Календарно-тематическое планирование* 3 страница
|
|
|
|
|
|
|
| чества (открытие нового знания).
Учебник,
ч. 2,
с. 4–7
|
| ного общества.
Первобытное искусство
| рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| разгадывание кроссворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий
| ответы. Коллективная – кроссворд
|
| Мир древности: далекий и близкий (открытие нового знания).
С. 8–14
|
| История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки
| П– определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; работа по карте; представление об истории древних государств
(Древнего Египта, Древней
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование.
Коллективная –
кроссворд
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Греции, Древнего Рима)
|
|
| Средние века: время рыцарей и замков (от-крытие нового знания).
С. 15–21
|
| Средние века в истории Европы. Возникновение городов.
Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания
| П– сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание филворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий; знание особенностей эпохи Средневековья; подготовка сообщений о рыцарях, о правилах этикета в эпоху Средневековья.
Групповая – клятва рыцарей
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование, таблица, филворд
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
|
|
|
| Новое время: встреча Европы и Америки (открытие нового знания).
С. 22–27
|
| Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники
| П– определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; участие в дидактической игре «Соотнеси слова».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста и карточек, из электронного приложения к учебнику; знание истории открытия Америки, великих открытий Нового времени; работа по карте
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование.
Коллективная –крос- сворд, дидактическая игра
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня (от-
крытие нового знания).
С. 28–32
|
| Исследования Арктики
и Антарктики.
Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение
космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций
| П– находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; участие в дидактической игре «Историческое лото».
Индивидуальная – организация рабочего места; сообщение о знаменитых людях XIX века; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; знание истории Новейшего времени
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование.
Коллективная –крос- сворд, дидактическая игра
|
| Презентация проектов (по выбору)
(рефлексия)
|
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов
| П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект.
Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей.
| Коллективная (групповая) –
обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей разрешения ситуаций; выполнение заданий; презентация готового продукта (проекта)
| Индивидуальная – презентация
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета
|
|
|
Раздел V. Страницы истории Отечества (20 ч)
|
| Жизнь древних славян (открытие нового знания).
С. 34–39
|
| Целеполагание раздела.
Расселение восточных славян.
Древнеславянские племена.
Занятия древних славян, их жилища, быт, верования.
Союзы племен
| П– анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; составлять план рассказа на материале учебника; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; работа по карте.
Индивидуальная – организация рабочего места; знание об истории образования славянского государства, жизни славян до образования государства, их занятиях, устройстве жилища, одежде, верованиях, праздниках; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование
|
| Во времена Древней Руси (откры-
|
| Торговый путь «из варяг в греки».
Основание Новгорода и Киева.
| П– прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX–XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте време-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда;
| Фронтальная – устные ответы.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| тие нового знания).
С. 40–45
|
| Призвание на княжение Рюрика.
Возникновение Древнерусского государства.
Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси
| ни» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| работа по карте.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста; знание истории образования государства Киевская Русь, первых князей, правивших государством
| Коллективная – крос- сворд. Индивидуальная – тестирование
|
| Страна городов (открытие нового знания).
С. 46–54
|
| Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы
| П– в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работать с терминологическим словариком; форму-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; работа с картой; участие в дидактической игре «Имена, прозвища и даты».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; знание особенностей устройства древних городов Киевской Ру-
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – тестирование.
Коллективная –дидактическая игра
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| си (Древнего Киева, Великого Новгорода, Москвы), их достопримечательностей
|
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси (открытие нового знания).
С. 55–58
|
| Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.
Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги
| П– обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактических играх «Неотосланная депеша», «Древние книги»; разгадывание кроссворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; знания об истории возникновения славянской письменности, славянской азбуки, книг; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику; работа по карточкам.
Групповая – выполнение заданий блицопроса;
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд, дидактические игры
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| инсценировка (по выбору учащихся)
|
|
| Трудные времена на Русской земле (построение системы знаний).
С. 59–64
|
| Феодальная раздробленность Руси в середине XII века.
Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский
| П– прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать свое отношение к личности Александра Невского; работать с терминологическим словариком; заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; составление схемы.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий.
Групповая – участие в дидактической игре «Ледовое побоище»
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – карточки. Коллективная – дидактическая игра
|
| Русь расправляет крылья
(откры-
|
| Возрождение северо-восточных
земель Руси
в конце XIII –
| П– приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы учителем;
разгадывание кроссворда;
| Фронтальная – устные ответы.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| тие нового знания).
С. 65–69
|
| начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский
| личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| работа с картой, по схеме «Родословное древо московских князей».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста, по карточкам, из электронного приложения к учебнику; знание о времени правления московского князя Ивана Калиты.
Групповая – участие в дидактической игре (историческое домино) «Древняя Русь»
| Индивидуальная – тестирование.
Коллективная – крос- сворд, дидактическая игра
|
| Куликовская битва (открытие нового знания).
С. 70–74
|
| Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича.
Благословение Сергия Радо-
| П– прослеживать по карте передвижения русских и ор-
дынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее вы-
| Фронтальная – формулирование ответов на вопросы, поставленные учителем; участие в дидактической игре «Найди свою пару».
Индивидуальная – организация рабочего места; знание о Куликовской битве; выполнение заданий из электронного приложения
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – дидактическая игра
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нежского.
Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск
| полнить; составлять план рассказа о Куликовской битве; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| к учебнику
|
|
| Иван Третий (открытие нового знания).
С. 75–81
|
| Противостояние на Угре. Падение монгольского ига.
Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства – двуглавый орел.
| П– рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда; участие в дидактических играх «Неотосланная депеша», «Историческое домино»; работа с картой.
Индивидуальная – организация рабочего места; знание о правлении Ивана III; подготовка сообщения о башнях Кремля; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.
Групповая – инсценирование «Разговор с башнями Кремля»
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд, дидактические игры
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Укрепление экономики.
Иван Грозный –
первый российский царь.
Земский собор. Опричнина.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Начало освоения Сибири
| |
|
|
| Мастера печатных дел (построение системы знаний).
С. 82–86
|
| Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина
| П– обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком; развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; изла-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; участие в дидактических играх «Пересадки», «Узнай книгу».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий; работа с толковым словарем.
Групповая – самостоятельное изучение материала
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд, дидактические игры
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| гать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| в учебнике и пересказ текста о первопечатнике
|
|
| Патриоты России (от-
крытие нового знания).
С. 87–93
|
| Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова
| П– обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий по карточкам, из электронного приложения к учебнику; знание о деятельности К. Минина, Д. Пожарского.
Групповая – инсценирование стихотворения
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – карточки
|
| Петр Великий (открытие нового зна-
|
| Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и ра-
| П– рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактической игре «Неотосланная депе-
| Фронтальная – устные ответы.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| ния).
С. 94–100
|
| бота в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.
Петр I – первый российский император
| «Великий»; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживать по карте приобретения Петра I; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа
| ша».
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий; знание об истории возникновения города Санкт-Петербурга, о времени правления Петра I, его реформах
| Коллективная – дидактическая игра
|
| Михаил Васильевич Ломоносов (построение системы знаний).
С. 101–
|
| Биография
М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета
| П– составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; составлять план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывать свое отношение к личности М. В. Ломоносова; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда.
Индивидуальная – организация рабочего места; знание жизни и деятельности М. В. Ломоносова; выполнение заданий.
Коллективная (групповая) – инсценирование басни
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд. Индивидуальная – карточки
| Продолжение табл.
|