Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. по выполнению домашней контрольной работы. Учебная дисциплина «Теоретические основы химической технологии». Соликамск , 2021. СОДЕРЖАНИЕ



 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский горно-химический техникум»

 

 


                                                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению домашней контрольной работы

Учебная дисциплина «Теоретические основы химической технологии»

для специальности

 18. 02. 03 Химическая технология неорганических веществ

 

 


Соликамск, 2021

 

 

Утверждено

на заседании ПЦК УГС 18. 00. 00

 (протокол №______ от ____. _____. ________. )

 

Рекомендовано

 к изданию МС ГБПОУ «СГХТ» (протокол №______ от ____. _____. ______. )

 

 

Составитель: Королева Н. В., преподаватель ГБПОУ «СГХТ»

высшая квалификационная категория

 

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине Теоретические основы химической технологии 18. 02. 03 Химическая технология неорганических веществ: Методические указания/сост.: Н. В. Королева; ГБПОУ «СГХТ» – Соликамск, 2021- 20с.

 

Методические указания предназначены для студентов специальности 18. 02. 03 Химическая технология неорганических веществ по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине Теоретические основы химической технологии

 

© ГБПОУ «СГХТ»

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                 

пояснительная записка     
1    цель и задачи дисциплины       
2     общие требования к оформлению контрольной работы 3     ПЕРЕЧЕНЬ вопросов к экзамену             ПЕРЕЧЕНЬ Теоретических
   
   
   

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателю и студентам, обучающимся по основной профессиональной образовательной программе по специальности 18. 02. 03 Химическая технология неорганических веществ. Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу. Это увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов.

     Методические указания по выполнению домашней контрольной работы основаны на требованиях к знаниям и умениям, предусмотренными государственным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:

     - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

     - углубление и расширение теоретических знаний;

     -формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

     - развитие познавательных способностей и активности студентов;

     - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

     - развитие исследовательских умений;

     - использование материала, собранного в ходе самостоятельных занятий, при написании курсовой и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к экзамену.

     В методических указаниях содержатся рекомендации для студентов по написанию контрольной работы, приведен список рекомендуемой литературы, а так же предложены критерии оценки.

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью преподавания дисциплины «Теоретические основы химической технологии» является обеспечение теоретической подготовки техников-технологов. Данный курс формирует будущего специалиста и обеспечивает глубокое понимание сущности основных законов химической технологии и применение их к решению практических задач.

 

В результате изучения курса «Теоретические основы химической технологии» студент должен уметь:

У1. выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей химических производств;

У2. определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;

У3. составлять и делать описание технологических схем химических процессов;

У4. обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции оборудования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1. теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;

З2. основные положения теории химического строения веществ;

З3. основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики;

З4. основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производства;

З5. основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания;

З6. технологические схемы основных химических производств и их аппаратурное оформление.

Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 ПК 1. 1. Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты, оснастку.

ПК 1. 2. Контролировать и обеспечивать бесперебойную работу оборудования, технологических линий.

ПК 1. 3. Выявлять и устранять отклонения от режимов в работе оборудования, коммуникаций.

ПК 1. 4. Подготавливать к ремонту и принимать оборудование из ремонта.

ПК 2. 1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.

ПК 2. 2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.

ПК 3. 1. Получать продукты производства заданного количества и качества.

ПК 3. 2. Выполнять требования безопасности производства и охраны труда.

ПК 3. 3. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов.

ПК 3. 4. Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов.

ПК 3. 5. Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

ПК 4. 1. Планировать и организовывать работу подразделения.

ПК4. 2. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

ПК4. 3. Осуществлять руководство подчиненным персоналом подразделения.

ПК 4. 4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.

ПК4. 5. Обучать безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.

 

     2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2. 1. Выполнение контрольной работы

 

Студент – заочник должен получить теоретические знания в соответствии с программой по специальности, уметь применять эти знания в практической деятельности, действовать самостоятельно, эффективно, в соответствии с поставленными задачами.

Согласно учебному плану, студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу в сроки, установленные учебным графиком.

Цель выполнения контрольной работы – научить студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобрести навыки письменно излагать материал по конкретным вопросам, которые могут возникнуть в практической деятельности.

Задание для выполнения контрольной работы разработано в 10 вариантах. В каждом варианте содержатся теоретические вопросы и задачи.

Вариант определяется списочным номером студента в журнале учебной группы.

Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо внимательно изучить краткое содержание тем и рекомендуемую литературу, в соответствии с программой.

При выполнении работы придерживаются следующих правил:

- подобрать материал, соответствующий содержанию вопроса используя рекомендуемую литературу;

- затем своими словами изложить теоретическую часть вопроса (не допуская дословного переписывания текстов из учебников, брошюр, статей);

- привести практические примеры. Используя конкретный материал на рабочем месте или же конкретные жизненные ситуации;

- в конце работы сделать выводы.

2. 2 Оформление контрольной работы

Контрольная работа выполняется в ученической тетради (10-12 листов). На тетрадь наклеивается титульный лист, который заполняют по установленной в учебном заведении форме.

Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четким, разборчивым почерком. Не допускается сокращение слов (кроме общепринятых сокращений).

Контрольная работа может быть выполнена на компьютере шрифтом Times New Roman, размером 14 и напечатана на бумаге формата А4 на лицевой стороне каждого листа.

Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы, отвести поля шириной 2-3 см для замечаний рецензента, привести четкую формулировку вопроса и план выбранной темы, изложив ответ на него. При необходимости, текст ответа можно дополнить чертежами, схемами и рисунками, исполненными в любой технике, но четко и аккуратно. Между ответами следует оставлять несколько строчек для замечаний преподавателя по работе. В конце работы указать используемую литературу.

Выполненная работа сдаётся в техникум.

При получении отрецензированной работы студент должен выполнить все указания рецензента. Работа над ошибками, дополнения к ответам, согласно рецензии, выполняются в этой же тетради.

На рецензию не принимаются работы:

- выполненные по неправильно выбранному варианту;

- переписанные у других студентов;

- выполненные небрежно, неразборчивым почерком.

После выполнения контрольной работы студент допускается к сдаче экзамена.

2. 3 Критерии оценки домашней контрольной работы:

- работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на все теоретические вопросы даны полно, последовательно, в требуемых случаях иллюстрированы схемами, графиками, диаграммами и т. д., правильно употребляется научно-техническая терминология;

- задачи решены верно, ход решения пояснен;

- работа аккуратно оформлена, приведен список использованной литературы;

Работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:

- описки, искажающие суть ответа на теоретические вопросы;

- неточности, допущенные при ответе на теоретические вопросы;

- отсутствие выводов в процессе освещения вопросов, решения задач.

 

2. 4 Задания для контрольной работы

 

Таблица 1- Выбор вариантов домашней контрольной работы (номер варианта соответствует списочному номеру студента в учебном журнале группы)

Вариант

Номера заданий

                     

 

Задания

1 Химическая технологи как наука.

2 Значение и основные направления развития химической технологии.

3 Сырьё химической промышленности, виды и запасы сырья.

4 Принципы обогащения сырья.

5 Энергетические источники химической промышленности.

6 Основные характеристики и классификация химико-технологических процессов.

7 Пути интенсификации химико-технологических процессов.

8 Основные показатели химико-технологических процессов.

9 Материальный и тепловой балансы процесса.

10 Равновесие в технологических процессах. Константы равновесия.

11 Принцип Ле-Шателье в химической технологии.

12 Взаимосвязь параметров химико-технологических процессов и влияние их изменения на смещение равновесия.

13 Характеристика гомогенных химических процессов.

14 Факторы, влияющие на скорость гомогенного процесса.

15 Сущность и виды катализа.

16 Характеристика гетерогенных химических процессов.

17 Факторы, влияющие на скорость гетерогенного процесса.

18 Основные требования к катализаторам.

19 Свойства твердых катализаторов и их производство.

20 Виды моделирования.

21 Проектирование и моделирование химико-технологических систем.

22 Химические реакторы. Основные требования, предъявляемые к химическим реакторам.

23 Классификация химических реакторов.

24 Основные показатели работы химических реакторов.

25 Принцип организации теплообмена в химических реакторах.

26 Общая характеристика химико-технологических систем.

27 Способы отображения структуры химико-технологических систем.

28 Основные типы связи между элементами ХТС.

29 Основные этапы создания производств и стадии проектирования.

30 Основные направления охраны окружающей среды от промышленных выбросов.

31 Очистка газообразных выбросов от примесей.

32 Очистка сточных вод.

33 Физико-химические основы окисления оксида азота и абсорбции диоксида азота водой.

34-45 Определить расходные коэффициенты сырья на производства      V м3  диоксида серы при обжиге материала, содержащего с % примесей. табл. 2

Таблица 2

Вариант
V, м3
Наименование газа

SO2

Наименование материала

сера

сероводород

колчедан

Содержание примесей, с % 5, 2 2, 5 3, 8 6, 1 7, 3 5, 8 4, 6 8, 1 8, 3 12, 2 6, 7 9, 1

 

46-57 Определить расходные коэффициенты сырья на производства вещества С, если первое сырье А содержит с1 % примесей, а второе В концентрацией с2 %., табл. 3

Таблица 3

Вариант
Наименование вещества С

K2SO4

NH4NO3

КNO3

Наименование сырья А

KCl

NH3

KCl

Содержание примесей, с % 3, 8 4, 6 5, 2 3, 6 10, 0 5, 8 7, 6 6, 5 9, 7 6, 8 5, 4 3, 9
Наименование сырья В

H2SO4

НNO3

НNO3

Концентрация, с2 % 93, 5 94, 1 93, 8 94, 6 55, 0 53, 4 58, 6 52, 8 54, 3 55, 8 53, 9 56, 7

 

58 – 69 Определить выход продукта, если из m кг данного вещества получено m1 кг продукта, табл. 4

Таблица 4

Вариант
Масса вещества, m, кг

Наименование вещества/концентрация

HNO3, %

колчедан, содержащий FeS2, %

сера, содержащая примеси, %

92, 3 90, 5 96, 4 90, 2 2, 8 5, 1 4, 6 7, 2
Масса продукта, m1, кг
Наименование продукт

Аммиачная селитра

Диоксид серы

Диоксид серы

 

70-81 Как увеличить скорость процесса, табл. 5

Таблица 5

Вариант Наименование процесса
сжигания серы
обжига колчедана
сжигания сероводорода
окисления диоксида серы
осушки газа в производстве серной кислоты
абсорбции триоксида серы
синтеза аммиака
конверсии метана водяным паром
конверсии метана кислородом
конверсии оксида углерода водяным паром
окисления аммиака
окисления оксида азота

82-93 К какому типу реакторов (РИС или РИВ) относится аппарат, табл. 6

Таблица 6

Вариант Наименование аппарата
печь сжигания серы
печь КС обжига колчедана
печь сжигания водорода
насадочный абсорбер
контактный аппарат окисления диоксида серы
колонна синтеза аммиака
шахтный контактный аппарат конверсии метана
радиальный контактный аппарат конверсии оксида углерода
контактный аппарат с движущимся слоем катализатора
пленочные реакторы
барабанные вращающиеся печи
барботажные реакторы

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кутепов А. М. и др. Общая химическая технология. - М.: Высшая школа, 1990.

Сороко В. С. и др. Основы химической технологии. -Л.: Химия, 1986.

Мухленов И. П. и др. Расчеты химико-технологических процессов. - Л.: Химия, 1976.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.