Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПАРШИНА МАРГАРИТА ВИТАЛЬЕВНА. Семинар 6



ПАРШИНА МАРГАРИТА ВИТАЛЬЕВНА

Семинар 6

1. Кто впервые использовал понятие «научная парадигма»?

 

Понятие научной парадигмы было введено в научный обиход американским историком Томасом Куном. В своем труде «Структура научных революций» Т. Кун раскрывает глубокие связи науки и общества в их историческом развитии.

2. Какое значение имеет понятие «научная парадигма»?

 

Научная парадигма (от греч. π α ρ ά δ ε ι γ μ α, «изображение, образец, пример, модель») — безоговорочно принятая научным сообществом модель научной деятельности.

 

3. Назовите причины формирования классической научной парадигмы.

 

-Формирование Ф. Бэконом нового предназначения науки - «Знание – сила» (наука – это необходимое средство достижения человеком господства над природой и социальной средой, которое возможно только через получение о них объективно-истинного знания)

- Появление необходимости опытной деятельности

 

4. Кто из философов и ученых сделал вклад в формирование классической научной парадигмы?

 

Первый среди эмпириков и номиналистов считается Ф. Бэкон. Силами разума невозможно познать Бога, поэтому учёные должны заниматься познанием мира явлений. Предложил перейти к экспериментальной базе науки (до этого было наблюдение).

Основоположник рационализма - Рене Декарт (основоположник науки Нового времени). Нельзя доверять чувствам, так как они у всех людей развиты по-разному. Сторонник «метода сомнения». Создатель максимы – «я мыслю, следовательно, я существую». Мышление первично.

Готфрид де Лейбниц:  представитель плюралистов. Полагал, что весь мир состоит из огромного количества частиц (монады). При этом монады разные: высшие, минеральные, растительные, животные, люди – срединные монады (животные плюс высшие). В мире существует высшая гармония, люди должны к ней стремится.

Ньютон: закон гравитации.

Эммануил Кант. Основные вопросы: что я могу знать, что я должен делать и на что я могу надеяться? Совершил коперниканский переворот в гносеологии: потому что раньше все философы крутились вокруг объекта.

 

 

5. Укажите основные принципы классической научной парадигмы.

 

1. Принцип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естественными законами);

 

2. Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);

 

3. Принцип единства законов земного и небесного миров;

 

4. Мир качественно однороден, есть только количественные различия;

 

5. Наличие жестких причинно-следственных связей;

 

6. Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т. е. принцип ретросказуемости и предсказуемости;

 

7. Объект исследования – материальные предметы;

 

8. Уверенность существования конечного предела делимости материи;

 

9. Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;

 

10. Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;

 

11. Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;

 

12. Описание объекта без примесей субъективности;

 

13. Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.

 

14. Отсутствие принципов эволюционизма, развития.

 

6. Почему принято называть классическую парадигму аналитической?

Период конца XVI–начала XVII столетия связывают в истории науки с формированием и систематическим развитием экспериментально–теоретических исследований, его часто именуют аналитическим или точным естествознанием. Накопление большого количества сведений о мире мореплавателями, путешественниками, астрономами, химиками и алхимиками к началу XVII столетия породило стремление к более детальному изучению объектов, что привело к дифференциации (разделению, расчленению) существующих наук. К примеру, в физике выделяются механика, оптика, физика сред (газов, жидкостей и т. д. ).

7. Какие вы видите достоинства и недостатки классической научной парадигмы.

Недостатки:

1. Все объекты познания воспринимались как механизм

2. Антиэволюционизм

3. Преобладание метафизического мышления

4. Представление о неделимости атома

5. Отсутствие представлений об относительности

6. Гегемония принадлежала физике и механике, другие науки казались несамостоятельными

 

Преимущества:

 

1. Переход к экспериментальной научной базе

2. Переход к рационализму

3. Использование методов индукции и дедукции

 

8. Назовите причины формирования неклассической научной парадигмы.

1. переход от аналитической науки к синтетической

2. Появление теории эволюции, перевернувшей все предыдущие концепции

3. Понятие о делимости атома

4. Появление теории относительности

5. Применени вероятностно-статистических методов

9. В какой период времени происходило формирование неклассической научной парадигмы?

конец XIX — 60-е годы XX в.

10. Почему принято называть неклассическую парадигму синтетической?

Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин.

На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т. д., в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т. д. В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования. Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т. д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным. Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.

11. Укажите основные принципы неклассической научной парадигмы.

1. В науке распространяется теория эволюции (основоположником которой стал Чарльз Дарвин ), изучающая постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организмов.

2. Развивается электродинамика (изучающая основные переменные электромагнитного поля, и их взаимодействие), теория относительности (описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов) и ядерная физика (изучающая структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения — ядерные реакции).

3. Активное развитие процесса интеграции наук, которая особенно характерна для XX века. Появление новых научных дисциплин на стыках наук обусловлено ограниченностью в пределах одной дисциплины, что требовало расширения и привлечения других областей. Это обусловлено природным единством, не предполагающим абсолютно резкое деление на разные науки.

4. Представление о мире как статичном явлении начинает устаревать. Его место занимает представление о динамично развивающейся материи.

5. Объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, если раньше понятия непрерывности и дискретности были взаимоисключающими, то в неклассический период, как и в современной науке, непрерывность и дискретность — это две стороны процесса развития. Непрерывное является дискретным, а дискретное — непрерывным. Это относилось, в частности, к физическому полю или к микрочастице, что привело к корпускулярно-волновому дуализму (материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц).

6. Во второй половине XIX века материя перестала сводиться исключительно к механистическому перемещению веществ. Формой существования материального мира стало электромагнитное поле, основателем теории о котором был британский физик Джеймс Клерк Максвелл.

12. Как Вы понимаете такой принцип как механицизм?

Механицизм (от греч. mechanike (techne) – искусство построения машин) – это философское мировоззрение и метод познания мира, согласно которому в основе любого явления лежат механистические принципы и закономерности, описываемы с помощью языка математики.

13. Как Вы понимаете такой принцип как элементаризм?

Элементаризм (от лат. element - элемент, составная часть, основа, стихия) — философская концепция, утверждающая приоритет единичного, частного перед целым.

14. Как Вы понимаете такой принцип как редукционизм?

Редукционизм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

15. Как Вы понимаете такой принцип как антиэволюционизм?

Антиэволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – это множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин.

16. Как Вы понимаете такой принцип как релятивизм?

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) – философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

17. Как Вы понимаете такой принцип как холизм?

Холизм (от греч. holos – целый, весь) – принцип познания, суть которого – приоритет целого по отношению к его частям.

18. В чем Вы видите принципиальное отличие понимания материи в неклассической науке?

В 1896г. Биккерель открывает явление радиоактивности. Значит атом делим!

В 1897г. Томпсон открывает электрон, внутри атома сложнейшая жизнь.

В 1900г. План – ввёл понятие «квант» (порция, вспышка), Теория теплового излучения, существует «волна» и «квант» - то есть плавность и вспышка.

Атом не твёрдый. Внутри атома пустота, наполненная волновыми процессами.

19. Какую роль в неклассической науке играет синергетика?

Синергетика (от греч. σ υ ν - — приставка со значением совместности и греч. ἔ ρ γ ο ν — «деятельность») — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

 

Новые черты приобретает принцип системного строения мира.

Неклассическая физика обнаружила сложное строение микромира – критерий элементарности относителен, соответственно, в качестве особого рода систем предстают и сами элементарные частицы; можно говорить о мультисистемности микромира. Астрофизика открыла мультисистемность мегамира (самые значительные для земного человека системы – Солнечная система, Галактика, Метагалактика и Вселенная). Способами взаимосвязи элементов являются неизвестные в классической науке силы – четыре типа основных взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. В противовес суммативности механических систем, система неклассического типа меняется не за счет перемены мест или количественного изменения элементов системы, а через их качественные изменения и внутренние трансформации и взаимопревращения.

Применительно к живой природе элементарной составляющей является ген, который и сам предстает как сложная система, поэтому в биологии понятие элементарности носит относительный характер, а значит, и в ней также можно говорить о мультисистемности. Выделяются молекулярно-генетический, клеточно-онтогенетический, популяционный и биосферный уровни системного строения.

В органической природе появляется принципиально новый тип системы – код как «потенциальная структура». Способами взаимосвязи элементов систем различных уровней живого мира являются механизмы наследственности и изменчивости. Любой живой организм – это открытая, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся гетерогенная система.

Системный подход становится важнейшим в общественных и гуманитарных науках. Так, структуралисты, к какому бы материалу они ни обращались (бессознательное, телесное, мифы, религия, системы родства, экономика) – всюду они обнаруживают язык знаков, языковые структуры. К примеру, семиосфера Ю. М. Лотмана – это структура структур в пределах человеческой культуры. Таким образом, объекты всех основных подсистем неклассической науки предстают как системы немеханического типа.

20. Как соотносятся в неклассической науке хаос и порядок, случайность и необходимость?

Под " по­рядком" подразумевается множество элементов любой природы, между которыми существуют устойчивые (" регулярные" ) отношения, повторяющиеся в пространстве или во времени, или в том и другом. Соответственно " хаосом" обычно называют множество элементов, между которыми нет устойчивых (повторяющихся) отношений. Поскольку самоорганизация есть качественное и притом структурное из­менение некоторой объективной реальности, постольку синергетика является теорией развития. Однако такое утверждение требует существенного обновления самого понятия " развитие".

Традиционная теория (диалектическая концепция Г. Гегеля и К. Маркса) рас­сматривала развитие как процесс перехода от одного порядка к другому. Хаос при этом или вообще не учитывался, или рассматривался как некий побочный и потому несущественный продукт закономерного перехода от порядка одного типа к порядку другого (обычно более сложного) типа. Для синергетики же характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении " космоса" (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого " космоса" снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом многократное чередование порядка и хаоса (так называемый детерминированный хаос).

21. Как решается в неклассической науке проблема соотношения субъекта и объекта познания?

  В неклассической рациональности происходит формирование субъект-субъектной гносеологии, в которой преодолена оппозиция объекта и субъекта познания. Объект познания (природная и социальная реальность) объективно существует, однако онтологическое обоснование результатов его познания может быть оспорено или отсрочено по времени. Соответственно, получаемое знание является результатом познавательной деятельности субъекта, применяющего конкретные методы познания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.