пирамиды? Можно ли с помощью циркуля при разметке развертки изменять высоту пирамиды?
Цели: создать условия для знакомства с построением разверток пирамид с помощью шаблонов и с помощью циркуля; способствовать формированию умений применять способы изменения высоты боковых граней пирамиды; содействовать развитию умений изготавливать упаковку пирамидальной формы двумя способами; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Пирамида. Боковые грани пирамиды. Основание пирамиды.
Треугольная и четырехугольная пирамиды. Развертка пирамиды
| Научатся: применять способы изменения высоты боковых граней пирамиды; изготавливать развертку с помощью шаблонов и чертежных инструментов, упаковку пирамидальной формы двумя способами; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении упаковки
| Познавательные – наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм разверток, расчета их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др. ).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Понимают необходимость бережного отношения к материалам и инструментам во время работы.
Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
Студия «Декор интерьера» (5 часов)
|
|
| Интерьеры разных времен. Художественная техника «декупаж» (решение учебной задачи).
Учебник, с. 42–45
| Проблема: какие материалы используют современные строители? Существуют ли строительные и бытовые традиции в России?
Цели: создать условия для знакомства с художественной техникой «декупаж», с понятиями: «интерьер», «декупаж»; способствовать формированию умений использовать разные материалы, элементы декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка; содействовать развитию навыков различать приемы выполнения декупажа; совершенствовать умения выполнять декор интерьеров
| Декупаж. Интерьер. Дизайнер. Традиции в строительстве и быту
| Научатся: использовать разные материалы, элементы декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка; выполнять декор интерьеров; использовать художественную технику «декупаж»; различать приемы выполнения декупажа; из-готавливать изделия в художественной технике «декупаж»
| Познавательные – наблюдать и сравнивать интерьеры разных времен и стилей; использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «интерьер», «декупаж», приемы выполнения де- купажа).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исп-равлять ошибки, формулировать аналогичные задания.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Проявляют интерес и уважение к другим народам, толерантность к культуре других народов, их традициям в интерьере и быту (социокультурный компонент).
Соблюдают общепринятые морально-этические нормы.
Соблюдают правила работы в группе
|
|
| Плетеные салфетки (решение учебной задачи).
Учебник, с. 46–47
| Проблема: какое число лучей должно быть у салфетки: четное или нечетное, чтобы выполнить плетение по кругу?
Цели: создать условия для знакомства с различным назначением салфеток, с материалами, из которых их можно изготавливать; способствовать формированию умений применять различные способы изготовления салфеток; содействовать развитию навыков использовать чертежные инструменты для разметки деталей плетеных салфеток; совершенствовать умения изготавливать плетеные салфетки с помощью чертежных инструментов
| Виды плетения. Плетенка. Материалы для плетения
| Научатся: применять различные способы изготовления салфеток; использовать чертежные инструменты для разметки деталей плетеных салфеток; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовления плетеной салфетки с помощью чертежных инструментов
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (приемы выполнения плетения по кругу).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Понимают необходимость бережного отношения к результатам труда одноклассников
|
|
| Цветы из креповой бумаги (решение учебной задачи).
Учебник, с. 48–49
| Проблема: чем креповая бумага отличается от других видов бумаги? Если бумага легко растворяется от воды, то каким клеем можно клеить эту бумагу?
Цели: создать условия для знакомства с технологией обработки креповой бумаги; способствовать формированию умений выполнять сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги; содействовать развитию навыков применять технологию обработки креповой бумаги (сравнение и перенос известных способов обработки); совершенствовать умения изготавливать цветы из креповой бумаги
| Креповая бумага.
Свойства креповой бумаги. Виды бумаги
| Научатся: выделять свойства креповой бумаги; различать виды бумаги и ее назначение; сравнивать свойства креповой бумаги со свойствами других видов бумаги; применять технологию обработки креповой бумаги; изготавливать цветы из креповой бумаги
| Познавательные – наблюдать и сравнивать различные виды бумаги, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приемы их выполнения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (свойства и приемы обработки креповой бумаги).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.
Коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе
| Оценивают поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносят их с общепринятыми нормами и ценностями.
Описывают свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относятся к результатам труда одноклассников
|
|
| Сувениры на проволочных кольцах (решение учебной задачи).
Учебник, с. 50–51
| Проблема: как придать соединяющей детали из проволоки нужную форму? Какими способами можно разметить детали будущих сувениров? Как изготовить детали сувенира с двусторонним изображением?
Цели: создать условия для знакомства с технологией соединения деталей на крючках; способствовать формированию умений различать свойства тонкой проволоки, использовать способы придания спиралевидной и кольцевой формы проволоке путем ее накручивания на стержень; содействовать развитию навыков изготавливать изделия из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Проволока. Крепление. Спиралевидная и кольцевая формы детали
| Научатся: различать способы соединения деталей; различать свойства тонкой проволоки, ис-пользовать способы придания спиралевидной и кольцевой формы проволоке путем ее накручивания на стержень; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями
| Познавательные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; наблюдать и сравнивать свой-ства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приемы их выполнения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (подвижное проволочное соединение деталей, свойства и прием).
Регулятивные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться
| Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов при изготовлении сувениров на проволочных кольцах.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
|
| Изделия из полимеров. Проверим себя (обобщение изученного материала).
Учебник, с. 52–56
| Проблема: как выполнить развертку деталей на поролоне, пластике, полиэтилене? Чем можно разметить пенопласт и полиэтилен наиболее точно и аккуратно? Какими способами можно выделить размеченные детали из пенопласта? Какими способами можно соединить детали из пенопласта и полиэтилена?
Цели: создать условия для знакомства с понятием «полимеры», использованием полимеров в нашей жизни; способствовать формированию умений различать свой-ства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов; содействовать развитию навыков соблюдать правила безопасной работы канцелярским ножом; выполнять упражнения по обработке пенопласта
| Полимеры.
Поролон.
Пластик.
Полиэтилен. Пенопласт. Торцевание контурное, плоскостное, объемное, многослойное. Канцелярский нож
| Научатся: различать свойства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов; соблюдать правила безопасной работы канцелярским ножом; выполнять упражнения в обработке пенопласта – тонкого (пищевые лотки) и толстого (упаковка техники); изготавливать изделия способом торцевания на основе тонкого или толстого пенопласта
| Познавательные – наблюдать и сравнивать свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приемы их выполнения; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «полимеры», свойства и приемы обработки пенопласта).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться
| Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов при изготовлении аппликации способом торцевания на полимерной основе
|
Новогодняя студия (3 часа)
|
|
| Новогодние традиции (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 58–61
| Проблема: из каких фигур состоит развертка пирамиды? Как выполнить развертку треугольной пирамиды? Как выполнять развертку четырехугольной пирамиды?
Цели: создать условия для знакомства с новогодними обычаями и традициями разных народов; способствовать формированию умений комбинировать бумажные материалы при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Развертка треугольной пирамиды.
Развертка четырехугольной пирамиды
| Научатся: различать главных героев новогодних праздников разных стран; комбинировать бумажные материалы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свой-ства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объемной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда.
Коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе
| Соблюдают общепринятые морально-этические нормы.
Осознают себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной куль-туры.
Проявляют интерес и уважение к другим народам, толерантность к иной культуре
|
|
| Игрушки из трубочек для коктейля (решение учебной задачи).
Учебник, с. 62–63
| Проблема: какие материалы можно использовать для соединения трубочек для коктейля? Чем можно заменить трубочки для коктейля?
Цели: создать условия для знакомства со свойствами пластиковых трубочек для коктейля; способствовать формированию умений использовать свойства трубочек для подбора технологии изготовления новогодних игрушек из них; содействовать развитию навыков изготавливать игрушки из трубочек для коктейля путем их нанизывания на нитку или тонкую проволоку; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Соединение. Конструкция. Свойства трубочек для коктейля
| Научатся: использовать свойства трубочек для подбора технологии изготовления новогодних игрушек из них (связывание, резание, нанизывание на нитку или тонкую проволоку); изготавливать игрушки из трубочек для коктейля путем их нанизывания на нитку или тонкую проволоку
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке полимеров для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способы изготовления призм, пирамид, звезд из трубочек для коктейля).
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Понимают необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважают людей различного труда.
Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов при работе с трубочками для коктейля
|
|
| Игрушки из зубочисток. Проверим себя (обобщение знаний).
Учебник, с. 64–66
| Проблема: какие материалы можно использовать для прочного закрепления зубочисток в фигурах? Как превратить многогранники в новогодние подвески?
Цели: создать условия для знакомства с понятиями, относящимися к объемным геометрическим фигурам: «вершина», «ребро»; способствовать формированию умений осуществлять подбор материалов для изготовления моделей объемных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции; содействовать развитию навыков изготавливать игрушки объемных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Зубочистки. Конструкция. Соединительные материалы. Число вершин, ребер, граней куба, вершин, ребер, граней пирамиды
| Научатся: узнавать и называть объемные геометрические фигуры; находить и считать вершины и ребра фигур; осуществлять подбор материалов для изготовления моделей объемных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции; использовать зубочистки, пробки из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций; изготавливать игрушки объемных геометрических форм из зубочисток
| Познавательные – формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор решения; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способы изготовление призм, пирамид, звезд из зубочисток).
Регулятивные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности при выполнении объемных тел из зубочисток.
Демонстрируют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности на уроке технологии.
Демонстрируют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
|
Студия «Мода» (7 часов)
|
|
| История одежды и текстильных материалов (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 68–69
| Проблема: почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми? Какие текстильные материалы используют для отделки одежды?
Цели: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Мода. Одежда. Назначение одежды: защита, украшение, функциональность.
Натуральные ткани.
Синтетические ткани
| Научатся: различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Описывают свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относятся к результатам труда мастеров
|
|
| Исторический костюм (решение учебной задачи).
Учебник, с. 70–71
| Проблема: правильно ли для достоверного исторического костюма использовать синтетические ткани? Какими способами (художественными техниками) можно изготовить исторический фон и рамку к нему?
Цели: создать условия для знакомства с модой, с особенностями фасонов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять основные конструктивные особенности платьев разных эпох; содействовать развитию навыков оклеивать картонные детали тканью; совершенствовать умение работать по алгоритму
| Костюм. Стиль. Мода. Натуральные ткани. Синтетические ткани
| Научатся: определять основные кон-структивные особенности платьев разных эпох; оклеивать картонные детали тканью; изготавливать складки из ткани на картонной детали; выполнять проект «Костюм эпохи»; выполнять плоскостную картонную модель костюма исторической эпохи
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с историей костюма.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Проявляют интерес и уважение к другим народам, толерантность к иной культуре
|
|
| Одежда народов России (решение учебной задачи).
Учебник, с. 72–75
| Проблема: почему у древних греков была открытая одежда? Могла ли прижиться римская одежда в России?
В чем особенность национальной русской одежды?
Цели: создать условия для знакомства с национальной одеждой народов России; основными материалами национальной одежды, названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; способствовать формированию умений различать основные составляющие женского и мужского платья; содействовать развитию навыков изготавливать плоскостную картонную модель народного или исторического костюма народов России
| Одежда. Традиции. Фасон. Народная одежда. Рабочая одежда. Современная одежда. Русский народный женский костюм: рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан. Русский народный мужской костюм: рубаха, порты, кушак.
Основные материалы национальной одежды: лен, хлопчатобумажная ткань
| Научатся: различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; выполнять проект «Национальный исторический костюм»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с культурой народов России.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, корректировать конструкцию и технологию изготовления; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Имеют представление о целостной картине мира и понимание собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Соблюдают правила работы в группе
|
|
| Синтетические ткани. Твоя школьная форма (решение учебной задачи).
Учебник, с. 76–81
| Проблема: что обеспечит выполнение требований к прочности, удобству и красоте школьной формы? Какие ткани предпочтительнее для формы – натуральные, синтетические или смесовые?
Цели: создать условия для знакомства с названиями синтетических тканей, их происхождением и свойствами; способствовать формированию умений выполнять сравнение свойств синтетических и натуральных тканей; содействовать развитию навыков использовать специфические свойства синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды; совершенствовать умения работать по алго-ритму
| Натуральные ткани. Смесовые ткани. Синтетические волокна. Школьная форма. Рабочая одежда. Форменная одежда. Фасон. Стиль. Мода. Одежда из синтетических тканей
| Научатся: сравнивать свойства синтетических и натуральных тканей; использовать специфические свойства синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды; называть профессии людей, где используются специальные костюмы; изготавливать коллекцию тканей
| Познавательные – исследовать свойства тканей натуральных и синтетических, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Демонстрируют чувства и эмоции при изготовлении коллекции тканей.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Демонстрируют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
|
|
| Объемные рамки (решение учебной задачи).
Учебник, с. 82–83
| Проблема: какой материал лучше использовать для рамки: цветную бумагу, толстый картон или ксероксный картон? Если деталь надо согнуть в разные стороны, с какой стороны будет выполняться биговка?
Цели: создать условия для повторения знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертежных инс-трументах; способствовать формированию умений получать объем фигуры складыванием; содействовать развитию навыков изготавливать объемные рамки для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов; совершенствовать умения строить и читать чертеж, используя линии чертежа и условные обозначения
| Биговка. Чертеж. Ксероксный картон. Линии чертежа: название и назначение. Условные обозначения на чертеже
| Научатся: строить и читать чертеж, используя линии чертежа и условные обозначения; применять чертежные инструменты; получать объем фигуры складыванием; прорабатывать сгибы биговкой; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении объемных рамок для плоскостных изделий с помощью чертежных инструментов
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги и картона для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из тканей, комбинированных изделий; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы изготовления объемной рамки для композиции).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним.
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делают выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла при создании объемной рамки.
Понимают необходимость бережного отношения к результатам труда одноклассников
|
|
| Аксессуары одежды (решение учебной задачи).
Учебник, с. 84–85
| Проблема: какой материал лучше использовать, если надо выполнить вышивку крестом или крестообразными стежками? Что лучше сделать сначала – вышивку или сборку швейного изделия?
Цели: создать условия для знакомства с видами аксессуаров одежды, с отделкой аксессуаров вышивкой; способствовать формированию умений работать с текстильными материалами; содействовать развитию навыков выполнения ручных швов; совершенствовать умения украшать изделия ручными швами, вышивкой
| Вышивка.
Виды ручных швов. Крестообразный стежок. Аксессуары
| Научатся: выполнять строчки крестообразного стежка и его разновидностей; использовать ранее освоенные знания и умения при работе с текстильными материалами; выполнять ручные швы; украшать изделия ручными швами, вышивкой
| Познавательные – формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы вышивки крестообразной строчкой и ее вариантами).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Демонстрируют чувства и эмоции при выполнении ручных швов.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Демонстрируют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
|
|
| Вышивка лентами. Проверим себя (обобщение знаний).
Учебник, с. 86–87
| Проблема: какую иглу лучше всего использовать для вышивки лентами? Как можно разместить рисунок будущей вышивки? Надо ли делать узелок при вышивании лентами?
Цели: создать условия для знакомства с историей вышивки лентами; способствовать формированию умений выбирать материалы для вышивки; вдевать в иглу и закреплять тонкую ленту на ткани в начале и конце работы; содействовать развитию навыков выполнять некоторые доступные приемы вышивки лентами; совершенствовать умения выполнять вышивку тонкими лентами, украшать изделия вышивкой тонкими лентами
| Ленты. Технология и приемы вышивки лентами «розы», «цветка», «лепестка»
| Научатся: выбирать материалы для вышивки; вдевать в иглу и закреплять тонкую ленту на ткани в начале и конце работы; выполнять некоторые доступные приемы вышивки лентами; наносить разметку рисунка для вышивки; украшать изделия вышивками тонкими лентами
| Познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля для выполнения практических работ; искать ин-формацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, технологиче-ские приемы, делать выводы о наблюдаемых явлениях; открывать новые знания и умения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы вышивки узкими лентами).
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Описывают свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-при-кладного характера, уважительно относятся к результатам своих одноклассников.
Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним.
Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе при вышивке лентами
|
Студия «Подарки» (3 часа)
|
|
| Плетеная открытка (постановка и решение учебной задачи).
Учебник, с. 90–91
| Проблема: из какой бумаги можно плести? Как выполнить разметку плетеной открытки? Какие художественные техники можно использовать для оформления открытки?
Цели: создать условия для знакомства с конструктивной особенностью плетеной открытки; способствовать формированию умений выделять особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток; содействовать развитию навыков выбирать размер и сюжеты оформления открытки в зависимости от ее назначения; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Открытка. Плетение по кругу
| Научатся: выделять особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток; выбирать размер и сюжеты оформления открытки в зависимости от ее назначения; выполнять открытку сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др. )
| Познавательные – использовать полученные знания о развертках, чертежах, чертежных инструментах и умения работать с ними для выполнения практических работ; выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете.
Регулятивные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
| Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов при выполнении плетеной открытки.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Демонстрируют желание осваивать новые виды деятельности
|
|
| День защитника Отечества (решение учебной задачи).
Учебник, с. 92–93
| Проблема: из каких материалов можно изготовить пушку, чтобы конструкция была прочной? Как рассчитать диаметр дула пушки, чтобы оно легло на лафет?
Цели: создать условия для знакомства с наиболее значимыми победами Российского государства в разные времена, с историей царь-пушки; способствовать формированию умений выполнять групповой проект; содействовать развитию навыков выполнять макет Царь-пушки или объемный макет другого исторического военного технического объекта; совершенствовать умения работать по чертежам
| Царь-пушка. Объемный макет. Конструкция. Эскиз. Чертеж
| Научатся: выполнять групповой проект; использовать ранее освоенные знания и умения (изготовление объемных деталей по чертежам и др. ); выполнять макет Царь-пушки или объемный макет другого исторического военного технического объекта
| Познавательные – формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Осознают себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры.
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делают выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла при изготовлении объемного макета
|
|
| Весенние цветы. Проверим себя (обобщение и систематизация знаний).
Учебник, с. 96–98
| Проблема: как можно утяжелить деталь основания вазы, чтобы изделие было устойчивым? Как цветам придать объемность?
Цели: создать условия для знакомства с технологией изготовления цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений; способствовать формированию умений выделять особенности конструкций сложных открыток, узнавать в них художественные техники; содействовать развитию навыков подбирать технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Симметрия. Симметричные фигуры
| Научатся: расска-зывать об истории Международного женского дня 8 Марта; выделять особенности конструкций сложных открыток, узнавать в них художественные техники; подбирать технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных; использовать ранее освоенные знания и умения
| Познавательные – анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии из-готовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки
| Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе при изготовлении сложных открыток.
Осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Соблюдают общепринятые морально-этические нормы
|
Студия «Игрушки» (5 часов)
|
|
| История игрушек. Игрушка-попрыгушка (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 100–103
| Проблема: какое соединение в игрушках должно быть подвижным, а какое – неподвижным? Какую операцию лучше сделать раньше: оформление или соединение деталей?
Цели: создать условия для знакомства с материалами, из которых изготавливали и изготавливают игрушки, с традиционными игрушечными промыслами; способствовать формированию умений объяснять происхождение и назначение игрушек; содействовать развитию умений анализировать конструкцию подвижных механизмов, собирать раздвижной подвижный механизм; совершенствовать умения изготавливать игрушки с раздвижным подвижным механизмом
| Подвижное и неподвижное соединение. Способ соединения.
Раздвижной подвижный механизм. Народные игрушки. Современные игрушки. Механические игрушки. Электронные игрушки. Игрушки-конструкторы. Экологически безопасные материалы для изготовления игрушек
| Научатся: объяснять происхождение и назначение игрушек; определять вид современных игрушек; различать развивающие возможности игрушек для детей; анализировать конструкцию подвижных механизмов; собирать раздвижной подвижный механизм; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении игрушки с раздвижным подвижным механизмом
| Познавательные – наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек); знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России.
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Демонстрируют чувства и эмоции при выполнении раздвижного подвижного механизма.
Выполняют самооценку на ос-нове критерия успешности учебной дея-тельности.
Понимают необходимость бережного отношения к результатам труда своих одноклассников
|
|
| Качающиеся игрушки (решение учебной задачи).
Учебник, с. 104–105
| Проблема: что обеспечивает гофрокартону прочность? Что обеспечивает прочность конструкциям игрушек из гофрокартона?
Цели: создать условия для знакомства с конструктивными особенностями изделий и их качающихся механизмов; способствовать формированию умений изготавливать качающийся механизм складыванием деталей; содействовать развитию навыков использовать в конструкции щелевой замок; совершенствовать умения изготавливать игрушки с качающимся механизмом из сложенных деталей
| Конструкция гофрокартона. Качающийся механизм
| Научатся: изготавливать качающийся механизм складыванием деталей; работать с гофрокартоном; использовать в конструкции щелевой замок; выполнять технику безопасности при работе с режущими инс-трументами; изготавливать игрушки с качающимся механизмом из сложенных деталей
| Познавательные – анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения; наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения (конструктивные особенности механизмов качающихся игрушек).
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии.
Коммуникативные – работать в малой группе
| Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делают выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла при изготовлении качающихся игрушек.
Испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
|
|
| Подвижная игрушка «Щелкунчик» (решение учебной задачи).
Учебник, с. 106–107
| Проблема: как рассчитать размеры крышки, чтобы деталь коробки свободно двигалась в ней? Из каких материалов можно изготовить прочную ручку-держатель?
Цели: создать условия для знакомства с особенностями конструкции и изготовления подвижного механизма; способствовать формированию умений выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; совершенствовать умения изготавливать игрушки с подвижным механизмом типа «щелкунчик»
| Подвижный механизм. Способы соединения. Щелевой замок
| Научатся: выполнять подвижный механизм типа «щелкунчик»; использовать щелевой замок; выполнять технику безопасности при работе с режущими инструментами; изготавливать игрушки с подвижным механизмом типа «щелкунчик»
| Познавательные – наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек типа «щелкунчик»).
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – работать в малой группе
| Имеют представление о целостной картине мира и понимание собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
|
| Игрушка с рычажным механизмом (решение учебной задачи).
Учебник, с. 108–109
| Проблема: как определить место прорезей и длину деталей рычажного механизма? Как наклеить изображение собачки, чтобы при движении лапка не цеплялась за туловище?
Цели: создать условия для знакомства с особенностями конструкции и изготовления рычажного механизма; способствовать формированию умений конструировать рычажной механизм; содействовать развитию навыков изготавливать игрушки с рычажным механизмом; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Рычажной механизм.
Способы соединения
| Научатся: сравнивать устройство рычажного и качающегося механизмов; конструировать рычажной механизм; выполнять технику безопасности при работе с режущими инструментами; изготавливать игрушки с рычажным механизмом
| Познавательные – наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек с рычажным механизмом).
Регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
| Описывают свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относятся к результатам труда мастеров.
Принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним.
Демонстрируют положительное отношение к урокам технологии
|
|
| Подготовка портфолио. Проверим себя (обобщение и систематизация знаний).
Учебник, с. 110–113
| Проблема: какая работа демонстрирует умения технолога, конструктора?
Цели: создать условия для повторения особенностей конструкций изделий; способствовать формированию умений осуществлять отбор и обсуждение зачетных работ за четыре года обучения; содействовать развитию навыков выполнять самостоятельную работу, выбирать материалы; совершенствовать умения работать по алгоритму
| Технолог.
Конструктор. Модель.
Макет.
Информационные технологии, компьютер
| Научатся: осуществлять отбор и обсуждение зачетных работ за четыре года обучения; использовать ранее освоенные знания и умения в самостоятельной работе
| Познавательные – открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления.
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли
| Демонстрируют желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
Осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Соблюдают общепринятые морально-этические нормы
|