Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иван Григорьевич Иноземцев 9 страница



Бороться с вражеской авиацией было очень трудно, так как ВВС Волховского фронта имели слишком мало самолетов-истребителей. Они составляли лишь 25 процентов всей авиации фронта. Только в конце марта ВВС фронта были усилены авиацией резерва Главного Командования. Поэтому основная тяжесть борьбы с неприятельской авиацией легла на летчиков Ленинградского фронта и Балтийского флота.

Прикрывая 13 марта 1942 г. наземные войска, звено 154-го истребительного авиаполка в составе майора А. А. Матвеева, майора П. А. Пилютова и капитана А. В. Чиркова над линией фронта встретило 4 " Мессершмитта-109". Атаковав врага, наши летчики сбили один истребитель и тут увидели немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87, которые готовились бомбить наши войска. Майор Матвеев повел звено на " юнкерсов", когда вдруг сверху " свалилось" еще 9 Ме-109. Однако ввязываться с ними в бой было нельзя: важнее было помешать " юнкерсам" прицельно сбросить бомбы. Оторвавшись от " мессершмиттов", советские истребители ударили по бомбардировщикам. Один самолет загорелся, другие шарахнулись в стороны. Теперь все силы, все внимание и мастерство наши летчики обратили на борьбу с " мессершмиттами", которые стремились во что бы то ни стало расправиться с отважной тройкой. Но врагу так и не удалось сбить ни одного советского самолета.

Успешно прикрывали войска 54-й армии летчики 127-го истребительного авиаполка. 20 марта группа истребителей в составе лейтенантов И. С. Белова, П. Р. Бон-дарец, А. II. Савченко, В. А. Плавского, К. М. Трещева, И. И. Петренко, Б. А. Горшихина перехватила 9 " Юнкерсов-88", прикрываемых 6 " Мессершмиттами-109". В упорном неравном бою советские летчики сбили 3 " юнкерса" и 2 " мессершмитта". На следующий день эта же группа вела бой уже с 15 вражескими истребителями Ме-109 и 8 бомбардировщиками Ю-88. Еще 2 " юнкерса" и 4 " мессершмитта" были повержены наземь. Командир советской группы лейтенант И. С. Белов при атаке " мессершмитта" получил тяжелое ранение в ногу. Но он все же сумел привести самолет на аэродром и произвести посадку. Вернулись на базу и остальные наши летчики.

Борьба за господство к воздухе была трудной и упорной. Но ленинградские летчики, закаленные в воздушных боях, с каждым днем добивались новых успехов. За месяц, с 22 февраля по 21 марта 1942 г., экипажи ВВС Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота провели 62 воздушных боя и сбили 72 самолета, из них летчики фронта - 41, летчики-балтийцы - 31. Наши потери при этом составили 14 машин.

Ленинградская авиация усилила также удары по аэродромам противника. В марте летчики фронта совершили восемь групповых налетов на аэродром Красногвардейск и четыре на аэродром Сиверская. С 15 по 19 апреля ВВС Ленинградского фронта нанесли еще шесть ударов по аэродрому Красногвардейск, в которых участвовало 62 штурмовика и истребителя. Было уничтожено более 40 неприятельских самолетов.

В результате энергичных действий военно-воздушных сил Ленинградского фронта, командующим которыми с февраля 1942 г. стал генерал-майор авиации Степан Дмитриевич Рыбальченко, а также ВВС Волховского фронта и ВВС Краснознаменного Балтийского флота деятельность авиации противника была в значительной степени парализована.

В конце марта из-за резкого потепления дороги, проложенные через болотистые участки местности и лесные массивы, испортились. Наши войска ощущали недостаток боеприпасов и продовольствия. Нарушались связь и управление. В июне врагу удалось закрыть коридор, соединявший войска, попавшие в окружение, с Волховским фронтом. Авиации была поставлена важная задача доставлять окруженным войскам продовольствие, боеприпасы, медикаменты и даже фураж лошадям, а также вывозить раненых и больных из окружения. Основная нагрузка легла на легкие ночные бомбардировщики По-2, Р-5, Р-зет, наиболее приспособленные к взлету и посадке на ограниченных необорудованных площадках. На транспортировку грузов для окруженных войск была задействована вся авиация Волховского фронта. Летчики Ленинградского фронта вместе с волховчанами и балтийцами надежно прикрывали окруженную группировку с воздуха.

Завершить Любанскую операцию не удалось. Ленинград продолжал оставаться в блокаде. Однако в ходе операции наши войска захватили инициативу в свои руки и вынудили противника вести оборонительные бои.

Большие надежды противник возлагал на летний период. В первую очередь он рассчитывал уничтожить советские войска западнее Дона, захватить нефтеносные районы Кавказа и перевалить через Кавказский хребет. Новый штурм Ленинграда был отложен до высвобождения крупных сил на каком-либо участке советско-германского фронта. После оставления советскими войсками Севастополя Гитлер 23 июля 1942 г. подписал директиву No 45, в которой, в частности, говорилось: " Группе армий " Север" к началу сентября подготовить захват Ленинграда. Операция получает кодовое наименование " Фойерцаубер" (" Волшебный огонь" ). Для этого передать группе армий пять дивизий 11-й армии наряду с тяжелой артиллерией и артиллерией особой мощности, а также другие необходимые части резерва главного командовании" 36.

Следовательно, наиболее напряженные бои на ленинградском направлении нужно было ожидать осенью.

Однако в воздухе напряженная борьба не утихала. Несмотря на относительное затишье, установившееся под Ленинградом на сухопутном фронте, авиация продолжала интенсивно вести воздушную разведку обороны противника, его огневых средств, передислокации частей и соединений, мест базирования военно-воздушных сил. Генерал-лейтенант Л. А. Говоров, назначенный в июне 1942 г. командующим войсками Ленинградского фронта, требовал от всех командиров детального изучения вражеской обороны как на переднем крае, так и в тактической глубине.

При выполнении разведки особенно отличился экипаж 117-й отдельной армейской разведывательной авиаэскадрильи во главе с командиром звена старшим лейтенантом В. М. Григорьевым, сбивший четыре неприятельских самолета.

Однажды весной 1942 г. экипаж Григорьева возвращался на базу после успешного выполнения боевого задания по фотографированию обороны немецко-фашистских войск в районе Синявино, Мга. Линия фронта уже осталась позади, самолет приближался к своему аэродрому, истребители прикрытия с разрешения Григорьева пошли к себе на посадку. И тут на наш самолет-разведчик неожиданно напали три " мессершмитта". Два фашистских истребителя зашли с разных сторон сзади, пытаясь взять Пе-2 в клещи, а третий атаковал в хвост. Стрелок-радист П. А. Обертас отгонял фашиста пулеметным огнем. Вдруг вражеский снаряд попал в кабину стрелка, повредив внутреннюю связь и бензосистему. Горючее стало выбивать в кабину, попало на прицел, и он вышел из строя. Однако Обертас не растерялся. Просовывая голову в люк кабины, он вел огонь, следя за трассой пуль. Ме-109 загорелся и камнем пошел вниз. Но атаки других немецких истребителей продолжались. Старший лейтенант Григорьев бросал машину в пике, вводил в крутые развороты, стараясь оторваться от " мессершмиттов". Но они не отставали. Во время одной из атак штурману лейтенанту П. М. Лисиненкову удалось сбить еще один фашистский самолет. И только после этого третий истребитель противника с разворотом ушел на свою территорию.

В период относительного затишья авиация Ленинградского фронта наносили также бомбардировочно-штурмовые удары по вражеским войскам, аэродромам, железнодорожным узлам. При этом советские летчики проявляли беспримерное мужество, героизм и самопожертвование.

Экипаж 44-го Краснознаменного скоростного бомбардировочного полка в составе летчика капитана С. М. Алешина, штурмана лейтенанта В. А. Гончарука и стрелка-радиста старшего сержанта Н. А. Боброва 11 июля 1942 г. вылетел на подавление артиллерийской батареи противника в районе Лемболово. Низкая облачность и мелкий дождь прижимали самолет к земле, но опытный экипаж под зенитным огнем продолжал вести машину к цели. Неожиданно бомбардировщик сильно тряхнуло, и из правого мотора вырвалось пламя. А перед ними была уже неприятельская батарея. Экипаж встал на боевой курс и приготовился к бомбометанию. Но тут самолет вспыхнул как факел. В эфир понеслась последняя радиограмма: " Самолет горит. Идем на цель. Задание будет выполнено. Алешин". Сбросив бомбы на врага, экипаж направил самолет на батарею.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 г. С. М. Алешину, В. А. Гончаруку и Н. А. Боброву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В июле - августе 42-я и 55-я армии Ленинградского фронта на нескольких участках ограниченными силами атаковали противника. В частных операциях активно действовала наша авиация.

Утром 20 июля, поддерживая войска 42-й армии в наступлении, группа самолетов 15-го гвардейского штурмового и 280-го истребительного авиаполков под прикрытием истребителей 7-го истребительного авиакорпуса ПВО нанесли удар по войскам и огневым средствам противника на восточной окраине Старо-Паново и юго-западной окраине Урицка. И затем бомбардировочно-штурмовые налеты нашей авиации продолжались в течение всего дня. Активно помогали войскам 42-й армии и балтийские летчики. В первый день наступления ВВС Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота произвели 218 самолето-вылетов. При поддержке авиации подразделения 109-й и 85-й стрелковых дивизий 21 июля выбили противника из сильно укрепленного опорного пункта Старо-Паново и ворвались на окраину Урицка.

23 июля в районе Путролово перешла в наступление наша 55-я армия. Погода не благоприятствовала действиям авиации: небо было затянуто десятибалльной облачностью, частые дожди ухудшали и без того плохую видимость. Но советские летчики вылетали на боевое задание. Особенно успешно действовали экипажи 15-го гвардейского штурмового авиаполка, которые за день нанесли по противнику четыре удара.

В этот день при выполнении боевого задания погиб командир этого авиационного полка замечательный летчик Владимир Егорович Шалимов. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

На ям-ижорском участке особенно упорные воздушные бои происходили 2 августа. В этот день авиация противника пыталась совершить несколько налетов на наши войска. Советские летчики-истребители рассеяли восемь групп немецких бомбардировщиков, провели свыше 20 воздушных боев. Летчики 158-го истребительного авиаполка 7 иак старший лейтенант И. М. Шишкань и лейтенант П. М. Шестаков сбили по два самолета. Отважно действовали Герои Советского Союза И. Д. Пидтыкан и М. П. Жуков, а также удостоенные этого звания впоследствии Г. И. Богомазов и С. Г. Литаврин.

Старший лейтенант И. Е. Плеханов за первые четыре вылета уничтожил два " юнкерса" и один " мессершмитт". В пятом вылете, встретив над Ям-Ижорой 9 немецких бомбардировщиков и 12 истребителей, он с В. А. Кудрявцевым связал боем " мессершмиттов". Неожиданно со стороны солнца зашли два вражеских истребителя и обстреляли самолет Плеханова. Снарядом, разорвавшимся в кабине, ему оторвало правую руку. Левая тоже оказалась раненной. Собрав все силы и волю, он привстал в кабине и зубами выдернул кольцо парашюта. Потоком воздуха летчика вытянуло из самолета и ударило о стабилизатор с такой силой, что повредило позвоночник. Во время приземления он еще получил перелом ноги и левой руки. Однако, вылечившись, Иван Ефимович продолжал служить в Советской Армии. 28 января 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Частные операции во второй половине июля - начале августа 1942 г. несколько улучшили положение войск Ленинградского фронта, но существенных изменений не принесли. Впереди была более широкая наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов. Общий замысел ее сводился к следующему. 55-я армия и Невская оперативная группа Ленинградского фронта, 8-я и 2-я ударная армии Волховского фронта должны были встречными ударами разгромить группировку противника на шлиссельбургско-синявинском выступе и восстановить сухопутные коммуникации со страной. Кроме деблокирования Ленинграда эта операция, по замыслу Ставки, имела важное значение еще и потому, что она должна была сковать соединения группы армий " Север" и не позволить гитлеровскому командованию перебрасывать их под Сталинград.

Готовился к наступлению и противник. Для проведения операции " Фойерцаубер" из Крыма перебрасывались дивизии 11-й армии, а также несколько соединений с Запада.

Военно-воздушные силы Ленинградского фронта на 19 августа насчитывали 185 исправных самолетов, Краснознаменного Балтийского флота - 18737. 14-я воздушная армия, поддерживавшая войска Волховского фронта, к 27 августа (численный состав 14-й воздушной армии берется к 27 августа потому, что в этот день началось наступление войск Волховского фронта) имела 213 исправных самолетов, но из них около 50 процентов составляли легкомоторные По-2, Р-5, Р-зет38.

Наступление с целью деблокировать Ленинград началось 19 августа войсками Ленинградского фронта в районе Усть-Тосно. Авиация фронта во взаимодействии с балтийской поддерживала действия 55-й армии и высадку речного десанта в районе Усть-Тосно, Ивановское. Группы самолетов-штурмовиков по 4 - 6 Ил

2 в течение всего дня уничтожали живую силу и огневые средства противника на переднем крае и в тактической глубине. Шестерка Ил-2 15-го гвардейского штурмового авиаполка, возглавляемая старшим лейтенантом П. М. Голодняком, под прикрытием такого же количества самолетов 7-го истребительного авиакорпуса разгромила вражескую колонну автомашин и танков, которая двигалась по дороге Воскресенское - Покровское. Было уничтожено и повреждено более 10 танков и 20 автомашин. А над полем боя весь день патрулировали советские истребители, не дававшие возможности немецким самолетам бомбить боевые порядки наших войск. Всего в первый день наступления ВВС фронта и флота произвели 240 самолето-вылетов.

Войска Ленинградского фронта при поддержке авиации форсировали Неву, к началу сентября захватили в районах Ивановское и Московской Дубровки два небольших плацдарма. Но развить успех на Мгу им не удалось.

27 августа перешли в наступление войска Волховского фронта, которые поддерживала 14-я воздушная армия. Здесь также более удачно действовали летчики-штурмовики. В начале сентября войска фронта вышли к Синявино, до Невы оставалось 7-8 километров.

Активные действия советских войск весьма обеспокоили немецко-фашистское командование. 4 сентября 1942 г. Гитлер приказал фельдмаршалу Манштейну взять на себя командование войсками, противостоящими ударной группировке Волховского фронта. Чтобы остановить наступление советских войск, противнику пришлось вводить в бой части, предназначенные для осуществления операции " Волшебный огонь".

Значительно активизировалась неприятельская авиация. Нашим истребителям приходилось каждый день вести ожесточенные воздушные бои. Только за три дня, с 3 по 5 сентября, ленинградскими летчиками и зенитчиками было сбито более 40 самолетов. Усилились налеты по вражеским аэродромам.

При нанесении удара по аэродрому Сиверская, на котором базировалась в основном истребительная авиация, был проведен интересный эксперимент. Наше авиационное командование все время искало средство достижения внезапности при налете, думало, как приковать вражеских истребителей к земле. Начальник инженерных войск Ленинградского фронта полковник Б. В. Бычевский предложил разбросать на летном поле неприятельского аэродрома острые металлические шипы. И вот в ночь нака-нуне налета наши бомбардировщики осуществили такую операцию. А на рассвете к аэродрому полетели группы истребителей блокирования, ударные группы штурмовиков и бомбардировщиков. Все прошло, как было задумано. Ни один немецкий истребитель не смог подняться в воздух. Все их попытки взлететь кончались авариями из-за прокола колес металлическими шипами.

Развить наступление советские войска не смогли. Началась подготовка к повой операции с целью прорвать блокаду Ленинграда. Активные боевые действия войск Ленинградского фронта возобновились в конце сентября 1942 года.

В ночь перед наступлением, на 26 сентября, наши бомбардировщики сосредоточили удары по артиллерийским и минометным позициям и огневым точкам на узком участке, в районе Арбузово, Отрадное, Мустолово, Анненское. Бомбардировке были также подвергнуты железнодорожные станции Луга и Красногвардейск.

С утра 26 сентября авиация Ленинградского фронта поддерживала наступление Невской оперативной группы, подавляя огневые средства и живую силу на поле боя, а также прикрывая войска. С выходом наступающей пехоты на левый берег Невы удары бомбардировщиков и штурмовиков были перенесены в глубину обороны противника по его опорным пунктам. ВВС Ленинградского фронта в этот день совершили 117 самолето-вылетов. Советские летчики подавили огонь 10 минометных батарей, сбили 7 и повредили 3 неприятельских самолета. В следующие дни борьба в воздухе еще более обострилась. С 27 по 29 сентября ВВС Ленинградского фронта сбили 52 вражеских самолета. Наши потери составили 36 машин39.

В Синявинской наступательной операции активно действовали все рода нашей авиации: и бомбардировочная, и штурмовая, и истребительная. Сухопутные войска на поле боя особенно эффективно поддерживала штурмовая авиация. Но самолетов-штурмовиков у нас было еще мало. В ВВС Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота к началу Синявинской операции их насчитывалось только 34. Поэтому, несмотря на героизм и самоотверженность летчиков, высокие боевые качества лучшего в мире самолета-штурмовика, штурмовая авиация не смогла оказать необходимой поддержки наземным войскам.

Бомбардировочная авиация действовала в основном ночью.

Советские летчики-истребители в начале Синявинской операции надежно прикрывали сухопутные войска от ударов с воздуха, а бомбардировочную и штурмовую авиацию от атак вражеских истребителей. Но когда противник подтянул на ленинградское направление свежие силы своей авиации, бои в воздухе приобрели исключительно ожесточенный характер и нашим летчикам не всегда удавалось отражать налеты немецких самолетов. Однако в целом в воздухе преобладала советская авиация. В воздушных боях и на аэродромах враг потерял 215 самолетов.

Хотя основная цель операции - прорыв блокады Ленинграда - оказалась невыполненной, наступательные действия войск Ленинградского и Волховского фронтов сыграли положительную роль в битве за Ленинград. Немецко-фашистское командование, готовившее наступательную операцию " Волшебный огонь", вынуждено было отменить ее, так как израсходовало все резервы для отражения наступления советских войск на шлиссельбургско-синявинском выступе.

Усилить свою группировку под Ленинградом враг не мог, так как обстановка под Сталинградом, где шло решающее сражение второй мировой войны, вынуждала Гитлера и его ставку бросать туда все свои оскудевшие резервы. Пришлось противнику снять часть авиации и из 1-го воздушного флота. Под Ленинградом осталось лишь 165 самолетов, главным образом истребителей. Больше немецко-фашистское командование не помышляло о захвате города на Неве.

Упорная борьба за господство в воздухе на ленинградском направлении в 1942 г. завершилась окончательной победой советской авиации. За период блокады летчики фронта сбили в воздушных боях 884 вражеских самолета и 390 уничтожили на аэродромах.

Эти результаты были достигнуты благодаря возросшему боевому мастерству ленинградских летчиков, их мужеству, храбрости и самоотверженности. Таких людей воспитала наша Коммунистическая партия. Почти все летчики фронта были коммунистами и комсомольцами. Успех в борьбе за господство в воздухе объясняется также количественным и качественным превосходством Советских Военно-Воздушных Сил над авиацией противника. Наша промышленность изо дня в день наращивала темпы военного производства. За 1942 год в стране было произведено 25 436 самолетов всех типов, или на 60 процентов больше, чем в 1941 году. Боевые машины выпускались лишь новейших образцов.

Вместе с количественным и качественным ростом боевой техники развивалось ее тактическое применение.

В ходе Великой Отечественной войны совершенствовалась организационная структура Военно-Воздушных Сил. Опыт показал, что распыление авиации по общевойсковым армиям лишает ее возможности сосредоточивать усилия на решающих направлениях.

Верховное Главнокомандование высоко оценило командующего ВВС Ленинградского фронта Александра Александровича Новикова за умелую организацию боевой деятельности авиации при обороне Ленинграда, за личные деловые качества. В феврале 1942 г. генерал А. А. Новиков назначается заместителем командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, а постановлением Совета Народных Комиссаров от 26 апреля 1942 г. - командующим ВВС и одновременно заместителем Наркома обороны СССР по авиации.

Приказом Народного комиссара обороны СССР от 10 ноября 1942 г. военно-воздушные силы Ленинградского фронта были переформированы в 13-ю воздушную армию40. Командующим ее назначили генерал-майора авиации Степана Дмитриевича Рыбальченко. Одновременно его утвердили членом Военного совета Ленинградского фронта и заместителем командующею фронтом по авиации. Заместителем командующего воздушной армией по политической части стал бригадный комиссар (с 6 декабря 1942 г. - генерал-майор авиации) Андрей Андреевич Иванов, начальником штаба - полковник А. Н. Алексеев, начальником политотдела - бригадный комиссар (с 5 декабря 1942 г. - полковник) Дмитрий Григорьевич Шан-шашвили.

В начале декабря 1942 г. 13-я воздушная армия в своем составе имела 275-ю истребительную авиадивизию (командир подполковник Ф. М. Мищенко, заместитель командира по политчасти подполковник Г. А. Лобов, начальник штаба подполковник Г. М. Васильков, начальник политотдела подполковник Н. Т. Холод), 276-ю бомбардировочную авиадивизию (командир генерал-майор авиации А. П. Андреев, заместитель командира по политчасти подполковник А. Д. Душин, начальник штаба подполковник А. Ф. Гордеев, начальник политотдела подполковник Д. М. Пелипенко), 277-ю штурмовую авиадивизию (командир полковник Ф. С. Хатминский, заместитель командира по политчасти подполковник Б. Я. Пастушков, начальник штаба подполковник А. Ф. Копытин, начальник политотдела подполковник А. Л. Резницкий), 15-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 286-й истребительный авиаполк, 5-ю отдельную дальнеразведывательную авиаэскадрилью, 22-ю и 202-ю отдельные авиаэскадрильи связи и 12-ю отдельную корректировочную авиаэскадрилью41.

Образование воздушной армии создавало наилучшие условия для централизованного управления и массированного применения авиации на решающих направлениях. Это было особенно важно в период, когда войска Ленинградского фронта начали подготовку к наступательной операции с целью прорыва блокады Ленинграда.

При защите Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков авиаторы принимали участие во всех оборонительных и наступательных операциях Ленинградского фронта. Всего за период блокады Ленинграда авиационные соединения и части фронта произвели 52 061 самолето-вылет, из них для нанесения ударов по войскам, огневым средствам и технике противника - 17 018, по аэродромам 1363, по железнодорожным объектам - 1249, на разведку вражеских войск - 5654, на прикрытие своих объектов, войск, коммуникаций, сопровождение авиации- 25 901, на различные специальные задания (связь с партизанами, разбрасывание листовок и др. ) - 876. Летчики за период блокады уничтожили несколько тысяч солдат и офицеров, более 300 танков, более 1000 автомашин, более 1000 артиллерийских орудий и минометов, более 400 железнодорожных вагонов, сотни дотов и дзотов и много другой военной техники противника42.

Урон, нанесенный противнику летчиками Ленинградского фронта, значительно ослабил его силы. Но враг еще держал Ленинград в блокаде, продолжал укреплять свою оборону, особенно в районе шлиссельбургско-синявинского выступа, где войска Ленинградского и Волховского фронтов ближе всего подходили друг к другу. Предстояла трудная и упорная борьба за прорыв блокады города Ленина.

Победа в воздухе готовится на земле

Боевая деятельность военно-воздушных сил Ленинградского фронта в огромной степени зависела от успешной работы инженерно-авиационной службы и частей тыла, от умело организованной, целеустремленной и непрерывной партийно-политической работы.

Инженерно-авиационная служба, которой руководили главный инженер ВВС Ленинградского фронта А. В. Агеев и его заместители: по эксплуатации - А. Л. Шепелев, а с июля 1942 г. - С. Т. Мурадов, по вооружению - В. Н. Стрепехов, по специальным службам - П. С. Зимогорский, по ремонту - В. А. Свиридов, - с первых же дней блокады столкнулась с огромными трудностями. Прекратилось снабжение с Большой земли запасными частями для авиационной техники, возникли перебои в обеспечении авиачастей горюче-смазочными материалами. Аэродромы находились в непосредственной близости от линии фронта, поэтому подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу и эпизодическим бомбардировкам вражеской авиации.

Активная боевая работа нашей авиации, артиллерийские и авиационные удары противника привели к резкому увеличению количества неисправных самолетов. Но их ремонт был очень затруднен. Накануне войны авиамастерские располагались на всей территории Ленинградского военного округа. В период отступления они были вынуждены неоднократно перебазироваться на восток. К началу блокады Ленинграда из пятнадцати авиамастерских в ВВС Ленинградского фронта осталось только пять, остальные были переданы авиации других фронтов. Такими ограниченными силами справиться с ремонтом авиационной техники при напряженных боях в воздухе было невозможно. Число неисправных самолетов росло. Возникла острая необходимость создания ремонтных баз. В решении этой задачи военно-воздушным силам фронта большую помощь оказали Ленинградская партийная организация и трудящиеся города.

По просьбе авиационного командования Военным советом Ленинградского фронта, в который входили также партийные и советские руководители города и области, ВВС фронта были переданы здания трех авиационных заводов, эвакуированных в глубь страны, с незначительным количеством рабочих и служащих и станочного оборудования. на базе этих заводов были созданы 1-я и 2-я ремонтные базы по ремонту самолетов и 3-я рембаза по ремонту моторов. Это значительно расширило возможности по своевременному восстановлению неисправных самолетов и моторов.

В условиях блокады инженерно-авиационная служба ВВС фронта могла рассчитывать лишь на свои силы, так как с осени 1941 г. связь с инженерно-авиационной службой ВВС Красной Армии практически прекратилась. Поэтому авиационным инженерам и техникам фронта кроме технической эксплуатации материальной части пришлось много заниматься вопросами изготовления необходимых запасных частей на заводах Ленинграда.

Большие трудности в период блокады испытывали ленинградские авиаторы, особенно технический состав и воины тыла, из-за недостатка продовольствия. Летному составу, переносившему огромные нагрузки в боевой работе, командование фронта старалось обеспечить лучшее и наиболее калорийное питание. У техсостава нормы пайка были значительно ниже.

Несмотря на все эти трудности, инженерно-технический состав сумел обеспечить бесперебойную работу авиационных частей и соединений. Едва успевал самолет приземлиться, как его осматривали в объеме послеполетного и предполетного осмотра, заправляли бензином, маслом, заряжали оружие, подвешивали бомбы. Случалось, летчики совершали по пять - семь вылетов в день, и каждый раз машина должна была уйти в полет в полной исправности. Ремонт поврежденной техники и регламентные работы выполнялись ночью. Все авиаспециалисты работали дружно, самоотверженно. Тот объем работ, на который в мирное время отводились недели и месяцы, в период блокады при отсутствии необходимых условий истощенные люди выполняли за несколько дней.

Летчики высоко ценили и уважали тяжелый труд технического состава. Возвратившись из полета, они старались чем-нибудь помочь своим наземным членам экипажа. В свою очередь техники и механики, выпустив самолет на боевое задание, в дождь и стужу простаивали на аэродроме в ожидании летчиков, глубоко переживали, если из полета возвращались не все самолеты. Они еще долго ждали и надеялись, что экипажи и машины целы. Когда становилось известно, что вынужденная посадка произведена на своей территории или даже на нейтральной полосе, принимались срочные меры по эвакуации самолетов на свой или ближайший аэродром. Немедленно приступали к ремонту машин, а уж если их нельзя было восстановить, то там же разбирали на запасные части.

Для оказания помощи авиационным частям в 1942 г. были созданы авиалетучки, укомплектованные специалистами станционарных авиаремонтных мастерских, инструментом и приборами для ремонта самолетов и различных видов авиационной техники. Распоряжением главного инженера они направлялись в летные части для временного усиления полевых авиаремонтных мастерских (ПАРМ-1).

Кроме обслуживания и ремонта материальной части инженерно-техническому составу приходилось выполнять многие другие задания. Например, специалисты по вооружению в первые месяцы блокады привлекались даже к обезвреживанию неразорвавшихся вражеских бомб и снарядов.

При перебазировании авиационных частей вся забота по постройке землянок для жилья и работы, для хранения имущества ложилась в основном на плечи технического состава. Жилые землянки строились в непосредственной близости от стоянок самолетов, что повышало боеготовность части и требовало меньших физических затрат на ходьбу.

Авиатехники, механики, мотористы охраняли стоянки самолетов, так как в декабре 1941 г. значительная часть личного состава стрелковых рот батальонов аэродромного обслуживания болела дистрофией. Этот недуг не миновал и технический состав авиачастей. К середине февраля 1942 г. многие мотористы и оружейники заболели дистрофией. Работать стало еще труднее. Но боевая авиация Ленинградского фронта летала и наносила врагу ощутимые удары.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.