|
|||
лИрина Голуб Борисовна 40 страницаСтилистические фигуры нередко соединяются, дополняют, усиливают одна Другую, сообщая речи волнующие интонации. Вспомним объяснение Онегина с Татьяной! - Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. Анафора и градация соединились в этом высказывании, представляющем собой блестящий пример особого типа сложного предложения - периода. Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. А. П. Квятковский, называя в качестве примеров периода классические произведения - «Когда порой воспоминанье» Пушкина (в 26 строк), «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи тайной» А. Фета (12 строк) и его же «Когда мечтательно я предан тишине» (20 строк), -утверждает: «Стихотворение, написанное в форме периода, свидетельствует о широте поэтического дыхания автора и о большом зрелом мастерстве», позволяющем «совладать со сложной аппаратурой стиха, включающей в себя несколько строф». Учение о периоде как о средстве эмфатической интонации разрабатывалось еще в античной риторике. Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию (период - от греч. периодос, букв. обход). Композиционно период распадается на две взаимно уравновешенные части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершенность периода. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая ее с известной полнотой и разносторонностью. Основное положение в периоде передается расчлененно, что позволяет осмыслить его разные стороны, оттенки (вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных... » Это период. ). Музыкальность и ритмичность периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создает ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале. Например: Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни (Л. Н. Толстой. Война и мир) В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа действия, сравнительные и др. Приведем пример периода с уступительными придаточными: Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им (Л. Т. ). Реже в композицию периода вовлекаются те или иные распространенные члены предложения, например деепричастные обороты, выполняющие функцию обстоятельств времени: Явившись к полковому командиру; получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствован себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом (Л. Т. ). Периодическая речь Л. Н Толстого неизменно привлекает исследователей, потому что изучение ее дает ключ к пониманию особенностей стиля великого писателя. А. П. Чехов восхищался «силой периодов» Льва Толстого. Стиль каждого писателя сказывается в своеобразии его периодов. Нельзя спутать эти синтаксические построения у Толстого и Пушкина, даже если Пушкин обращался к периоду в прозе: Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частью устремились на блестящие безделки; когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности; когда поэзия не есть благоговейное служение, но токмо легкомысленое занятие; с чувством глубокого уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига (о переводе «Илиады» Гомера). Возможность использовать в периоде разнообразные стилистические фигуры всегда привлекала и будет привлекать художников слова. Использование стилистических фигур, разнообразных синтаксических средств создания эмфатической интонации у больших поэтов обычно сочетается с употреблением тропов, оценочной лексики, ярких приёмов усиления эмоциональности, образности речи. Завершим наши наблюдения классическим пушкинским примером, напомним лишь начало и конец стихотворения: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды- И чей-нибудь уж близок час. .................................................. И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Список условных сокращений А. Б. - А. Белый Абр. - Ф. А. Абрамов «АиФ» - «Аргументы и факты» Айт. - Ч. Айтматов Акс. - С. Т. Аксаков А. К. - А. Ю. Кривицкий А. К. Т. - А. К. Толстой Ал. - М. Н. Алексеев Ан. - А. А. Ананьев Андр. - Л. Н. Андреев Ант. - П. Г. Антокольский А. Пол. - А. И. Полежаев Арс. - В. К. Арсеньев Аст. - В. П. Астафьев А. Т. - А. Н. Толстой Ахм. - А. А. Ахматова Баб. - И. А. Бабель Багр. - Э. Г. Багрицкий Баж. - П. П. Бажов Бальм. - К. Д. Бальмонт Бар. - Е. А. Баратынский Барто - А. Л. Барто Бат. - К. Н. Батюшков Бел. - В. Г. Белинский Белк. - М. Белкина Бер. - Г. С. Березко Берг. - О. Ф. Берггольц Бл. - А. А. Блок Богом. - В. Богомолов Бонд. - Ю. В. Бондарев Брод. - И. Бродский Брюс. - В. Я. Брюсов Буб. - М. С. Бубеннов Булг. - М. А. Булгаков Бун. - И. А. Бунин Вас. - Б. Л. Васильев В. Б. - В. В. Быков В. Бел. - В. И. Белов Вер. - В. В. Вересаев Вик. - С. В. Викулов Вишн. - Вс. В. Вишневский В. К. - В. Козько Возн. - А. А. Вознесенский Вс. Ив. - Вс. Иванов Выс. - В. С. Высоцкий Вяз. - П. А. Вяземский Г. - Н. В. Гоголь Гайд. - А. П. Гайдар Галл. - М. Л. Галлай Гарш. - В. М. Гаршин Герм. - Ю. П. Герман Герц. - А. И. Герцен Г. Ник. - Г. Е. Николаева Гонч. - А. И. Гончаров Гр. - А. С. Грибоедов Гран. - Д. А. Гранин Грин. - А. С. Грин Гум. - Н. С. Гумилев Дв. - И. Дворецкий Держ. - Г. Р. Державин Добр. - Н. А. Добролюбов Дост. - Ф. М. Достоевский Е. В. - Е. Винокур Евт. - Е. А. Евтушенко Е. Н. - Е. Носов Ес. - С. А. Есенин Жук. - В. А. Жуковский З. - Н. А. Заболоцкий Зал. - С. П. Залыгин из газ. - из газет из журн. - из журналов И. и П. - И. А. Ильф и Е. П. Петров Инб. - В. М. Инбер Кав. - В. А. Каверин Каз. - Э. Г. Казакевич Кар. - А. А. Караваева Карамз. - Н. М. Карамзин Кат. - В. П. Катаев Кетл. - В. К. Кетлинская Кож. - А. Б. Кожевников Кольц. - А. В. Кольцов Комр. - Г. Комраков Корол. - В. Г. Короленко К. П. - Козьма Прутков Кр. - А. И. Крылов «Кр. » - «Крокодил» Крив. - Ф. Д. Кривин Купр. - А. И. Куприн Л. - М. Ю. Лермонтов Лавр. - Б. А. Лавренев Лап. - М. А. Лаптев «ЛГ» - «Литературная газета» Леон. - Л. М. Леонов Леск. - Н. С. Лесков Лид. - В. Лидин Лип. - В. В. Липатов Лихон. - В. И. Лихоносов Л. - К. - В. Лебедев - Кумач Лом. - М. В. Ломоносов Лонд. - Л. Лондон Л. Т. - Л. Н. Толстой Луг. - В. А. Луговской Ляш. - Н. Н. Ляшко Майк. - А. Н. Майков Мак. - А. С. Макаренко Марк. - А. Я. Марков Март. - Л. Н. Мартынов Марш. - С. Я. Маршак Матв. - Н. Н. Матвеева Маяк. - В. В. Маяковский М. Г. - А. М. Горький Мих. - С. В. Михалков «МК» - «Московский комсомолец» М. Мар. - Мария Марич М. - П. - П. И. Мельников - Печорский М. - С. - Д. Н. Мамин - Сибиряк Мст. - С. Мстиславский М. Шаг. - М. Шагинян Н. - Н. А. Некрасов Наг. - Ю. М. Нагибин Н. Г. - Н. М. Грибачев Н. Д. - Н. Дубов Н. О. - Н. А. Островский Н. Ч. - Н. К. Черкасов Ог. - Н. П. Огарев Ок. - Б. Ш. Окуджава Остр. - А. Н. Островский П. - А. С. Пушкин Пан. - П. Ф. Панова Паст. - Б. Л. Пастернак Пауст. - К. Г. Паустовский Песк. - В. М. Песков Пис. - А. Ф. Писемский погов. - поговорка Пол. - Я. П. Полонский посл. - пословица Пришв. - М. М. Пришвин Р. - Р. И. Рождественский Расп. - В. Г. Распутин Рек. - А. Е. Рекемчук Роз. - В. Розов Рыл. - Н. Рыленков Св. - М. А. Светлов Сев. - И. Северянин Сейф. - Л. Н. Сейфуллина Сем. - В. Семин Сераф. - А. С. Серафимович Сим. - К. М. Симонов С. - К. - Н. И. Сухово - Кобылин Сл. - Б. А. Слуцкий Снег - С. Снегов Сол. - В. А. Солоухин Стан. - К. С. Станиславский Сур. - И. З. Суриков Сурк. - А. Н. Сурков С. - Ц. - С. Н. Сергеев - Ценский С. - Щ. - М. Е. Салтыков - Щедрин Т. - И. С. Тургенев Твард. - А. Т. Твардовский Тендер. - В. Ф. Тендряков Тим. - К. А. Тимирязев Тих. - Н. С. Тихонов Тр. - В. К. Тредиаковский Триф. - Ю. Трифонов Троеп. - Г. Н. Троепольский Тютч. - Ф. И. Тютчев Усп. - Г. И. Успенский Фад. - А. А. Фадеев Фед. - К. А Федин Ферсм. - А. Е. Ферсман Фет - А. А. Фет Ф. К. - Ф. Кнорре Фом. - В. Фоменко Фонв. - Д. И. Фонвизин Фурм. - Д. А. Фурманов Хл. - В. Хлебников Цв. - М. И. Цветаева Ч. - А. П. Чехов Чак. - А. Чаковский Черн. - Н. Г. Чернышевский Чук. - К. И. Чуковский Шат. - И. М. Шатуновский Шенг. - Г. Шенгели Шефн. - В. С. Шефнер Шол. - М. А. Шолохов Э. Кр. - Эмиль Кроткий Эрен. - И. Г. Эренбург Эрт. - А. Эртель Я. Остр. - Я. Островский
|
|||
|