Календарно-тематическое планирование* 4 страница
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
|
|
|
| Екатерина Великая (от-
крытие нового знания).
С. 105–
|
| Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I.
Личные качества императрицы. Продолжение строитель-
ства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям
| П– обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать по учебнику
о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы.
Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; знание о военных победах
А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, о временах правления Екатерины II
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – графический диктант, тестирование
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Отечественная война 1812 года (открытие нового знания).
С. 112–
|
| Вторжение в Россию армии
Наполеона.
Отступление русской армии.
Назначение
М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.
Пожар Москвы.
Отступление Наполеона.
Партизанское движение. Д. В. Давыдов.
Победа над Наполеоном
| П– на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; участие в дидактических играх «Неотосланная депеша», «Историческое домино»; просмотр видеофильма «Отечественная война 1812 года».
Индивидуальная – организация рабочего места; выразительное чтение стихотворений наизусть; выполнение заданий; знание исторических событий 1812 года
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – дидактические игры
|
| Страницы истории XIX века (от-
крытие нового
|
| Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года.
Освобождение
| П– в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Транссибир-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; отгадывание ребусов; работа со схемой, с картой.
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная –
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| знания).
С. 122–
|
| крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после
1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея
| скую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои знания.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; знание о реформах Александра II, о технических изобретениях XIX века.
Групповая – участие в дидактической игре «Историческое домино»; работа с историческим документом
| графический диктант.
Коллективная – ребусы, дидактическая игра
|
| Россия вступает в ХХ век (открытие ново-
|
| Николай II – последний император России. Возникновение полити-
| П– отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Граж-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; участие в дидактических играх «Лента времени», «Узнай
| Фронтальная – устные ответы.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| го знания).
С. 127–
|
| ческих партий.
В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война.
Гибель царской семьи.
Победа большевиков
| данская война в судьбе семьи; проявлять воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| дату»; составление схемы.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; знание исторических событий XX века.
Групповая – участие в дидактической игре «Историческое домино»
| Индивидуальная – тестирование.
Коллективная – дидактическая игра, схема
|
| Страницы истории 20–30-х годов
(открытие нового знания).
|
| Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, кол-
| П– знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в эле-
ктронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных стан-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактических играх «Огоньки», «Неотосланная депеша», «Узнай историческое событие»; работа с исторической картой; заполнение схемы.
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – дидактические игры
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| С. 136–
|
| лективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов
| ций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| Индивидуальная – организация рабочего места; знание истории образования СССР, жизни страны в 20–30-е годы XX века; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.
Коллективная (групповая) –
участие в дидактической игре «Историческое домино»
|
|
| Великая война и великая Победа (открытие нового знания).
С. 140–
|
| Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы! ».
Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград.
Курское сражение. Изгнание
| П– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования 68-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы; работать с термино-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы учителя.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий по карточкам, из электронного приложения к учебнику; знание исторических событий Великой Отечественной войны.
Коллективная (групповая) –
составление описательных
рассказов о Битве под
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – карточки
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы
| логическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории
| Москвой, о Сталинградской битве, о блокаде Ленинграда, о Курской битве
|
|
| Страна, открывшая путь в космос (построение системы знаний).
С. 147–
|
| Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин –
первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир»,
МКС. Развитие
СССР до 1980-х
годов: достижения и проблемы. Эпоха перестройки в 1980-х.
| П– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с электронным пособием; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее вы-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; знание о жизни страны в послевоенное время, о первом полете человека в космос; выполнение самостоятельной работы по карточкам, заданий из электронного приложения к учебнику.
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд. Индивидуальная – графический диктант, карточки
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Распад СССР
| полнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории
| Групповая – выполнение заданий по карточкам
|
|
| Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)
|
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов
| П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект.
Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Коллективная (групповая) –
обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей разрешения ситуаций; выполнение заданий; презентация готового продукта (проекта)
| Индивидуальная – презентация
|
Раздел VI. Современная Россия (8 ч)
|
| Основной
закон России и права человека (от-
|
| Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Много-
| П– находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; работа по карте.
| Фронтальная – устные ответы.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| крытие нового знания). С. 156–
|
| национальный характер населения России.
Конституция – основной закон страны.
Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка
| других людей; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации
| Индивидуальная – организация рабочего места; знание основных документов, защищающих права человека; иметь представление о государственном устрой-
стве страны; выполнение заданий; работа с деформированным текстом.
Групповая – составление вопросов по данному фрагменту
| Коллективная – крос- сворд, дидактическая игра
|
| Мы – граждане России (построение системы знаний).
С. 164–
|
| Понятие о гражданстве. Права
и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устрой-
ство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство
| П– различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; составление схемы; участие в дидактической игре «Ваши права, дети».
Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; представление о работе
главы государства, Федерального собрания; вы-
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – графический диктант.
Коллективная – крос- сворд, схема,
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации
| полнение заданий из электронного приложения к учебнику
| дидактическая игра
|
| Славные символы России (построение системы знаний).
С. 168–
|
| Государственный герб, флаг и гимн
| П– знать особенности герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории народа
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда; отгадывание загадки.
Индивидуальная – организация рабочего места; знание государственных символов страны; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику; раскрашивание современного российского флага
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – кроссворд
|
| Такие разные праздники (построение системы знаний).
|
| Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народно-
| П– различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта
А. Леонова на космическую тему; интервьюировать стар-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; отгадывание загадок; участие в дидактической игре «Узнай праздник».
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – дидакти-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| С. 175–
|
| го единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда
| ших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории народа
| Индивидуальная – организация рабочего места; представление о праздниках России; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.
Групповая – выполнение творческой работы о праздниках России
| ческая игра
| 65–
| Путешествие по России
(открытие нового знания).
С. 180–
|
| Регионы и города России
| П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект.
Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; составлять план и текст доклада; оценивать свои достижения и достижения товарищей.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание ребуса; участие в дидактической игре «Города России».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий проверочной работы, из электронного приложения к учебнику; участие в выставке творческих работ (изготовление
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – проверочная работа.
Коллективная – выставка творчес-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| поздравительных открыток, календарей профессиональных праздников родителей).
Групповая – составление рассказов о Дальнем Востоке и Сибири, Урале, юге России по плану
| ких работ,
дидактическая игра
|
| Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)
|
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов
| П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект.
Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Коллективная (групповая) –
обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей разрешения ситуаций; выполнение заданий; презентация готового продукта (проекта)
| Индивидуальная – презентация
|
| Обобщающий урок по историко-обществоведческим те-
|
| Выполнение тестов.
Развитие рефлексии.
Формирование объективной
| П– обобщить материал по соответствующим темам.
Р – владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы.
Индивидуальная – организация рабочего места.
Групповая – участие в кон-
| Индивидуальная – проверочные работы различных видов
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
|
| мам (развивающий контроль)
|
| самооценки
| Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| курсах с целью обобщения и систематизации знаний по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия»
|
|
|