|
|||
Иван Григорьевич Иноземцев 14 страницаТанковые части 42-й армии с боями продвигались к Красному Селу. С ними тесно взаимодействовала 277-я штурмовая авиадивизия. 19 января во время боя командир 220-й танковой бригады полковник В. Л. Проценко сообщил авиационному представителю, что с правого фланга по оси движения бригады с юго-восточной окраины Куприяновки противник оказывает сильное огневое противодействие из противотанковых орудий и минометов. Авианаводчик старший лейтенант А. Ф. Разгулов, находившийся в танке, нацелил на них звено штурмовиков во главе с лейтенантом К. Д. Мамыкиным. В очень сложных метеоусловиях летчики отыскали вражеские батареи и подавили их. Полковник В. Л. Проценко радировал командиру авиадивизии полковнику Ф. С. Хатминскому и майору Г. М. Камбулатову - командиру 943-го штурмового авиаполка, непосредственно обеспечивавшего танковую бригаду: " Благодарю за хорошую работу ваших штурмовиков по сопровождению подвижных танковых групп 220-й отдельной танковой бригады, хорошее взаимодействие штурмовиков с танками и активные их боевые действия по противотанковым средствам противника" 14. 19 января части 13-й воздушной армии произвели 282 самолето-вылета и нанесли врагу большой урон в живой силе и технике. В этот день 42-я армия освободила Красное Село, а 2-я ударная армия - Ропшу. Войска обеих армий соединились в районе Русско-Высоцкое. Петергофско-стрельнинская группировка врага была разгромлена. За успешные боевые действия 277-я штурмовая авиадивизия, 101-й и 325-й бомбардировочные авиаполки дальнего действия полковника В. С. Гризодубовой и подполковника Н. Г. Афонина получили почетное наименование Красносельских, а 9-я штурмовая авиадивизия ВВС КБФ подполковника Я. 3. Слепенкова - Ропшинской. Одновременно с войсками Ленинградского фронта 14 января перешли в наступление и соединения 59-й армии Волховского фронта. В первый день из-за чрезвычайно сложных метеорологических условий авиация 14-й воздушной армии не действовала. Это, несомненно, сказалось и на результатах наступлений 59-й армии, которая почти не продвинулась вперед. В последующие дни, когда погода несколько улучшилась, авиация начала действовать в полную силу. При поддержке авиаторов войска Волховского фронта 20 января освободили древний русский город Новгород. После разгрома фланговых группировок 18-й армии создались благоприятные условия для наступления по всему фронту от Финского залива до озера Ильмень. Этому способствовал и 2-й Прибалтийский фронт, который своими активными действиями сковал 16-ю армию противника и не допустил переброски ее сил под Ленинград и Новгород. Чтобы избежать окружения, гитлеровское командование стало отводить свои соединения с выступа восточное Тосно, Чудово. Для более эффективного использования авиации приказом командующего Ленинградским фронтом генерала армии Л. А. Говорова 20 января общее руководство действиями 13-й воздушной армии, ВВС Краснознаменного Балтийского флота и 2-го гвардейского Ленинградского истребительного авиакорпуса ПВО было возложено на генерал-лейтенанта авиации С. Д. Рыбальченко. Этим же приказом авиации ставились задачи на следующий этап операции. Она должна была уничтожать отходящие войска и подходящие оперативно-тактические резервы противника, не допускать железнодорожных и автомобильных перевозок, содействовать подвижным группам наземных войск, наступающих на направлении главного удара, и прикрывать войска на поле боя от налетов неприятельской авиации15. Хотя метеорологические условия оставались очень сложными, наша авиация действовала более активно, чем в первую неделю операции, и более эффективно. В период наступления советских войск противник особое внимание уделял обороне крупных узлов сопротивления. Это вызывало необходимость сосредоточения усилий всей авиации для разрушения таких узлов, а также для поддержки наших наземных войск при их захвате. Все большее значение приобретала задача прикрытия наших войск с воздуха, так как с переходом войск Ленинградского и Волховского фронтов в наступление противник стал спешно усиливать свою авиацию. В прикрытии наземных войск от ударов немецко-фашистской авиации отличились летчики 275-й истребительной авиадивизии. Летчики-истребители штурмовали также войска противника на поле боя, вели воздушную разведку, сопровождали группы бомбардировщиков и штурмовиков. Очень активно сражались они в период боев за города Пушкин и Павловск, которые были освобождены нашими войсками 24 января. Приказом Верховного Глав-нокомандующего от 27 января 1944 г. 275-й истребительной авиадивизии (командир полковник А. А. Матвеев, начальник политотдела полковник Д. М. Пелипенко, начальник штаба подполковник Н. Ф. Минеев) было присвоено почетное наименование Пушкинской. В боях за Гатчину отличилась 276-я бомбардировочная авиадивизия геперал-майора авиации А. П. Андреева. Советские летчики не давали покоя врагу не только днем, но и ночью, так как противник все перегруппировки и передвижения старался производить в основном в темное время суток. Однако ночные бомбардировщики неутомимо разыскивали врага и наносили по нему ощутимые удары. Особенно активно действовали ночью экипажи 8-й минно-торпедной авиадивизии ВВС КБФ и авиакорпусов дальнего действия. 26 января город Гатчина был освобожден. Приказом Верховного Главнокомандующего 276-й бомбардировочной авиадивизии было присвоено почетное наименование Гатчинской. Такое же наименование получили 8-я минно-торпедная авиадивизия ВВС КБФ, 7-й и 12-й гвардейские бомбардировочные авиаполки дальнего действия майора А. Н. Артемьева и подполковника Н. Г. Богданова. К 27 января враг был отброшен на 65 - 70 км. Военный совет Ленинградского фронта докладывал Ставке Верховного Главнокомандования: " Под ударами наших войск потерпела крушение сильнейшая оборона немцев, которую они сами расценивали как неприступный и непреодолимый Северный вал, как стальное кольцо блокады Ленинграда... Выполнена задача первостепенной важности - ликвидирована полностью вражеская блокада Ленинграда" 16. Вечером 27 января 1944 г. город Ленина салютовал в честь исторической победы. В снятии блокады Ленинграда важную роль сыграла 13-я воздушная армия, поддерживавшая наступление войск Ленинградского фронта на важнейших направлениях. За 17 дней января части и соединения воздушной армии уничтожили более 20 танков, около 800 автомашин различного назначения, более 200 повозок с грузом, более 30 артиллерийских и минометных батарей и много другой боевой техники противника. В воздушных боях было сбито 13 неприятельских самолетов17. Наступление продолжается После разгрома фланговых группировок 18-й армии и полного снятия блокады Ленинграда советские войска продолжали наступление. 13-я воздушная армия в зависимости от обстановки действовала то на приморском направлении в интересах 2-й ударной армии, наступавшей на Кингисепп, Нарву, то на гдовском и лужском направлениях, где вели наступление 42-я и 67-я армии. ВВС Краснознаменного Балтийского флота поддерживали 2-ю ударную армию. 14-я воздушная армия обеспечивала главные силы Волховского фронта, продвигавшиеся к Луге с востока. В период боев за Кингисепп 31 января - 1 февраля основные усилия авиации Ленинградского фронта и Балтийского флота были направлены на поддержку соединений 2-й ударной армии. Особенно успешно действовала 277-я штурмовая апиадивизия. При поддержке авиаций советские войска овладели городом Кингисепп. Противник стал поспешно отходить на оборонительную линию по реке Нарва. Части и соединения 13-й воздушной армии перенесли удары по отступающему врагу на дорогах, переправах, местах сосредоточения. В начале февраля 13-я воздушная армия перенацеливается на поддержку 67-й армии, наступавшей на Лугу. Бои здесь приняли упорный, затяжной характер. Генерал Л. А. Говоров приказал привлечь к уничтожению лужской группировки врага левофланговые соединения 42-й армии, которая 4 февраля вступила в город Гдов. Дальнейшее продвижение их шло от Ям на Псков и от Ляды на Струги Красные. Противник, увидев угрозу флангам и тылам основной группировки своей 18-й армии в районе Луги, пытался спешно прикрыть рубеж по реке Желча, Зовка, Лышницы, перебросив туда пять дивизий, предназначавшихся для обороны лужского участка. Перегруппировка вражеских войск и появление новых соединений были своевременно замечены нашей воздушной разведкой. 6 февраля летчик 140-го бомбардировочного авиаполка младший лейтенант В. М. Болотов обнаружил с воздуха большую колонну противника, насчитывавшую до 300 автомашин, более 100 повозок и много танков. Колонна двигалась от Струги Красные на Ляды. На ее уничтожение немедленно была нацелена авиация 13-й воздушной армии. Первыми нанесли удар 20 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 во главе с командирами эскадрилий капитанами Н. И. Кузьменко и А. Г. Моисеенко. За ними подходили новые и новые группы самолетов. Всего в течение 6 и 7 февраля по колонне было произведено 189 самолето-вылетов, из них 50 бомбардировщиками, 60 штурмовиками и 79 истребителями. По свидетельству партизан, было уничтожено более 100 автомашин, 50 повозок, разбито 20 орудий, убито около 200 гитлеровцев. Одновременно с отводом войск на рубеж рек Нарва и Великая противник усиливал свою авиацию перед Ленинградским и Волховским фронтами. Воздушный разведчик старший лейтенант Г. К. Заруднев за один вылет на разведку сфотографировал несколько вражеских аэродромов. Разведотдел 13-й воздушной армии установил, что на них появилось много новых самолетов. Всего в феврале немецко-фашистское командование сосредоточило против Ленинградского и Волховского фронтов около 350 самолетов, из них более половины бомбардировщиков. Активность действий 1-го воздушногоо флота значительно возросла. Если в январе 1944 г. в полосе Ленинградского фронта было отмечено лишь 93 самолето-пролета немецкой авиации, то в феврале - 1727. Одной из важнейших задач 13-й воздушной армии становится прикрытие наземных войск от ударов воздушного противника. Оно осуществлялось в основном методом патрулирования в районах вероятного нападения авиации противника и действиями истребителей-" охотников". Встречаясь в воздухе с неприятельскими самолетами, советские летчики смело вступали в бой при любом соотношении сил и добивались победы. 8 февраля летчик 159-го истребительного авиаполка лейтенант В. Г. Серов во главе пары истребителей, прикрывая наземные войска методом патрулирования, встретил два немецких истребителя ФВ-190. Стремительной атакой он зашел в хвост " фокке-вульфу" и сбил его. В следующем вылете в тот же день лейтенант Серов со своим звеном отражал налет 38 фашистских бомбардировщиков Ю-87. Одного " юнкерса" он сбил, а остальных наши летчики разогнали и не дали врагу сбросить бомбы на цели. Тем временем 67-я армия генерал-лейтенанта В. П. Свиридова развивала наступление на Лугу. Боевые действия наземных войск велись при активной поддержке авиации. Бомбардировщики и штурмовики, действуя группами по 6 - 8 самолетов, бомбили оборону противника, уничтожали его резервы, наносили удары по его ближайшим тылам. С 6 по 11 февраля части 13-й воздушной армии произвели более 700 самолето-вылетов и уничтожили на лужском направлении более тысячи гитлеровцев, сотни автомашин, повозок, железнодорожных вагонов и много другой военной техники. 12 февраля войска 67-й армии при поддержке авиации освободили Лугу. Противник, выбитый из города, отходил в юго-западном направлении. Авиация продолжала наносить по нему бомбардировочные и штурмовые Удары. По решению Ставки Верховного Главнокомандования от 13 февраля 1944 г. Волховский фронт, выполнивший свои задачи, был расформирован. Почти все его войска были переданы Ленинградскому фронту. 14-я воздушная армия, также вошедшая в состав фронта, после освобождения Луги поддерживала войска, наступавшие на псковском направлении. 23 февраля штаб армии был выведен в резерв Ставки, а все ее соединения - 269-я истребительная, 280-я смешанная, 281-я штурмовая авиадивизии, 386-й отдельный ночной бомбардировочный, 742-й отдельный разведывательный, 844-й отдельный транспортный авиаполки, пять отдельных авиационных эскадрилий, 11-й и 82-й районы авиационного базирования -были переданы 13-й воздушной армии18. Упорные бои развернулись в районе Нарвы, где после перегруппировки 2-я ударная армия 11 февраля вновь перешла в наступление. 13-я воздушная армия и ВВС Краснознаменного Балтийского флота свои основные усилия перенесли на поддержку 2-й ударной армии. 16 февраля 18 самолетов 191-го истребительного авиаполка под командованием майора А. Г. Гринченко нанесли удар по противнику в районе железнодорожной станции и узла шоссейных дорог Иыхви. После нескольких заходов было уничтожено 9 вагонов, повреждено железнодорожное полотно, сожжено 4 автомашины и убито до 50 солдат и офицеров. На обратном пути наши летчики атаковали скопление вражеской пехоты и автомашин. В результате истребители уничтожили еще более 9 автомашин и много гитлеровцев. В течение последующих двух дней экипажи 13-й воздушной армии на поддержку войск 2-й ударной армии произвели более 250 самолето-вылетов. Несмотря на самоотверженные, героические действия наземных войск и авиации, развить наступление на нарвском направлении не удалось. Немецко-фашистское командование перебросило сюда резервы и смогло приостановить продвижение 2-й ударной армии, которая в конце февраля перешла к обороне. Город Нарва все еще оставался в руках противника. Южнее Нарвского перешейка 42-я армия, оставив часть войск на восточном берегу озер Чудское и Псковское, главными силами вели наступление в направлении Пскова. В сторону Пскова продвигалась и 67-я армия, возобновившая наступление 16 февраля. 13-й воздушной армии 18 февраля была поставлена задача обеспечивать наступление 42-й и 67-й армий. Авиация должна была содействовать наземным войскам в преодолении промежуточных рубежей, форсировании реки Великая и освобождении Пскова. Для предотвращения организованного отхода немецко-фашистских перед фронтом наших армий военно-воздушным силам предстояло активизировать действии по колоннам противника на дорогах. На левом крыле Ленинградского фронта наступали 8-я и 54-я армии. Мощные удары по врагу здесь наносила 280-я смешанная авиадивизия подполковника П. М. Подмогильного. 18 февраля части дивизии нанесли несколько мощных ударов по оборонительным сооружениям, батареям и живой силе на западном берегу реки Мшага. Боевой наступательный дух летчиков и техников дивизии был очень высоким. Большая заслуга в этом принадлежит политотделу дивизии, начальником которого являлся подполковник И. М. Мороз. За образцовое выполнение боевых заданий командования, умелое руководство партийно-политической работой, личное мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками. И. М. Морозу 7 мая 1965 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Авиация противника также перенесла основные усилия на псковское направление. 18 февраля две группы немецких бомбардировщиков в составе 23 Ю-87 и 25 Ю-88 совершили налет на наши войска. Но господство в воздухе оставалось на нашей стороне. К тому же боевой дух советских летчиков был несравненно выше, чем у фашистских пилотов. Они сражались до последней возможности и даже умирая наносили врагу большой урон. В этот день на штурмовку колонны противника в районе Нарвы вылетели 4 Ил-2 во главе с лейтенантом Н. Юрьевым. Один самолет пилотировал младший лейтенант Таранчиев Исмаил-бек. Незадолго до этого дня, получая партийный билет, он сказал: " Я буду честно воевать и оправдаю высокое звание коммуниста... Я умру, но не сдамся никогда в плен". Так он и сражался. Приблизившись к цели на высоте 100 м, летчики заметили колонну вражеских танков и с ходу пошли в атаку. Гитлеровцы огнем зениток и крупнокалиберных пулеметов стремились отразить нападение штурмовиков. Но это не остановило их за первым заходом последовал второй. И тут в самолет Таранчиева попал снаряд. Из пробитого бензобака стало выбивать горючее, плоскость машины загорелась. Летчики звена видели, как пылающий Ил, стреляя из всех пушек, устремился в последнее пике на фашистские танки. Затем последовал сильный взрыв, уничтоживший немало гитлеровцев и танков19. Удары советских войск как на земле, так и в воздухе становились все сильнее. Командующий группой армий " Север" генерал-полковник Модель, назначенный вместо смещенного за поражение под Ленинградом фельдмаршала Кюхлера, опасаясь полной катастрофы, принял решение отвести войска на заранее подготовленный псковско-островской рубеж обороны. Чтобы обеспечить планомерный отход 16-й армии, войска 18-й армии должны были держать оборону по линии озеро Ильмень, Струги Красные, северная часть Псковского озера и затем постепенно отойти на позиции укрепленного района. Генерал армии Л. А. Говоров приказал войскам 42-й и 67-й армий преследовать противника на псковском и островском направлениях и не дать ему возможности закрепиться на промежуточных рубежах. В ходе операции по мере продвижения войск Ленинградского фронта на запад и особенно на юго-запад к Пскову полки 13-й воздушной армии вынуждены были неоднократно перебазироваться к линии фронта на подготовленные передовые аэродромы и посадочные площадки, освобождаемые нашими войсками. Но враг, отступая, выводил их из строя. Летные поля некоторых аэродромов вспахивались, аэродромные сооружения (ангары, склады) подрывались, на бетонных взлетно-посадочных полосах устанавливались фугасы. Насыщались фугасами и шипами и небетонированные участки летного поля. Уцелевшие землянки, колодцы дренажной системы минировались противотанковыми минами. Все это осложняло работу аэродромных отделов и инженерных батальонов и удлиняло сроки восстановления аэродромов. Но советские воины преодолевали все трудности. На аэродромах Шоссейная, Горелово, Пушкин, Гатчина, Сиверская, Сиворицы, Невская Дубровка было обезврежено 629 фугасов, 1660 противотанковых мин, 12 485 противопехотных мин, 233 мины-" сюрприза", 4000 крупнокалиберных артиллерийских снарядов. За два месяца наступления части тыла 13-й воздушной армии подготовили и ввели в строй 64 оперативных аэродрома20. Наряду с поддержкой наступающих соединений на поле боя 13-я воздушная армия усилила удары по коммуникациям противника. Об эффективности ударов авиации по колоннам красноречиво свидетельствуют следующие цифры. 16 февраля наши летчики разбили 125 автомашин, 18 февраля - 57, 23 февраля - 78, 24 февраля - 129. Большой урон врагу наносился и в последующие дни. Усилились налеты по железнодорожным станциям и эшелонам противника. С 16 февраля по 1 марта 1944 г. для действий по железнодорожным объектам на участках Нарва, Таллин, Плюсса, Псков экипажи 13-й воздушной армии совершили более 400 самолето-вылетов. По коммуникациям противника успению действовала и авиация дальнего действия. В ночь на 19 февраля 1-й гвардейский, 5, 6 и 7-й авиакорпуса дальнего действия совершили налет на железнодорожный узел Псков. Сначала наши летчики сбросили осветительные бомбы, а затем начали бомбить военные эшелоны. Как стало известно позже, прямым попаданием бомб была разбита гостиница, где размещались немецкие летчики. В ночь на 7, 17 и 27 февраля дальние бомбардировщики совершили налеты на военно-промышленные объекты в районе Хельсинки, а в ночь на 11 и 23 февраля нанесли удары по портам Котка и Турку, через которые перевозилось стратегическое сырье из Финляндии в Германию. Авиация Краснознаменного Балтийского флота наряду с поддержкой 2-й ударной армии действовала также над Балтийским морем, препятствуя противнику осуществлять транспортные перевозки. Враг вынужден был уменьшить интенсивность движения и море, усиливать конвои. Теперь ею корабли и суда плавали в основном в темное время. Встречи наших крейсерских самолетов с неприятельскими транспортами стали реже. Но балтийские летчики продолжали пускать на дно вражеские суда. Возросла активность действий и вражеской авиации. Почти две трети всех самолето-вылетов враг совершил с целью бомбардировки наших наземных войск и особенно переправ. 24 февраля две группы из 15 и 20 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 6 истребителей ФВ-190 бомбили нашу переправу в районе Долгая Нива, а 26 февраля в восьми групповых налетах на Вергино, Заклинье участвовало 148 самолетов Ю-87. Советское командование решило подорвать ударную мощь вражеской авиации. 24 февраля наша воздушная разведка установила базирование крупных сил неприятельской авиации на аэродроме Тарту. На фотоснимке просматривалось до 50 самолетов. Началась подготовка к боевому заданию. Каждой группе, участвовавшей в налете, была поставлена конкретная задача, определены высоты, направление и порядок захода и атаки цели, время нанесения удара. 26 февраля в 12 час. 03 мин. группа из 21 штурмовика под прикрытием 14 истребителей нанесла первый удар по аэродрому. Через семь минут стоянки самолетов и летное поле бомбили 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 тремя группами, ведомыми майором И. С. Анискиным, капитанами Н. А. Клочко и Н. И. Кузменко. Их прикрывали 12 истребителей. По данным фотоконтроля, на земле был уничтожен 21 неприятельский самолет. Кроме того, 6 машин советские летчики сбили в воздушных боях в районе аэродрома. Наша группа вернулась на базу без потерь21. Удар по вражеской авиации был чувствительным, но борьба в воздухе не прекратилась. Противник даже предпринимал попытки совершать одиночными самолетами налеты на Ленинград. Но они успешно отражались. В конце февраля 1944 г. войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов подошли к городам Нарва, Псков, Остров. Но овладеть ими не смогли. Тяжелые непрерывные бои в исключительно сложных географических и климатических условиях, продолжавшиеся полтора месяца, потребовали огромного напряжения сил. Нужна была передышка. 1 марта Ставка Верховного Главнокомандования отдала фронтам приказ перейти к обороне и приступить к подготовке к последующим операциям. Господство в воздухе остается за нами Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе феврале 1944 г. проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в воздухе в свою пользу. В ходе боев гитлеровское командование неоднократно перебрасывало на ленинградское направление новые авиационные части и соединения и к началу марта довело самолетный парк до 400 единиц. Резко возросла активность вражеской авиации. В марте в полосе Ленинградского фронта был отмечен 4521 самолето-пролет, то есть в три с лишним раза больше, чем в феврале, и в 50 раз больше, чем в январе. Неприятельская авиация предпринимала попытки наносить массированные удары по боевым порядкам наших войскск, по местам их сосредоточения, переправам через реки Нарва и Плюсса, по аэродромам, по ближайшим тылам. Немецкие одиночные самолеты днем и ночью вели разведку железных дорог от Нарвы до Гатчины. Бомбардировочным налетам подвергались станции Волосово, Елизаветино, Гатчина и другие. Фашистские пилоты охотились за нашими железнодорожными эшелонами. Все чаще вражеские истребители нападали на советские самолеты. Все это и предопределило такой ожесточенный характер воздушных боев в марте 1944 г. В целях создания лучших условий для боевой работы авиации и более надежного прикрытия наземных войск и объектов авиационные части 13-й воздушной армии в конце февраля были перебазированы ближе к линии фронта. Задача борьбы с авиацией противника на нарвском направлении возлагалась на 275-ю истребительную авиадивизию полковника А. А. Матвеева, на псковском направлении - на 269-ю истребительную авиадивизию полковника А. П. Николаева. В борьбе с военно-воздушными силами противника участвовали все рода авиации. Но главная роль, несомненно, принадлежала истребителям. Они прикрывали войска и объекты от пилотов вражеских самолетов, охраняли группы бомбардировщиков и штурмовиков от атак " мессершмиттов" и " фокке-вульфов", участвовали вместе с бомбардировочной и штурмовой авиацией в ударах по аэродромам базирования 1-го воздушного флота. 6 марта на нарвском и псковском направлениях в налетах участвовало 234 вражеских самолета. Шесть летчиков 191-го истребительного авиаполка во главе со старшим лейтенантом В. Б. Мнтрохиным вели бой с 20 Ю-87 и 10 ФВ-110. Хотя силы были неравными, старший лейтенант В. Б. Митрохин и лейтенанты П. А. Репкин и Кузин сбили по одному немецкому истребителю. 7 марта личный состав 14-го гвардейского истребительного авиаполка отмечал вторую годовщину присвоения полку гвардейского звания. В этот день шестерка истребителей под командованием Героя Советского Союза капитана Н. А. Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Еще при подходе к Тарту на отставший Пе-2 напал истребитель ФВ-190, но младший лейтенант М. Глазунов отогнал фашиста. При отходе от цели он заметил, как снизу сзади заходит в атаку пара " фокке-вульфов", но снова отразил нападение, сбив при этом один истребитель. Вскоре пришлось отражать нападение врага и самому командиру группы прикрытия. При атаке двух " мессершмиттов" капитан Зеленов зашел в хвост ведущему пары и с дистанции 50 - 100 м сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на самолет младшего лейтенанта В. П. Гусева сзади напал " Фокке-Вульф-190". Младший лейтенант В. Д. Деревянкин, заметив, какая опасность угрожает ведомому, поспешил ему на помощь и длинной очередью поджег немецкий истребитель. В это время Деревянкин сам подвергся нападению. Увлеченный атакой, он не заметил угрозы. На выручку бросился Владимир Гусев. Круто развернувшись, молодой гвардеец пошел врагу наперерез, желая отсечь его от самолета своего командира. Но враг был уже на расстоянии 60 - 80 м от самолета Деревянкина и открыл по нему огонь. На прицеливание Гусеву уже не оставалось времени. Спасая командира, гвардии младший лейтенант В. П. Гусев врезался своим самолетом в фашистский истребитель. При ударе оба самолета разрушились и, охваченные пламенем, упали на землю. Владимир Гусев погиб смертью героя. Но товарищи отомстили за его смерть, сбив четыре вражеские машины. 19 марта 10 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 140-го бомбардировочного авиаполка под прикрытием 6 истребителей Як-9 бомбили аэродром Тарту. Головную машину вел командир эскадрильи капитан А. Г. Моисеенко, штурманом у него был Д. А. Малин, стрелком-радистом на это задание пошел замполит полка майор Г. А. Лущик. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, наши летчики сожгли на земле 8 самолетов и 6 повредили. Кроме того, 2 ФВ-190 были сбиты в воздушном бою над аэродромом. Но и мы потеряли два бомбардировщика, отставшие от группы при отходе от цели, и один истребитель, а две " пешки", подбитые зенитной артиллерией, произвели вынужденную посадку на своей территории. В борьбе за завоевание господства в воздухе вражеская авиация также стремились наносить удары по советским аэродромам. 19 марта около 60 Ю-87, ФВ-190 и Ме-109 совершили налеты сразу по четырем аэродромам 13-й воздушной армии. Нападению предшествовали полеты самолетов-разведчиков в первой половине дня. Пострадал лишь один наш аэродром, на котором было убито 15 человек и повреждено шесть самолетов, из них три истребителя к утру были уже восстановлены22. В то же время гитлеровская авиация не прекращала попыток наносить удары по шипим наземным войскам. Упорные воздушные бои не прекращались. Несмотря на большие потери, все новые и новые группы фашистских бомбардировщиков и истребителей летели бомбить советские войска, переправы, железнодорожные объекты. В этих условиях штаб 13-й воздушной армии во главе с начальником штаба генерал-майором авиации А. Н. Алексеевым разработал план удара по неприятельскому аэродрому, на котором было установлено базирование около 40 самолетов. К налету привлекалось 37 штурмовиков Ил-2 и 11 бомбардировщиков Пе-2. Однако не все самолеты 27 марта смогли вылететь на задание, так как аэродром базирования одной штурмовой авиаэскадрильи оказался блокированным немецкими истребителями. Попытки летчиков произвести взлет на этом аэродроме окончились тем, что два " ила" были сбиты, едва оторвавшись от земли. Несмотря на эту неудачу, удар по вражескому аэродрому оказался очень успешным. Советские летчики уничтожили на нем до 25 самолетов. Боевое мастерство летчиков 13-й воздушной армии за годы войны возросло настолько, что они успешно вели бои с воздушным противником, имевшим многократное количественное превосходство. С первых же минут воздушной схватки советские летчики стремились захватить инициативу и затем смелыми и решительными атаками уничтожали вражеские самолеты. Пятерка истребителей 14-го гвардейского истребительного авиаполка во главе с командиром полка подполковником Н. И. Свитенко 29 марта провела бой с 18 " Юнкерсами-87", которых прикрывали 6 " Мессершмиттов-109" и 2 " Фокке-Вульфа-190". С первой же атаки на встречных курсах подполковник Свитенко и младший лейтенант В. А. Трепузов сбили по одному " юнкерсу", которые упали северо-западнее Сиргала. Не сворачивая с курса, наши истребители прошили строй немецких бомбардировщиков. Неприятельская группа рассыпалась, фашисты стали беспорядочно бросать бомбы и со снижением удирать на запад. В это время капитаны Баранов, Ливончик и Терещев вели бои с шестью " мессершмиттами", ставшими в оборонительный круг. Терещев атакой сзади слева поджег один Ме-109. Но соотношение сил продолжало оставаться не в нашу пользу. Несмотря на это, врагу так и не удалось нанести поражение группе подполковника Свитенко. Налет фашистской авиации был отбит, боевая задача выполнена.
|
|||
|