Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Педагогическая культура - элемент педагогического мастерства», «Компоненты педагогической культуры».



 

Кочеткова Кристина 4 ДС

Доклад на тему:

«Педагогическая культура - элемент педагогического мастерства», «Компоненты педагогической культуры».

Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры, она интегрирует сферу педагогического и историко-культурного опыта, регулирует сферу педагогического взаимодействия. Культура человека - это принятый опыт взаимодействия и поведения, сформировавшийся и приемлемый в его жизнедеятельности. Как компонент общей культуры выделяют культуру педагогическую, и определяют её как совокупность накопленных свойств личности и данных ей от природы, предоставляющий высокий уровень активности педагога. Педагогическая культура очень многогранна, и включает в себя такие грани как профессиональная компетентность, психолого-педагогическая подготовленность, профессионально-педагогический интерес к делу, культура поведения педагога, культура внешнего выражения личности, культура педагогического мышления и общения, и конечно основополагающий элемент - педагогическое мастерство.

Педагог является субъектом высокой культуры, который способен на самоопределение в мире культуры и к воспроизводству культуры в людях. Педагог – это носитель культуры. Отсюда следует, что воспитание необходимо воспринимать как возможность приобщения к культуре. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. Под педагогическими ценностями здесь следует понимать знания, концепции, идеи, которые в данный момент имеют значимость для педагогической системы и общества в целом.

Мастерство – это умение, владение навыками в какой-либо сфере, искусство исполнения. Педагог-мастер – это личность образованная, «человек культуры», гуманист, понимающий ценность и уникальность каждого человека. Также, это личность духовная, свободная, возвышающая ценности культуры, труда и жизни, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию. И что очень важно, это человек, который стремится помочь ученику в его желании стать целостной личностью. Ну и конечно, педагог-мастер – это личность творческая, и культура его творчества находит своё отражение во всех областях жизнедеятельности.

Творческий характер деятельности педагога определяет его мыслительную деятельность, особый стиль, который связан с новизной и важностью результата, вызывая активизацию связи психических сфер личности воспитателя, а именно мотивационной, познавательной, эмоциональной и волевой. Также здесь немаловажны специфические способности и их проявления (например, способность мыслить педагогически), а реализует их развитая способность творить. К качествам личности творческого учителя (воспитателя) относятся чувство нового, остроумие, информационный голод, оригинальность, эмоциональная возбудимость в творческих ситуациях, творческое воображение и интуиция. Чувство нового считается интеллектуальным чувством творческого человека, которое позволяет своевременно отмечать появление нового, инновационного, ставить проблемы и решать их. Остроумие – это природный дар, способствующий педагогу проявить себя как личность. Юмор обеспечивает положительное самочувствие в любой ситуации, побуждает поиск новых средств оценки, выступает в роли стимула самовоспитания. Одним из основных симптомов информационного голода является постоянная потребность обогащения новой информацией из всевозможных источников, а непрерывность самообразования, это одно из условий самосовершенствования и профессионального становления. Оригинальность как качество личности выражается как нестандартность и неповторимость, это гармония индивидуальности и типичности. Также, оригинальность является одним из показателей уровня развития педагогических способностей. Неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности – это творческое воображение. Воображение заключается в способности по-новому смотреть на вещи, в нахождении решения нестандартной задачи. Педагог с высоким уровнем воображения мыслит нешаблонно, способен к поиску незаурядных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций. Помощь в развитии творческого воображения оказывают увеличение запаса представлений, развитие способности сосредотачиваться мысленно на воображаемом объекте, развитие инициативного воображения и постоянное развитие способности воображения в процессе творческой деятельности. Интуиция педагога совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта, наличие её свидетельствует о наличии у воспитателя (учителя) способности к педагогической импровизации.

Педагог-мастер совмещает в себе такие умения и свойства характера, как терпение, артистизм, режиссура, импровизация, духовность, мотивация учения; глубокое знание своего предмета, знание целей и задач обучения, средства обучения, понимание выбора форм обучения, умение владеть технологией отбора материала, а также знание, понимание и владение методами обучения, умение предвидеть результат обучения, знание реальных возможностей учеников и умение их развивать, умение ждать результата от любого ученика. Самоотдача, работоспособность, самосовершенствование, повышение квалификации, неустанное пополнение профессиональных знаний, желание делиться своим педагогическим опытом с коллегами, ну и, конечно же, безграничное знание своего предмета и умение научить людей, необходимые компоненты педагогического мастерства.

Каждый воспитатель (учитель) может стать педагогом-мастером, при условии постоянного профессионально-творческого самовоспитания, развивая в себе выше изложенные необходимые качества и умения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.