Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр М. А. Топилин
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
|
|
01. 001
| (наименование вида профессиональной деятельности)
| Код
| Основная цель вида профессиональной деятельности:
| Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
| Группа занятий:
|
| Преподаватели в средней школе
|
| Персонал дошкольного воспитания и образования
|
| Преподаватели в системе специального образования
|
| Преподавательский персонал специального обучения
|
| Преподавательский персонал начального образования
|
|
| (код ОКЗ[1])
| (наименование)
| (код ОКЗ)
| (наименование)
| Отнесение к видам экономической деятельности:
| 80. 10. 1.
| Услуги в области дошкольного и начального общего образования
| 80. 21. 1.
| Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
| (код КВЭД[2])
| (наименование вида экономической деятельности)
| | | | | | |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции
| Трудовые функции
| код
| наименование
| уровень квалификации
| наименование
| код
| уровень (подуровень) квалификации
| A
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
| Общепедагогическая функция. Обучение
| A/01. 6
|
| Воспитательная деятельность
| A/02. 6
|
| Развивающая деятельность
| A/03. 6
|
| B
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
| 5-6
| Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
| B/01. 5
|
| Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
| B/02. 6
|
| Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
| B/03. 6
|
| Модуль «Предметное обучение. Математика»
| B/04. 6
|
| Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
| B/05. 6
|
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
3. 1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| Код
| А
| Уровень квалификации
|
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Возможные наименования должностей
| Учитель,
Воспитатель
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки " Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
| Требования к опыту практической работы
| Требования к опыту практической работы не предъявляются
| Особые условия допуска к работе
| К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
| Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Преподаватели в средней школе
|
| Преподаватели в системе специального образования
|
| Преподавательский персонал начального образования
|
| Персонал дошкольного воспитания и образования
|
| Преподавательский персонал специального обучения
| ЕКС[3]
| -
| Учитель
Воспитатель
| ОКСО[4]
|
| Образование и педагогика
| | | | | | | | | | | | |
3. 1. 1. Трудовая функция
| Наименование
| Общепедагогическая функция. Обучение
| Код
| A/01. 6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
| Трудовые действия
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
| Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
| Планирование и проведение учебных занятий
| Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
| Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
| Формирование универсальных учебных действий
| Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
| Формирование мотивации к обучению
| Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
| Необходимые умения
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.
| Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
| Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
| Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
| Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
| Необходимые знания
| Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
| Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
| Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
| Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
| Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
| Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
| Конвенция о правах ребенка
| Трудовое законодательство
| Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
| | | | | | | | | | | | 3. 1. 2. Трудовая функция
| Наименование
| Воспитательная деятельность
| Код
| A/02. 6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
| Трудовые действия
| Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
| Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
| Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
| Проектирование и реализация воспитательных программ
| Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д. )
| Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
| Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
| Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
| Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
| Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
| Необходимые умения
| Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
| Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п. ) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
| Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
| Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
| Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
| Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
| Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.
| Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
| Необходимые знания
| Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
| Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
| Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
| Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
| Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
| Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
| | | | | | | | | | | |
3. 1. 3. Трудовая функция
| Наименование
| Развивающая деятельность
| Код
| A/03. 6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
| Трудовые действия
| Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
| Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
| Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
| Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др. ), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
| Оказание адресной помощи обучающимся
| Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
| Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
| Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
| Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
| Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
| Необходимые умения
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
| Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
| Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
| Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д. )
| Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
| Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
| Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
| Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
| Формировать детско-взрослые сообщества
| Необходимые знания
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса
| Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
| Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
| Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
| Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
| Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
| Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
| Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
| | | | | | | | | | | |
3. 2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
| Код
| B
| Уровень квалификации
| 5 – 6
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
| Возможные наименования должностей
| Учитель,
Воспитатель
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки " Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
| Требования к опыту практической работы
| Требования к опыту практической работы не предъявляются
| Особые условия допуска к работе
| К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
| Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Преподаватели в средней школе
|
| Преподаватели в системе специального образования
|
| Преподавательский персонал начального образования
|
| Персонал дошкольного воспитания и образования
|
| Преподавательский персонал специального обучения
| ЕКС
| -
| Учитель
Воспитатель
| ОКСО
|
| Образование и педагогика
| | | | | | | | | | | | | |
3. 2. 1. Трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
| Код
| B/01. 5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|
| Трудовые действия
| Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
| Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
| Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
| Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
| Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
| Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
| Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
| Формирование психологической готовности к школьному обучению
| Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
| Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
| Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
| Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
| Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
| Необходимые умения
| Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
| Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
| Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
| Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
| Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
| Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
| Необходимые знания
| Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
| Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
| Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
| Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
| Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
| Современные тенденции развития дошкольного образования
| Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
| | | | | | | | | | | |
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
|