|
|||
Вопросы для самоконтроля
Тема № 3. Принципы исследования Вид учебного занятия: лекция (2 ч) Цель учебного занятия: охарактеризовать принципы исследования и ответить на вопросы для самоконтроля Вопросы для самоконтроля 1. Опишите теоретический, методологический и прикладной аспекты современной науки 2. Определите в чем сущность общенаучных принципов исследования действительности 3. Опишите, что представляют собой философские методы. В чем специфика принцип противоречия, принципа оценки, принципа распознавания 1. Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или процессов, обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии и тактики научных исследований, а также решении других подобных задач. Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности (мышлении) человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического исследования является умственный труд. Существует большое количество методик теоретического исследования, поэтому выбор можно делать только в соответствии с конкретной научной проблемой. За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат Методология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки. 2. В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие: 1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т. е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности; 2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной социальной системы; 3) принцип развития, т. е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. 3. 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
|
|||
|