|
|||
Иван Григорьевич Иноземцев 11 страницаВ этот день звено истребителей 158-го истребительного авиаполка в в составе капитана С. Г. Литаврина, старших лейтенантов С. В. Деменкова, Г. И. Богомазова и А. И. Морозова впервые на Ленинградском фронте сбило новейший самолет противника ФВ-190, которому немцы создали шумную славу непобедимого истребителя. Второй " фокке-вульф" при штурмовке позиций нашей пехоты из-за неисправности техники произвел вынужденную посадку на лед Ладожского озера на нейтральной полосе. Ночью пехотинцы вытащили его на свои тыловые позиции и ФВ-190 был отправлен в тыл для детального изучения Снова отличились летчики-штурмовики Ф. М. Павлюченко и В. П. Осадчий. Перед вылетом Владимир Осадчий подал парторгу эскадрильи заявление с просьбой принять его кандидатом в члены ВКП(б). Он писал: " Я буду сражаться до последней капли крови за освобождение советской земли от гитлеровской нечисти" 6. Так он и воевал. Только израсходовав весь боекомплект по врагу, Осадчий с командиром ушли от Мустоловских оврагов. А вечером В. П. Осадчий единогласно был принят и ряды Коммунистической партии. В те дни многие авиаторы изъявляли желание идти в бой коммунистами. За шесть дней боев в 277-й штурмовой авиадивизии в партию было принято 26 человек, из них 10 человек только в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку, Политработники страстное партийное слово подкрепляли личным примером. Заместитель командира по политической части 943-го штурмового авиаполка майор М. В. Бекаревич, получив разведданные о разгружавшемся эшелоне противника, возглавил группу штурмовиков. Сквозь густой снегопад Бекаревич вывел " илы" на цель и, несмотря на яростный зенитный огонь, произвел несколько атак, нанеся противнику большие потери. В ночь на 14 января погода начала улучшаться. В боевую работу включились легкие ночные бомбардировщики По-2. 15 самолетов По-2 за ночь произвели 44 боевых вылета, из них 29 на бомбометание по войскам противника и 15 на разведку. Торпедоносцы 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота наносили удары по железнодорожным узлам Красногвардейск, Тосно, Ульяновка. Ночные удары по врагу приобретали особенно важное значение, потому что гитлеровское командование, стремясь любой ценой удержать шлиссельбургский выступ и не допустить соединения войск Ленинградского и Волховского фронтов, срочно перебрасывало в район боев новые части и подразделения. Передвижения войск происходили, как правило, в темное время суток. Советское командование с целью развития достигнутого успеха также ввело в бой новые части и соединения. Их прикрывала и поддерживала авиация. На рассвете 14 января в воздух поднялись штурмовики и бомбардировщики. Они подавляли огневые точки противника в районе Цнигри, Мустолово, Келколово, Рабочий поселок No. 6, уничтожали скопления пехоты в оврагах реки Мойка и на поле боя, громили железнодорожные эшелоны и автогужевые колонны на марше. Большую помощь сухопутным войскам оказывали воздушные разведчики. Каждый день над позициями врага появлялся двухместный истребитель Як-7 5-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи. С борта самолета штурман старший лейтенант В. Ф. Шалимов, впоследствии Герой Советского Союза, наблюдал за передвижениями немецких войск, засекал расположение артиллерийских и минометных батарей и эти данные немедленно передавал командованию. Фашисты вскоре приметили самолет, на котором летал Шалимов, и стремились во что бы то ни стало сбить его. 14 января он был поврежден, и летчик произвел вынужденную посадку вне аэродрома. Но через сутки Владимир Шалимов снова был над полем боя и вел разведку. Бессмертный подвиг 14 января совершили летчик старший лейтенант И. С. Пантелеев и воздушный стрелок старший сержант П. С. Сологубов. Группа самолетов Ил-2 943-го штурмового авиаполка наносила удар по воинским эшелонам в районе Синявино и автоколонне в районе станции. Над целью штурмовики были встречены плотным огнем вражеских зениток. От прямого попадания снаряда Ил-2, пилотируемый Пантелеевым, загорелся. Но советский летчик, несмотря на пламя, подбиравшееся к кабине, продолжал атаковать врага. На фашистов были сброшены все бомбы, выпущены все снаряды, после чего экипаж направил пылающий штурмовик в гущу вражеских машин. Родина посмертно наградила своих верных сынов орденом Отечественной войны I степени. 14 и 15 января советская авиация, пользуясь благоприятной погодой, действовала особенно активно. За двое суток авиачасти 13-й воздушной армии произвели 499 самолето-вылетов7. Активизировала свои действия и авиация противника. Немецкие истребители все чаще стали нападать на советские самолеты. Из 416 неприятельских самолетов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях8. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. Войска обоих фронтов вели бои за отдельные опорные пункты и упорно продвигались навстречу друг другу. Авиация продолжала наносить бомбовые и штурмовые удары по опорным пунктам в Рабочих поселках, на которые противник возлагал большие надежды, и по скоплениям гитлеровцев в оврагах реки Мойка и в районе Мустолово. 18 января 1943 г, произошла встреча воинов Ленинградского и Волховского фронтов. Блокада города Ленина была прорвана. К концу дня наши войска очистили от противника все южное побережье Ладожского озера. В это большой вклад внесли наши авиаторы. Несмотря на исключительно сложные метеорологические условия, летчики только 13-й воздушной армии с 12 по 18 января совершили 910 боевых вылетов9. После прорыва блокады Ленинграда 67-я и 2-я ударная армии должны были прочно закрепиться на освобожденной территории и расширить фронт прорыва. Было предпринято несколько попыток овладеть Синявинскими высотами, 1-м и 2-м Рабочими поселками. Ударные армии Ленинградского и Волховского фронтов поддерживались с воздуха частями 13-й и 14-й воздушных армий и ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечен 1-й бомбардировочный авиакорпус РГК генерал-лейтенанта авиации В. А. Судец. Немецко-фашистское командование, опасаясь дальнейшего развития наступления советских войск южнее Ладоги, подтянуло на этот участок дополнительные силы. Были срочно доукомплектованы действующие соединения 1-го воздушного флота, переброшены под Ленинград три группы бомбардировщиков. Численность немецких самолетов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолето-пролетов, во вторую декаду - 311, а в третью - уже 558. Авиация противника действовала главным образом по советским войскам на поле боя и ближнему тылу. Авиация Ленинградского фронта нанесла ряд ударов по вражеским аэродромам. С помощью радиоразведки удалось обнаружить перелет из Восточной Пруссии группы немецких бомбардировщиков. Но наша разведка еще не знала, где они будут базироваться. Ночью на поиск вылетел экипаж 5-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи во главе с Н. Ф. Гончаром. При подходе к Пскову он и штурман К. Т. Румянцев заметили блики прожекторных лучей, временами освещавшие посадочную полосу. С нее взлетали и садились самолеты с включенными бортовыми огнями: немецкие летчики осваивали новый для них аэродром. Разведчики решили перехитрить врага. Они включили бортовые огни и встали на посадочный курс. Когда они приблизились к аэродрому, на посадку заходил фашистский бомбардировщик. Вспыхнул луч прожектора. Ориентируясь по нему, советский экипаж сбросил серию бомб на взлетно-посадочную полосу. Что-то загорелось. Когда фашисты опомнились, наш самолет был уже далеко. На следующее утро для проверки данных вылетел самолет Пе-2 той же эскадрильи. Его вели летчик Борис Волошенко и штурман Георгий Правосудов. Под сильнейшим зенитным огнем они сфотографировали аэродром. На пленке отчетливо было видно несколько десятков самолетов. По свежим данным на уничтожение немецкой авиации вылетели наши бомбардировщики, которые нанесли врагу значительный урон. Однако противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось. Борьба в воздухе стала более ожесточенной. 23 января, прикрывая наступательные действия войск Ленинградского фронта, наши летчики провели 10 воздушных боев и сбили 7 немецких самолетов. 27 января авиаторы Ленинградского фронта и Балтийского флота уничтожили еще 14 машин, 16 бомбардировщиков и истребителей сбили наши зенитчики. В январских боях отличились многие летчики-истребители 13-й воздушной армии, в том числе майоры П. А. Покрышев, П. А. Пилютов, А. В. Чирков, капитаны Н. А. Зеленев, А. Д. Булаев, старший лейтенант Ф. М. Чубуков, которым впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза. Значительное усиление вражеских сухопутных и воздушных сил и возросшее сопротивление немецко-фашистских войск на шлиссельбургско-синявинском выступе привело к стабилизации фронта. Бои приняли затяжной характер. Военный совет Ленинградского фронта принял решение нанести удар по врагу в другом месте. В течение всего января авиационные части и соединения 13-й воздушной армии вели боевую работу по обеспечению наступательной операции " Искра". Несмотря на исключительно сложные метеоусловия, за период подготовки и проведения операции экипажи произвели 2426 самолето-вылетов, из них 1636 днем и 790 - ночью. 702 самолето-вылета совершили летчики 7-го истребительного авиакорпуса. До 60 процентов боевых вылетов 13-й воздушной армии выполнено экипажами для поддержки войск на поле боя. За январь 1943 г. летчики армии и корпуса сбили в воздушных боях 74 вражеских самолета. Еще 45 самолетов уничтожила наша зенитная артиллерия10. В этих боях авиаторы 13-й воздушной армии продемонстрировали возросшее боевое мастерство и преданность Коммунистической партии, Советскому правительству и нашей социалистической Родине. В авиационных частях армии политико-моральное состояние воинов было исключительно высоким. Сильное вдохновляющее воздействие на авиаторов оказывало вручение полкам, отличившимся в боях, гвардейских знамен. 23 января 1943 г. заместитель командующего 13-й воздушной армией по политической части генерал-майор авиации А. А. Иванов вручил гвардейское Знамя 34-му гвардейскому ордена Красного Знамени бомбардировочному авиаполку, а 9 февраля - 29-му гвардейскому истребительному авиаполку. Операция Ленинградского и Волховского фронтов " Искра" способствовала победе Советских Вооруженных Сил у стен Сталинграда, ибо враг не только не мог перебрасывать на юг соединения из-под Ленинграда, но даже вынужден, был усиливать группу армий " Север". Разгром противника южнее Ладожского озера создавал благоприятные возможности для ликвидации вражеского плацдарма в районе Демянска, а затем и для окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом. Борьба за Ленинград продолжается Прорыв вражеской блокады, установление связи со страной значительно улучшили положение Ленинграда. По решению Государственного Комитета Обороны по линии Шлиссельбург - Поляна была построена железная дорога, по которой в ночь на 6 февраля прошли первые поезда с продовольствием, боевой техникой, боеприпасами. Полоса земли, освобожденная нашими войсками южнее Ладожского озера, была не шире 8-10 км и простреливалась артиллерией противника. Кроме того, в условиях непрекращающихся боев южнее Ладоги гитлеровское командование продолжало сосредоточивать в районе Синявинских высот значительные силы, угрожая вновь нарушить сухопутные коммуникации города. Однако, усиливая свою группировку перед войсками 67-й и 2-й ударной армий, враг ослабил другие участки обороны своей 18-й армии. Учитывая это обстоятельство, Военный совет Ленинградского фронта принял решение в феврале 1943 г. нанести удар по противнику войсками 55-й армии из района Колпино на Красный Бор, Тосно. Наступление началось 10 февраля. 55-ю армию поддерживала авиация 13-й воздушной армии, в которой насчитывалось 310 самолетов. Перешли в наступление и войска Волховского фронта. До начала артиллерийской подготовки авиационные части нанесли удары по командным пунктам и узлам связи противника в районе Слуцк, Гамболово, Корделево, поселок Ульяновский. С переходом наземных войск в наступление они действовали по артиллерийским и минометным группировкам противника в районах Пушкин, Старая Мыза, Красный Бор, Захожье, помогая пехоте в прорыве вражеской обороны. Экипажи 277-й штурмовой авиадивизии оказывали непосредственную поддержку подразделениям танковой бригады, подавляя противотанковую артиллерию. Особенно успешно сражались летчики 943-го штурмового авиаполка майора Г. М. Камбулатова. Наши бомбардировщики и штурмовики подвергли ударам также скопления железнодорожных эшелонов на станциях Красногвардейск, Н. Лисино, Пушкин, Слуцк, Никольское и резервы врага, подтягиваемые к району прорыва. При поддержке авиации войска 55-й армии к исходу дня вклинились в оборону противника на 4-5 км и начали развивать успех на Ивановское, стремясь выйти к реке Тосно. Наступательные действия войск Ленинградского и Волховского фронтов продолжались до 27 февраля 1943 г За это время экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолето-вылетов, подавили огонь более 200 артиллерийских и минометных батарей и отдельных орудий и минометов, разбили и повредили более 300 автомашин, уничтожили много другой боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боев и сбили 37 вражеских самолетов11. Однако завершить операцию не удалось. 55-я и 67-я армии смогли лишь улучшить свои позиции на отдельных участках. 19 марта войска 55-й армии возобновили Красноборскую операцию. Основные усилия авиации 13-й воздушной армии были по-прежнему направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолето-вылетов, совершенных летчиками армии в марте, 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 - на разведку. Немецко-фашистские войска оказывали яростное сопротивление. Стремясь не допустить развития наступления и районе Красного Бора, авиация противника в конце марта произвела семь крупных налетов по войскам 55-й армии. В них участвовало более 550 самолетов. Особые усилия вражеская авиация прилагала к тому, чтобы нарушить работу наших железнодорожных коммуникаций, не допустить подхода резервов. Прикрывая группу штурмовиков, пятерка " яков" 14-го гвардейского истребительного авиаполка во главе с заместителем командира полка по политчасти капиталом И. Д. Одинцовым в районе Ульяновки вступила в бои с 15 вражескими истребителями Ме-109 и ФВ-190. Противник стремился пробиться к " илам", но капитан Одинцов в паре с капитаном В. К. Мочаловым отбили атаку ближайшего " фокке-вульфа", а затем напали на второго ФВ-190 и сбили его. В это время старший лейтенант А. В. Слипченко вел бой с тремя фашистскими истребителями. Даже когда кончились боеприпасы, Слипчепко не вышел из боя, а продолжал атаковать врага. И так он сражался, пока его самолет горящим не врезался в землю. А штурмовики тем временем благополучно вернулись на аэродром. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца. В ходе мартовских боев немецкая авиация понесла большие потери. Только летчики 13-й воздушной армии сбили 440 самолетов, потеряв при этом 44 машины12. Советским войскам не удалось в февральско-мартовских боях разгромить мгинско-синявинскую группировку противника. 2 апреля 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования, приняв предложение командующих Ленинградским и Волховским фронтами, приказала прекратить наступление, закрепиться на достигнутых рубежах и организовать прочную, глубоко эшелонированную оборону. После этого на фронте наступило затишье, длившееся до 22 июля 1943 года. Но город Ленина продолжал жить в суровых фронтовых условиях. Немецко-фашистское командование пыталось сделать жизнь и труд ленинградцев невозможными. Сразу после прорыва блокады фашисты усилили воздушные налеты на Ленинград и артиллерийский обстрел города. Особенно большую опасность представляла беззаботнинская артиллерийская группировка врага, расположенная в 8-9 км от Ораниенбаума. По решению Военного совета Ленинградского фронта на Ораниенбаумском плацдарме была создана контрбатарейная группа, в состав котором включили также звено 12-й отдельной корректировочной авиаэскадрильи и 1-й воздухоплавательный дивизион аэростатов наблюдения. Авиация, приданная контрбатарейной группе, оказала артиллеристам большую помощь и в значительной степени способствовала их успеху в борьбе с дальнобойной артиллерией, обстреливавшей Ленинград. С помощью авиации все контрбатарейные группы обеспечивались фотоснимками огневых позиций артиллерии противника. Особенно большую помощь оказала авиации в обнаружении наиболее удаленных орудий врага. Огонь по ним корректировался только с самолетов-корректировщиков, вылетавших на задание под прикрытием истребителей. К воздушной разведке артиллерийских группировок противника и корректированию огня нашей артиллерии привлекались многие опытные летчики 13-й воздушной армии. Экипаж 13-го отдельного разведывательного авиаполка, сформированного на основе 5-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи, во главе со старшим лейтенантом С. Козловым обнаружил 13 батарей, стрелявших по городу. Особенно трудно было отыскать немецкий бронепоезд с дальнобойными орудиями, который враг запртал в густом лесу, проложив для этого специальную ветку железной дороги. Но экипаж Козлова все же нашел бронепоезд, сбросил на него две 100-килограммовые бомбы и сообщил артиллеристам координаты. Они и довершили уничтожение вражеского бронепоезда. Но роль авиации в контрбатарейной борьбе не ограничивалась только разведкой и корректированием артиллерийского огня. Военно-воздушные силы широко использовались для нанесения бомбовых н штурмовых ударов по вражеским батареям. В борьбе с артиллерией, обстреливавшей Ленинград, советское командование в 1943 г. организовало комбинированные удары с привлечением всех родов авиации. 12 апреля 6 пикирующих бомбардировщиков 34-го гвардейского Краснознаменного бомбардировочного авиаполка во главе с майором И. Ф. Кованевым под прикрытием 8 истребителей 29-го гвардейского истребительного авиаполка подавили огонь артиллерийской батареи, расположенной на северо-западной окраине деревни Новая. На следующий день четыре экипажа этого же полка под командованием майора В. Н. Гречишкина бомбили ту же батарею. Серия бомб прошла прямо через центр расположения огневых позиций врага. 12 - 13 апреля успешно осуществили удар по двухорудийной батарее противника в районе Беззаботное балтийские летчики. Настоящим мастером по уничтожению дальнобойной артиллерии стал летчик 15-го гвардейского штурмового авиаполка лейтенант Ю. В. Чибисов. В июне 1943 г. во главе группы штурмовиков он вылетел на уничтожение батареи, расположенной в районе Стрельнинского парка. Фашисты, услышав мощный гул " илов", прекратили огонь. Чибисов решил притупить их бдительность. Он повел группу вдоль Финского залива, делая вид, что держит курс дальше на запад. Гитлеровцы успокоились и снова открыли огонь. Чибисов мгновенно засек места вспышек и спикировал на них. На батарею посыпались бомбы, полетели реактивные снаряды. Раздались мощные взрывы. Батарея была подавлена. В темное время суток в районах расположения вражеских батарей барражировали наши ночные бомбардировщики. Этот способ борьбы с дальнобойной артиллерией противника в условиях ночи не был новым. Но летные экипажи, постоянно привлекавшиеся для выполнения этой задачи и накопившие большой опыт, действовали более эффективно, чем в 1942 году. По первым огневым вспышкам они определяли расположение батарей и принуждали врага прекратить стрельбу. В результате активной контрбатарейной борьбы обстрел Ленинграда в первую половину 1943 г. значительно ослабел. Но в июле активность вражеской дальнобойной артиллерии снова возросла. В этом месяце противник выпустил по городу около 7000 артиллерийских снарядов. Это было связано с тем, что в районе Синявино войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в новое наступление, чтобы не позволить гитлеровскому командованию перебрасывать соединения в район Курской дуги. В связи с усилившимся обстрелом Ленинграда Военный совет Ленинградского фронта поставил 13-й воздушной армии задачу совместно с артиллерией разгромить основные артиллерийские группировки противника. Контрбатарейная борьба стала еще более целеустремленной и организованной. 29 сентября 4 штурмовика 15-го гвардейского штурмового авиаполка под командованием младшего лейтенанта В. А. Алексенко, впоследствии дважды Героя Советского Союза, под прикрытием звена истребителей атаковали тяжелые орудийные установки на участке железной дороги Пязелево - Ново-Лисино. Еще при подходе к цели наши летчики заметили в стороне пару немецких истребителей ФВ-190. Они имитировали воздушный бой, стремясь отвлечь советских истребителей. Но их хитрость была разгадана. Штурмовики и истребители продолжали выполнять боевое задание. Во время штурмовки " илы" были атакованы фашистскими истребителями. Огнем воздушных стрелков один " фокке-вульф" был сбит. Только выполнив задание, группа взяла курс на аэродром и вернулась на базу без потерь. На следующий день при подавлении батареи на железнодорожных платформах бессмертный подвиг совершил экипаж 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в составе командира эскадрильи майора В. Н. Гречишкина, штурмана капитана А. И. Перегудова и стрелка-радиста сержанта И. Ф. Марченко. Их самолет во время пикирования на батарею был подбит зенитным снарядом, и тогда коммунист Гречишкин направил горящую машину на орудия врага. Майор В. Н. Гречишкин и капитан А. И. Перегудов отдали жизнь за город Ленина. Стрелок-радист у самой земли выбросился из кабины, и он остался жив. Марченко прошел многие лагеря для военнопленных и лишь после войны вернулся в Ленинград. Василию Николаевичу Гречишкину и Алексею Ивановичу Перегудову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Иван Федорович Марченко был награжден орденом Отечественной войны I степени. На митинге, состоявшемся в полку, летчики поклялись отомстить врагу за гибель боевых товарищей. С. Н. Глинский на фюзеляже своего бомбардировщика написал: " За гвардии майора Гречишкина". Выполняя план контрбатарейной борьбы, 13-я воздушная армия в сентябре произвела 559 самолето-вылетов. Кроме того, в течение месяца два массированных налета по беззаботнинской артиллерийской группировке противника совершила авиация дальнего действия. Интенсивность артиллерийского обстрела Ленинграда резко снизилась. Если в сентябре в городе разорвалось 11594 артиллерийских снаряда, то в следующем месяце только 407013. На уничтожение артиллерии врага летчики 13-й воздушной армии совершили в 1943 г. 3325 самолето-вылетов, подавили огонь 32 крупных артиллерийских батарей, 20 орудий, 9 артиллерийских транспортеров. Правда, не удалось добиться полного подавления немецко-фашистской артиллерии. Это объясняется тем, что каждое дальнобойное орудие было хорошо замаскировано и укреплено, обнесено специальным валом. Для уничтожения орудия требовалось прямое попадание авиабомбы в такой обвалованный дворик, что являлось очень сложным делом. И это надо было выполнить в условиях активного противодействия вражеской зенитной артиллерии и истребительной авиации. Боевые действия авиации, направленные на уничтожение и подавление дальнобойной артиллерии противника, хотя и не привели к полному прекращению обстрела Ленинграда, все же в значительной степени ослабили огневое воздействие гитлеровцев по городу. Авиация фронта и флота нанесла им немалые потери. Ни один вражеский выстрел не оставался безнаказанным. Противник вынужден был часто менять огневые позиции, оттягивать батареи от линии фронта и часто вообще прекращать огонь. Таким образом, ленинградская авиация совместно с артиллерией спасла жизнь многим ленинградцам, а город от разрушений немецко-фашистскими захватчиками. . Упорную борьбу нашим летчикам приходилось вести и с вражеской авиацией, стремившейся наносить по Ленинграду бомбовые удары. В январе 1943 г. авиация противника совершила 23 налета на Ленинград, из них лишь один раз днем, а остальные - ночью. К городу прорвалось 33 самолета. С 29 января налеты на Ленинград почти прекратились. Но с 20 марта они вновь возобновились и проводились чаще всего на рассвете, в сумерках или в ясные лунные ночи. В это время по условиям видимости уже можно было производить прицельное бомбометание, а наблюдение за самолетами с помощью оптических приборов было затруднено. Немецкие самолеты подходили к Ленинграду с разных направлений. От бомбардировки по всей площади города враг перешел к прицельному бомбометанию по наиболее важным объектам - мостам, вокзалам, электростанциям, военным заводам. Однако подавляющему большинству вражеских самолетов не удавалось прорваться к городу. В мае наряду с ночными налетами немецко-фашистская авиация стала совершать налеты и днем одиночными самолетами Ме-110, а также парами Ме-109 и ФВ-190. В ясную или малооблачную погоду на высоте от 6 до 9 тыс. м фашистские пилоты подходили к городу со стороны солнца, постоянно меняли направление полета, планируя с приглушенными моторами. В ряде случаев " Мессершмиттов-110" прикрывали истребители Ме-109 и ФВ-190. Подход самолетов к Ленинграду сопровождался одновременными действиями других групп истребителей противника по переднему краю обороны советских войск. Налеты воздушного противника на Ленинград отражались воинами Ленинградской армии ПВО, в том числе и летчиками 7-го истребительного авиакорпуса, входившего в ее состав. За большие заслуги в защите Ленинграда от воздушного противника корпус 7 июля 1043 г. был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиакорпус ПВО. 1 октября этого же года А. А. Жданов вручил ему гвардейское Знамя. Мужественные, умелые действия наших летчиков и зенитчиков приводили к тому, что враг вынужден был летать лишь на больших высотах, стремясь поскорее освободиться от бомб и удрать. Фашисты называли Ленинград " огнедышащей горой". Пленные сообщали, что к налетам на Ленинград их командование привлекает наиболее опытные экипажи, объясняя это сильной противовоздушной обороной города и большими потерями. За определенное количество налетов на Ленинград летчиков награждали крестами. Чтобы ослабить воздействие вражеской авиации на Ленинград, командование 13-й воздушной армии организовало ряд сильных бомбардировочно-штурмовых ударов по аэродромам. На аэродроме Красногвардейск воздушные разведчики Ленинградского фронта 12 апреля обнаружили до 70 самолетов-истребителей, преимущественно ФВ-190. На следующий день группа бомбардировщиков Пе-2 и две группы штурмовиков Ил-2 нанесли по нему удар. Уже над линией фронта в небе показались " фокке-вульфы" и связали боем наших истребителей прикрытия. Ведущий группы бомбардировщиков майор И. Ф. Кованев приказал сомкнуть строй и отбивать атаки фашистских истребителей, а сам продолжал вести группу к цели. Один ФВ-190, особенно рьяно рвавшийся к самолету ведущего, был сбит меткой пулеметной очередью стрелка-радиста младшего лейтенанта Л. В. Курьина. Это была его пятая победа. Сбросив бомбы на стоянки самолетов и на взлетную полосу, наши бомбардировщики взяли курс на базу. Но обратный путь оказался еще труднее. Самолет Кованева подвергался все новым атакам фашистских истребителей. Штурман эскадрильи майор Ф. С. Юрченко и младший лейтенант Курьин были ранены, правый мотор заглох. Майору Кованеву все же удалось оторваться от преследования. С трудом посадил он поврежденный бомбардировщик на аэродром. Леонид Курьин лежал в кабине на полу, зажимая рукой рану. Через 40 минут он умер от потери крови. Разбирая вещи стрелка-радиста, однополчане нашли письмо, написанное давно и адресованное его сестре Софье Васильевне. На конверте была написана просьба отправить письмо в случае смерти. В нем Леонид Курьин писал: " Вот уже десять месяцев, как идет Отечественная война, и за эти грозные дни в борьбе за нашу любимую Родину я честно пронес знамя Ленинского комсомола, я испытывал счастье победы, и от этого, мне становится радостно... Соня, я много думал о смерти: страшна она или нет. Нет, она не страшна во имя Родины, во имя грядущих светлых дней... Я иду по стопам моего отца, который погиб в борьбе с белополяками в 1919 году. Я сохранил его традицию: он дрался за мою жизнь, я дерусь за жизнь твоих детей". Письмо заканчивалось словами " Победа будет за нами. Смерть немецким оккупантам! " 14. Младшего лейтенанта Л. В. Курьина похоронили на краю аэродрома. А на следующий день многие механики, мотористы, оружейники подали рапорт с просьбой заменить погибшего товарища. В конце мая авиация противника перенацеливается на срыв работы коммуникаций, связывавшей Ленинград со страной. Интенсивность налетов на город резко снизилась. С июня по октябрь враг совершил десять налетов. Над невской твердыней прошло 22 фашистских самолета. 17 октября 1943 г. на Ленинград упала последняя бомба15. В дальнейшем над ним удавалось пролетать лишь одиночным самолетам-разведчикам. Таким образом, все попытки врага разрушить Ленинград с помощью своей авиации, деморализовать население и войска потерпели окончательный провал. Огромная заслуга в этом принадлежит ленинградским авиаторам. Чтобы сорвать снабжение Ленинграда, в район Мги противник подтянул дальнобойную артиллерию и начал интенсивный обстрел построенного в районе Шлиссельбурга моста через Неву. Огонь корректировался с самолетов. Но мост им так и не удалось разрушить.
|
|||
|