Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Бухгалтерские записи по годовому заключению счетов и их отражение в учетных регистрах по исполнению бюджета.



Билет 25

 

1. Бухгалтерские записи по годовому заключению счетов и их отражение в учетных регистрах по исполнению бюджета.

 

Годовой отчет составляется ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в объеме форм, установленных постановлением Минфина РБ от 30. 01. 2002 № 13.

До составления годового отчета в организациях проводится определенная подготовительная работа, суть которой состоит в следующем:

1) проверяется правильность отражения бухгалтерских записей на счетах бухгалтерского учета, производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета;

2) проводится годовая инвентаризация статей баланса согласно;

3) завершаются все расчеты с дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами, по чековым книжкам, т. е.:

- от подотчетных лиц истребуются авансовые отчеты, а неиспользованные суммы авансов сдаются на текущий счет на восстановление кассовых расходов;

- суммы дебиторской задолженности взыскиваются, а кредиторской - погашаются;

- неиспользованные чеки из чековой книжки сдаются обратно в финансово-кредитную организацию.

Если по каким-либо причинам с отдельными дебиторами и кредиторами расчеты не будут завершены к концу года, эти остатки должны быть сверены и подтверждены актами сверки по состоянию на 1 января. Остатки денежных средств, находящихся в кассе, сдаются на счет в учреждение банка. В кассе организации могут оставаться денежные средства в пределах лимита, установленного банком.

Остатки денежных средств на счетах в банке должны быть сверены с выпиской из текущего счета. У организаций, обслуживаемых территориальными органами казначейства, остатков на текущих счетах быть не должно;

4) производится переоценка основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования;

5) начисляется амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов (31 декабря).

После проведения подготовительных мероприятий организации составляют предварительный баланс на 31 декабря, после чего приступают к годовому заключению счетов.

Под годовым заключением счетов понимается списание произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов и затрат.

Закрытие счетов текущего учета осуществляется путем записи имеющихся остатков в предварительном балансе по соответствующим субсчетам в противоположную сторону (остатки относятся в кредит субсчетов).

Субсчета по учету расходов закрываются субсчетами источников финансирования в следующем порядке:

Субсчет учета расходов (закрываемый) Субсчет источника финансирования
200 «Расходы по бюджету» 230 «Финансирование из бюджета» (у главного распорядителя)  или  140 «Расчеты по финансированию из бюджета» (у нижестоящего распорядителя)
202 «Расходы за счет других бюджетов» 232 «Финансирование за счет других бюджетов»  или  142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»
204 «Расходы на выплату пособий и компенсаций за счет бюджета»       234 «Финансирование из бюджета на выплату пособий и компенсаций»  или  146 «Расчеты по финансированию на выплату пенсий и пособий за счет средств бюджета»  
206 «Расходы на выплату пенсий и пособий» 235 «Финансирование из Фонда социальной защиты»  или  146 «Расчеты по финансированию на выплату пенсий и пособий за счет средств бюджета»  
211 «Расходы по внебюджетным средствам» 237 «Прочие источники»
080 «Затраты на производство»  082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам»    280 «Реализация продукции (работ, услуг)»
203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» 231 «Финансирование из бюджета капитальных вложений»  или  143 «Расчеты по финансированию капитальных вложений» - в случае окончания работ по капитальному строительству. Если строительство не закончено и имеются незавершенные работы по строительству либо строительство закончено, но не приняты строительные объекты, суммы незавершенных работ остаются на субсчетах 203 и 212  
212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения» 246 «Фонд производственного и социального развития»
215 «Расходы за счет внебюджетных фондов» 272 «Внебюджетные фонды»

При наличии у бюджетной организации таких средств, как родительская плата за содержание детей в детских учреждениях, музыкальных школах, плата студентов за общежитие, которые учитываются по кредиту субсчета 236 «Средства, направляемые в счет бюджетного финансирования», списание расходов производится в первую очередь в пределах сумм, числящихся на субсчете 236. Оставшаяся часть расходов закрывается субсчетом 230 «Финансирование из бюджета» или 140 «Расчеты по финансированию из бюджета». Аналогичным способом закрываются расходы и у организаций, имеющих средства, приравненные к бюджетному финансированию (силовые структуры).

Расходы списываются с баланса бюджетной организации в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации. В случае недостаточности источника финансирования для списания расходов в отчетном году на субсчетах по учету расходов на 1 января остаются остатки средств, которые переносятся на следующий год.

Бюджетные организации представляют годовой отчет в объеме следующих форм:

- баланс исполнения сметы расходов формы 1 со справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

- отчет об исполнении сметы расходов формы 2;

- отчет об исполнении сметы расходов по капитальному строительству формы 2-2;

- отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам формы 3;

- отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам формы 4;

- отчет о движении основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств формы 5;

- отчет о движении материальных ценностей формы 6;

- отчет о недостачах и хищениях имущества в бюджетных организациях формы 15.

Баланс исполнения сметы расходов (форма 1) составляется на основании остатков, выведенных по книге журнал-главная формы 308.

В частности, остатки по субсчетам 010-019 счета 01 «Основные средства» в активе баланса должны равняться сумме остатков по субсчетам 250 «Фонд в основных средствах» и 020 «Амортизация основных средств» в пассиве баланса, а также итогу по счету 01 «Основные средства», отраженному в форме 5 «Отчет о движении основных средств» на начало и конец отчетного периода соответственно. Аналогично остатки по субсчетам 070-073 счета 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» в активе баланса равны остаткам по субсчету 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» и идентичны остаткам по данному счету в форме 5 «Отчет о движении основных средств». Остатки по счету 06 «Материалы и продукты питания» в активе баланса на начало и конец года должны соответствовать итоговой сумме остатков по данному счету в форме 6 «Отчет о движении материальных ценностей».

Отчет об исполнении сметы расходов (форма 2) составляется на основании данных книги учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294. Отчет заполняется в разрезе статей и элементов бюджетной классификации.

Фактические расходы по форме 2 равны: «списано расходов в отчетном году» по справке к балансу плюс остаток по субсчету 200 в активе баланса на конец отчетного периода и минус остаток по субсчету 200 на начало года в активе баланса.

Кассовые расходы проверяются следующим образом: к остатку по субсчету 100 «Текущий счет по бюджету» в активе баланса на начало года прибавляем «получено финансирование из бюджета» по справке к балансу и вычитаем остаток по субсчету 100 в активе баланса на конец отчетного периода. Полученная сумма равна кассовым расходам по строке «итого» в форме 2.

Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам (форма 3) составляется на основании выполненных сетевых показателей и штатной численности работников (количество коек, детей, койко-дней, дето-дней, сотрудников, число штатных единиц и т. д. ). Сетевые показатели ведутся систематически в произвольной форме.

Отчет по капитальному строительству (форма 2-2) заполняют организации, имеющие строительные работы. В данном отчете отражаются как кассовые, так и фактические расходы, а также отражаются источники финансирования объектов.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (форма 4) заполняется на основании многографных карточек формы 283 отдельно по каждому виду доходов и в сводном виде по учреждению.

В данном отчете две графы - графа 6 «Исполнено по текущему счету в банке» и графа 7 «Фактически исполнено» - заполняются на основании данных бухгалтерского учета.

В графе 6 отражается движение субсчета 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» (дебет и кредит субсчета) по соответствующим разделам: в разделе I «Доходы» отражается дебет субсчета; в разделах II «Расходы», III «Налоги и отчисления» (по строке «Платежи из прибыли»), V «Использовано фондов» - кредит субсчета 111. Остаток по субсчету 111 на начало и конец отчетного периода в балансе формы 1 должен соответствовать строкам «Остаток средств на начало года», «Остаток средств на конец отчетного периода» формы 4 и быть подтвержден выпиской банка с текущего счета по внебюджетным средствам.

В графе 7 «Фактически исполнено» отражаются субсчета:

211 «Расходы по внебюджетным средствам» (080 «Затраты на производство»);

237 «Прочие источники» (280 «Реализация продукции (работ, услуг)»;

240 «Фонд материального поощрения»;

246 «Фонд производственного и социального развития»;

410 «Прибыль и убытки».

Субсчет 211 (080) отражается в разделе II «Расходы», III «Налоги и отчисления»; субсчет 237 (280) - в разделе I «Доходы» (кредит субсчета), III «Налоги и отчисления» (дебет субсчета). Кредит субсчетов 240, 246 отражается в разделе IV «Образовано фондов», дебет этих субсчетов - в разделе V «Использовано фондов».

Остаток средств на начало года и конец отчетного периода по графе 7 должен быть равен сумме остатков по субсчетам 237, 240, 246 пассива баланса на начало и конец отчетного периода соответственно.

В отчете о движении основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 5) показывается стоимость объектов основных средств (включая нематериальные активы) на начало и конец отчетного периода по субсчетам (01-019).

По указанию вышестоящих распорядителей бюджетных средств и финансовых органов в пояснительной записке дается расшифровка источников поступления и причин выбытия объектов основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств.

В отчете о движении материальных ценностей (форма 6) показывается стоимость материалов для учебных и научных целей (субсчет 060), продуктов питания (субсчет 061), медикаментов и перевязочных средств (субсчет 062), хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей (субсчет 063), топлива, горючего и смазочного материалов (субсчет 064), кормов и фуража (субсчет 065), тары (субсчет 066), прочих материалов (субсчет 067), материалов в пути (субсчет 068), запасных частей к машинам и оборудованию (субсчет 069) на начало и конец отчетного года, а также стоимость материальных ценностей, израсходованных на нужды бюджетной организации в отчетном году. Помимо этого в данной форме показывается движение (прибыло, выбыло) материальных ценностей за счет всех источников финансирования.

Отчет о недостачах и хищениях имущества в бюджетных организациях (форма 15) составляется бюджетными организациями в разрезе основных разделов классификации расходов.

К годовому отчету прилагают пояснительную записку с указанием факторов, повлиявших на исполнение сметы расходов.

 

2. Принципы, методы и порядок финансирования бюджетных учреждений. Особенности финансирования учреждений, получающих средства из республиканского и местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т. п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т. п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений - это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РБ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

Для выявления специфики бюджетного планирования в непроизводственной сфере целесообразно, прежде всего, классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации по группам с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования.

В первую группу могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они организуют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь Законом Республики Беларусь " О предприятии". Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т. е. денежные средства потребителей.

Во вторую группу включаются отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, т. е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные. Метод ведения хозяйства здесь определяется преобладающим источником возмещения расходов.

К третьей группе принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги — бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

- республиканского бюджета

- местного бюджета,

- государственных внебюджетных фондов,

- бюджетов всех уровней,

- внебюджетных доходов,

- средств, поступивших во временное распоряжение.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

3. Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели:

• на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

• на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

• на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами, законами субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления;

• на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством;

• на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

• на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных контрактов.

В РБ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Главному государственному казначейству Министерства финансов РБ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета Для исполнения бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каж­дого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета

Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств республиканского бюджета в системе балансовых счетов государст­венного казначейства. Запрещено осуществление операций в процессе исполнения рес­публиканского бюджета, минуя систему счетов Главного государственного казначейства. Единый казначейский счет (ЕКС) находится в Национальном банке Республики Бела­русь. Главному государственному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов республиканского бюджета. Счета Главного государственного казначейства в Национальном банке Республики Беларусь и при необходимости в других учреждениях банков ведутся на основании договоров.

Операции по кассовому исполнению бюджета учитываются в учреждениях банков на балансовых счетах в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в банках.

Учреждения банков выполняют следующие операции по кассовому исполнению бюджета:

-принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы республиканского и местных бюджетов, на соответствующие счета этих бюджетов;

-выдают средства из республиканского и местных бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих банков, по поручениям распорядителей этих счетов;

- принимают и выдают внебюджетные средства учреждений и организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах;

- производят расчетное и кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершающе­гося года остатки средств на едином казначейском счете подлежат учету в источниках внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета наступившего фи­нансового (бюджетного) года в качестве свободного остатка бюджетных средств.

Временно свободные денежные средства республиканского бюджета могут вклады­ваться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использо­ваться на выдачу ссуд юридическим лицам.

Остатки средств республиканского бюджета, а также средств государственных целевых бюджетных фондов на счетах распорядителей средств по окончании счетного пе­риода финансового (бюджетного) года закрываются и вносятся в доход республиканского бюджета или в доход соответствующих фондов как прочие поступления.

Финансирование главных распорядителей средств либо по отдельным целевым расходам осуществляется Главным государственным казначейством на основании поданной заявки по установленной форме. Перечисление средств производится с учетом не использованных ими остатков ассигнований.

Финансирование распорядителей средств через территориальные органы казначей ства предусматривает следующие необходимые условия:

- регистрация распорядителей средств в территориальном органе казначейства по местонахождению;

- наличие утвержденных бюджетных назначений (плана) на текущий финансовый (бюджетный) год.

Исполнение республиканского бюджета по расходам осуществляется посредством опла­ты обязательств распорядителей средств с текущих счетов территориальных органов ка­значейства на счета получателей бюджетных средств - поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также по обязательным платежам и нетоварным расчетам либо самого распорядителя средств для получения наличных денежных средств.

В течение года территориальными органами государственного казначейства наряду с местными финансовыми и налоговыми органами контролируется ход исполнения местных бюджетов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.