Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деонтологические проблемы трансплантологии.



 

Смолина В. В.

Россия, г. Екатеринбург

УрФУ им. Б. Н. Ельцина

студент философского факультета

кафедра онтологии и теории познания

Деонтологические проблемы трансплантологии.

Трансплантология — раздел медицины, изучающий проблемы трансплантации органов и тканей, таких, как почки, печень, сердце, костный мозг и т. д., а также перспективы создания искусственных органов. Ежегодно в мире выполняется 100 тысяч трансплантаций органов и более 200 тысяч – тканей и клеток человека. Из них до 26 тысяч приходится на трансплантации почек, 8-10 тысяч – печени, 2, 7-4, 5 тысячи – сердца, 1, 5 тысячи – легких, 1 тысяча – поджелудочной железы. Лидером среди государств мира по количеству проводимых трансплантаций являются США: ежегодно американские врачи выполняют 10 тысяч пересадок почек, 4 тысячи – печени, 2 тысячи – сердца. В России ежегодно производится 4-5 трансплантаций сердца, 5-10 трансплантаций печени, 500-800 трансплантаций почек. Этот показатель в сотни раз ниже потребности в данных операциях.

В России действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей, закон допускает взятие тканей и органов у трупа, если умерший человек или его родственники не выразили на это своего несогласия. Также при обсуждении этических вопросов пересадки органов следует разделять интересы реанимационных и трансплантационных бригад одного и того же медицинского учреждения: действия первых направлены на спасение жизни одного пациента, а вторых – на возвращение жизни другому умирающему. При трансплантации органов от трупов возникают морально-этические проблемы, связанные как с процедурой забора органов, так и со справедливым распределением дефицитных ресурсов трансплантологии между потенциальными реципиентами. [2] В вопросе кому принадлежат органы трупа применяются три подхода: принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора органов. Рутинный забор пригодных для трансплантации органов у трупов в нашей стране долгое время оставался основным типом решения данного вопроса. При этом власти по собственному усмотрению могут распоряжаться телом умершего. В этом случае реализуется установка утилитарной этики, согласно которой действие морально оправданно, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего количества людей. Однако при этом нарушается право человека распоряжаться своим телом (пусть даже после смерти) и затрагиваются моральные ценности семьи покойного, в ряде случаев нанося родственникам дополнительную моральную травму. Американский философ Р. Витч писал: «В обществе, которое ценит достоинство и свободу личности, мы должны иметь возможность контролировать то, что происходит с нашими телами, не только при жизни, но, и, в разумных пределах, и после ее окончания». Презумпция согласия - принцип забора органов, который заложен в современное российское законодательство. При этом констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции (как самого человека при жизни, так и родственников после его смерти). Вследствие распространенной в России правовой безграмотности этим правом пользуются редко, что, с другой стороны, является благом, так как большинство населения, не доверяя современной системе здравоохранения, с предубеждением относится к забору органов. Из-за отсутствия широкой системы позитивной информации о трансплантологии и обилию негативных публикаций в средствах массовой информации и других изданиях люди (пока не затрагиваются их личные интересы) весьма критично относятся к трансплантологии. Информированное согласие (презумпция несогласия) предусматривает прижизненное распоряжение донора или согласие членов его семьи после его смерти. Этот тип забора органов применяется в ряде развитых стран (США, Голландия, Португалия). В США в 1968 году принят закон об анатомическом даре (для лиц старше 18 лет). Дар выражается в виде устного изъявления воли или путем заполнений специальной донорской карты. Этично ли спрашивать у родственников умершего разрешение на забор органов (причем задавать этот вопрос будет врач, который курировал больного)? С одной стороны, это нанесет им дополнительную моральную травму. [1]

Возникают серьезные этико-философские проблема: цена и ценность конкретной человеческой жизни. Целесообразность трансплантации органов и тканей, дающая возможность продлить жизнь и улучшить её качество, таит в себе опасность превращения донорства в коммерческую операцию (покупка, продажа органов человека или приоритетного права в списке очередников, ожидающих донорский орган). Поэтому при трансплантации органов и тканей должен быть соблюден деонтологический принцип коллегиальности при принятии решения. Например, кому из многих нуждающихся достанется вновь появившийся здоровый орган в условиях дефицита донорский органов: самому тяжелому больному, больному с наиболее благоприятным прогнозом, наиболее ценному для общества пациенту (выдающийся композитор, писатель, политик), а возможно, наиболее «дорогому» (в денежном эквиваленте) пациенту? Понятно, что здесь возможно злоупотребление, подкуп, коррупция.

Запретительные тенденции проблем не решают. Нельзя, например, опасаясь злоупотреблений, запретить обмен донорскими органами с другими странами и проводить операции по пересадке органов гражданам других государств. Это значит не иметь возможности и не только передавать, но и получать необходимые обреченным людям органы по международным системам сотрудничества в области трансплантологии.

Особенно серьезными оказались этико-философско-правовые проблемы в области трансплантации мозга. Здесь к вышеперечисленным добавились еще более серьезные проблемы, приведшие к наложению моратория на подобные операции (несмотря на то, что уже имелся опыт их удачного осуществления). Во-первых, у умирающего мозг должен быть взят до истечения критического срока его жизни и начала необратимых процессов, а это убийство, даже если у умирающего имеются другие травмы, несовместимые с жизнью. Во-вторых, учитывая, что мозг – орган личности, как определить статус человека с пересаженным мозгом: он становится ( и юридически, и фактически) тем, кем был прежний владелец мозга ( в семье, в бизнесе и т. д. ), или он – тот, кем было и является его тело? Загадки скорее для фантастических фильмов, не имеющие пока однозначного ответа. [1]

В России в год нужны более десяти тысяч трансплантаций. В прошлом же году было выполнено лишь 1037 трансплантаций почек, 209 — печени, 97 — пересадок сердца, 19 — поджелудочной железы. И всего лишь одна-единственная операция по пересадке легких. У нас в стране работают лишь 35 трансплантационных центров. Этого ужасно мало: треть пациентов умирает, так и не дождавшись операции. Но главная проблема не в этом. «Общество трансплантологов» провело опрос общественного мнения об отношении россиян к пересадке органов. Выяснилось, что половина наших соотечественников выступает против посмертного донорства! И это при том, что мы опрашивали не только простых людей, но и сограждан с медицинским образованием. Эти данные лишь еще раз подтверждают: в нашей стране даже профессионалы не располагают полной информацией, касающейся трансплантации органов. У России есть все условия для увеличения количества пересадок и тем самым спасения жизней тяжело- больных. Для этого нам прежде всего необходимы региональные и городские центры, которые будут координировать донорство, вести отчетность, а также поддерживать постоянную связь с отделениями реанимации. Сегодня такие центры есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Пока же большинство наших сограждан считают трансплантацию дорогим и бессмысленным делом, не приносящим пользы экономике. Поэтому в большинстве регионов власти отказываются выделять день­ги на развитие донорских программ. А учреждения, которые занимаются донорством, можно пересчитать по пальцам. В больницах нет координаторов по трансплантации и органному донорству. Для сравнения: в Германии вопросы донорства в 1100 стационарах страны координируют сотни специально подготовленных врачей. [2] Если Россия хочет стать цивилизованным государством, то без развития трансплантологии не обойтись. Это фундаментальная наука, успех которой напрямую связан с общественным мнением. Прогресс в этой области возможен только при поддержке государства, при введении в медицинские институты специальных курсов по трансплантологии.

 

1. Мишаткина Т. В., Биомедицинская этика, учебно-методическое пособие. – Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2007.

2. Чжао А. Е., Презумпция согласия. - GEO №165 Декабрь 2011.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.