Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНиЯ

 

 

Реферат

 

Работу выполнила _______________________________________М. М. Мавропуло
 
    Факультет________управления и психологии_________курс______2___________
    Магистерская программа: «Психология образования в развитии»______________  
 
 
    Преподаватель ________________________________________­__ А. А. Остапенко
  

 

 

Краснодар 2019

 

 

СΟ ДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Акмеология педагога………………………………………………………. 3

2  Мониторинг личностно-профессионального развития педагога как

управляющего звена образовательной системы…………………………6

 

 

1 Акмеология  педагога

 

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А. А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога. Основными из них являются уровни:

1) овладения профессией;

2) педагогического мастерства;

3) самоактуализации педагога в профессии;

4) педагогического творчества.

На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:

а) эрудит;

б) специалист по призванию;

в) мастер;

г) диагност;

д) гуманист;

е) самодиагност;

ж)новатор;

з) участник педагогического сотрудничества;

и) исследователь, освоивший акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. Педагогическая акмеология определяет следующее:

1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма;

2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»).

В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение.

В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они — науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания.

Внимание исследователей этого направления направлено также на выявление связей между общей и педагогической акмеологией. Акмеология рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер. Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации.

В педагогической акмеологии немало несомненных научных достижений, которые ждут своего фундаментального обобщения. В то же время обширное предметное поле педагогической акмеологии, высокая значимость ее как науки, дающей практически важные результаты, обусловливают ее движение «как вширь, так и вглубь».

 

 

2 Мониторинг личностно-профессионального развития педагога как управляющего звена образовательной системы

 

Современное образование – это быстро меняющаяся система. Новые Государственные образовательные стандарты, быстро развивающаяся информационная среда, технический прогресс диктуют новые требования к организации учебного процесса, а так же к профессиональной компетентности педагогических работников. В настоящее время учитель должен стремиться к самосовершенствованию, профессиональному росту, уметь свободно ориентироваться в современных условиях. Процесс формирования качественно нового уровня мастерства педагогов, которые должны быть готовы к новым изменениям всех аспектов образовательного процесса, достаточно сложен. В обеспечении этого процесса немаловажную роль следует отвести мониторингу.

Согласно определению А. Н. Майорова, мониторинг - «система сбора, обработки, хранения и распространения информации, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития».

Для отслеживания компетентностей педагогических работников необходима разработка научно обоснованной системы мониторинга уровня профессионализма и компетентности. Создание единой структуры мониторинговых исследований «обеспечивает непрерывное слежение за всеми сторонами многогранного дополнительного образовательного процесса, позволяет принимать управленческие решения, адекватные реальному положению дел, а не основанные на интуиции из-за дефицита информации».

Таким образом, мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога – это технология организации сбора, обработки, хранения и распространения информации об уровне профессионализма педагогического работника, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и возможность прогнозирования ее развития.

 

Целью диагностики является не только конкретная картина изменений, происходящих в ходе роста мастерства учителя как профессионала, но и возможность сделать заключение о тенденциях совершенствования, предусмотреть различные пути деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных и на предупреждение нежелательных тенденций.

Анализ литературы по педагогике, психологии и иной литературы показал, что уровень профессионализма педагога, необходимо отслеживать в комплексе с профессионально-личностным развитием через критерии и показатели качества профессиональной деятельности. В результате, определение уровня педагогического мастерства учителя, объединило такие компоненты как знания обучающихся, профессионально-методические компетенции, педагогической коммуникации, стремление и готовность личности к саморазвитию.

Практическая основа системы мониторинга качества профессиональной деятельности, в этой связи, стала складываться из системы анализа, оценки, коррекции, прогноза качества знаний учащегося, профессионально-методических компетенций и педагогической коммуникации учителя: (анализ, оценку, коррекцию, прогноз качества профессиональной деятельности и развития).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.