|
|||
Лайфхак, как победить прокрастинацию. Эксперимент профессора философииПрокрастинация (от латинского слова procrastinatio, «задержка», «откладывание») — склонность к постоянному откладыванию «на потом» различных дел, вплоть до самых важных и срочных.
От лени или отдыха прокрастинацию отличает, во-первых, то, что человек не просто действует в ущерб своим интересам, но и прекрасно осознает: такое поведение повлечет за собой проблемы. Во-вторых, прокрастинатор испытывает постоянный стресс — откладывание важных дел закономерно вызывает негативные эмоции. В-третьих, человек не забывает про свои задачи — он помнит про них и имеет все возможности для их выполнения, но откладывает работу умышленно. Очевидно, что прокрастинация обычно рассматривается как негативное явление, с которым нужно бороться. Но Джон Перри, философ, профессор Стэнфордского университета и специалист в области философии языка, метафизики и философии сознания в 1996 году опубликовал небольшое эссе под названием «Как прокрастинировать, но все успевать», в котором изложил «теорию структурированной прокрастинации». Суть метода структурированной прокрастинации излагается в первых же строчках: «Я собирался написать это эссе несколько месяцев. Почему же я наконец это делаю? Потому что у меня наконец появилось свободное время? Нет. У меня есть работы, которые нужно оценить; заявки на гранты, на которые нужно написать отзыв; проекты диссертаций, которые нужно прочитать. Я работаю над эссе, чтобы не делать все эти вещи. Это — суть того, что я называю структурированной прокрастинацией, удивительной стратегии, которая превращает прокрастинаторов в эффективных людей». Ключевая идея Джона Перри заключается в том, что прокрастинаторы — не бездельники. Да, они не делают определенные вещи, но и не сидят на диване. Они могут делать уборку, приводить в порядок файлы на компьютере, отвечать на письма коллег — то есть выполнять иные, менее важные и менее сложные дела. По мнению профессора философии, жертвы прокрастинации часто совершают грубую ошибку — планируя свой день, они включают туда минимум задач, полагая, что уж с двумя-тремя пунктами они точно справятся. При этом логично, что в этот сокращенный список попадут несколько самых важных или сложных дел — таких, которыми вы не смогли пожертвовать. При этом прокрастинация, скорее всего, возьмет свое, а единственным способом избежать работы станет то самое «ничегонеделание», с которым вы пытаетесь бороться. Перри советует идти другим путем: внесите в список дел все. Вообще все — начиная от глобальных проектов (их следует поместить на верх листа) и заканчивая мелкими делами, вплоть до «вынести мусор» или «удалить ненужные письма». А еще можно делить крупные задачи на мелкие, не такие страшные: вместо «учить немецкий» напишите «выучить десять новых немецких слов». Потом вы, как водится, начнете прокрастинировать, но на этот раз вам будет, где развернуться: вы не приметесь за первые позиции в вашем списке дел, зато переделаете кучу задач из середины и конца перечня. Готово — коллеги восхищаются вашей работоспособностью, а вы не испытываете чувства вины.
|
|||
|