Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





лИрина Голуб Борисовна 40 страница



Стилистические фигуры нередко соединяются, дополняют, усиливают одна Другую, сообщая речи волнующие интонации. Вспомним объяснение Онегина с Татьяной! -

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, -

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Анафора и градация соединились в этом высказывании, представляющем собой блестящий пример особого типа сложного предложения - периода.

Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. А. П. Квятковский, называя в качестве примеров периода классические произведения - «Когда порой воспоминанье» Пушкина (в 26 строк), «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи тайной» А. Фета (12 строк) и его же «Когда мечтательно я предан тишине» (20 строк), -утверждает: «Стихотворение, написанное в форме периода, свидетельствует о широте поэтического дыхания автора и о большом зрелом мастерстве», позволяющем «совладать со сложной аппаратурой стиха, включающей в себя несколько строф».

Учение о периоде как о средстве эмфатической интонации разрабатывалось еще в античной риторике. Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию (период - от греч. периодос, букв. обход). Композиционно период распадается на две взаимно уравновешенные части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершенность периода. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая ее с известной полнотой и разносторонностью. Основное положение в периоде передается расчлененно, что позволяет осмыслить его разные стороны, оттенки (вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных... » Это период. ). Музыкальность и ритмичность периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создает ритмический рисунок речи.

Чаще всего период строится как сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале. Например:

Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни

(Л. Н. Толстой. Война и мир)

В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа действия, сравнительные и др. Приведем пример периода с уступительными придаточными: Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им (Л. Т. ). Реже в композицию периода вовлекаются те или иные распространенные члены предложения, например деепричастные обороты, выполняющие функцию обстоятельств времени: Явившись к полковому командиру; получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствован себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом (Л. Т. ). Периодическая речь Л. Н Толстого неизменно привлекает исследователей, потому что изучение ее дает ключ к пониманию особенностей стиля великого писателя. А. П. Чехов восхищался «силой периодов» Льва Толстого.

Стиль каждого писателя сказывается в своеобразии его периодов. Нельзя спутать эти синтаксические построения у Толстого и Пушкина, даже если Пушкин обращался к периоду в прозе:

Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частью устремились на блестящие безделки; когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности; когда поэзия не есть благоговейное служение, но токмо легкомысленое занятие; с чувством глубокого уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига (о переводе «Илиады» Гомера).

Возможность использовать в периоде разнообразные стилистические фигуры всегда привлекала и будет привлекать художников слова.

Использование стилистических фигур, разнообразных синтаксических средств создания эмфатической интонации у больших поэтов обычно сочетается с употреблением тропов, оценочной лексики, ярких приёмов усиления эмоциональности, образности речи. Завершим наши наблюдения классическим пушкинским примером, напомним лишь начало и конец стихотворения:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

..................................................

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Список условных сокращений

А. Б. - А. Белый

Абр. - Ф. А. Абрамов

«АиФ» - «Аргументы и факты»

Айт. - Ч. Айтматов

Акс. - С. Т. Аксаков

А. К. - А. Ю. Кривицкий

А. К. Т. - А. К. Толстой

Ал. - М. Н. Алексеев

Ан. - А. А. Ананьев

Андр. - Л. Н. Андреев

Ант. - П. Г. Антокольский

А. Пол. - А. И. Полежаев

Арс. - В. К. Арсеньев

Аст. - В. П. Астафьев

А. Т. - А. Н. Толстой

Ахм. - А. А. Ахматова

Баб. - И. А. Бабель

Багр. - Э. Г. Багрицкий

Баж. - П. П. Бажов

Бальм. - К. Д. Бальмонт

Бар. - Е. А. Баратынский

Барто - А. Л. Барто

Бат. - К. Н. Батюшков

Бел. - В. Г. Белинский

Белк. - М. Белкина

Бер. - Г. С. Березко

Берг. - О. Ф. Берггольц

Бл. - А. А. Блок

Богом. - В. Богомолов

Бонд. - Ю. В. Бондарев

Брод. - И. Бродский

Брюс. - В. Я. Брюсов

Буб. - М. С. Бубеннов

Булг. - М. А. Булгаков

Бун. - И. А. Бунин

Вас. - Б. Л. Васильев

В. Б. - В. В. Быков

В. Бел. - В. И. Белов

Вер. - В. В. Вересаев

Вик. - С. В. Викулов

Вишн. - Вс. В. Вишневский

В. К. - В. Козько

Возн. - А. А. Вознесенский

Вс. Ив. - Вс. Иванов

Выс. - В. С. Высоцкий

Вяз. - П. А. Вяземский

Г. - Н. В. Гоголь

Гайд. - А. П. Гайдар

Галл. - М. Л. Галлай

Гарш. - В. М. Гаршин

Герм. - Ю. П. Герман

Герц. - А. И. Герцен

Г. Ник. - Г. Е. Николаева

Гонч. - А. И. Гончаров

Гр. - А. С. Грибоедов

Гран. - Д. А. Гранин

Грин. - А. С. Грин

Гум. - Н. С. Гумилев

Дв. - И. Дворецкий

Держ. - Г. Р. Державин

Добр. - Н. А. Добролюбов

Дост. - Ф. М. Достоевский

Е. В. - Е. Винокур

Евт. - Е. А. Евтушенко

Е. Н. - Е. Носов

Ес. - С. А. Есенин

Жук. - В. А. Жуковский

З. - Н. А. Заболоцкий

Зал. - С. П. Залыгин

из газ. - из газет

из журн. - из журналов

И. и П. - И. А. Ильф и Е. П. Петров

Инб. - В. М. Инбер

Кав. - В. А. Каверин

Каз. - Э. Г. Казакевич

Кар. - А. А. Караваева

Карамз. - Н. М. Карамзин

Кат. - В. П. Катаев

Кетл. - В. К. Кетлинская

Кож. - А. Б. Кожевников

Кольц. - А. В. Кольцов

Комр. - Г. Комраков

Корол. - В. Г. Короленко

К. П. - Козьма Прутков

Кр. - А. И. Крылов

«Кр. » - «Крокодил»

Крив. - Ф. Д. Кривин

Купр. - А. И. Куприн

Л. - М. Ю. Лермонтов

Лавр. - Б. А. Лавренев

Лап. - М. А. Лаптев

«ЛГ» - «Литературная газета»

Леон. - Л. М. Леонов

Леск. - Н. С. Лесков

Лид. - В. Лидин

Лип. - В. В. Липатов

Лихон. - В. И. Лихоносов

Л. - К. - В. Лебедев - Кумач

Лом. - М. В. Ломоносов

Лонд. - Л. Лондон

Л. Т. - Л. Н. Толстой

Луг. - В. А. Луговской

Ляш. - Н. Н. Ляшко

Майк. - А. Н. Майков

Мак. - А. С. Макаренко

Марк. - А. Я. Марков

Март. - Л. Н. Мартынов

Марш. - С. Я. Маршак

Матв. - Н. Н. Матвеева

Маяк. - В. В. Маяковский

М. Г. - А. М. Горький

Мих. - С. В. Михалков

«МК» - «Московский комсомолец»

М. Мар. - Мария Марич

М. - П. - П. И. Мельников - Печорский

М. - С. - Д. Н. Мамин - Сибиряк

Мст. - С. Мстиславский

М. Шаг. - М. Шагинян

Н. - Н. А. Некрасов

Наг. - Ю. М. Нагибин

Н. Г. - Н. М. Грибачев

Н. Д. - Н. Дубов

Н. О. - Н. А. Островский

Н. Ч. - Н. К. Черкасов

Ог. - Н. П. Огарев

Ок. - Б. Ш. Окуджава

Остр. - А. Н. Островский

П. - А. С. Пушкин

Пан. - П. Ф. Панова

Паст. - Б. Л. Пастернак

Пауст. - К. Г. Паустовский

Песк. - В. М. Песков

Пис. - А. Ф. Писемский

погов. - поговорка

Пол. - Я. П. Полонский

посл. - пословица

Пришв. - М. М. Пришвин

Р. - Р. И. Рождественский

Расп. - В. Г. Распутин

Рек. - А. Е. Рекемчук

Роз. - В. Розов

Рыл. - Н. Рыленков

Св. - М. А. Светлов

Сев. - И. Северянин

Сейф. - Л. Н. Сейфуллина

Сем. - В. Семин

Сераф. - А. С. Серафимович

Сим. - К. М. Симонов

С. - К. - Н. И. Сухово - Кобылин

Сл. - Б. А. Слуцкий

Снег - С. Снегов

Сол. - В. А. Солоухин

Стан. - К. С. Станиславский

Сур. - И. З. Суриков

Сурк. - А. Н. Сурков

С. - Ц. - С. Н. Сергеев - Ценский

С. - Щ. - М. Е. Салтыков - Щедрин

Т. - И. С. Тургенев

Твард. - А. Т. Твардовский

Тендер. - В. Ф. Тендряков

Тим. - К. А. Тимирязев

Тих. - Н. С. Тихонов

Тр. - В. К. Тредиаковский

Триф. - Ю. Трифонов

Троеп. - Г. Н. Троепольский

Тютч. - Ф. И. Тютчев

Усп. - Г. И. Успенский

Фад. - А. А. Фадеев

Фед. - К. А Федин

Ферсм. - А. Е. Ферсман

Фет - А. А. Фет

Ф. К. - Ф. Кнорре

Фом. - В. Фоменко

Фонв. - Д. И. Фонвизин

Фурм. - Д. А. Фурманов

Хл. - В. Хлебников

Цв. - М. И. Цветаева

Ч. - А. П. Чехов

Чак. - А. Чаковский

Черн. - Н. Г. Чернышевский

Чук. - К. И. Чуковский

Шат. - И. М. Шатуновский

Шенг. - Г. Шенгели

Шефн. - В. С. Шефнер

Шол. - М. А. Шолохов

Э. Кр. - Эмиль Кроткий

Эрен. - И. Г. Эренбург

Эрт. - А. Эртель

Я. Остр. - Я. Островский

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.