Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Открытая кадровая политика. Закрытая кадровая политика
Левченко В. П. У-363
Задание 1
Технологии управления персоналом:
В зависимости от того, какие средства используются для достижения управленческой цели
Административные технологии
| Экономические технологии
| Организационные технологии
| Социально-психологические технологии
| опираются на юридически закрепленные нормы, правила и стандарты
| использование в качестве средства управления экономической выгоды.
| использование ресурсов, которыми обладает организация
| средством являются человеческие отношения
| сутью является унификация сотрудников организации, преодоление субъективного подхода в оценке их действий и при принятии управленческих решений
| применяется не только с целью управления производительностью труда, но и как средство формирования новых отношений между подразделениями организации
| сопряжены с описанием бизнес-процессов, упорядочиванием этих процессов и повышением их эффективности за счет реорганизации способов
| предметом становится упорядочивание отношений, их структурирование в соответствии с целями организации
| создание документов, фиксирующих факты, и представляющие собой особую систему формального описания деятельности сотрудников в организации
| активизирует внимание к персоналу как капиталу организации и позволяет каждого сотрудника рассматривать как носителя внутриорганизационного капитала
| гибкий рабочий график, система постоянно действующих семинаров, on-line коммуникация и т. д.
| в качестве эффектов управления начинают выступать важные, но трудно уловимые феномены: лояльность, верность, гордость
|
Задание 2
В современных условиях особенно важным становится эффективное управление предприятием в целом и человеческими ресурсами в частности. В настоящее время перед организациями начали вставать принципиально новые задачи. Основные из них: стимулирование труда наемного персонала, предотвращение «утечки мозгов», индексация заработной платы в условиях инфляции, обеспечение соответствия уровня квалификации персонала жестким требованиям современной экономики и, наконец, усиление у персонала чувства принадлежности к фирме и др.
Система управления персоналом на большинстве предприятий не соответствует стратегии рыночных реформ, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ устойчивой стабилизации, оживления производства и структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.
Набор программ, используемых в процессе обучения и переобучения руководителей, должен соответствовать изменившимся и возросшим требованиям к руководителям. Программы должны ориентировать руководителей на оценку эффективности управления и, как следствие, повышение конкурентоспособности за счет максимального использования в работе человеческих ресурсов в противоположность экономическому росту, достигаемому за счет дополнительных капиталовложений. Из наиболее острых проблем следует также отметить такие, как уход квалифицированных специалистов, низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала, недостаточная квалификация персонала и отдельных руководителей, неудовлетворительный морально-психологический климат, низкий уровень мотивации работников и, как следствие, недостаточная инициативность работников при решении производственных проблем, конфронтация администрации и персонала.
Структура служб управления персоналом, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам повышения эффективности управления персоналом. Ощущается явная нехватка профессионалов, а занятые работники не имеют высокого престижа и соответствующего стимулирования труда. При жестком планировании и центральном финансировании отделы кадров ограничиваются лишь исполнительскими функциями.
Таким образом, современные проблемы системы управления персоналом:
· Система управления не соответствует стратегии рыночных реформ
· Практика работы в области управления персоналом не обеспечивает качественного обновления персонала, специалистов и руководителей.
· Уход квалифицированных специалистов
· Низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала
· Недостаточная инициативность работников при решении производственных проблем
· Совершенствования системы и технологии управления персоналом с учетом зарубежного опыта
· Отсутствие на предприятиях единой системы работы с кадрами
Задание 3
Модель управления персоналом
| Россия
| Америка
| Япония
| Ближе к американскому
| Технологический императив
| Объединенная оптимизация
| Ближе к японскому
| Люди – продолжение машин
| Люди – дополнение машин
| Ближе к японскому
| Люди как «запчасти»
| Люди как ресурс, который необходимо развивать
| Практически как у американцев
| Узкая специализация, предполагающая максимальное дробление операций
| Группировка работ, многоаспектные специальности
| Почти как у американцев
| Внешний жесткий количественный контроль
| Тонкий, неформальный внутренний контроль (саморегулирующиеся подсистемы)
| Как у американцев
| Строгая иерархичность организационной системы с акцентом на автократизм
| Плоская организационная схема. Партисипативный стиль
| Несравненно ближе к японскому
| Конкуренция, политическая игра
| Сотрудничество, коллегиальность
| Несравненно ближе к японскому
| Только интересы организации
| Интересы организации сочетаются с интересами общества
| Ближе к японскому
| Отчужденность интересов работников от интересов организации
| Приобщенность интересов работников к интересам организации
| Несравненно хуже, чем у американцев
| Низкая склонность к риску
| Инновативность, связанная с тщательным предварительным анализом ситуации
| Практически японский подход
| Краткосрочный найм
| Пожизненный найм
| Ближе к американскому
| Быстрая оценка и продвижение
| Постепенное продвижение
| Сходен с американским
| Специализированная деятельность
| Неспециализированная (широкоаспектная) деятельность
| Сходен с американским
| Индивидуальное принятие решений
| Коллективная многоступенчатая система принятия решений (рингисё)
| Сходен с американским
| Индивидуальная ответственность
| Коллективная ответственность
| Выражен слабее, чем у американцев
| «Человеческому фактору» в управлении придается важное, но все же второстепенное значение
| «Человеческому фактору» в управлении уделяется главное внимание
|
Задание 4
Кадровый процесс
| Тип кадровой политики
| открытая
| закрытая
| Набор персонала
| Ситуация высокой конкуренции на рынке труда
| Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук
| Адаптация персонала
| Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками
| Эффективная адаптация за счет института наставников (" опекунов" ), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы
| Обучение и развитие персонала
| Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового
| Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации
| Продвижение персонала
| Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала
| Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры
| Мотивация и
стимулирование
| Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)
| Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)
| Внедрение инноваций
| Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение ответственности сотрудника и организации
| Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия
|
Задание 5
Тип
| Уровень планирования
| стратегии организации
| долгосрочный (стратегический)
| среднесрочный (управленческий)
| краткосрочный (оперативный)
|
Открытая кадровая политика
| Предпринимательская
| Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам
| Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами
| Отбор менеджеров и специалистов под проекты
| Динамического роста
| Активная политика привлечения профессионалов
| Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов
| Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала
| Прибыльности
| Разработка новых форм организации труда под новые технологии
| Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест
| Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих)
| Ликвидационная
| Не рассматривается
| Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству
| Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости
| Круговорота
| Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни организации
| Поиск перспективных специалистов
| Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи
|
Закрытая кадровая политика
| Предпринимательская
| Создание собственных (фирменных) институтов
| Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии
| Привлечение друзей, родственников и знакомых
| Динамического роста
| Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный — Япония)
| Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении.
Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет
| Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению.
Проведение программ адаптации персонала
| Прибыльности
| Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат
| Реализация программ обучения управленческого персонала.
Разработка социальных программ
| Создание кружков “качества”, активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” — совмещение
| Ликвидационная
| Не рассматривается
| Проведение программ переподготовки
| Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников
| Круговорота
| Создание “инновационных” отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов
| Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме
| Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации
|
Задание 6
Влияние внешних сред.
Потребители и технологии Потребители являются ключевой для любой организации группой, поскольку за их счет она существует и развивается. В обыденной жизни понятие клиент ассоциируется с покупателем магазина или посетителем ресторана. На самом деле оно гораздо шире и включает в себя как непосредственных потребителей продукции и услуг (пользователей), так и тех, кто приобретает эти услуги у организации (заказчиков). Во многих случаях потребитель и заказчик не совпадают — для районной поликлиники клиентами являются и люди, обращающиеся за помощью (потребители), и районная администрация, финансирующая поликлинику (заказчик). Четкое представление о том, кто является клиентами организации и каковы их потребности, является важнейшим условием успеха организации. Ее цели, структура, системы управления должны отражать эти потребности и обеспечивать их удовлетворение.
Техника и технологии. С одной стороны, современная технология предоставляет организациям колоссальные потенциальные возможности для развития, радикальным образом изменяющие их цели, структуру, системы управления. В то же время сегодня технологические достижения организации в гораздо большей степени, чем раньше, доступны другим и создают основу для небывалого уровня конкуренции во всех сферах деятельности.
Конкуренты
Конкуренты поставляют потребителям сходные с предлагаемыми организацией товары или услуги, приобретают сырье и материалы у тех же поставщиков, привлекают рабочую силу со сходными характеристиками. Ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления.
Влияние внутренних сред
Влияние участия работников в командах на организацию и на них самих
|