|
|||
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВО взаимоотношениЯХ преподавателя и учащегося НА уроках музыки»
Преподаватель класса специального музыкального инструмента работает плодотворно, если он пользуется у учащихся авторитетом. Не случайно выдающийся пианист и педагог И. Гофман подчеркивал, что не представляет себе, как можно воспитывать будущего музыканта, не верящего педагогу, сомневающегося в его состоятельности. На начальном этапе обучения школьник относится к своему наставнику с безграничным доверием, понимая, что тот вводит его в мир нового, увлекательного, неизведанного. Это доверие желательно сохранить и упрочить. Залог тому – высокое профессиональное мастерство педагога. По мере взросления ученик начинает подходить к замечаниям и поведению учителя критичнее. Заметив неуверенность или неточность в советах преподавателя, он недоверчиво реагирует и на правильные указания. Если педагог выступает с большими и разнообразным концертными программами, уверенно и увлеченно исполняет в классе произведения, эффективно руководит работой учащихся, развивает их художественное мышление — им созданы определенные условия для сохранения и укрепления своего авторитета. Ученик, видящий в своем наставнике хорошего профессионала, но чувствующий, что того беспокоят узко учебные вопросы, а все связанное с повседневной жизнью, интересами, переживаниями школьника, он теряет большую степень доверия. Он хочет найти в учителе старшего друга — строгого и справедливого, правдивого и чуткого, помогающего ориентироваться во всех сложностях многогранной жизни. Если преподаватель является таковым, его авторитет необычайно высок. Дети необычайно тонко чувствуют фальшь, неправду, несправедливость. Не всегда правильно оценивая поступки преподавателя или товарища, они решают возникшую перед ними проблему с прямолинейной беспощадностью детской непосредственности, основываясь преимущественно на эмоциональном восприятии факта. Преподаватель, изучивший и понявший натуру своего ученика, должен помочь ему разобраться в сложившейся ситуации, неназойливо, но убедительно направить мысли ребенка в нужное русло, натолкнуть на критическое осмысление происшедшего и подвести к правильному решению. Так прививаются навыки всестороннего анализа события, умение правильно разобраться в себе, в своем отношении к случившемуся. Бывают случаи, когда педагог несправедлив к ученику. Не желая признать ошибку, он не считает нужным «снизойти» до объяснения со своим учеником, хотя единственно правильным было бы признание ошибки и извинение перед учащимся, независимо от его возраста. Сложнее, когда конфликт возникает между воспитанником и коллегой преподавателя специальности по вине последнего. Ребенок, недоумевающий по поводу случившегося, верящий своему наставнику, обращается за советом. Дети предельно чутки к правде, гораздо менее взрослых склонны идти на сделки с совестью, и всякие попытки обелить неблаговидные поступки старшего подтачивают веру в справедливость. Тяжело переживаемая обида, как правило, не забывается. Не случайно А. М. Горький писал: «... Работа ума в детстве ложится на душу слишком глубокими шрамами, часто они не зарастают всю жизнь». Поэтому лучше выдержать трудный, неприятный разговор с товарищем по работе, убедить его исправить ошибку, нежели утратить даже самую малую степень уважения ученика. Дети хорошо ощущают дистанцию между ними и взрослыми. Они не любят, когда с ними разговаривают снисходительно-покровительственным тоном, который они воспринимают как пренебрежение. Иногда педагог, желая в кратчайший срок добиться положительных результатов в занятиях и поведении учащихся, прибегает к окрику или проводит явно назидательные беседы. Грубость и поучения вызывают своего рода оборонительную реакцию. Ученик, видя, что по отношению к нему отсутствует уважение и желание понять мотивы, породившие определенный образ действий, замыкается или становится резким. Большую, роль в установлении между педагогом и учеником отношений взаимопонимания и доверия играет поведение педагога, культура его общения с окружающими. Известно, что учащиеся перенимают особенности жестов, походки, манеру игры любимого наставника, стараются во всем походить на - него: Они очень наблюдательны и умеют отличать естественное от показного. Если детям внушают, что нужно быть отзывчивыми и чуткими, уважать педагогов и товарищей, и они отмечают полное соответствие между словами и поведением их учителя, то они верят ему и стараются подражать. Но если дети заметят обратное, убедятся, что слово учителя расходится с делом, то учителю трудно рассчитывать на любовь и уважение воспитанников. Ребятам понятна и близка простота и сердечность обращения. Они с особой любовью и уважением относятся к педагогу, который обладает этими чертами. Их отталкивает напыщенность, высокомерие, что по сути является утонченной грубостью, прикрытой внешней респектабельностью. Вынужденные приспосабливайся к такому поведению преподавателя, скрывая свое истинное отношение, в котором нет любви и уважения, а присутствуют неприязнь и боязнь, дети проявляют определенную степень смирения, ханжества. Великий педагог А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал четкую формулировку этому явлению: «Эгоизм, плюс цинизм, плюс нищенская эстетика показного смирения», - и особо подчеркнул опасность и недопустимость его культивирования. В то же время ученики не одобряют заискивания, не прощают, когда учитель, стремясь установить дружеские отношения, унижается до панибратства. Они хорошо понимают, что имеют дело с безвольным, не ценящим свое достоинство и звание, человеком. Естественно, такой педагог не может быть настоящим воспитателем. Немаловажное значение для авторитета педагога имеет его аккуратность, которую следует проявлять решительно во всем. Отталкивающее впечатление производит неряшливый педагог. Неприемлема и другая крайность, когда преподаватель буквально демонстрирует сотрудникам и учащимся богатый гардероб и мастерство применения косметики. Более строгое отношение к себе педагога в этом плане не только укрепляет его авторитет, но и в значительной мере способствует воспитанию у учащихся вкуса, чувства меры, умения правильно одеваться и вести себя в служебной обстановке. Отдельные педагоги-музыканты резко отрицательно относятся к желанию своих учащихся ознакомиться с работой другого преподавателя или его учеников, позаимствовать какие-либо исполнительские приемы. При этом решительно игнорируется полезность или уместность использования тех или иных способов игры и методов их усвоения. Доминирует чувство – оскорбленного достоинства. Такие педагоги, обвиняя питомца в недоверии, требуют полного, слепого подчинения или угрожают переводом в другой класс. Они стремятся тщательно оградить своих учеников от любого постороннего влияния. Эта позиция порождается различными причинами, среди которых особенно опасны безмерная вера в непогрешимость своих педагогических знаний и способностей и безрассудная, бессмысленная ревность. То и другое — следствие чрезмерной самоуверенности, болезненного самомнения, а иногда и известной ограниченности. Решительно осуждая педагога этого типа, Н. А. Добролюбов писал: «Он старается удержать своего ученика в тех правилах, которых сам держится: старание совершенно естественное и понятное, но тем не менее вредное в высшей степени, как скоро оно доходит до стеснения собственной воли и ума ребенка... Такое воспитание, без сомнения, есть враг всякого усовершенствования и успеха, — ведет к мертвой неподвижности и застою... влияние его отражается уже не на одних отдельных личностях, а на целом обществе». Нередко педагог, не сумев разобраться в поставленных учеником вопросах, подсознательно ощущает ограниченность своих педагогических знаний. Но опасаясь, что его авторитет может пострадать, он старается защитить его любыми средствами. Принятые меры часто дают прямо противоположный результат, ослабляя влияние учителя на воспитанника, так как последний понимает, что наставник проявляет педагогическую несостоятельность и необъективность. Совсем иначе работают те преподаватели, которые не замыкаются в одной раз и навсегда установленной системе способов воспитания. Они энергично ищут общения, заимствуют методы коллег, тщательно анализируют и претворяют их в своей практике. Являясь квалифицированными специалистами, они тем не менее далеки от уверенности в идеальной правильности собственной работы, и это заставляет их неуклонно совершенствовать педагогическое мастерство, советоваться с товарищами, накапливать знания, искать более эффективные средства обучения. Настоящего педагога не насторожит постороннее влияние, не озадачит вопрос ученика. Высокий профессиональный уровень позволит ему признать правильность заимствованного приема или объяснить, почему его нельзя применить в данном случае и указать произведение, где он должен быть использован. Если такой педагог не знаком с какой-либо проблемой, он не побоится в этом признаться. На ученика это производит благоприятное впечатление, так как он видит, что его наставник предельно правдив. М. Горький, отмечая благотворность такого поступка, писал: «Нравилось мне, когда он отвечал «не знаю», «не могу сказать», и сильно приближало это меня к нему – видна тут его честность. Коли учитель разрешает себе сознаться в незнании — стало быть, он знает нечто! ». Чувственное восприятие детьми урока музыки чрезвычайно богато. Дети тонко реагируют на настроение педагога и наверняка заподозрят безразличие и бесхарактерность, если он постоянно спокоен, благодушен, в его душевном состоянии превалируют только мажорные тона. Ученик, явившийся к такому педагогу на урок неподготовленным, понимает, что это не вызовет решительного осуждения — в худшем случае его ласково пожурят. Находясь в атмосфере всепрощенчества и безнаказанности ученик не может упорно заниматься, ему не привито чувство ответственности, дисциплинированности. Какую бы требовательность впоследствии ни проявлял учитель, такое неблагоприятное, одностороннее эмоциональное воздействие на учащегося дает себя знать — трудно заставить его работать. Если же сенсорная реакция педагога не однотонна, если он искренне переживает и радости и печали юного музыканта, неподдельно рад большим и малым успехам, не понимает и не принимает уклонений от занятий на инструменте (а эти чувства не оставляют равнодушным ученика), то он создает все условия для поддержания творческой атмосферы в классе и благотворно воздействует на психику учащегося. Некоторые преподаватели считают неприемлемым выражать по отношению к воспитанникам какие-либо эмоции, считая это нарушением педагогической этики. Н. А. Сорокин в учебнике дидактики по этому поводу отмечает: «Требование педагогического такта не исключает проявления учителем своих чувств: он может и должен быть на уроке не только бодрым и веселым, чутким и добрым, но и (в нужных случаях и в определенных рамках) огорченным, возмущенным и сердитым. При этом не следует терять чувство самообладания, уметь держать себя в руках». Взаимоотношение преподавателя и учащегося является одним из важнейших компонентов в системе воспитания будущего профессионала. Она слагается из взаимоотношений преподавателя и учащегося, общих проблем обучения, организации классных занятий и домашней работы ученика.
|
|||
|