Календарно-тематическое планирование* 1 страница
Календарно-тематическое планирование*
№ урока
| Тема, тип урока (страницы учебника)
| Календарные сроки
| Планируемые результаты обучения
| Виды деятельности учащихся, форма работы
| Формы контроля
| освоение предметных знаний (базовые понятия)
| универсальные учебные действия (УУД)
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел I. Земля и человечество (9 ч)
|
| Мир глазами астронома (открытие нового знания).
Учебник,
ч. 1.,
с. 4–8
|
| Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как о науке.
Вселенная (Космос). Солнце. Солнечная сис-
тема. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца
| П– извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; рассматривание учебной книги.
Индивидуальная – организация рабочего места; работа со словарем; осознанное чтение статьи в учебнике; выполнение заданий в рабочей тетради, из электронного приложения к учебнику; знание понятий астрономия, астроном.
Коллективная (групповая) –
разгадывание кроссворда
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – задания.
Коллективная – кроссворд
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Планеты Солнечной системы (открытие нового знания).
С. 9–15
|
| Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера.
Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня
и ночи и смены времен года
| П – анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее вы- полнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; рассматривание содержания иллюстраций; работа с теллурием (установление с помощью прибора причины смены дня и ночи, времен года).
Индивидуальная – организация рабочего места; знание планет Солнечной системы; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – кроссворд. Индивидуальная – задания
|
| Звездное небо – великая книга приро-
ды (откры-
тие ново-
|
| Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца,
| П– находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания из электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работать с терминологическим словариком; форму-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; рассматривание содержания иллюстраций.
Индивидуальная – органи-
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная –
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| го знания).
С. 16–21
|
| Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран
| лировать выводы по изученному материалу.
Р– понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| зация рабочего места; знание понятий созвездие, звезда, планет Солнечной системы; осознанное чтение статьи из учебника; выполнение заданий.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| тестирование.
Коллективная – кроссворд
|
| Мир глазами географа (открытие нового знания).
С. 22–29
|
| Понятие о географии как о науке и географи- ческих объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса
| П– сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рас- сказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактической игре «Домино и астрономия».
Индивидуальная – организация рабочего места; знание понятий: география, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан; показ на географической карте материков и океанов; выполнение заданий
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – дидактическая игра
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Мир глазами историка (открытие нового знания).
С. 35–41
|
| Понятие об ис-
тории как о науке. Источники исторических сведений.
Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории
| П– составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составлять рас- сказ на основании экспонатов краеведческого музея о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов, целостный взгляд на
мир в его органичном единстве, чувство гордости за свою
Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность
| Фронтальная – решение ребуса; формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактической игре «Исторические источники».
Индивидуальная – организация рабочего места; знание понятий: география, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан, история, историк, исторические источники, архивы, экспонаты; выполнение заданий.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| Фронтальная – устные ответы, составление схемы.
Коллективная – крос- сворд, дидактическая игра
|
| Когда и где?
(откры-
тие ново-
го знания. )
С. 42–46
|
| Понятия о веке (столетии) и тысячелетии, нашей эре.
Летосчисление в древности.
Историческая
| П– определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать воз-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; рассматривание иллюстраций; отгадывание загадки; составление рассказа по исторической карте.
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – провероч-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| карта.
«Лента времени»
| можность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| Индивидуальная – организация рабочего места; знание
понятий: век, тысячелетие,
летосчисление; осознанное чтение статьи в учебнике; выполнение заданий.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| ная работа.
Коллективная – крос- сворд, составление рассказа
|
| Мир глазами эколога (открытие нового знания).
С. 47–53
|
| Понятие об экологии и экологических проблемах. Международные соглашения по охране окружающей среды, международные организации, экологические дни
| П– характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нрав-
ственных нормах
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; знание понятий экология, эколог; заполнение схем.
Индивидуальная – организация рабочего места; выполнений заданий; осознанное чтение статьи в учебнике.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд, схемы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Сокровища Земли под охраной человека (открытие нового знания).
С. 54–62
|
| Понятие о Всемирном наследии, Всемирном природном, Всемирном культурном наследии. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная красная книга
| П– рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нрав-
ственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; рассматривание иллюстраций.
Индивидуальная – организация рабочего места; работа со словарем; написание графического диктанта; знание объектов (природы, архитектуры) Всемирного наследия; выполнение заданий
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – таблица. Индивидуальная/коллектив- ная – конкурс рисунков
|
| Презентация про-
ектов (по выбору) (реф-
|
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций
(слайдов) и дру-
| П– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии в краеведческий музей (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии в зоопарк и ботанический сад; интервьюировать старших членов семьи; готовить
| Коллективная (групповая) –
обсуждение и выведение правил позитивного общения; обсуждение решений, путей разрешения ситуа-
| Индивидуальная – презентация
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| лексия)
|
| гих подготовленных материалов
| иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступать с сообщением в классе.
Р – оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять познавательный интерес к предмету
| ций; выполнение заданий; презентация готового продукта (проекта)
|
|
Раздел II. Природа России (10 ч)
|
| Равнины и горы России (открытие нового знания).
С. 64–71
|
| Целеполагание раздела.
Формы рельефа России.
Наиболее крупные равнины, плоскогорья, горы.
Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник
| П– находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; рассматривание иллюстраций; проведение опыта (образование болот).
Индивидуальная – организация рабочего места; знание условных обозначений гор, равнин, плоскогорий и показ их на физической карте; работа со словарем; выполнение заданий
| Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – сообщения учащихся, задания
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Моря, озера и реки России
(открытие нового знания).
С. 72–77
|
| Моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.
Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское и Онежское.
Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур
| П– находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовить сочинения на тему урока; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы;
участие в игре «Географическое лото».
Индивидуальная – организация рабочего места; знание условных обозначений и показ на физической карте основных природных объектов (рек, морей, озер, равнин, гор, плоскогорий); осознанное чтение статьи из учебника; выполнение заданий
| Фронтальная – устные ответы.
индивидуальная – карточки.
Коллективная – дидактическая игра
|
| Природные зоны России (открытие нового знания).
С. 30–34
|
| Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность
| П– различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различать широтную и высотную поясность; находить на карте природных зон зоны высотной поясности; формулировать выводы по изученному материалу.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактической игре «Я знаю географические объекты»; проведение опыта (установление зависимости солнечного излучения на природные зоны).
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – конкурс мини-сочинений.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
| Индивидуальная – организация рабочего места; знание понятия природные зоны, названий природных зон, характерных признаков, их местоположения на карте, животного и растительного мира природных зон; выполнение заданий; составление мини-сочинения «Какой я представляю Россию, глядя на карту»
| Коллективная – дидактическая игра
|
| Зона арктических пустынь (открытие нового знания).
С. 78–86
|
| Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем.
Полярный день и полярная ночь. Северные сияния.
| П– находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; прослеживать цепи питания в Арктике; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероп-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; отгадывание загадок; рас- сматривание иллюстраций; установление зависимости положения солнца относительно горизонта и природно-климатических условий природной зоны арктических пустынь.
Индивидуальная – организация рабочего места; зна-
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – таблица, схема, кроссворд
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Флора и фауна Арктики.
Цепи питания в зоне арктических пустынь. Освоение Арктики человеком и возникшие вследствие этого экологические проблемы. Природоохранные мероприятия
| риятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
| ние природной зоны арктических пустынь (признаков, местоположения на карте, животного и растительного мира); выполнение заданий; осознанное чтение статьи в учебнике.
Коллективная – разгадывание кроссворда
|
|
| Тундра (открытие нового знания).
С. 87–97
|
| Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.
Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.
Экологические связи в зоне
| П– находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенно- сти зоны тундры, ее флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры; из-
влекать из дополнительной литературы (книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; характеризовать зону тундры по плану;
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; составление схем и цепей питания в природной зоне тундры; участие в дидактической игре «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры»; установление
зависимости положения
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос- сворд, схемы, дидактическая игра
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.
Природоохранные мероприятия. Животные из Красной книги России.
Заповедники
| моделировать природные особенности тундры; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
| солнца относительно горизонта и природно-климатических условий природной зоны тундры.
Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; участие в конкурсе рисунков; составление рассказа о тундре по предложенному учителем плану; сообщения о животных Арктики; знание природной зоны тундры (признаков, местоположения на карте, животного и растительного мира).
Коллективная (групповая) –
разгадывание кроссворда
|
|
| Леса России (открытие нового знания).
С. 98–105
|
| Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их флоры и фауны
| П– находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологи-
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; составление схем и цепей питания в природной зоне лесов; установление зависимости положения
| Фронтальная – устные ответы.
Коллективная – крос-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| от освещенности и почв. Флора и фауна зоны лесов.
Экологические связи в лесных зонах
| ческие связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу.
Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
| солнца относительно горизонта и природно-климатических условий природной зоны лесов; рассматривание иллюстраций.
Индивидуальная – организация рабочего места; знание природной зоны лесов (признаков, местоположения на карте, животного и растительного мира); выполнение заданий.
Коллективная – разгадывание кроссворда
| сворд. Индивидуальная –карточки, схема
|
| Лес и человек (открытие нового знания).
С. 106–
|
| Роль леса в природе и жизни людей.
Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные, занесенные в Красную книгу России.
| П– с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу (по материалам книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»); извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризовать лесные природные зоны по плану; формулировать выводы по изученному материалу.
| Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактической игре «Правила поведения в лесу».
Индивидуальная – участие в выставке рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес»; выполнение заданий; организация ра-
| Фронтальная – устные ответы.
Индивидуальная – конкурс рисунков, самостоятельная работа.
| Продолжение табл.
|