![]()
|
|||
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
ТЕМА: Чтение слов и текстов, в которых встречаются разделительные Ъ и Ь. ЦЕЛЬ: познакомить учеников с ролью разделительных ъ и ь в русском языке. - Здравствуйте, ребята! - Начнём наш урок. - Прочитайте, пожалуйста, слова: лук, сук, сок, море, зоря, мышь, дичь. - Что интересного заметили? - Некоторые слова состоят из 3 букв, а другие из 4 букв. - Что общего у этих слов? - Эти все слова обозначают предметы. - Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных? - С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и и с помощью ь. - Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука. - Это только знак. Он не обозначает никакого звука. - Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием. - Посмотрите на картинки. Что вы видите?
Чем отличаются эти два слова: Перо и Пьеро?
- Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой. Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик. Нашли наши слова? - Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно? - А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”? После буквы “П” действительно стоит мягкий знак. - Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак? - Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука. Сохраняет звук [й]. Мягкий знак иногда так и называют “разделительный”. А ещё твёрдый знак тоже называется разделительным. - Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока? - Разделительные твёрдый и мягкий знаки. - Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике. (Рисунок 1) - Что интересного заметили? - Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков. - В левой части столбика буквы гласных обозначают мягкость предшествующего согласного, а в правой части – буквы гласных обозначают 2 звука. - В левой части нет звука [й], а в правой появляется. - Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика. - Что здесь интересного вы заметили? - Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике. - Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука. - В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й]. - Здесь все слова являются однокоренными. - Во всех этих словах есть твёрдый знак. - Он отделил согласный от гласного. - Поэтому он и называется разделительным. - Ребята, что нового узнали на уроке? - Мы узнали, что мягкий знак может не только обозначать мягкость, но и разделяет согласный от гласного. - Мы познакомились с ъ. - Узнали, когда пишется ь, а когда ъ.
|
|||
|